Всемирная Энциклопедия Путешествий + МГИИТ
 
Часть 22: Экспедиция ЧЕРТОВО КЛАДБИЩЕ-2015. Граневой хребет. С. Ростовцев
Аннотация серии статей

Чёртово кладбище - одна из самых загадочных аномальных зон России. Уже более ста лет эта чёрная поляна будоражит умы нескольких поколений исследователей, пытающихся отыскать её в глухой приангарской тайге. Взрыв на Подкаменной Тунгуске в 1908 году, после которого в тайге и была обнаружена аномальная зона, дали основания предполагать, что эти два явления взаимосвязаны. Одиночными исследователями предпринимались попытки разгадать тайну чёртовой поляны. Но даже три волны поискового интереса в новой истории к этому гиблому месту, растянувшиеся на три десятка лет, не позволили определить место локализации аномалии. Интерес к этому феномену не угас и по сей день. Как и тридцать лет назад, отчаянные поисковики вновь и вновь идут в тайгу, чтобы отыскать чёртово кладбище.

В предыдущей части «Истории легенды» вы узнали о начале моих одиночных экспедиций в поисках «Чёртова кладбища». После экспедиции 2012 года, проведённой Владимиром Жатковым, наши пути из-за организационных трений надолго разошлись. Спустя два года я пытался проверить второстепенные версии, не сильно углубляясь в тайгу. И вот теперь в 2015 году мне пришлось сильно рискнуть, чтобы в одиночку проверить водораздельный хребет, где, по мнению Александра Симонова, могли остаться перегонные тропы для скота, ведущие к гиблой поляне.

Новая лесовозная трассаЭтот поисковый сезон должен был дать первую полноценную одиночную экспедицию со времени моего ухода из группы Жаткова. Если до сентября 2014 года я ещё надеялся на какую-то коалицию в вопросах поиска «Чёртова кладбища» и обмена информацией (кроме Жаткова и Алехновича темой поиска гиблой поляны больше никто не занимается), то последние события, произошедшие после опубликования мной видеоотчётов 2012 и 2014 годов, дали мне все основания полагать, что эти полезные контакты, видимо, были для меня потеряны.

Через подставных лиц меня обвинили в воровстве чужих идей и медийном продвижении собственной персоны. Особняком держались "околоремпелевские" туристические структуры, которые были явно не довольны той правде, которая открылась в ходе расследований. Пока Жатков тихо копал архивы, а мы с Алехновичем бессистемно бродили по тайге, никого такая работа особенно не напрягала. Но после того, как была написана интернет-книга и сделано кино с подробными описаниям поисковой деятельности, мне откровенно объявили холодную войну.

В общем, к экспедиции 2015 года я серьёзно готовился и был готов на полную автономку, хотя и рассчитывал на некоторую компанию любителей экстремальных походов. Из нескольких человек, проявивших интерес к экспедиции, как обычно, не пошёл никто. Управляющие структуры местности людей откровенно «бортанули». При видимой нормальности ковинской тайги влияние аномалии там явно мной ощущается.

В последний момент со мной связался энтузиаст из города Братск Олег Ермолаев, который предложил свою помощь в заброске на территорию. Я планировал заехать на Кову на вэдовом УАЗике Олега, проверить Граневой хребет, пока мой попутчик занимался бы рыбалкой, а потом так же выехать до Братска. Вариант был очень неплохим. Но впоследствии и эта возможность была серьёзно подкорректирована.

Гиблое место15 сентября я прибыл в Братск, заранее скоординировав с Олегом время выезда на Кову, но в последний момент у моего попутчика случился форсмажор и он не смог выехать из Иркутской командировки. Добирался до Седанова я уже на маленькой Mazde в обществе приятной женщины - Олег всё же заочно помог с заброской. В Седаново на своротке я поймал попутку с рыбаками и доехал до рабочего посёлка лесорубов на речке Кроватке. Договорились с бригадиром, меня предложили подвезти следующим утром до Камкамборской своротки на Джиживскую трассу.

Оттуда я должен был проследовать к пересечению с Граневым водораздельным хребтом. С того места и начинался мой основной маршрут в дебри ковинской тайги на предмет наличия дорог для перегонки скота. Эта версия ждала своей реализации 26 лет, с тех пор как Александр Симонов высказал предположение проверить Граневой хребет на наличие троп:

  Нас тогда интересовала тропа вдоль водораздельного хребта, по которой мог в весеннюю слякоть ехать агроном Салягин.  

Симонов

Экспедиция Кова-89 Анатолий ГафаровЕщё в 1987, проанализировав полученные данные, физики братья Симоновы пришли к выводу: наиболее вероятный путь Салягина через тайгу мог проходить по Граневому хребту с выходом на дорогу Коновалово–Карамышево. Все остальные пути напрямик через тайгу были неподъёмны, не то что для коровьих стад, но и для пеших путников. Экспедиция 1989 года и была нацелена на то, чтобы проверить Граневой хребет. Однако перегруженная оборудованием группа Гафарова (Симонов тогда в тайгу не выезжал) смогла дойти лишь до пересечения тропы с Граневым хребтом.

Из-за недостатка времени не проведя необходимых поисковых мероприятий, экспедиция вернулась назад. В общем, идея закончить версию Александра Симонова будоражила моё сознание уже несколько лет. Жатков также обращался к этой версии в период нашей совместной работы в 2012 году. Разработав маршрут, я выяснил, что значительно сэкономить время и силы мне поможет продвижение по трассе, ведущей в сторону реки Джиживы до Граневого хребта. Изначально я планировал пройти по тропе Коновалово-Карамышево, связывающей Муру и Кову. На этой дороге недалеко от Граневого хребта располагается промежуточное зимовье Викторовское, сгоревшее, по словам карамышевского старожила Василия Сафонова, всего пару лет назад.

Схема маршрута экспедиции ЧК-2015Дорога Коновалово-Карамышево

Однако спутниковый серфинг показал, что коноваловская дорога пересекает Граневой хребет всего в 3 км южнее дороги джиживской. Поэтому мне удобнее было достигнуть водоразделительного хребта по ярко выраженной северной трассе - тёхкилометровый отрезок погоды бы мне не сделал. Если там есть перегонная тропа, то она будет пересекать и более молодую джиживскую трассу. С этими планами утром 16 сентября я выехал на вахтовке до своротка дороги ведущей на Джиживу. Этот участок, как и на спутниковых снимках, так и в реальности, представлял собой широкую, слегка отсыпанную и малонаезженную трассу, ведущую в западном направлении. Путь до Граневого хребта, а это около 22 километров, у меня занял весь день. Участки дороги по состоянию очень разнились друг от друга, начиная от почти глинистых фрагментов, на которых грязь налипала огромными комьями на сапоги и заканчивая "свежим" участком, полностью отсыпанным мелким скальным щебнем.

Джиживская трассаПереправа р. Камкамбора

Переправа через Камкамбору была совсем не оборудована. Не было видно никаких остатков моста, что ясно говорило о том, что по ту сторону уже никто не ездит. Следы квадроциклов, которые откровенно перетаскивали на эту сторону лебёдками, указывали на малую проходимость этой естественной преграды. Но основное открытие я сделал уже после переправы. Далее простиралась старая довоенная дорога! Я несколько раз видел такие заросшие молодняком участки, где прослеживалось лишь общее направление с остатками тележной колеи, а ныне лишь оставшаяся пешеходная тропка. Именно такой и показала себя эта дорога от Камкамборы до Граневого хребта. Но было и ещё обстоятельство, которое позволило мне сделать выводы о нелесовозном происхождении этой дороги. В трёх километрах от хребта я под тонким слоем мха наткнулся на бревенчатую вымостку которая тянулась на расстоянии метров 50-70. Лиственничные чуть стёсанные брёвна, уже изрядно подгнившие, где-то лежали впритык, где-то с небольшими промежутками, но всё же это была цельная конструкция. В посёлке днём ранее я слышал историю, что подобные вымостки встречаются на царском тракте близ Червянки, так что это не было случайностью, а джидживская трасса вполне могла быть равновесной трассе коноваловской и вести туда же в Карамышево.

Старая дорога на ДжиживуБревенчатая вымостка у Граневого хребта

Чуть не доходя перевальной высоты 433, я наткнулся на такую же изрядно заросшую дорогу, которая вела на север вдоль водоразделительного хребта. Я сильно обрадовался, сочтя это подтверждением версии Симонова о скотопрогонной трассе, которая шла чуть ниже Граневого хребта. Уже начинало вечереть, поэтому, пройдя по дороге около километра, я решил остановиться на ночлег. Разбив лагерь, я устроился под большим деревом с густой кроной на случай ночных осадков. Бросив свой спальник на каремат, я, натянув полиэтилен, разместил все вещи под ним. Дальше, по наработанной схеме, завалил все подходы палками и сучьями и, обложившись средствами самозащиты, быстро заснул.

Граневой хребет17 сентября стал для меня самым тяжёлым днём, полным унылых разочарований. Утром, пройдя по дороге ещё около километра, я буквально упёрся в тупик. Дорога оборвалась и сколько я не лазил вокруг, продолжения трассы найти так и не смог. Выставив навигатор на вторую высоту Граневого хребта 408, я пошёл напрямик, чтобы выйти наверх. К полудню стал моросить мелкий дождик и стало совсем как-то неуютно. Вода, набранная в Камкамборе днём ранее. уже закончилась и мне попутно пришлось принимать меры к её поиску на местности. Для подстраховки я набрал 1.5 литра воды из лужи намереваясь в случае чего хотя бы вскипятить её.

В ближайшие часы было два болота, в последнем я и нашёл чистую воду, которой с запасом и набрал. До Дешембы источников воды на маршруте не предвиделось. В этот день я прошёл всего километров шесть, выйдя на Граневой хребет и проследовав по нему в сторону третьей высоты 376. Первое впечатление о водоразделительном хребте оказалось противоречивым. Мои надежды что-то разглядеть в долине реки Ковы на востоке или в долине реки Муры на западе, не оправдались. Среди березняка я особенно ничего не увидел. По сравнению с тем ландшафтным ужасом, что я преодолел в этот день, Граневой хребет был, в общем-то, неплохо проходимым. Из-за берёзового редколесья и обилия света на хребте поднялась трава, и я вымок ещё больше. К вечеру, пройдя несколько километров по хребту, я остановился в небольшой еловой чаще, пытаясь скрыться там от дождя. Высушить вещи в таких условиях не представлялось возможным, поэтому, разведя небольшой костёрчик из чуть сырого хвороста, я смог лишь согреться и поужинать. Ко всему прочему вечером выпал первый снег, и мне пришлось, наскоро соорудив себе лежбище, устраиваться в отсыревшем спальнике под полиэтиленом на ночлег.

18 сентября. Утром, сбив иней с полиэтилена, я выбрался наружу. Быстро соорудив костёр, плеснул бензина для усиления динамики процесса и согрелся. Дождь ночью прекратился, а под утро тайгу накрыли заморозки. Отсутствие дождя радовало. Небо было чистым, ничто больше не предвещало непогоды. Природа проплакалась всерьёз и надолго. Этот день я полностью посвятил исследованию Граневого хребта. Ближе к вечеру достиг высоты 376 и не найдя за 1.5 суток ни малейшего намёка на дороги и тропы, принял решение спускаться к Дешембе. Дальше двигаться по Граневому не имело смысла. Результат был и так очевиден. Коров здесь никогда не гоняли. Не было здесь и пешеходных троп. Отсутствие воды на Граневом хребте является реальным препятствием для прохождения маршрута. В летние периоды перегонщики скота останавливались всегда у воды, чтобы спасти животных от гнуса. А здесь такой защиты не было. К концу дня, преодолев высоту 376, я спустился с Граневого хребта и устроился на ночлег в весьма приятном светлом месте. Вода ещё оставалась, поэтому я не рвал жилы, чтобы дойти до Дешембы. Дальнейший путь не предвещал никаких открытий и, по плану, к следующему вечеру я должен был достигнуть рожковского зимовья на Тактыкане.

Дебри ручья Шайтанского19 сентября. В этот день я прошёл больше, чем запланировал. Перспектива ночевать в избушке, а не под открытым небом, подгоняла и грела душу. Я очень хорошо помню, как считал часы до окончания этого нелёгкого путешествия не давая себе расслабляться и держать ухо востро, до тех пор пока окончательно не выберусь из тайги. Сейчас не оставалось другого варианта, как идти вперёд, к ближайшей избушке. Перебравшись через заболоченный участок Дешембы, я набрал ещё воды и направился почти точно на восток к Тактыкану.

Последним испытанием стал край ветровала, который мы в 2012 году решили взять в лоб, и завалы верховьев ручья Шайтанского. Шайтанский - самое, пожалуй, мистическое место в этом районе, не только из-за странного названия, но и из-за своей незаметности и труднопроходимости. Мало того, что Шайтанский ручей Жатков разглядел лишь на карте-километровке, так он ещё и в реалии завален так, что найти подходы к воде там достаточно трудно.

К концу дня, выбравшись в верховья ручья Шайтанского, я вновь пробивался через поросль молодого ельника, двухэтажные стволы поваленных деревьев, мечтая наконец-то добраться до рожковской избушки. Проверка территории Шайтанского ручья представляется для меня не менее сложным занятием, чем моё трёхдневное путешествие через Граневой хребет и это при том, что длина этого водоёма всего 5 километров. Сколько-нибудь серьёзных зацепок на спутниковых снимках в этом районе я не обнаружил, однако понял, что поляны диаметром метров 20 на Google картах не представлены совершенно и серьёзно рассчитывать на эти возможности не стоит.
Впереди меня ждала долгожданная встреча с рожковским зимовьем и относительно безопасная ночь за крепкими бревенчатыми стенами.

Видеоотчёт экспедиции «Чёртово кладбище»-2015:

Дополнительная информация к циклу статей

Падение тунгусского метеорита

Сергей Ростовцев
Источник изображений: Фотографии из архивов А. Симонова и С. Ростовцева
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел/факс +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо