Всемирная Энциклопедия Путешествий + МГИИТ
 
Высокогорные районы Памира
Читать весь цикл статей: Памирский тракт-2010
Аннотация серии статей

Из Москвы с семьей на "Ниссан-Патрол" через страны и народы, нравы и традиции, - на "Крышу мира", к "Подножию смерти" - на ПАМИР!

В экспедициях главное - утро, всем советую просыпаться рано, брать фотоаппарат и идти смотреть - куда же Вас нелегкая занесла ночью. Встает солнышко и - вот она истинная красота! В который раз горы восхищают, завораживают и заставляют понимать: жизнь бесконечна и мы в этой Вселенной - песчинки, хоть и считаем себя важным звеном… Природа все равно возьмет свое и всегда будет звеном главным, что бы мы с ней не творили. Наша задача - беречь то, что есть, не гадить, дружить с природой, и она откроет нам то что, захочет.

День тринадцатый. Мы продолжаем свой путь вдоль Пянджа. Средняя Азия необычайно популярна среди западных туристов. За 8 дней нашего там пребывания мы повстречали немцев, шведов, шотландцев, швейцарцев, поляков, новозеландцев, французов и американцев, велотуриста из Польши. Поляк едет через Монголию, Китай, Киргизию уже третий месяц. Спрашиваю, как Киргизия (он через Ош ехал)? Не без юмора поляк сообщил: «С утра пьют, после обеда стреляют». Россияне не попались мне на Памире ни разу. К Хорогу, столице Горно-Бадахшанской автономной области, подъезжаем к 13-ти часам.

Дорог на свете много, но выше не найдешь
От города Хорога в далекий город Ош.
По кручам каменистым смотри не оборвись!
Машины-альпинисты карабкаются ввысь.

Бензин имей, во-первых, резиной дорожи,
И главный козырь - нервы, смотри не растранжирь.
Держи баранку строго - иначе не пройдешь
От города Хорога в далекий город Ош.

И скуку не приемля, кричу я на пути:
"Остановите землю, я здесь хочу сойти!"
Но прыгает дорога, трясет машину дрожь
От города Хорога в далекий город Ош.

И мерзли мы, бывало, и ветер нас сгибал,
И много перевалов дарила нам судьба.
Ну что ж, приятель, трогай! Костер наш был хорош.
В Хорог твоя дорога, а наша в город Ош.

Юрий Визбор

Городок утопает в зелени, но мы там не задерживаемся - сразу выезжаем из города по Ваханскому коридору. Говорят, кто Ваханский коридор не проехал, тот Памира не видал.

Высоты в ХорогеНо тут начались звонки:

- А вы телевизор смотрите? Ну-ну…
- Какой тут телевизор в горах!
- Так посмотрите, что в Киргизии творится?

Задумались, а ведь нам как раз через Ош ехать. Звонков было много, - от друзей, и, конечно, от близких, - всем спасибо за беспокойство. Заехали, посмотрели телевизор: 300 убитых и 100 000 беженцев ушло в Узбекистан. Мы заволновались, - а оно нам надо?

Задумались, но поехали пока дальше на Ишкашим. Но тревога не отпускала. От Хорога, собственно говоря, уже начинается Восточный Памир. Решили доехать до Гарма и там накупаться в источнике. Курорт застраивается новыми коттеджами и санаторием, говорят, что на деньги дочки президента, и скоро там будет не хуже европейского курорта. Источник классный, лечит всё и от всего, но находиться в нем больше 10 минут нельзя, сильно понижается давление. Жена и внук перекупались, и им было немного плохо. Кстати, высота поселка - 2770 метров. Заночевали поехали в Ишкашиме.

Автобусная остановка на перевалеДень четырнадцатый. Двигаемся дальше, в двадцати километрах за Ишкашимом любуемся остатками стен древней крепости Каахка (III-IV вв), но по пути пугающая пустота на дорогах. В 10:30 достигаем самой южной точки маршрута: 36º41´5´´с. ш. Дорога до Лянгара скучна и однообразна, но, кому как. Кишлак Лянгар расположен у слияния рек Памир и Вахандарья. Соединяясь, они образуют Пяндж. Таким образом, наше путешествие по Пянджу заканчивается, мы проехали его почти весь, снизу до верховьев. Поев и отдохнув, а также посчитав время, мы окончательно отказываемся от идеи ехать через Киргизию.

Но других дорог нет: одна идет через Китай (у нас нет визы), на второй дороге россиян не пропускают, и нам, если ехать основной дорогой дальше через Сары-Таш, остается только Ош. Да… здоровье одно, попадать под горячую руку разбушевавшимся киргизам не хочу, подвергать свою семью опасности тоже. Решили возвращаемся в Хорог старой дорогой, не выезжая на тракт (оставил на будущее).

ПеревалДумаю, что в Киргизии, рано или поздно, все успокоится и я еще вернусь сюда. Разворачиваемся и дуем по уже известной дороге в Хорог, почему-то еду теперь по горам уже значительно быстрее. Я, конечно, научен крымскими дорогами, но здесь экстрим на каждом шагу. Машинка на таких высотах на скорости 60 км в час не греется, в штате комп показывает не более 95 градусов, все работает отлично, только подвеска поскрипывает от песочка, набившегося под пружины, очень крепкий наш автомобиль, самое «то» для экспедиции. Ночуем в Хороге.
Дневной пробег: 250 км.

День пятнадцатый. Утром беглая экскурсия по местному ботаническому саду, внизу - Хорог. Западная часть Памира (наиболее красивая) «откатана», ну а восточная, с ее лунными пейзажами и 4665 метровым перевалом Акбайтал, теперь на следующий год… Поговорил с таксистами, сказали, что сель подсох и можно ехать правой дорогой на Душанбе. Дорога назад показалась еще красивее, - горные серпантины, пропасти, реки, высоты, ледники. И красивейший перевал на 3250 метров, я его назвал зеброй.

Перевал Горы в районе Хорога

Встречались сурки, - жирные и шустрые, - лисы и прочая живность. Потом была еще ночная езда, - 70 км по глинистым серпантинам, - до приличной по памирским меркам гостиницы на Голубом озере. Когда утром я посмотрел, где ехал, я зарекся больше по ночным горам ездить, кто бы меня не заставлял. Дневной пробег: 280 км

Гора Шестнадцатый день. Вообще в таких экспедициях главное - утро, всем советую просыпаться рано, брать фотоаппарат и идти смотреть - куда же Вас нелегкая занесла ночью. Встает солнышко и - вот она истинная, красота! В который раз горы восхищают, завораживают и заставляют понимать: жизнь бесконечна и мы в этой Вселенной - песчинки, хоть и считаем себя важным звеном… Природа все равно возьмет свое и всегда будет звеном главным, что бы мы с ней не творили. Наша задача - беречь то, что есть, не гадить, дружить с природой, и она откроет нам то что, захочет. Утро, как всегда, было прекрасным.

Мы постепено выкатываем к Обигарму, откуда до Душанбе - рукой подать по очень хорошем асфальту. Вкатываемся в Душанбе к 12:00, общительные гаишники интересуются: «как съездили, приезжайте еще, понравилось ли?» Заезжаем на мойку и всего за 150 рублей отмываем машину от красной глины, грязи, пыли... Едем в любимый узбекский ресторан, правда, к 13:00 плов уже закончился (его надо есть до 12-13, позже, по местным представлениям, плов уже и не плов вовсе). Едим манты, арбуз, шурпу... После краткого отдыха трогаемся к таджикско-узбекской границе в сторону Доссора. К16:00 подьезжаем к границе. Таджикскую часть прошли за 30 минут, при этом запомнился идиотский диалог с  подполковником милиции:

Вид на Самони- А где Вы ночевали?
- В палатках.
- Что, все время?
- Да.
- А в Париже вы тоже в палатках спали?
- Нет, там в машине спали.

(Это чистая правда, мы как-то под Парижем в путешествии на стоянке сначала в машине, а только потом в гостиницу перебрались).

Подполковник уходит, бормоча что-то вроде «Научились отвечать...» Чего он от нас хотел, я так и не понял. И регистрация, и все остальные документы были в порядке, и он их видел. Потом легкий намек на дополнительную оплату от таможенников, ответил: «Не мужики... не будет, денег уже мало осталось». Они также вяло: «Ну ладно, проезжаете и приезжайте следующий раз не через Айни, а через нас». Через 30 минут мы были уже на узбекской таможне. А вот тут начался (нас было всего 2 машины на границе – вторая машина - турецкий дальнобойщик) настоящий шмон меня, моей семьи и машины в течении 3,5 часа. Досмотром это даже назвать было трудно. Вытащили из машины всё, да и личный досмотр был вплоть до трусов. В принципе, все по закону, но как-то противно. Пытались ругаться, не помогло. Две собаки облазили разгруженную машину три раза, все обнюхали. Пересмотрели у нас все продукты, таблетки, перещупали всю одежду, кучу вопросов позадавали. Я много стран проезжал, но такого досмотра не было ни разу, противно и неприятно. Вроде мы на наркодельцов не похожи, ну да ладно. К 20:00 всё это закончилось, и мы тронулись в путь в поисках гостиницы по новой дороге на Карши.

Голубое озероПропастиГоры в районе Хорога

Наступала ночь, а я как-то забыл, что здесь тоже предгорья Памира. В общем,  в ночи (только дорога хорошая) опять перевалы по 2500 метров, серпантины и поиск гостиницы. В один отель заехали - мест нет, в другой - нет.  На улице ночью уже было +38С и довольно душно. Доехали к часу ночи до Карши (это большой город нефтяников) и администратор гостиницы, решив подзаработать денег, пустила нас в свою трехкомнатную квартиру за 40 долларов. Свалились спать.

Продолжение следует

Статья просмотрена: 2500
Рейтинг статьи: 4
Bookmark and Share
валерий аникиев
валерий аникиев, 18.02.2011 в 10:11
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 2 )
 Небыкова
Мне очень понравилась Ваша статья и то, как Вы ее оформили! Видеоролик – супер! Но главный, терзающий вопрос, который не давал мне сегодня работать нормально, это где Вы заправлялись?
 аникиев
У меня в машине 2 бака ,всего на 170 литров и плюс неприкосаемый запас в виде канистры проверенной хорошей солярки на 20 литров.Заправки есть везде ,кроме Узбекистана(там они все закрыты),поэтому пришлось заправлятся там у камазистов и местных теневых солярных бизнесменов(работают только днем-)
Цены на тот период :
россия 21 р,казахстан-14 р,узбекистан-30 р,(неофициально),таджикистан -душанбе (газпромнефть 29 р и в горах на памире 32 р .
В принципе проблем не было ни где ,кроме Узбекистана.Качество везде хорошее,но лучшая была у камазиста -дальнобойщика в самарканде ,у него солярка была еще залита иранская -) и из Ирана тоько что приехал.
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел/факс +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо