eng Всемирная Энциклопедия Путешествий + МГИИТ
 
Спас-Оскуйский погост
Читать весь цикл статей: Забытое наследие
Аннотация серии статей

Забытое наследие - проект, при осуществлении которого проводятся мероприятия мемориального характера с элементами экстремального туризма. Цель – показать корреляционную связь между ростом бездуховности, цинизма, вседозволенности, недопустимо примитивными представлениями о своих исторических корнях, а также национальных, нравственных и религиозных ценностях. Мероприятия проходят в форме экспедиций к разрушающимся или разрушенным историческим объектам, расположенным в труднодоступных местах.

В этом году, продолжая традицию, мы втроём: Анатолий Иконников, Сергей Сдобников и Сергей Воронин, ещё до наступления осени начали готовиться к очередному путешествию в рамках проекта «Забытое наследие». Напомню, в сентябре 2007 года группа друзей и единомышленников из числа членов клуба «70-я широта» посетили Рёконскую пустынь. Почин понравился. Затем в 2008 году был Рдейский монастырь. И вот на очереди — забытый и разрушенный ныне Спас-Оскуйский погост — потрясающее место, где наши прадеды по кирпичику строили храм своей веры в Бога и Отечество.

Спас-Оскуйский погостНа этот раз наш выбор был сделан в пользу убеленного сединами истории Спас-Оскуйского погоста, расположенного приблизительно в 20-25 километрах от Малой Вишеры в Новгородской области на бывшем почтовом Аракчеевском тракте в 300-400 метрах от Спасского озера на краю огромного Спасского болота. История Спас-Оскуйского погоста начинается в XV-XVI веках... Идейной подоплёкой всех экспедиций цикла «Забытое наследие», который неформальный клуб «70-я широта» практикует не первый год, является истинно русская архитипичность этих мест.

Здесь ветхие артефакты удивительно гармонируют с окружающей природой, а всё вместе создаёт атмосферу сказочного покоя и ожидания чуда. Отдаленность и труднодоступность самих объектов устремлений, отсутствие разного рода праздношатающихся граждан подогревает интерес и усиливает желание посетить ныне полуразрушенные культовые сооружения, куда поколения наших предков шли, чтобы донести до Создателя свои самые искренние мольбы и чаяния, вознося их молитвой в горние области, недоступные человеческому пониманию...

Итак, заранее намеченная дата выезда — 10 сентября, настала. В четыре утра выехали, и в полдень были в Малой Вишере. Маршрут мы начали от деревни Дора (километров семь юго-восточнее Малой Вишеры), оставив машину на попечение местных жителей. Необходимо отметить, что погода в этот день была отменная, настроение превосходное. Мы трое — в прошлом офицеры, имеющие опыт боевой и походный, умеющие обращаться с компасом и картой, дополнительно вооруженные GPSом, ходко шли по проработанному дома маршруту.

Спас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погост

Цепь дальнейших событий послужила прекрасной иллюстрацией того, как излишняя самонадеянность, несмотря на возраст и опытность, может сыграть злую шутку даже с подготовленными людьми. Увлекшись поеданием брусники и черники, фотографированием наиболее выдающихся экземпляров грибов, обменом по этому поводу мнениями, мы не заметили место переправы через речку Малую Вишерку, вытекающую из речки Ланошенки, вдоль берега которой герои сего повествования шли уже на протяжении километров десяти, и, как все нормальные люди, должны были идти дальше, чтобы добраться до урочища Зайково.

Спас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погост

Ошибка исправлялась в течение двух часов преодолением дополнительно почти четырех километров по старой, разбитой, подтопленной дороге, сплошь испещрённой следами кабанов. Поистине, бешеной собаке семь вёрст — не крюк! Естественно, в этот день мы заночевали, преодолев только половину пути, как выяснилось впоследствии — самую лёгкую. Разбили лагерь, поужинали, легли спать.

Спас-Оскуйский погостУтром решили к Спасу идти налегке, оставив почти всё снаряжение в лагере. Взяли один рюкзак с самым необходимым на дневной переход, рассчитывая вечером вернуться на базу. Как известно, — человек предполагает, а Бог располагает. Эту ночь нам было суждено провести под звёздным небом на ольховых ветках под стенами полуразрушенного Преображенского собора. В результате очередной нашей оплошности мы по параллельной лесовозной дороге вышли на вырубку, которую приняли за урочище Зайково. Конечно, никакого Аракчеевского тракта там обнаружить не удалось.

Однако мы же советские люди, к тому же офицеры — отступать не в наших правилах! Было принято решение идти по азимуту. Следующие два километра группа шла по сильно заболоченному лесу, совершенствуясь в стипль-чезе: скрытые под водой глубокие илистые, топкие ямы чередовались с поваленными сучковатыми и довольно толстыми деревьями, которые, беспорядочно громоздясь, возвышались над водой и лежали, как правило, поперек направления нашего движения. Лучшего маршрута для побега военнопленных из фашистского концлагеря, как это показывают в отечественных фильмах, представить не возможно. Самые выносливые и отчаянные из охранников метров через 300 плюнули бы на преследование, как на абсолютно бессмысленное занятие. Самые преданные служебно-розыскные собаки, жалобно поскуливая, сгинули бы в этом лесном обиталище лешего в бесплодной попытке выполнить служебный пёсий долг.

Спас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погост

Через несколько часов акробатических упражнений нам удалось выбраться на открытое пространство — без единого деревца. Те, кто бывал на болотах, знают — это не очень хороший признак. Перед нами раскинулось молодое верховое болото. Километрах в четырёх-пяти с трёх сторон виднелась полоса леса, между нами и лесом клюквенное царство. Необходимо заметить, что клюква в этих местах знатная — на редкость крупная и её очень много. Среди кочек мха в мочажинах поблескивали повсюду большие и малые окна воды, которые приходилось беспрерывно обходить, петляя по-заячьи. Впереди шёл Сергей Сдобников, его слега зачастую на всю длину легко погружалась в воду, не нащупывая дна. За ним следовал я с рюкзаком, замыкал группу Анатолий. Тёплое осеннее солнце уже стало валиться на запад, а под ногами по-прежнему, источая сладковатый запах багульника, колыхался неторопливыми волнами всё тот же моховой ковёр. Курс держали на север-северо-восток, предполагая, что, в конце концов непременно увидим колокольню Преображенской церкви. В попутном направлении шла цепочка лосиных следов — это облегчало выбор пути. В одном месте лось провалился, и мы подивились силе дикого зверя, который, разворотив внушительных размеров воронку, сумел выбраться из смертельного болотного плена. Следы ушли строго на север, а на востоке-северо-востоке Сергей Сдобников наконец увидел полуобвалившийся кирпичный купол Спаса. Оставалось пройти не более двух километров и по пути уже стали попадаться чахлые сосенки, но дорогу внезапно перерезала болотная протока. Время подгоняло вперёд, пришлось рискнуть, немного искупаться в болотной водичке. Всё, добрались. Ура! Под ногами долгожданная твёрдая земля.

Спас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погост

Всё, что ни делается — к лучшему. Эта расхожая истина и про наш случай. Преодолев расстояние, значительно превышающее расчётное, и, затратив намного больше усилий, чем предполагалось в ходе проработки маршрута, мы выстрадали право насладиться умиротворяющей красотой этого замечательного места, где ни единый посторонний звук не нарушал особенной, какой-то необычайно торжественной осенней тишины. Допив остатки чая из термоса и немного перекусив, стали держать совет, что делать дальше.

Спас-Оскуйский погостВремя возвращения на базу было пропущено. Оставался только один вариант — ночёвка на месте без палатки, спальников, тёплой одежды. Но в активе у нас было прекрасное настроение, а также тент, пила, чехол для рыбацких принадлежностей, немного продуктов и рюкзак. Осмотрев местность, мы нашли кострище и... настоящее чудо — старый, помятый трёхлитровый кан. Почему чудо? Сильно хотелось пить, утолять жажду коричневой сырой болотной водой, избыточно кислой (по химическому составу и по вкусу она обычная), вредно для здоровья, а кипятить не в чем.

Обращаемся к тем, кто ходил на Спас, оставил там кан и кусок двухслойного целлофана — огромное вам человеческое спасибо, вы выручили нас: ночь была холодная, под утро ударил лёгкий заморозок. Пусть вам воздастся за это стократно! Напившись до отвала клюквенного морса, мы из напиленного ольшаника, целлофана, тента, рюкзака, чехла устроили лежбище и подремали до рассвета. Утром в лучах холодного восходящего солнца, ещё раз подивившись на причудливое сочетание рукотворного чуда — Спас-Оскуйского погоста и болотно-лесного совершенства, празднично украшенного упавшим ночью на траву инеем, группа двинулась в обратный путь, ориентируясь по колее, проложенной ГТС (гусеничное транспортное средство). Дорога пролегала по берегу Спасского озера. Судя по всему, пользуются ею в основном рыбаки и охотники, которые без помощи техники не смогут вывезти трофеи, добытые в этих благодатных, но глухих местах. Очень скоро путь перерезала прямая, как струна, протока, которая была преодолена без всякого труда. В этом месте нами была совершена последняя в этом путешествии ошибка. Вместо направления юг-юго-запад мы по инерции пошли, придерживаясь берега и следа ГТС. В один из моментов обратили внимание на Спас, который оказался на противоположном берегу, что полностью противоречило логике нашего маршрута. Сверившись с картой, компасом и GPS убедились в ошибке, внесли коррективы и после определенной толики лишений и трудностей, созданных самими себе, наконец, выбрались к месту выхода Аракчеевского тракта из леса на болото. Надо иметь в виду, тракт на болоте практически не виден! Можно «прочитать» его направление только со стороны леса.

Спас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погост

По всем описаниям от Спаса до урочища Зайково приблизительно четыре километра, но мы умудрились увеличить эту самую трудоёмкую часть обратной дороги вдвое. Дальше всё было относительно легко и просто, если не считать беспокойства по поводу случайно полученной Толей ещё накануне вечером, травмы ноги. Отдадим Анатолию Петровичу должное: он проявил настоящее мужество и в самые тяжелые моменты болотных скитаний сделал всё, чтобы остальные не догадывались, что он идёт через боль.

Спас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погост

От Зайково до базы дорога заняла часа два. Ужин, главным блюдом которого была похлёбка из собранных по дороге грибов и копченных свиных хрящей с картошкой, луком, морковкой, сдобренных специями, выглядел царским пиршеством. Даже дождь, зарядивший на всю ночь, не смог помешать нам насладиться вкусом горячей ароматной пищи, приготовленной с любовью, а затем вкусить сладчайший сон в тепле палатки и неге спальников, удобно устроившись на карематах. Правда, чрезмерно любопытный кабан ночью коварно пытался помешать нашему отдыху — он налетел сдуру на оттяжку палатки, но был обращён в бегство искуснейшим софистом Сергеем Сдобниковым, употребившим в своем кратком выступлении в адрес дикой свиньи самые изысканные выражения.

Спас-Оскуйский погостДо самого утра ничего более не нарушило мирного похрапывания трёх усталых паломников. Окончание маршрута прошло в штатном режиме, без приключений. В деревне местным жителям и дачникам из Питера кратко доложили итоги экспедиции, нас угостили яблоками и компотом. Быстро переоделись, и, приблизительно, в час дня 14 сентября выехали домой. В Москву прибыли ночью. Общая протяженность нашего маршрута составила 60 километров, то есть, благодаря своей невнимательности, пришлось поневоле стать чемпионами: никто не ходил так далеко до Спаса и обратно.

Характерными особенностями наших клубных экспедиционных мероприятий проекта «Забытое наследие» являются: доступность для любого человека — не требуется получения виз, приобретения авиабилетов, бронирования гостиниц; дешевизна — всё необходимое всегда с собой; трудности на маршруте, для преодоления которых требуются волевые качества и соответствующая физическая форма; места, как правило, глухие, поэтому лёгкий экстрим прилагается обязательно... Нельзя забывать, что стержневая идея путешествий этого цикла — посещение мало известных и почти забытых нашими современниками исторических мест, которые, несомненно, являются культурным наследием, подлежащем сохранению. Удалённость этих объектов подчёркивает их строгую и горделивую отстранённость от суетности человеческих страстей и многократно усиливает манящую, таинственную привлекательность подобных походов.

Спас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погост

Спас-Оскуйский погостВдали от повседневных забот, наедине с самим собой, среди болот и лесов, под стенами русских монастырей, пустыней, погостов через генетическую память явственно осознаёшь себя частичкой своего народа, денежная пелена спадает с глаз и не стыдишься думать о высоком, а перенесенные временные трудности кажутся бесконечно малыми по сравнению с переживаемым в этот момент эстетическим восторгом от созерцания гармонии окружающего мира. Через единственный в своём роде портал Всемирной Энциклопедии Путешествий предлагаем поделиться с нами интересными маршрутами для продолжения цикла, а также пригласить желающих для участия в подготовке и проведении историко-краеведческих по содержанию и спортивно-оздоровительных по форме походов.

Спас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погостСпас-Оскуйский погост

Дополнительная информация к циклу статей

Варваринская церковь. С сайта airfotovideo.ruС 2007 «Семидесятая широта» под эгидой Всемирной Энциклопедии Путешествий осуществляет программу «Забытое наследие». В рамках проекта проводятся мероприятия мемориального характера с элементами экстремального туризма. Цель: показать корреляционную связь между ростом бездуховности, цинизма, вседозволенности, недопустимо примитивными представлениями о своих исторических корнях, а также национальных, нравственных и религиозных ценностях.

Мероприятия проходят в форме экспедиций к разрушающимся или разрушенным историческим объектам. Как правило, выбираются те, которые расположены в труднодоступных местах. Принимают участие в путешествиях единомышленники из числа старых и новых друзей, разделяющие убеждения и нравственные ценности организаторов проекта, обладающие хорошей физической подготовкой и готовностью стойко переносить тяготы и лишения походной жизни.

С начала проекта прошли экспедиции:

  • Рёконская пустынь (Новгородская область),
  • Рдейский монастырь (Новгородская область),
  • Спас-Оскуйский погост (Новгородская область),
  • Ионо-Яшезерский монастырь (Республика Карелия).
  • Посмотреть все статьи по экспедиционному циклу "Забытое наследие"

Клуб «Семидесятая широта» готов к сотрудничеству в рамках аналогичных проектов со всеми желающими.

Статья просмотрена: 5459
Рейтинг статьи: 7
Bookmark and Share
Страны: Россия
Сергей Воронин
Сергей Воронин, 14.11.2009 в 08:08
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 4 )
 Виктория
Спасибо! Очень увлекательное путешествие и рассказ!

Заброшенные места как-то по особому действуют..
 Федорченко
Сергей! Спасибо! Земной поклон!
Испереживалась за вас, пока читала, но успокаивала себя тем, что раз рассказ написан, то - значит - выбрались! Ура вам всем и дальнейших путешествий!
 Богомолова
"...денежная пелена спадает с глаз и не стыдишься думать о высоком, а перенесенные временные трудности кажутся бесконечно малыми по сравнению с переживаемым в этот момент эстетическим восторгом от созерцания гармонии окружающего мира."
Сергей, спасибо Вам за эти походы и за подобные мысли, которые почти всегда возникают у людей от длительного общения с дикой природой.
Кажется, что чем больше люди отнимают у природы пространства, тем чаще "стыдятся думать о высоком".
Желаю Вам и Вашим друзьям ещё многочисленных подобных экспедиций. Лет тридцать назад было очень много красивейших полуразрушенных церквей и монастырей на реках Ленинградской области, таких как Сясь, Оять, Свирь. Возможно, что теперь многие восстановлены, хотелось бы надеяться.
 Сергиенко
Последний абзац - это то, что нужно читать каждому каждый день.Спасибо за открытость!!!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо