eng Всемирная Энциклопедия Путешествий + МГИИТ
 
Расафа. Византийский город, затерянный в песках Сирии
Читать весь цикл статей: Уходящая Сирия
Аннотация серии статей

О памятниках архитектуры и изобразительного искусства Сирии, уничтоженных после захвата территорий страны боевиками Исламского государства. Многие постройки (особенно храмы богов домусульманского времени) были взорваны, скульптуры и артефакты из музеев уничтожены или попали в руки перекупщиков антиквариата. Хищнические раскопки в археологических зонах также отнимают у человечества целые пласты информации об истории Ближнего Востока. К сожалению, ни одна страна в мире не защищена от вспышек безумия (на религиозном, национальном, социальном, политическом или других основаниях). Волна иноземного варварства в Сирии подтверждает важность путешествий по еще мирным территориям, через фотографии и записи позволяющих сохранить информацию о предшествующих цивилизациях.

Этот очерк посвящен одному из наиболее интересных древних покинутых городов Сирии. Расафа расположена в северной части страны, в 170 километрах к востоку от Алеппо, всего в 40 километрах от города Ракка, столицы террористов, в 2013 году захвативших и обосновавшихся, на сегодняшний день, в этом регионе, насыщенном месторождениями нефти.

Знак о заминировании у северных ворот Расафы.Фотография французского агенства Спутник июля 2017 годаВ 2015 г. боевики захватили другой древний город – Пальмиру, и взорвали в нем храмы Баалшамина и Бэла, триумфальную арку и погребальные башни. После второго захвата Пальмиры, в начале 2017 г., значительным разрушениям подверглись тетрапилон и сцена театра. Специалисты, историки искусства очень опасались за памятники Расафы, - что храмы, там расположенные тоже могут быть разрушены. Но открытой информации из Расафы не поступало. 1–2 марта 2017 г. была освобождена Пальмира. А 19 июня 2017 г. сирийская армия отбила и Расафу.

Первые фотографии, которые были сняты там на телефоны и камеры дронов, говорят, о незначительных, к счастью, разрушениях (в большей степени пострадали стены). Подробные исследования состояния памятников должны последовать после полного разминирования. Сам факт освобождения этого древнего и святого для христиан места побудил меня поделиться воспоминаниями о поездке в этот город в декабре 2002 года.

Путешествуя вчетвером (с Ростиславом Новиковым, Ариадной Черкасовой и Марией Трошиной) по Сирии, мы совершили однодневную поездку в Расафу, выехав около полудня на междугороднем автобусе. Не доезжая 30 километров до Ракки, вышли в поселке Аль-Мансура и доехали оставшиеся 20 километров на попутном грузовике. То, что мы увидели, нас поразило, хотя мы и тщательно готовились к поездке: крепость-призрак в пустыне, на треть занесенная песками. Сколько может охватить глаз, на много километров, - мы были одни и чувствовали себя чуть ли не первооткрывателями. Но на изучение места у нас было только два часа, так как в этих широтах зимой солнце заходит около шести часов вечера. Руины древнего города мы запечатлели уже в закатном свете. Но дешевая просроченная пленка, к сожалению, не передает всей красоты цветовых оттенков.

Аэрофотография первой половины 20 векаАэрофотография первой половины 20 века

Сирийцы знают это место, как аль-Расафа (الرصافة, в латинской транскрипции - al-Rasafa, al-Rasafah, al-Rasafe). Возникло поселение, по всей вероятности, около трех тысяч лет назад. Ученые соотносят его с ассирийской Расааппой, известной по клинописным таблицам (между 839 и 737 гг. до н.э.). В Библии упоминается, как Рецеф, в 19-й главе 4-й книги Царств при рассказе о времени царя Иудеи Езекии (правил ок. 727 – ок. 698 гг. до н.э.) и опустошительных походах ассирийского царя Синаххериба. В 64 году до н.э. эта территория вошла в состав римской провинции Сирия. В I веке н.э. здесь было возведено первое пограничное укрепление. В «Географии» Клавдия Птолемея (середина II в. н.э.) оно названо Ресафа. На копии древнеримской карты, созданной в XIII веке (Пейтингерова скрижаль, хранится в Австрийской национальной библиотеке) обозначено как Risapa.

Кроме личного прикосновения к древней истории и стремления увидеть уникальный памятник архитектуры, важной причиной нашего желания попасть в это пустынное место, была его связь с раннехристианскими мучениками. В начале IV века н.э., при римском императоре Галерии (правил в 293–311 гг.) или Максимине II Дазе (305–313), на правом берегу Евфрата приняли мученическую смерть верные христиане – офицеры Сергий и Вакх. В своей увлекательной книге «The Barbarian Plain: Saint Sergius Between Rome and Iran» Елизавета Кей Фауден (Elizabeth Key Fowden; University of California press, 1999) склоняется к 312 году.

Копия с бюста императора Максимина II Даза. ГМИИ имени А.С. ПушкинаИкона святых Сергия и Вакха.13 век. Монастырь  святой Екатерины на Синае

В изложении святителя Димитрия Ростовского, братьев, не отказавшихся от исповедания Христа, отправили из Рима к правителю восточных провинций Антиоху в город Варвалиссо. Там Вакх был забит до смерти бичами. Сергий же был обут в железные сапоги с острыми гвоздями и поведен в город Розафа, где был усечен мечом, предположительно, 7 октября. После строительства епископом Александром Иерапольским в первой четверти V в. (возможно в 413 году) первой церкви в честь этих святых, город был переименован в Сергиополис. Вскоре после 431 года (возможно в 434 году) Антиохийский архиепископ Иоанн I рукоположил сюда епископа. Розафа стала центром епископии Антиохийской православной церкви и крупным местом паломничества. Во второй половине V века построена трехнефная базилика «А», а сам город переименован в Сергиополис.

Расафа. Стены города.Фото П.С. Павлинова 2002 годаРасафа.Северные ворота. Фото П.С.Павлинова 2002 годаКоринфские капители на Северных воротах. Фотография Романа Шульца 2000-х годовРасафа. Вид центра города.Фотография П.С. Павлинова 2002 года

При императоре Анастасии (491–518) город стал центром митрополии. Перед ирано-византийской войной (502–506) начали строить крепостные стены, на протяжении ста лет спасавшие город от разорения во время войн. Около 500 года был возведен центрический (размерами 42 х 34 метра) митрополичий собор типа мартириума с четырьмя конхами в плане, с синтроном (каменная дугообразная скамья для духовенства, расположенная в алтарной части храма вдоль стены апсиды) и баптистерием. Собор повлиял на развитие этого типа архитектуры на Ближнем Востоке (на строительство центрических храмов в Босре, 512; Апамее, середина VI в.) и в Армении (например, на композицию храма в Звартноце). До 518 года на месте кирпичного храма первой четверти V в. начали строить крупную каменную базилику (названа археологами базиликой «В») в честь святых мучеников Сергия и Вакха, чьи мощи были перенесены в специальный придел рядом с апсидой. Сам город в честь строительной активности императора был назван Анастасиополем.

Митрополичий собор. Около 500 года.Фотография П.С. Павлинова 2002 годаМитрополичий собор. Вид с юга. Фотография П.С. Павлинова 2002 годаМитрополичий собор. ПланНиша с саркофагом в северо-восточном углу Митрополичьего собора. Фото П.С. Павлинова 2002 года

При византийском императоре Юстиниане Великом (527–565), около 545 года, завершено строительство каменных стен города высотой 12 метров (нижняя половина засыпана песком) с 50 башнями и четырьмя проездными воротами, расположенными по сторонам света.

Расафа. Большая подземная цистерна для воды. Фотография Мартина Гюссона 2006 годаРасафа.План города

Защищенный укреплениями город принял в плане форму трапеции со сторонами от 350 до 549 м. Были возведены три огромные каменные подземные цистерны для воды (самая крупная достигает размеров 58 х 21 метров и высоты 13 метров), общим объемом более 20 тысяч кубометров, что могло с лихвой обеспечивать более пяти тысяч жителей. Также был построен масштабный паломнический комплекс с собором Святого Креста (базилика «А», построенная во второй половине V века и перестроенная в 559 году; надпись с этой датой прочитана в 1977-м). Здание в IX–XI веках пришлось укрепить дополнительными арками, колоннами и контрфорсами.

Расафа. Собор Святого Креста.  Вторая половина 5 века.  Перестроен к 559 году. Укреплен в 9-11 веках.Фото П.С. Павлинова 2002 годаРасафа. План собора Святого Креста. С севера примыкает мечеть. С юго-востока - приделы

К северу примыкали открытый двор и резиденция епископа, к югу – два притвора со своими абсидами. В одном из притворов с конхе абсиды сохранились фрагменты росписи с изображением Креста.

