eng Всемирная Энциклопедия Путешествий + МГИИТ
 
Часть 5. Долина Катманду - скрытые тайны
Читать весь цикл статей: Непальские заметки
Аннотация серии статей

Эта сказочная страна расположилась у подножия Гималаев. Страна тайн и загадок, снискавшая себе славу, страна, где люди находят истину и обретают покой. С незапамятных времен древние философы этого государства несли людям свет и мудрость, распространяя по миру истину. Все здесь располагает к размышлениям о смысле жизни и ее бренности - великолепный природный ландшафт, благостная атмосфера, вечно-снежные остроконечные пики горных гряд и, наконец, тысячелетняя история и культура древнего народа. Это Непал. Страна величественных Гималаев и живописнейших долин. Манящая к себе путешественников, туристов, дервишей и паломников со всего мира. В Непале переплелись древние мировые религии. И сегодня здесь помнят и празднуют знаменательные даты индуизма, буддизма, ламаизма, древней тибетской религии «бон», джайнизма и других религиозных практик. Но самое важное, - здесь обитают удивительно прекрасные люди, ценящие бесценное наследие своего народа. Посетив однажды Непал, уже никогда не забудешь чарующую природную красоту этой волшебной страны. Сюда хочется возвращаться вновь и вновь.

Непальцы уверены, что их земля закономерно выбрана богами для проживания. Самые высокие пики планеты, укрытые снежными кружевами, обрамляют эту волшебную по красоте страну. И с незапамятных времен древняя земля Непала привлекала мыслителей и философов. Люди искали и обретали покой в этом благодатном краю. Под сенью величественных Гималаев размышляли о смысле бытия и получали просветление тысячи святых. Но только о единицах узнавали люди.

Долина Катманду - скрытые тайныДолина Катманду – обитель более десяти миллионов богов и божеств. Так считают сами непальцы. Тут находятся более 2.500 буддистских и индуистских святынь. Многие из них - под охраной ЮНЕСКО и только благодаря этому сохранились до наших дней - были проведены реставрационные работы. Но большинство исторических памятников сохранить не удалось. Древние путешественники из Китая, пресыщенные собственной волшебной архитектурой, не раз отмечали, что в долине Катманду их очаровывали многоярусные пагоды со сложным рельефом и необычной лепниной.

В XIII веке император Китая Хубилай-хан, прослышав об этом чуде, пригласил непальских художников к себе на службу. Непальцы уверены, что их земля закономерно выбрана богами для проживания. Самые высокие пики планеты, укрытые снежными кружевами, обрамляют эту волшебную по красоте страну. И с незапамятных времен древняя земля Непала привлекала мыслителей и философов. Люди искали и обретали покой в этом благодатном краю. Под сенью величественных Гималаев размышляли о смысле бытия и получали просветление тысячи святых. Но только о единицах узнавали люди. Здесь мудрец Яджнявалкья с супругой Гарги проповедовали, что каждый человек может и способен достичь высших духовных высот. И что в каждом человеке скрыто величие и благородство, нужно только стремиться раскрыть и развить эти способности. По древнему преданию, здесь царь Видехи Джанака провозгласил этический кодекс и эти наставления помогали непальцам жить в согласии с совестью. А его дочь Сита символизирует женскую верность и преданность супружескому долгу. Сита и Рама - главные герои знаменитого индийского эпоса «Рамаяна», который непальцы почитают наравне с индусами. И «Махабхарата» (второй национальный эпос Индии – ред.) - это излюбленное сказание, постоянно вдохновляющее непальских художников, драматургов на творчество. Величайший поэт Вальмики написал грандиозную поэму «Рамаяна» на берегу реки Гандак, на территории современного Непала. Известно, что и мудрый святой Капила бродил по этой земле и проповедовал истины о просветленном Будде.

Долина Катманду - скрытые тайныДолина Катманду - скрытые тайны

Но больше всего это место почитают за то, что именно на этой земле, в Лумбини, родился Гаутама Сиддхартха.

О наследном принце Гаутаме Сиддхартхе, ставшим Пробужденным

Царица Майя. С сайта livejournal.comВ королевстве шакьев, в городе Капилавасту, царице Майе приснился чудесный сон: спустившийся с неба белый слон, который держал в хоботе цветок лотоса. Это было предвестием прихода на землю необыкновенного человека. Царь Шуддходана, гордившийся своим происхождением от царя Икшваку - основателя Солнечной династии и считающий свой народ детьми солнечного семени, с нетерпением ждал появления наследника. Шуддходана отправился к мудрецу за советом и узнал радостную весть, что у него родится сын, имя которого станет известно всему миру.

Наследный принц родился в цветущей роще Лумбини и, по преданию, самостоятельно встал на ножки и сделал семь шагов, чем немало удивил мать, а потом и прибывшего отца. На месте, где ножки новорожденного коснулись земли, появились белые цветы. Майю, мать появившегося малыша, очень беспокоило необычное появление сына, и она поделилась переживаниями с Шуддходаной. Царь вновь обратился к мудрецу Асите. Долго смотрел старец на малыша, а потом неожиданно для всех залился слезами. Царица побледнела от страха, а взволнованный царь стал расспрашивать Аситу: что стало причиной его слез? Вскоре Асита, успокоившись, заговорил, что плачет от того, что не доживет до великой славы новорожденного. Шуддходана спросил, будет ли его сын счастливым? На что Асита ответил, что не знает, что называет царь счастьем, но отметил одно, - его сыну предстоит выбор: стать могущественным правителем всей земли - Царем мира, - или отшельником, отказавшимся от мирских удовольствий, славы и власти. Шуддходана не хотел верить услышанному - его древний род принадлежит к касте кшатриев - отважных воинов, такого просто не может быть. Но мудрец ответил, что будущее каждого человека определено его прошлым, это закон кармы. Опечалившийся Шуддходана в отчаянии спросил Аситу, есть ли средство избежать его единственному сыну горькой участи безвестного отшельника.

- Да, - ответил Асита, - такое средство есть, если твой сын никогда не встретится с болезнью, старостью и смертью.

Обрадованный Шуддходана решил подарить Асите все сокровища своей казны. Но мудрец промолвил следующие слова: «Не торопись, царь, должен еще что-то сказать. В этом мире счастье и горе посещают людей вместе, как неразлучные друзья. Я должен сказать и то, что разобьет твое сердце: царице Майе скоро суждено умереть…» Сразу после сказанного Асита исчез, оставив в безмолвии пораженных услышанным царя и царицу.

С сайта kinopoisk.ruПо случаю рождения наследного сына Шуддходана устроил щедрый пир, а также раздал горожанам новую одежду, украшения, монеты, опустошив царскую казну. Праздновали и правители всех окрестных княжеств, преподнесшие в честь новорожденного шикарные дары. Царский жрец устроил пышную церемонию наречения имени малышу. И так как перед рождением наследника, царю сопутствовала удача и успех, жрец объявил об имени - Сарвастиддхартха. Родители решили называть его Сиддхартхой. Через несколько дней, как и было предсказано, умерла Майя.

Перед погребальным костром царь поклялся, что всю свою жизнь посвятит своему сыну и он не увидит печали и невзгод, не узнает горя. Праджапати, сестра Майи, стала для Сиддхартхи практически родной матерью. Сиддхартха был окружен всеобщей любовью, опекой и заботой. Его обучали самые лучшие учителя королевства. Но большую часть своего времени уделял Сиддхартхе мудрый Вишвамитру, который рассказывал ему, как произошли люди, и о законах, которым подчиняется мир. Шуддходана сдержал свое обещание: ничто не омрачало дни Сиддхартхи. Во дворцах тщательно следили за тем, чтобы вовремя были убраны все жухлые листья; кругом царила идеальная чистота и порядок; царевича окружали самые красивые девушки и радовали его танцами и песнями; на глаза наследнику не попадались ни старые, ни больные люди, не говоря уже об умерших. На столе были самые изысканные явства, а сам принц был одет в роскошные одежды из самых дорогих материй и увешан драгоценностями. Сиддхартху окружали прекрасные сады, водоемы с завораживающими лотосами, повсюду пели птицы, но ничто не радовало принца. И тогда решил царь женить сына. На смотринах, когда собрались все красавицы княжеств, Сиддхартха нашел свою избранницу Яшодхару - дочь шакского князя Дандапани. Дандапани, прежде чем отдать свою красавицу за принца, устроил соревнование, не веря, что Сиддхартха достоин его дочери. Сиддхартха был прекрасно натренирован, поэтому без труда выиграл соревнования в стрельбе, в скачках, в силе удара мечом и даже в укрощении строптивой дикой лошади. И вот позади пышные свадебные торжества, приближалась коронация. Сиддхартха направлялся в загородный дом, было заранее объявлено, чтобы на пути ему не встречались калеки, больные и старики. Довольный Сиддхартха восседал в своей колеснице и разглядывал встречающихся людей, как вдруг увидел немощного старика и спросил своего слугу-возничего: «Кто это?» Чандаку объяснил, что это всего лишь старик. Принц стал подробно расспрашивать о старости. Удивленный Чандака терпеливо объяснял.

- И я буду таким?! - с ужасом воскликнул Сиддхартха.
- И ты когда-нибудь состаришься, - уклончиво ответил Чандака.

С сайта pattaya24.ruВпервые принц задумался. Через несколько дней, проезжая на колеснице по городу, он увидел человека, чье лицо выражало нестерпимые муки. От Чандаки он узнал, что этот человек болен. Принцу открылась печальная истина, - оказывается, в этом прекрасном мире есть страдание. Царь, видя печаль сына, вспомнил предсказание Аситы. Как мог, он отгонял грустные мысли и отвлекал Сиддхартху. Но третья встреча с судьбой стала для него решающей. Сиддхартха увидел похоронную процессию, плачущих людей, на носилках - безжизненное тело.

Чандака рассказал ему и о смерти. Принц в шоке замер, осознав, в каком заблуждении пребывают люди, бездумно веселящиеся, не понимающие, что в любой момент их может настигнуть смерть или болезнь. Потрясенный, он вернулся во дворец. Шуддходане доложили о ситуации. Царь направился к сыну, но лишь увидев его лицо, понял: пророчество сбылось. Он приказал ни на минуту не оставлять царевича одного: играла музыка, принца развлекали танцовщицы - но все лишь утомляло Сиддхартху.

Принц решил проехаться и увидел в поле крестьян, работающих на земле. Он впервые понял, сколько нужно приложить усилий, чтобы вырастить горсть риса. А ведь, кроме того, на каждом шагу человека подстерегают болезни, несчастья, невзгоды, смерть… Недолго и до старости… Он решил найти ответ на вопрос: где спасение от страданий? Только в этом ответе - спасение и защита для всех живущих на земле. Много дней был в печали Сиддхартха. Шло время. Радостная весть о рождении сына Сиддхартхи облетела всю округу. Шуддходана провозгласил, что на следующий день он объявит Сиддхартху царем шакьев. Именно в эту ночь Сиддхартха решил осуществить задуманное - уйти из дома, чтобы найти ответ. Он заглянул в спальню жены, посмотрел на сына и решил не будить Яшодхару, боясь, что потом не сможет уйти. С преданным Чандакой он покинул родной дом. У реки Аномы они попрощались, Чандака не скрывал слез. Сиддхартха смело вошел в лес и встретил бедного охотника, с которым поменялся одеждой. Теперь его тело покрывал желтый охотничий плащ.

- Кто ты? - удивился бедняк.
- До встречи с тобой меня звали Сиддхартха из рода Гаутамы, а теперь я – Шакьямуни -отшельник из шакьев. Прощай! У каждого своя дорога.

Шесть лет длились поиски истинного знания. Кого только не встречал Шакьямуни, какие ситуации только не случались, чего только не перепробовал, изнуряя свой организм, но так и не нашел ответы на мучавшие его вопросы. Он размышлял и пришел к выводу, что у всех страданий один корень - жажда наслаждений. А прекратить страдания возможно, поднявшись над страстями и соблазнами мира, преодолев их подобно ступеням лестницы. А ступени таковы:

  • Правильный взгляд на мир. Понимание, что проявление всех низменных чувств порождается необузданными желаниями людей - алчность, корысть, хитрость, жадность, эгоизм и др. А это ведет к цепи страданий. Искоренение этих чувств есть начало пути к освобождению от страданий.
  • Правильность стремлений. Человек не должен стремиться к увеличению своих богатств и власти над людьми. И не должен посвящать жизнь праздности, стремлению к роскоши. Долг человека - любить ближних и заботиться о их счастье.
  • Правильная речь. Ложь, клевета и пустословие наносит большой вред самому человеку и окружающим. Речь должна быть правдивой, дружелюбной, сдержанной.
  • Правильные действия. Человек должен искоренять в себе всякое стремление к насилию и убийству.
  • Правильный путь. Человек не должен зарабатывать на жизнь при помощи обмана, воровства, насилия и убийства.
  • Правильные мысли. Человек не должен думать ни о ком плохо. Необходимо искоренять злые мысли, настраиваться на добрые помыслы и стремиться к их осуществлению.
  • Правильное самопонимание. Тело человека - его временное убежище, подверженное болезням, старению и гибели. Из-за дурных деяний тело быстрее истощается, а, значит, он быстрее уходит из жизни, сокращает отпущенное для свершения добрых дел время.
  • Самоотречение. Это самая трудная ступень. Достигший ее добивается глубочайшего и полного покоя, гармонии души и тела. Человек освобождается от страданий и погружается в нирвану. И тогда прекращается бесконечная цепь рождений, скованная из следствий хороших и плохих деяний, совершенных человеком.

С сайта anywalls.comОсознав все это, при свете утренней зари, Шакьямуни пробудился и стал просветленным. Так гласят древние источники о Сиддхартхе, ставшем Пробужденным. С тех пор и стал Гаутама Шакьямуни Буддой. Будда - это тот, кто обрел полное знание и полное освобождение. Многие рожденные, искавшие и познавшие истину, стали Буддами, но Шакьмуни был прославлен более всего, так как решил делиться светом познания со всеми, кто ищет. Можно еще долго рассказывать о небывалой жизни этого необыкновенного человека, о его сострадании к миру, о бесконечном человеколюбии...

Продолжение следует

Статья просмотрена: 2088
Рейтинг статьи: 3
Bookmark and Share
Страны: Непал
Аймира  Урустемова
Источник изображений: Из архива автора и открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо