Граффити - явление, которое заполонило весь Рио - и фавелы, и центр города и даже сознание мэра, который понял, что закрашивать плоды творческого катарсиса молодежи, да и не только молодежи, будет себе дороже, и решил направить движение в нужное русло. Собрали Мастеров, желающих рисовать на приемлемую тему, предоставили стены, обеспечили краской и другими принадлежностями. Остальное - желание души и творчество...
«Рио-де-Жанейро — город граффити». Это сразу бросается в глаза – уличная «роспись» здесь повсюду, и это настоящая городская культура, которая показывает креативность бразильского народа. Можно до бесконечности перечислять разные граффити по всему Рио-де-Жанейро. Бывают рисунки смешные, бывают грустные, но пошлых практически нет. Большинство из них — философские размышления над жизнью, над страданиями и чаяниями народа. И ещё: нигде нет слова из трёх букв, оно в Бразилии не котируется. Вообще, здесь нецензурные слова на заборах не пишут.
Граффити, прежде всего, отражает социальную реальность Рио-де-Жанейро и обычно призывает людей к размышлению. Граффити - явление, которое заполонило весь Рио - и фавелы, и центр города и даже сознание мэра, который понял, что закрашивать плоды творческого катарсиса молодежи, да и не только молодежи, будет себе дороже, и решил направить движение в нужное русло. Собрали Мастеров, желающих рисовать на приемлемую тему, предоставили стены, обеспечили краской и другими принадлежностями. Остальное - желание души и творчество... Кстати, в Рио существует и специально утвержденный мэром города день Граффити, который отмечается 27 марта, в честь годовщины смерти пионера бразильского стрит-арта Алекса Валлаури (1949-1987). Словом, в Бразилии граффити – повсеместное явление, существующее во всех уголках города - от фавел до соседствующих с ними кварталов богачей. Возвращаясь на пространства фавел хочу сказать, что обшарпанные стены лачуг на узких улицах - прекрасные полотна для творчества. Граффити для жителей бедных кварталов - это ворота в новую жизнь, полную ярких красок и перспектив стать замеченными и услышанными. Несколько лет назад правительство Бразилии приняло закон о легализации граффити. Этот щедрый шаг со стороны властей является отражением эволюции пейзажа в бразильском стрит арте, который считается одной из самых значительных частей глобального движения уличного искусства.


Возвратившись из Бразилии в Бишкек, под впечатлением стрит-арта Рио, я загорелся мечтой превратить имеющийся у офиса бетонный забор в произведение искусства. Поручил менеджеру по маркетингу найти любителей этого жанра, предложив им в качестве творческого полотна площади забора (не менее 50 кв. метров). Оказалось, что такая группа любителей существует. Однако шеф «творческой бригады», осмотрев забор, озвучил сумму за результат, которая выразилась ни много, ни мало, в сто тысяч сомов. Вот тебе и уличное искусство. Это не Бразилия, где достаточно обеспечить желающих красками и другими принадлежностями. У нас за идею и от души только выражение из трех букв могут написать.


Всемирная Энциклопедия Путешествий рекомендует:
- Посмотреть фильмы: "Генералы песчаных картеров" (или почитать роман Ж. Амаду "Капитаны песчаных дюн"), "Город Бога"
- Прочесть без стеснения все, что написал Ж. Амаду.