Расафа. Южный придел собора Святого Креста.Фотография П.С. Павлинова 2002 годаВосточная часть южного придела собора Святого Креста. Фотография Фредерика Кестьера 2005 года

Вне города, к северу от стен, в 570-е годы правитель арабской династии Гассанидов аль-Мундир ибн аль-Харис, придерживавшийся яковитского направления христианства и защищавший город, построил здание, преимущественно атрибутируемое небольшой базиликальной церковью с четырьмя опорами. Шестиметровое пространство между опорами могло перекрываться деревянным или кирпичным куполом. Такой тип постройки повлияет на формирование крестово-купольных храмов.

Расафа. План постройки аль-Мундира ибн аль-Хариса. 570-е годыРеконструкция Э. Херцфельда интерьера постройки аль-Мундира

Из Сергиополиса почитание святых Сергия и Вакха распространилось по всему Востоку; были построены храмы в Дамаске, Эдессе, Босре, Маалюле, Каире и многих других городах Ближнего Востока, а затем всего христианского мира. Мощи (предположительно, главы) святых хранились в церкви Сергия и Вакха в Константинополе (VI в.). Им поклонялись русские паломники – инок Антоний (1200) и Стефан Новгородец (около 1350 г.). В XV веке мощи могли быть вывезены в Европу, часть их находится в Венеции. Наиболее древние изоабражения святых – энкаустическая икона из монастыря Святой Екатерины на Синае (6–7 века; ныне в Музее западного и восточного искусства, Киев) и предметы из сокровищницы Капер Кораона (6–7 века; ныне в галерее Уолтер в Балтиморе, Британском музее, Думбартон-Окс и др.).

Святые Сергий и Вакх. Синайская икона 6-7 веков. Музей западного и восточного искусства. КиевСеребряный сосуд из сокровищницы Капер Кораона. Конец 6 века. Галерея Уолтер. Балтимор

Сам город Сергиополис, выдержав несколько осад еще в VI веке, все же был захвачен и разграблен персидским царем Хосровом II в 616 году. Около 636 года город был захвачен арабами. Они построили несколько кирпичных дворцов и каравансарай, с севера к собору пристроили мечеть и переименовали Сергиополис в Расафат-Хишам в честь халифа Хишама. После захвата города аббасидами в 750 году гробница Хишама была разграблена. В конце VIII века город пострадал от землетрясения, но продолжал развиваться, его население состояло из христиан и мусульман, мирно живших друг подле друга под защитой бедуинских племен, которых местные жители в знак благодарности оделяли шерстью с одного из крупнейших на Востоке рынков шерстяных изделий. Расположенный в пустыне, в 25 км южнее реки Евфрат, Расафат постепенно утратил свое политическое и экономическое значение.

Расафа. Падающий замковый камень над оконной нишей в соборе Святого Креста. Фотография П.С. Павлинова 2002 годаВ 1247 г. он подвергся разграблению монголами и в 1269 г. мамлюкский султан аз-Захир Бейбарс заставил горожан переселиться в Хаму и Саламию. Много столетий город разрушался под натиском пустыни. Впервые его руины были описаны английскими купцами в 1691 г.. Русские археологические экспедиции в Сирию и Палестину к сожалению, Расафу не посетили. Зато на нее обратили внимание немецкие археологи, начавшие здесь раскопки в 1907 году. В 1900-е годы город исследовал и археолог Ховард Кросби Батлер (1872–1922).

Он получил финансирование Принстонского университета. Данные, добытые его экспедицией, были опубликованы в монографии «Ранние церкви Сирии. IV–VII века» (Butler H.C. Early churches in Syria. Fourth to seventh centuries. Princeton university press, 1929). В 1950-е годы немецке археологи начали здесь уже систематические раскопки. Были обнаружены культурные слои, начиная с 1 века н.э., фундаменты нескольких христианских храмов, в т.ч. базилики «С» с апсидой, покрытой мозаикой. Основные результаты раскопок публиковались с 1984 года в сборниках, издававшихся в Майнце. К 2002 году вышло шесть сборников. В 2008 году начались работы по консервации собора Святого Креста. Но с началом гражданской войны в стране в 2011 году, реставрационные и археологические работы прекратились.

Крепость Каср-аль-Хайр-эш-Шарки. 728-729 годы. Фотография П.С. Павлинова 2004 годаКарта маршрута второй экспедиции по Сирии в декабре 2004 года

Второй раз мы планировали посетить Расафу в декабре 2004 года. Тогда мы арендовали машину и я уговорил водителя-араба, чтобы мы проехали от Пальмиры в Ракку напрямик по пустынной дороге (160 км вместо 530 км, если двигаться вокруг через Хомс и Алеппо). Но выехав поздно, мы еще посетили заброшенную арабскую крепость Каср-аль-Хайр-эш-Шарки («Восточную крепость»), - построенную в 728−729 годах из кирпича резиденцию омейядского халифа Хишама.

К Расафе, к нашему сожалению, мы подъехали уже в полной темноте. Переночевав в Ракке мы уехали в Алеппо с надеждой когда-нибудь еще раз увидеть Расафу. Будем надеяться на возвращение мира в Сирию и на планомерные реставрационные работы, в первую очередь, в памятниках такого уровня, как древний Сергиополис (Расафа).

Дополнительная информация к циклу статей

Павел Павлинов

 

Павел Павлинов

  • Закончил исторический факультет МГУ (1998) и факультет теории и истории искусств Московского художественного института им. В.И. Сурикова (2003).
  • Старший научный редактор Большой Российской энциклопедии.
  • Доцент Московского художественного института.
  • Член Ассоциации искусствоведов (АИС), Московского союза художников (МОСХ) и Международной ассоциации критиков искусства (AICA).
  • Обследовал (с фотофиксацией) памятники архитектуры и изобразительного искусства в более чем 50 странах мира и в более чем 70 субъектах Российской Федерации.
  • Среди интересов – малоисследованные христианские храмы в русской провинции, на Балканах (в Албании, Сербии и др.), Кавказе, Ближнем Востоке.

Павел Павлинов: в информационном противостоянии варварству информационному и реальному Энциклопедия делает важное и нужное современной истории дело

Сирия. Tafka. Павел Павлинов   Историк искусства, известный публицист Павел Павлинов и planetguide.ru начинают проект «Варварство 21-го века. Современная цивилизация, которой не нужна ни история, ни архитектура, ни вера: Сирия». Перед началом публикаций Павел обратился к читателям Энциклопедии:

 

  Сирия. Каср-аль-Хэйр-аш-Шарки. 8 в.Всех путешественников объединяет стремление к новым мирам, к открытию малоизвестных дорог, традиций, явлений в разных странах и на разных континентах. Но у каждого исследователя есть свои особенные интересы, которые связаны с его профессиональной деятельностью. Я историк искусства и в первую очередь интересуюсь памятниками архитектуры и изобразительного искусства.

Большое значение для меня играет сама дорога к этим дворцам, храмам, монастырям и замкам. Предполагаю, что идеальный вариант для ощущения места – паломничество почти без денег, с теми минимальными по комфорту условиями,которые сопровождали путников тех эпох, в которые были созданы сами постройки. Как историк, я понимаю ценность памятников архитектуры и произведений искусства, влияющих на сознание и определяющих ценностные ориентиры живущих ныне людей.

Сирия. Апамея. Улица 1-6 вв.Больно узнавать в наш якобы просвещенный век о фактах многочисленных разрушений на Балканах (в Косово в 2004), в российских городах (снос санатория «Кавказская Ривьера» в Сочи в 2005), в странах Ближнего Востока. Но нужно различать варваров, которым денежные знаки дороже истории своей страны, и людей, развивающих идеологические, информационные войны.

И тем и другим мы обязаны противостоять информационно, рассказывая о ценности разрушаемых артефактов, формируя общественное мнение, воспитывая людей, просвещая их.

Сирия. Калъат-Симъан.Храм Святого Симеона Столпника. 5 векС 2011 одной из наиболее подверженных иноземному варварству страной является Сирия. Каждую неделю появляется информация о разграбленных или разрушенных памятниках истории всего Человечества, различных эпох, некоторые из которых мне, к счастью удалось повидать. Большое спасибо Всемирной Энциклопедии Путешествий за возможность публикаций по злободневной теме.
 

Павел Павлинов

Павел Павлинов
Павел Павлинов, 16.09.2017 в 06:08
Источник изображений: Из архива автора и открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо