6. Яндомозеро и его деревянная жемчужина – церковь во имя святой великомученицы Варвары. Постскриптум Владимира Старикана: На охоте Там (в Австрии) и Тут (в России)
Аннотация серии статей

Забытое наследие - проект, при осуществлении которого проводятся мероприятия мемориального характера с элементами экстремального туризма. Цель – показать корреляционную связь между ростом бездуховности, цинизма, вседозволенности, недопустимо примитивными представлениями о своих исторических корнях, а также национальных, нравственных и религиозных ценностях. Мероприятия проходят в форме экспедиций к разрушающимся или разрушенным историческим объектам, расположенным в труднодоступных местах.

Забегая сильно вперед, скажу сразу, что рассказчик из меня много лучше, чем писатель. В рассказе всегда можно использовать связующие русские слова, что категорически нельзя, с моей точки зрения, делать печатным способом.

Володя - современный Дерсу Узала. Фото Александра ФедорченкоНачиналась эта история во время одной из моих поездок в снежные Альпы. Покатавшись с семьей на лыжах, я сидел вечерком у камина и терзал кнопки дистанционного пульта телевизора, пытаясь выудить из эфира что-нибудь увлекательно-познавательное. Коньячок в бокале уже практически заканчивался, когда я набрел на репортаж об охоте в горах. Добавив в бокал ароматного напитка, я полностью погрузился в сюжет, так как мне, как охотнику (не за экзотической, уточню специально для защитников природы, африканской дичью, а за прозаичной российской: кабан, лось), это было очень интересно! Охота проходила летним днем. Раннее утро, - солнце еще не выглянуло из-за альпийских вершин. Трое охотников только собираются на охоту. Их провожает практически вся деревня, включая стариков, женщин и детей. Охотники проверяют и подгоняют изящное, украшенное орнаментами, профессиональное снаряжение, провожающие - напевают охотничью песню.

Не очень понимаю австрийский язык, но, по отрывкам, речь в ней шла о природе, животных и охотниках. При всем разнообразии современного охотничьего оружия, снаряжения и одежды, отметил: на каждом из участников той охоты были элементы классического охотничьего костюма, со вкусом подобранные и обыгранные. Шляпы, жилетки, подсумки, обувь. Короче, парни к мероприятию готовились, изучая давние традиции тех мест.

Донская-Хилько Вера Васильевна. Портрет мужчины в тирольском костюмеБлагородный оленьЛорис Коринт. Автопортрет в тирольском костюме 1913 г.

Ну вот, все готово. Старший на рожке играет начало охоты. По тропе охотники выступают в горы. Идут спокойно, сосредоточенно, практически не разговаривая между собой. Добравшись до вершины, старший играет открытие охоты, и охотники расходятся в поисках добычи. Одному из них удается выследить и добыть королевского оленя с могучими трофейными рогами. Охотники собираются вместе и над добытым оленем поют гимн зверю. Старший играет на рожке отбой охоте и из деревни выдвигаются трое помощников. У них с собой небольшая одноосная повозка. Охотники тем временем, разрядив оружие, достают маленькие фляжки и выпивают за успешную охоту. Прибывшие из деревни помощники рубят еловый лапник и выстилают им пол тележки. Добытого оленя перекладывают на подготовленную и украшенную повозку. Охотники плетут из еловых веток большой венок и украшают им рога зверя. Затем все вместе спускаются в деревню, прихлебывая из своих фляжечек и распевая песни.

Тироль. С сайта panoramio.comС сайта durhampsc.org.uk

В долине их уже ожидают накрытые столы, установленные буквой «П», по центру которых сооружен постамент, затейливо украшенный полевыми цветами и еловым лапником. Оленя перекладывают на этот «пьедестал» и теперь уже вся деревня исполняет песни в честь оленя, охотников, гор. В деревне начинается настоящий праздник, герои которого - охотники и добытый ими трофей. Люди умеренно выпивают, танцуют, что-то рассказывают друг другу. Через некоторое время появляется повар с поваренком и ловко-ловко начинают разделывать тушу.

Трофеи. С сайта forum.awd.ruЧто - на колбасу, что - на гуляш, что - просто запекают. И вся эта вкуснятина поступает снова на стол праздника. Из рогов оленя местный мастер изготавливает красивый медальон с указанием даты охоты и имени удачливого стрелка. Часть рогов режется на жетончики, на которых гравируется голова оленя и дата охоты. Такие симпатичные жетончики на кожаных шнурках раздают детворе и участникам охоты. Праздник длится весь день и всю ночь. Досмотрев до конца сюжет, я с огромным удовольствием пересказал его за ужином нашим друзьям и, конечно, темой того ужина стала охота.

Вернувшись с отдыха, буквально через месяц я получил приглашение поохотиться на лося в одном из близлежащих охотхозяйств Подмосковья. Я, конечно же, согласился, будучи все еще под впечатлением от увиденного в альпийской республике сюжета. И вот – охотхозяйство… Раннее зимнее утро... Короткий инструктаж главного егеря напоминает постановку боевой задачи специальному подразделению. Экипировка! О! Это отдельный рассказ! Наноодежда. Нанооружие. Нанокалибры. Наноприборы. Все остальное тоже очень близко к нано. Дальше! Молча разливается спиртное и тот, кто не в состоянии совладать с прибывающим адреналином, выпивает!

Из произведений русского художника графа  Муравьева Владимира ЛеонидовичаНа номера нас доставляет грузовик-вездеход. При моей постановке на номер егерь применил какую-то ему одному известную хитрость. Заключалась она в следующем: все стрелковые номера располагались в чистом, голом, как колено, поле. И когда подошел мой черед, и егерь показал мне моё место, затем, слегка оглядев окрестности (по какому принципу - непонятно, - вокруг ни травинки, ни кустика, ни деревца, снегу - выше пояса), переставил меня на 50 метров в сторону. Логику его действий я не могу понять до сих пор. Но выбежавший из леса лось понесся прямиком на меня. 

И, наверное, если бы я не выстрелил, был бы затоптан. Но трофей был добыт. Очень скоро возле нас с лосем собрались и остальные стрелки. Судя по всему, парни "грелись" на протяжении всего времени охоты. Меня поздравили. Началось фотографирование с трофеем. Тут я первый раз пожалел, что сделал выстрел. И, вроде взрослые люди, и, вроде, бывалые охотники (по крайней мере, по рассказам)... Каких только поз не принимали эти добрые люди и какие только ракурсы не брали… Я представляю рассказы этих бравых ребят при показе фотографий…

Из произведений русского художника графа  Муравьева Владимира ЛеонидовичаИз произведений русского художника графа  Муравьева Владимира Леонидовича

Затем необходимо было загрузить трофей в кузов «ГАЗ-66». Для чего использовалась лебедка, установленная в кузове, у кабины, и блок на балке посередине машины. Зацепили лося за морду и начали тащить. Тут я второй раз пожалел, что стрелял. Караул! Шея добытого животного вытянулась в два раза длиннее тела. Мне показалось, что голова зверя вот-вот оторвется. Но лось, игнорируя законы физики и механики, лишь слегка пододвинулся к машине. Тут сломалась балка с блоком. Мат-перемат! К фаркопу автомобиля прицепили веревку и волоком, размазывая кровь и дерьмо по снегу, потащили добычу в хозяйство. Я сел на снег. Честно, был в шоке. Не знал как вести себя в этой ситуации. Подошел егерь. Я спросил его, зачем я сделал выстрел.

Из произведений русского художника графа  Муравьева Владимира ЛеонидовичаЕгерь, поняв мое настроение, предложил посидеть на вышечке, ну, поговорить, успокоиться. Просидели мы с ним за фляжкой коньяка, на вышке, пару часиков, и пешком вернулись в хозяйство. Там моим глазам предстала следующая картина: лося уже разделали! Снег на территории базы в диаметре 50 метров был в крови, везде валялись какие-то кучи мяса и внутренностей, как будто лось наступил, как минимум, на противотанковый фугас. Вместо тирольских песен в честь зверя и охотника я услышал радостный возглас кого-то из как следует поддавших охотников: «Выбирай себе! Ведь ты же добыл!» В очередной раз я пожалел, что выстрелил. Домой вернулся без настроения и никому не стал рассказывать о российской охоте. А чудесные рога альпийского благородного оленя, украшенные охотниками венком из еловых ветвей, я вижу, как наяву, до сих пор. 
Вот такая охота там и тут!

Володя - современный Дерсу Узала. Фото Сергея ВоронинаВолодя - современный Дерсу Узала. Фото Сергея ВоронинаВолодя - современный Дерсу Узала. Фото Сергея ВоронинаВолодя - современный Дерсу Узала. Фото Сергея Воронина

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Володя - современный Дерсу Узала. Фото Александра ФедорченкоВо время нашего путешествия к Яндом-озеру, точнее, в ходе вечернего пира, который с соблюдением всех процессуальных норм литературной живописи и публицистики описан в третьей части нашей эпопеи, уделяется особое место потрясающей буженине домашнего копчения, которую приготовил (а до этого добыл на охоте, подстрелив кабана-сеголетка) Володя. Буженину мы поедали под неторопливый рассказ Володи, который, окутываясь трубочным дымом наподобие исландского вулкана Эйяфьятлайокудля, рассказывал нам об охоте ТАМ и ТУТ. Я упросил его написать об этой трагикомической истории. Этим повествованием, достойным кисти Василия Перова (Охотники на привале), Энциклопедия завершает цикл статей об экспедиции на прекрасное Яндом-озеро.

Адександр Федорченко

Дополнительная информация к циклу статей

Цикл статей "Забытое наследие. Яндомозеро и его деревянная жемчужина – церковь во имя святой великомученицы Варвары" - часть большого цикла "Забытое наследие". Так сказать, мини-сериал в большом сериале, - многочастевая статья лишь об одной уникальной экспедиции.

Статья просмотрена: 2623
Рейтинг статьи: 7
Bookmark and Share
Владимир  Старикан
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 18 )
 Воронин
Володя! Я, конечно, слышал этот рассказ в живую, и хочу сказать, что, читая его, вспомнил учение И.П. Павлова о второй сигнальной системе, которая активизируется только под воздействием речевых раздражителей. Вова! Читаю а слюнки текут, потому что вспоминаю те кулинарные изыски из дичины тобой привезенные. И вкушали мы от тех чудных яств под это самое повествование. А, вообще, здорово было. Щиро дякую.
 Федорченко
Статья понравилась, особенно в той части, где про буженину собственного отлова и копчения. Попробовать бы...
 Богомолова
Владимир, очень хороший рассказ! Во всяком случае он помогает таким противникам охоты, как я, понять разницу между охотником, любящим природу и глупым, бесчувственным пьяницей-убийцей.
 Печенегов
Почитал с большим интересом! Живописный рассказ, и живописные работы великолепные! Спасибо!
 Федорченко
От лица Энциклопедии замечу: живописные работы (об охоте ТУТ) принадлежат кисти известного в прошлом русского художника графа Владимира Муравьева, а не Владимира Старикана, а об охоте ТАМ - Донской-Хилько Вере Васильевне и Лорису Коринту.
 Небыкова
Ужас! Жаль, что Вас напрягло, не то, что Вы животное погубили, а то в какой варварской манере была организована охота.(((
 Федорченко
А когда граждане кушают колбаску, она из кукурузы делается? Видимо животных, из которых делают отбивные, берут из мультиков про Простоквашино... А губят животных только злые дядьки с ружьями на охоте...
 Небыкова
Отказаться от мяса мы не можем, так устроен наш организм. Но, современная охота, это просто удовольствие и все. Нуждался ли так автор в лосятине? Нет, конечно!
А лось, это же душа леса! Это такое большое и красивое животное!
 Федорченко
Я вот нуждаюсь в такой вкусной вещи, как домашняя буженина и котлеты из лося. Они значительно вкуснее и лучше того, что продают на рынке фермеры из коров и домашних свинок. Это в городах кабаны и лоси - экзотика, а в лесу их подчас бывает слишком много, как и медведей, это не краснокнижные амурские тигры и белые медведи. Корма им зачастую не хватает, так как они сильно размножаются, з вериначинают травить посевы. Охота - идеальный способ регулировать численность диких животных, кроме того, охота стимулирует вкладывать деньги в охотхозяйства, закупать корма, заботиться о поголовье. Кроме того, в охоте множество ограничений - нельзя добывать самок, собственно, сама охота разрешена лишь в определенные временные рамки и т.д. Я не считаю охоту варварством. Варварство - это браконьерство, то есть охота без лицензии. И я, например, категорический противник охоты на "африканскую дичь" (лев, буйвол, носорог, леопард и слон), хоть бы и по лицензии..
 Туманова
Вспомнила, когда-то давно , на Севере, муж убил оленя. Взыграл азарт охотника. Помню еще долго мы принимали гостей и ели всевозможные блюда из оленины. Но с тех пор муж охотился только на дичь - не мог забыть глаза убитого им оленя...
 Федорченко
Думаю, если он прочитает пару рассказов Сетона-Томпсона о птичках, и на них охотиться перестанет. А еще сейчас ученые определил, что и растения все чувствуют... Может, и от хлеба и каши откажемся, а то ржи и овсу больно, когда их убирают с полей... Наше общество всё может довести до абсурда. А колбасу едят все. Не взирая на слезы в глазах овечек, барашков, телят и проч.
 Туманова
Ну, конечно же, я понимаю что это ханжество - есть с аппетитом курочку и осуждать того, кто с легкостью отрубил ей голову...
Йети съел этот комментарий
 Федорченко
А что, курочкам голову отрубать мучительно долго надо? Для справки: сейчас курочкам предоставляют возможность совершить увлекательное путешествие по желудочно-кишечному тракту человеков с помощью тока.
 Небыкова
При том, когда у меня была возможность посетить птицефабрику, на мой вопрос есть ли в штате психолог в связи с такой ужасной работой, на меня посмотрели как на чудика упавшего с планеты Марс.
Йети съел этот комментарий
 Туманова
Рассказ очень понравился. Прочитала с интересом. К охотникам всегда относилась с большим уважением, если это в пределах целесообразного, без варварского браконьерства. По-моему, настоящее мужское занятие, для кого-то хобби, для кого-то профессия. И знаю, настоящий охотник очень любит природу. Спасибо, Владимир.
 Федорченко
Ура! Меня тоже осчастливили! Мне достался сурок ("...И мой сурок со мною" , "День сурка..." - какие ассоциации) или байбак! Володя! Я теперь Ваша вечная раба! До чего же вкусно! Незабываемо! Послушать бы ещё когда-нибудь Ваши рассказы вживую! Завидую Воронину и Федорченко мл.!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел/факс +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо