eng Всемирная Энциклопедия Путешествий + МГИИТ

Аннотация серии статей

Может быть, кто-то из нас думает, что планета Земля уже давно изучена и нет на ней «белых пятен». Это далеко не так. Прочитайте цикл статей «Меридианы чудес», и вы увидите, как много на Земле удивительного, необычного и еще не до конца разгаданного. Все в окружающей нас природе взаимосвязано и взаимозависимо. Подумайте только, что было бы с нами, если бы не существовало никаких тайн, загадок и вопросов, на которые пока нет ответов? 99,99% происходящего в природе проходит незамеченным и непонятным, а замеченному часто не придается особого значения и игнорируется - либо по ошибке, либо сознательно.

Приписываемые темноте свойства что-то скрывать к пещерам не относятся. Возьмите с собой побольше света и увидите, что в больших залах, к которым можно пройти без особых усилий, пещеры хранят для вас свои самые красивые работы. А вот то, что пещеры показывать не желают, они легко прячут за узкими щелями, в которые невозможно протиснуться, и за тяжелыми обвалами, которые не просто разобрать. О том, что человек - существо прямоходящее, в пещере забывается. Двигаться можно как угодно. Испачкаться? Да пожалуйста. Сотни метров на животе, огибая неровности, отдыхая на боку или свернувшись вокруг камня. Всё что остается на одежде, грязью назвать трудно. И в самом деле - откуда здесь грязь? Ну, глина, ну, вода. Но точно - не грязь. Если кто-то думает иначе, ему стоит посетить хотя бы одну пещеру. Пройти ее как можно дальше. Пробыть в ней как можно дольше. Знакомые углы квартиры не кажутся такими родными и не вызывают столько радости, как узнаваемые камни пройденных ходов. Единственное, чего не терпит пещера, это паника. И она готова подыграть тому, кто испугался.

Пещера Кристальная. Обвальный залВо время очередного исследования крымских пещер к нашей небольшой спелеогруппе присоединился киевский спелеолог Георгий Бачинский. Сидя как-то у вечернего костра, мы разговорились, и он поведал удивительную историю о громадной лабиринтовой пещере на юге Тернопольской области. Пещера эта, по его словам, в 20-е годы прошлого столетия была туристическим объектом. Поскольку территория эта тогда принадлежала Польше, поляки даже оборудовали входовую часть пещеры, чтобы можно было идти по ней в полный рост. Но после войны вход в пещеру взорвали сотрудники НКВД, поскольку считали, что она стала пристанищем для уголовных элементов. Георгий сказал, что его друг Мирон Савчин из Львова предложил раскопать вход в пещеру и составить ее подробное описание, а также топографический план. Я с радостью согласился, и через некоторое время мы уже были в гостях у Мирона во Львове.

Здесь мы подробно обсудили, как будем производить раскопки, и кого из спелеологов можно привлечь к делу. А ещё через пару дней уже были в селении Нижняя Кривча на юге Тернопольщины. Довольно большие столовые возвышенности с крутыми осыпями были разбросаны по всей территории области. В одной из них якобы и находился вход в легендарную пещеру. Местные жители охотно показали взорванный вход. Объем работы поразил - взрыв был очень мощным. Начались раскопки. Целый месяц, не покладая рук, мы расчищали вход в пещеру. Вся порода, слагающая эти возвышенности - кристаллический гипс.

Пещера Кристальная. Узкие лазы-шкуродерыПещера Кристальная. Спуск к камню Голова буйволаПещера Кристальная. Выходы из лаза

Наконец, удалось добраться до того места, где начинался узкий лаз в основную галерею пещеры. Туда надо было протискиваться "на выдохе". Каждую минуту свод мог обвалиться на головы, но все-таки пролезть удалось. Первые метры поразили. Вся нижняя часть пещеры представляла собой вертикальные и параллельные друг другу трещины высотой 10-15 метров. А нижняя часть была полностью заполнена гипсовой пылью и слежавшейся породой, которую, видимо, в те времена прокопали на глубину свыше метра для того, чтоб можно было идти по пещере в полный рост. При этом были засыпаны все боковые ходы в обе стороны, чтобы не было попыток уйти в сторону от главной галереи.

Пещера Кристальная. Камень Голова буйволаЭта галерея тянулась на 480 м от входа до зала, получившего название "Зал  Буйвола". В зале находилось что-то вроде скульптуры, напоминающей голову буйвола, - породы, промытые текущей водой. Были прорублены ступеньки и, видимо, сюда-то и водили туристов. Наша задача заключалась в дальнейшем исследовании лабиринта. Началась кропотливая работа по составлению плана. С каждым днем мы все дальше проникали вглубь пещеры. И через некоторое время, чтобы дойти до крайней точки съемки, нужно было уже не меньше 4-5 часов. Это были не только узкие щели, но и низкие заиленные гипсовые породы, низкие ходы, где нужно было проползать на карачках, точнее на коленках и локтях. Примерно через полтора месяца работы в наш лагерь на поверхности явился некий журналист из "Вечернего Киева", с характерной наглостью потребовавший отчета о находках, прибавив, что ему "некогда с нами разбираться".

Нас это сильно задело и мы решили протащить его по пещере, ознакомив с прелестями подземных приключений. Километров через 10 подземного пути мы остановились в конечной точке нашего предыдущего съемочного дня. Это был почти круглый зальчик высотой метра в полтора, с несколькими ходами, уходящими в разные стороны. Весь мокрый от пота, корреспондент начал что-то записывать. Мы же, не мешая ему творить, отправились дальше.

Пещера Кристальная. Красивые кристаллыНовый лабиринт с большими гипсовыми кристаллами на стенах, был настолько прекрасен, что мы забыли о журналисте и вспомнили о нём часов через 12. Время под землей идёт быстро, практически незаметно. Человеку без опыта, находящемуся в пещере 10-12 часов кажется, что пробыл он тут всего часа полтора. Когда вспомнили о журналисте, стало не по себе. Быстро повернули назад и, подползая к нему, увидели ужасное зрелище. Отсутствующий взгляд, слезы, трясущиеся руки. Что же делать?

Пришлось тащить на себе волоком к выходу, через узкие щели, узкие хода, совершенно безвольное тело. Выход занял больше суток. Когда, наконец, ночью, вышли на поверхность, поняли что нас ждут неприятности. Влили журналисту в рот немного спирта, и он уснул. А мы дежурили до утра, не смыкая глаз. Уже утром он пришел в себя, мы спросили: «Можешь отвечать?» Он кивнул головой. Мы спросили: «Что ты помнишь?»

План пещеры Кристальная - копияНачался его жуткий рассказ: «Сначала я кричал, звал на помощь. Потом начал ругаться. Потом вспомнил всех родственников. Начал прощаться с жизнью. Потом стало себя жаль. Я вспомнил всю свою жизнь. А потом ничего не помню». Несколько дней он приходил в себя, почти не разговаривал, молча собрался и уехал. Ну всё, нашим путешествиям под землей пришел конец, - он такое напишет, понимали мы. Однако через несколько недель с почты села Кривча нам принесли пакет. Там было несколько газет, в которых репортёр описывал своё удивительное путешествие под землю.

Он сравнивал нас чуть ли не с космонавтами, исследователями далеких планет. И в восторженных фразах отзывался о спелеологах вообще и извинялся за то, что так плохо о нас раньше думал. Больше, к счастью, мы с ним не встречались.

Игорь Черныш. Пещера КристальнаяПещера Кристальная. Прохождение пещерыПещера Кристальная. На спуске к Голове буйвола

Через несколько дней, возвращаясь из очередного съемочного дня из дальних частей пещеры, мы как всегда развлекались тем, что, подойдя к длинному входному коридору длиной 480 метров, бежали по нему, - кто быстрее, - в полной темноте. А для того, чтобы не стукнуться головой и не упасть в сторону - одна рука была над головой, а другая - по стеночке. Я бежал первым и оторвался на большое расстояние. Мне всегда нравилось ходить по пещерам в темноте. И вдруг рука буквально провалилась в какое-то отверстие в стене пещеры. Я тут же зажег налобный фонарь и увидел, что это - один из засыпанных ходов. Жажда узнать, что же там находится, подвигла на безрассудный, с точки зрения спелеологии, поступок. Быстро разрыл, увеличил размеры входа и вполз в отверстие. Вход был очень низкий и нужно было передвигаться на коленках и локтях. В разные стороны уходили ответвления, но я предполагал, что никто здесь не был и что мои отпечатки единственные, и выйти будет нетрудно. Когда остановился, обратил внимание, что отпечатки тканей локтей и коленей уходят во все хода. Как же найти выход обратно? Кричать бесполезно. Звуки уходят на глубину пещеры и быстро гаснут в ней. Единственная мысль - найти свежие отпечатки. Мои отпечатки. Это было сложно. Нужно скрупулезно сравнивать. Всё же, через какое-то время, я подполз к выходу в главную галерею.

Пещера Кристальная. Группа в пещереПещера Кристальная. Узкий лаз-шкуродер

Послышались голоса и меня догнали друзья, пища для издевательств надо мной была довольно обильной - как же! Заблудился спелеолог! На следующий день решили обследовать новую подземнолабиринтовую систему, которая, как говорят спелеологи, была подвешена на одном-единственном входе в неё. Два дня мы ползали, составляя план. На правах первопроходца я шел первым, ставил пикетные точки, зарисовывал абрис хода, диктовал напарнику ширину, высоту хода. А он брал на меня азимут и делал эклиметром вертикальные привязки. В какой-то момент свет потускнел и необходимо было сменить батарейки. Лежа на спине поперек хода и облокотившись на какой-то камень головой, я начал менять батарейки.

Пещера Кристальная. Скелет и Игорь ЧернышМой напарник батарейки сменил раньше, и, посветив вперед, неожиданно информировал меня: «Смотри-ка, - скелет!». Я не придал этому никакого значения, потому что в лазах мы часто находили скелеты кошек, собак, которые заблудившись в пещере, погибали в ней. Но когда осмотрелся, увидел, что моя голова лежит на человеческом черепе. А сам скелет занимает все пространство хода поперек. Пожалуй, самое ужасное в этой истории было то, что этот человек, видимо очень долго блуждал, пока не кончился свет и, в отчаянии прощаясь с жизнью, отгрыз собственные пальцы.

Между челюстными костями черепа находились отгрызенные фаланги пальцев. Мы с напарником представили, как умирал этот человек, и нам стало по-настоящему жутко. Впоследствие, более детально обследуя скелет, мы нашли среди его ребер монетку 1905 года, что позволило примерно датировать сроки нахождения скелета в пещере. Кроме того, обрывки полусгнившей ткани и полусгнившие армейские ботинки позволили сделать вывод о том, что это был солдат австровенгерской армии, который когда-то, из любопытства попал в эту пещеру и заблудился в ней. Самое главное было не разрушить скелет и мы оставили его в таком виде, в каком он и был в этой каменной гробнице. Мы назвали этот лабиринт «Лабиринтом скелета».

Пещера КристальнаяВозле скелета

Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 4 )
 Федорченко
Потрясающе интересно! Читаешь и мурашки по коже. За свою долгую жизнь я побывала во многих пещерах. Правда все они были уже цивилизованные и по ним водили экскурсоводы. Но и тогда бывали моменты страха. Была в соляных пещерах Польши и Артёмовска, в пещерах угольных шахт Донецка, в знаменитой пещере Баумана в Германии, в пещерах Хорватии... В некоторых ходах еле-еле протискивалась... Так было страшно отстать от экскурсии и потеряться... Но все эти пещеры уже освещены, в них проложены тропы, пестницы... А то, что описывает автор статьи - просто героизм. Жаль только, что публикация его статей идет не подряд, одна за другой, а с большим перерывом, без ссылок на предыдущую. А ведь многие читатели могли не знать и остаться без удовольствия прочтения этих превосходных материалов! Да здравствуют первопроходцы! Честь им и хвала!
 Семикова
Язык спелеолога. Язык геолога. Язык топографа. Язык человека озорного, любящего риск. Превосходный литературный язык. И неожиданная находка в пещере.
 Федорченко
А ещё есть язык эсперанто...
 Узбеков
Ирек Узбеков 4.07.2013 в 23:43 (ссылка)
Люблю рассказы Игоря Всеволодовича: всегда увлекательно, остросюжетно, на грани Жюля Верна и капитана Врунгеля (который, как мы знаем, никогда не обманывал!). Ощущения заблудившегося под землёй знакомы. Но у меня ещё постоянно крутилась мысль: "Идиот! Ведь знал, что так нельзя идти, хоть бы маркеры какие оставлял!..." А когда вышел к знакомому месту и понял, что известную часть подземной системы с той частью, где я плутал, связывает всего ОДИН лаз, стало очень нехорошо. Усвоил для себя правила: 1. В одиночку ходят только идиоты. 2. Незнакомая часть - объект исследования, а не достижение. 3. Оборачивайся!!! (С)Ю.Устинов
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.