eng Всемирная Энциклопедия Путешествий + МГИИТ
 
Таджикистан
Читать весь цикл статей: Памирский тракт-2010
Аннотация серии статей

Из Москвы с семьей на "Ниссан-Патрол" через страны и народы, нравы и традиции, - на "Крышу мира", к "Подножию смерти" - на ПАМИР!

Предгорья Памира: Фанские горы, Гиссарская долина, Душанбе. С Пенджикента, сначала по разбитой широкой дороге, а потом по всё более сужающейся долине реки Зеравшан, поднимаемся вверх. Горы подступили быстро и сразу серьёзные: главная вершина Зеравшанского хребта Чимтарга достигает 5480 м, высоты Туркестанского хребта поскромнее, и лежат между тремя и четырьмя тысячами. Вроде, только что река была спокойной, равнинной и вот уже, зажатая меж двух хребтов, кипит, шумит и брызжет пеной, недовольная узкими берегами своего каменного ложа.

Самарканд. УлочкиДень седьмой. Утром - краткосрочная экскурсия по основным архитектурным памятникам Самарканда — к историческому ансамблю на площади Регистан и мавзолею Амира Тимура. Впечатлений масса, от ошеломляющей красоты «золотой мечети», от траурной торжественности мавзолейных саркофагов, от невозможной голубизны и разнообразия узоров майоликовских росписей! В 13:00 выдвинулись в сторону узбекско-таджикской границы. Переход границ осуществили за один час. У узбеков без проблем и денег, таджикский таможенник выпросил на «недосмотр» пару долларовых десяток.

Но зато на его сейфе теперь висит эмблема нашего клуба «Нисан». В общем-то пограничники и таможенники были приветливы: редки здесь гости из России. С Пенджикента, сначала по разбитой широкой дороге, а потом по всё более сужающейся долине реки Зеравшан, поднимаемся вверх. Горы подступили быстро и сразу серьёзные: главная вершина Зеравшанского хребта Чимтарга достигает 5480 м, высоты Туркестанского хребта поскромнее, и лежат между тремя и четырьмя тысячами. Вроде, только что река была спокойной, равнинной и вот уже, зажатая меж двух хребтов, кипит, шумит и брызжет пеной, недовольная узкими берегами своего каменного ложа. Дорожное покрытие представляет собой давно разрушенный асфальт, спуски-подъемы, закрытые повороты - на преодоление 90 километрового ущелья потребовалось без малого три часа. Сразу за Айни начинается подъём на перевал Анзоб. Про эту красоту, пугающую и завораживающую, писать не буду - лучше посмотреть на фото.

Поворот на ЗаревшанФанские горы
УщельяГорные реки

Я такие серьезные горы встретил впервые, да и вообще многие ли тут ездят издалека, - так, в основном местные. Постепенно поднимаемся на крутые отроги Гиссарского хребта. Высота перевала Анзоб - 3372 метра, но на высоте 2700 м, в скалах, китайские дорожные строители прорубили пятикилометровый тоннель и сейчас проводят работы по его обустройству.

Перевал АзнобМашина тяжело идет на перевал, температура двигателя по компьютеру доходит до 102, но стрела прибора на панели стоит мертво, наверное, привыкает к настоящим горам. Тяжелый туннель, температура в туннеле 2 градуса, при выезде нас ждет небольшой дождь и мокрый снег, в самом туннеле - вода, арматура, ямы, отсутствует частично освещение и вентиляция, проезжаем под недоделанными навесами противолавинных защит и по объездам вокруг строящихся участков дороги. В одном месте «Камазисты»-таджики сталкивают в реку тяжеленные камни со 100-метровых отвесов, расчищают дорогу.

Мы двигаемся в темноте на высоте 2700. С непривычки - небольшая отдышка от высоты. Ночь, как обычно, приходит в горах быстро. Постепенно мы спускаемся, горы выхолаживаются, воздух прогревается до 18 градусов тепла. Мы въезжаем в Душанбе. Город расположен в густонаселенной Гиссарской долине на высоте около 800 м. К гостинице в Душанбе подъезжаем около 23:00, четыре раза нас останавливают гаишники. Один потребовал талон предупреждений, объяснив: «А как же я вас буду наказывать?». Другие наоборот, узнав что мы из Москвы, сразу в гости зовут и спрашивают, чем помочь, как здоровье и настроение. Восток - дело тонкое! Завтра дневка и проверка мат. части. Дневной пробег: 350 км

Памирские таксистыДень восьмой. Это день экскурсионно-технический. Небольшой променад по рынкам Душанбе, поездка в Гиссар, кафе над рекой в Вазнобском ущелье, - так сказать, отдых перед горами. На следующий день нам должны окончательно оформить пропуска в погранзону Горного Бадахшана и регистрацию на территории Таджикистана. Из негатива/позитива: остановлен местными гаишниками в течении дня 17 (!) раз, от вопроса «а поговорить», до «подышите на права» и «где ваш талон, куда дырки делать». Помыл машину и почему-то отстали. Простое человеческое общение: перефотографировались с половиной Душанбе.

Рука устала махать мальчишкам и не только им. Всем этим компенсируется негатив от гаишников. Очень все радушно.

ДушанбеДень девятый. Все разрешения и пропуска оформлены, но, к сожалению, решил все-таки поменять прокладку головки двигателя, так как тосол стал вылетать уже через трубу и шланг стал достаточно тугим, видно, подпор воздуха увеличился в дороге. По равнине ехать можно было бы, но в горах рисковать не решился. За дорогу до Душанбе залил в общей сложности на жаре 1,5 литра тосола (вообще-то немного), но с горами шутки плохи. Спасибо особое нашим клубным ребятам (Андрей и Алексей) за оперативную передачу той же ночью после моего звонка прокладки в Душанбе.

Кроме этого: человек, с которым передали прокладку в Москве для меня, дальше свел меня с мастерами (работают в миссии ООН механиками по машинам) и вообще и не отпускал от себя и все время помогал в дальнейшем.  Для ремонта пришлось зависнуть здесь на три дня, но это компенсировалось общением с таджикским узбеками, пловом, кебабами и прочим. Денег за угощение не берут, все говорят: гость! Головку сняли, убедились, что через 3-й и 4-й цилиндры попер тосол, но голова в порядке. Завтра на шлифовку на завод и - сборка. Надеюсь, что послезавтра уже двинем в горы. Сегодня не удержался и у нас появился член клуба на ТЛК80 (04 - регион Памир ), работает таксистом между Хорогом и Душанбе, а это высоты от 2000 до 3800 метров. Там такси исключительно внедорожники, причем разные, включая Патрули, Мицубиси, ТЛК80, 90.

Ремонт в ДушанбеДень десятый. Решили, что будем отдыхать по полной, пока машину делают. Девчонки пошли толкаться по базарам, а я с внуком уехал к ребятам, где делают машину. Пили с отцом механика зеленый чай, говорили за жизнь, Советский Союз, про национальные вопросы, в принципе жизнь тяжеловатая там, денег мало, пенсии мизерные. Но в целом жизнью довольны, сыновья хорошие. Все друг друга знают (они таджикские узбеки) и всегда другу другу помогают. Достаточно дружно живут, здесь сильна взаимовыручка. Очень благодарны России, что мы позволяем таджикам работать у нас и тем самым помогаем им выживать.

Да и вообще, как я заметил, все тут работают с раннего утра и до позднего вечера от мала до велика, - великий народ, трудолюбивый и гостеприимный. Так за беседой у нас и прошло пять часов, а в это время ребята делали машину не спешна и въедливо.

После всех этих дел насущных мы с внуком поехали к нашим девчонкам и уже все вместе вечером отправились гулять по центральному парку Душанбе (спала жара). Парк расположен рядом с президентским дворцом, посидели у фонтанов. Сходили в местный музей, вообще отдыхали и наблюдали за местной жизнью. В городе, кстати, полно «Порш-кайенов», «БМВ» 5-6, «Таурегов», «Прадиков» и прочих, в обвесе пластиковом, шикарных авто. Как мне потом объяснил,и самое дорогое авто стоит не больше 40 000 долларов, у них нет драконовских пошлин, поэтому столько и дорогих авто. Увидел черный «Порш-кайен»-турбо S с номером 888, тонирован в «ноль», обвес от «Хармана» и все блестит, как у кота яйца… без охраны. Оказывается - сын президента, вот так просто по Душанбе ездит и тусит. Вот такая восточная жизнь. Президент их пару раз проезжал с мигалками в сопровождении, так даже не перекрывали, как у нас в Москве.

В ресторане. ПловДень десятый. Отдых продолжили с 11:00 до 14:00 в отличнейшем узбекском ресторане. С хозяином ресторана познакомил меня тот самый узбек Рукшан, который привез прокладку. Здесь обедает все местное начальство. Шикарная кухня, слюнки до сих пор текут при воспоминании от плова, шурпы, арбузов, дынь, самсы, зеленого чая с лимоном и прочих восточных прелестей, которыми мы там насладились. Завидуйте, кто понимает толк в узбекской кухне. Оттуда уехали с внуком на зеленый базар (это в центре Душанбе) – мне хотелось показать ему, что же такое настоящий восточный базар и сладости.

Девчонки мои ходили по магазинам и рынкам и шопинговали. Цены делить надо с московскими на 2-3 ,много есть качественного, но также кое-где сплошной черкизон. Есть здесь замечательные украшения из местного и афганского серебра и камней, а также золотые изделия, но их, конечно, надо искать. Это я пишу для жен патрулеводов.

Просто хороший человекКстати, про автозапчасти: все можно купить. Доставка - 3-4 дня из Арабских Эмиратов, но, как они сами говорят, лучше из Москвы, так дешевле. Очень своевременно позвонили ребята и сказали, что машину сделают к ночи или к утру. Парнишке по имени Шкурат, который мне все сделал, огромное, большое спасибо. Денег сразу не взял, сказал: «Потом, из Москвы пришлете, деньги вам в путешествии пригодятся». Вот оно - настоящее человеческое и не только восточное отношение. Да и вообще (забегу вперед) от всего Таджикистана у меня и у всей нашей семьи остались исключительно положительные эмоции.

Продолжение следует

Статья просмотрена: 2545
Рейтинг статьи: 0
Bookmark and Share
валерий аникиев
валерий аникиев, 4.02.2011 в 10:11
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо