Очуметь от этой Боливии: За шляпой. В Сукре
Читать весь цикл статей: Очуметь от этой Боливии
Аннотация серии статей

Я прожил в Боливии два года. С некоторой натяжкой это можно считать одним длинным путешествием. Но всё-таки повседневная жизнь, пусть даже в другом (и по горизонтали и по вертикали) полушарии, при всей её необычности, всё равно повседневная жизнь. А путешествие - это перерыв в повседневности. Поэтому я выбрал двенадцать эпизодов, которые оставили особенно яркие воспоминания. Пристегните ремни, дорога полна неожиданностей...

Женщину делают каблуки. Мужчину делает шляпа. Вспомните Политбюро брежневского периода на Мавзолее. Снял шляпу, сошел с дистанции.

Ночью, в тихих улочках СукреВ субботу утром проснулся на обочине. Не дотянул до Потоси. Не я, автобус. Ремень лопнул, что-то заклинило. Снаружи автобус выглядит новёхонько, а как движок открыли, стало ясно, что внешность обманчива. Экипаж суетился, имитируя кипучую деятельность, но и ежу понятно, что шансов у них не было. Копались в моторе храбро, но бестолково. Мужчины из числа пассажиров давали советы или угрюмо поплевывали вокруг. Женщины энергично требовали заменить автобус, причем немедленно. Проще летающую тарелку автостопом остановить.

Ситуация для меня не критическая, но досадная. Поэтому пока у технически растерзанного автобуса бурлил курултай, отошел в сторонку, почистил зубы после ночи, навскидку поймал попутку, подскочил до Потоси, втиснулся, со скрипом, седьмым в пятиместную "тойоту" (двое подростков в обнимку занимали полместа) и меньше чем через три часа был в Сукре. С ветерком, под музыку. И не потому, что я такой ловкий, а потому, что в Боливии все решает стечение обстоятельств.

СукреСилуэт города, который не меняется веками

Значит, въехал в Сукре. Зачем? За шляпой. Женщину делают каблуки. Мужчину делает шляпа. Индиана Джонс, Хэмфри Богарт, Блюз Бразерс, Аль Капоне. Прекрасный пример, Михаил С. Боярский. Снял шляпу, сошел с дистанции. Вспомните Политбюро брежневского периода на Мавзолее. Все в одинаковых шляпах. Американских. Громыко привозил их из Нью-Йорка, куда каждый год ездил выступать на Генассамблее ООН. Если верить легенде, а в таких вопросах легенды врут редко, то покупались они в магазине Яши из Барнаула на Орчард-стрит, более известной в широких кругах под названием Яшкин-стрит.

Не так давно для мужчины выйти на улицу без шляпы считалось совершенно неприличным. Выражение "без порток, а (но) в шляпе" не издевка, а комплимент. Респект. Дань уважения. Признание высокой культуры и чувства стиля. На кордильерском альтиплано шляпа не роскошь, а суровая необходимость. Но местные жители предпочитают противоударную шляпу-каску, в равной степени защищающую и от палящего солнца и от проливных дождей. С полей льет водопадом, внутри сухо. Пришел, повесил на гвоздик, наутро - как новая.

 

Модель ИндианаНа альтиплано шляпы для повседневной носки делают из толстого фетра. После сушки он приобретает внушительную твердость. Меня раз свалили с ног, ударив по голове сзади чем-то вроде железной трубы или монтировки. Если бы не шляпа, пробили бы череп. А так - отделался сотрясением и вмятиной на фетре. В более прозаических обстоятельствах шляпа-каска хорошо защищает от летящих камней.

Или других метательных предметов, которые используются в качестве обыденного аргумента при разрешении бытовых и политических споров.

 

 Примечание автора

Шляпы из Сукре - совсем другое дело.

- У Вас "Ролекс", небось, китайский?
- Зачем Вы так, из Сингапура. И шляпа, между прочим, из Сукре...

Элемент престижа признавали даже некоторые из моих аргентинских знакомых, которых в шляпах толк знали. Самая популярная модель, между прочим, называется "Гардель". Классика стиля. Нет сомнений, шляпа вернется. А я уже в шляпе. Да ещё из Сукре.

На автовокзале в Ла-Пасе купил в дорогу зубную щетку, бутылку воды и вспрыгнул в ночной автобус. Кресла, как в самолетном бизнес-классе - широкие, удобные, раскладываются почти горизонтально. Даже мне есть куда вытянуть ноги. Компоновка 2+1, мне досталось персональное. Цена вопроса за маршрут в 750 километров - семнадцать евро в один конец. Чтобы не платить за место, детей кладут в канавке прохода на толстом одеяле. Это им не вредит. Дети здесь упругие. Экипаж - трое. Два сменных водителя и бортмеханик-говорун. Он же – «прислуга за всё». Но его главная задача - поддерживать разговор с шофером, чтобы тот не уснул. Шофера в ночные рейсы ходят крепкие, но подстраховка не помешает.

Чешуя столетийСонная провинция

Трасса из Ла-Паса на Оруро и Потоси - осевая, но по сторонам - как ничего не было, так почти ничего и нет. Поселок на десяток дворов - каждые сто километров. Ночь выпала ясная. Небо в звёздах. Южный Крест, как на ладони. Ковшик Медведицы опрокинулся наоборот. Сириус слепит прожектором. Спираль Ориона тлеет в глубине галактики.

Пит-стоп через шесть часов, в поселке Чальяпата. Два часа утра. Прохладно, около ноля. Два десятка пустынных улиц. Фонари горят через два. Логово воров и лежбище контрабандистов. Здесь тормозят все ночные автобусы. Каждый у конкретной кафеюшки. За порядком есть пригляд. Я попробовал по невинности зайти в соседнюю, но меня мягко развернули. «Ты туда не ходи, ты сюда ходи... А то камень башка попадет...» - вспомнилось из «Джентльменов удачи».  Кафеюшек десяток, автобусов за ночь - двадцать в одну сторону, столько же в другую. Кто-то что-то съест, кто-то что-то выпьет, кто-то с собой возьмет. Есть и другие услуги, поэтому стоянка полчаса. Бизнес копеечный. Но стабильный, как Кордильеры.

Окраина СукреМысль интересная...

Комплексное обслуживание путешественников - лишь одна, и далеко не самая прибыльная, сфера легальной деятельности местного криминала. Его интересует прежде всего производство киноа. Это, в общем-то, отдельная история, поэтому здесь - только тезисно. Киноа - крупа, растет в Андах, питательная, вкусная и легкоусвояемая. Пока мир не свихнулся на здоровом питании, крестьяне ели её вместо мяса (важная деталь, учитывая повсеместный здесь дефицит зубов) на завтрак, обед и ужин, и горя не знали. Но лет пять назад мировая популярность киноа резко пошла в гору, а значит, и спрос, и цена. В Боливии кило киноа стоит в два раза дороже кила курятины. В теории крестьяне-производители могут позволить себе теперь и зубы, и мясо. Мочь-то могут, да кто им даст. Криминал немедленно въехал в тему, увидел перспективу. Вокруг Чальяпаты исторически сложился один из самых крупных районов производства киноа на всем альтиплано. Начались хорошо организованные крестьянские войны за землю, поджоги урожая с целью создать дефицит и взвинтить закупочные цены, бодание с властями. Внутри поселка начались разборки, переделы.

Пару лет назад народное боливийское правительство решило на Чальяпату наехать. Последней каплей стало почти непрерывное блокирование трассы Оруро-Потоси, которое ударило по карману предпринимателей. Президент сам родом из Оруро, и не мог за них не вступиться. Правительство снарядило армейскую операцию, вертушки, броники. Поселок брали как Берлин, дом за домом. Взяли. Пришли саперы с экскаватором. В подземных тайниках - весь джентльменский набор. Нал мешками, слитки грудой. Цистерны с краденым горючим. Ворованные "ландкрузеры" без счета и даже один "феррари". Начались переговоры. Власти предложили перспективу милитаризации поселка, введение режима особого района и поголовную инвентаризацию земельных владений. Авторитеты пошептались и предложили свой вариант. Вертушки и броники отъехали, крестьянские бодания прекратились. Теперь в Чальяпате, где воцарился скучный порядок, находится единый межрайонный штаб производства, переработки и коммерциализации киноа, которым руководит представитель правительства. В просторечии, совет авторитетов. Монополия на автобусный пит-стоп осталась неприкосновенной. Она дорога как символ. Общепит и пит-стопщицы трудятся ночи напролет по мере спроса, остальные спят. Трасса свободна, по уговору.

Шляпный вопрос я решил в Сукре за полчаса. Знал, что, где и почем. До обеда побродил по улицам. Единственный боливийский город, который мне понравился. Сукре любят все боливийцы. В отличие от Оруро, который все поносят, Ла-Паса, про который мало, кто скажет доброе слово, или Санта Круса, который многие считают вообще непригодным для нормальной жизни по причине ужасного климата и криминального беспредела. Сукре расположен на высоте всего 2700 метров и климат здесь курортный. Романтическая архитектура колониальной эпохи (типа провинциальной Севильи), население небольшое, люди приветливые, ритм жизни размеренный, чистенько, особых социальных проблем нет, воды и еды хватает всем. Чудесный город. Но раз нет суеты, движения людей, криминала, наконец, то нет и экономики. Жить в Сукре по-настоящему хорошо только тем, для кого жизнь и так хороша. А зачем им жить здесь, если есть немало мест, где хорошо жить можно еще лучше? Однако вопреки постулатам Маркса-Кейнса погруженный в постоянную сиесту Сукре живет себе, не зная забот, и над концептуальным парадоксом своего существования особенно не задумывается.

Вид на исторический центр СукреВ этой церкви венчался Зорро. Шутка.

Вернулся на автостанцию. Перекусил. Мясо с жаровни, картошка фри, маринованные овощи. Никаких кулинарных экспериментов. Впереди опять ночь на трассе. Понос в автобусе - чума. На обратном пути автобус попался рангом пониже, одноэтажный. Без отопления, экипаж одет в стеганые комбинезоны на вате. Пассажирам выдали по шерстяному одеялу в два пальца толщиной. Сменный водитель спал на матрасике в ящике для багажа.

В Чальяпате за сутки ничего не изменилось. Но я, удачно выполнив свой злодейский план, осмелел. В три утра почему-то безумно захотелось жрать. Взял булочку с яичницей, жареной картошкой и репчатым луком, всё с пылу, с жару. Посыпал крупной солью. Перекусил под южными мохнатыми звездами в компании приветливых псов. На вид антисанитарно, но очуметь, как вкусно. Кучка бледных евротуристов смотрели на меня, как на самоубийцу. Но по глазам видел, завидовали. Хотели, но боялись. Кишка тонка.

Переплетение эпохВечерний звон, боммм-боммм

Внутри каждой шляпы этикетка. "El mejor recuerdo se lleva en la cabeza” (Лучшее воспоминание носят в/на голове). Дописал очерк, снял с головы шляпу модели " Индиана" и повесил на гвоздик. Рядом с кнутом.

Боливийский музобоз

В путешествие по Боливии надо бросаться, как в омут. Безоглядно и безрассудно. Тогда все получится. Чтобы помочь вам нырнуть в Боливию с головой, в каждой статье мы будем знакомить вас с боливийской музыкой "для тех, кто в пути". Итак:

Гисела Санта Крус (род. в 1975 году) работает в жанре, сочетающем фольклорные мелодии с романтическими балладами. Она представляет музыку тропических регионов Боливии, сильно отличающуюся от мелодий и ритмов альтиплано.

Продолжение следует

Дополнительная информация к циклу статей

Алексей Кувшинников  

В статьях Алексея Кувшинникова, знатока Латинской Америки, часто встречаются слова и понятия, мало знакомые российскому читателю. Мы объединили их в один "словарик". Словарик подготовлен на базе материалов Википедии и разъяснений Алексея Кувшинникова.

Боливийско-Латино-американский словарик

  • Аймара - воинственный и предприимчивый индейский народ, проживающий на Андском плоскогорье на протяжении около трех тысяч лет и являющийся главным действующим лицом истории данного региона. В настоящее время его численность в Боливии составляет два с четвертью миллиона человек.
  • Альпакá (лат. Vicugna pacos) — домашнее парнокопытное животное, произошедшее от викуньи (вигони). Разводят в высокогорном поясе Южной Америки (Анды). Выращивают альпак для стрижки шерсти, из которой делают теплые и мягкие одеяла, пледы и высококачественные предметы шерстяной одежды.
  • Альтиплано - центральное Андское плато (плоскогорье) расположенное на высоте 3700-4000 метров, которое входит в состав Аргентины, Боливии, Перу, Чили. На нем расположена примерно треть территории Боливии и проживает около 40% её населения (4 миллиона человек).
  • Гринго (gringo) - разговорное "чужестранец" со смысловым ударением на "чужом".
  • Ки́ноа (лат. Chenopōdium quīnoa) - псевдозерновая культура, однолетнее растение, вид рода Марь (Chenopodium) семейства Амарантовые (Amaranthaceae), произрастающее на склонах Анд в Южной Америке. Киноа имеет древнее происхождение и была одним из важнейших видов пищи индейцев. В цивилизации инков киноа была одним из трёх основных видов пищи наравне с кукурузой и картофелем. Киноа содержит больше белка, чем любые злаки (в некоторых сортах более 20). Аминокислотный состав белков киноа очень сбалансирован и близок к составу белков молока, количество аминокислот до 20 типов. Киноа, кроме того, богата фосфором (в три раза больше, чем рис самого высшего качества и не уступает многим видам рыбы), железом (вдвое превосходит пшеницу), кальцием, цинком.
  • Кокалеро (Cocalero) - крестьяне, выращивающие кустарник коки.
  • Компаньеро – товарищ, приятель.
  • Пампасы - В переводе с языка кечуа "пампа" означает не только равнина, но и "поле". В Чукисаке так называют лежащие между хребтами долины.
  • Пасянин, пасяне, т.д. (Paceño – пасеньо) - имеющий отношение к Ла-Пасу (город, правительственный центр Боливии). Отсюда – «пасянин», - в смысле, житель Ла-Паса или «пасянский», в смысле "ла-пасский".

Алексей Кувшинников
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 17 )
 Литвина
Поэтичное описание путешествия в Сукре! Меркантильный вопрос: Только вот сколько стоила та самая шляпа?
 Кувшинников
Я брал шляпы по сто пятьдесят. Боливианос. Но сразу четыре. Но по сто пятьдесят. Но пришлось взять четыре. Зато какие... Но по сто пятьдесят. Два года назад. Теперь вроде по двести. И не больше трех в одни руки. То есть тогда пришлось взять четыре, а теперь придется брать три. Но за те же шестьсот. Зато уже не тогда, а теперь. Но по двести. Но те ли? Те были во, какие! Четыре по сто пятьдесят! И рубль был, во какой! А какие эти теперь? Но зато по двести. Потому что теперь. Но за те же шестьсот уже только три. Но только уже эти. И рубль уже во, какой. Но может, и сейчас еще остались те, которые тогда были по сто пятьдесят. Если брать по четыре. Но такого рубля, который был, когда я брал четыре по сто пятьдесят, уже нет. Так что больше трех вам не взять. Тем более, по двести. Теперь. А через пару дней, вообще неизвестно.
 Федорченко
Кстати, я тоже поинтересуюсь: а можно ли такую шляпу выписать по Интернету? А потом рассказывать, что был в Сукре!
 Кувшинников
Все вопросы туда, пожалуйста: www.sombrerossucre.com.bo
Невозможного сейчас мало.
 Барабанов
Здравствуйте, Алексей. Со старым Новым годом вас! Буду лапидарен. «Упала шляпа. Упала на пол». Однообразная схематичность, повторяющаяся из главы в главу. На мой взгляд, скучно, потому что вы с завидным упорством (или иначе не умеете?) строите повествование по схеме: Описание направления поездки без мотивов, но с большим или меньшим количеством литературных рефлексий, в которых вы откровенно слабы. Затем следуют обширные описания заморочек с транспортом, которые отличаются не сутью, а набором эпитетов, типа «упругих детей». Потом обязательное потребление чего-то вкусненького, но сальманелёзного и т.д.
В этой главе причина поездки – шляпа. Закон жанра требует делать центром изложения шляпу, причем, шляпу именно из Сукре. На самом деле в тексте вы даёте информацию о шляпах Альтиплано и шляпах вообще, наряду с отвлечениями о киноа и городке Сукре, прибивая их к схеме основного изложения ( процесс поездки ), как один «художник» свою мошонку к Красной площади.
Попытка написания сквозного цикла сейчас воспринимается мной неудачной настолько, что я уже просто заставил себя дочитать эту главку до конца, чтобы написать отзыв. Нужно вам уходить от штампованной схематичности, чтобы спасти текст в целом. Я уже говорил, по этой схеме вы написали несколько отдельных зарисовок. (Пасха, Никарагуа и др.) Они очень хороши именно как зарисовки. А цикл – картонный. Мне кажется, подсознательно вы и сами это чувствуете, потому что в «шляпе» как никогда много придумываете всякого рода вербальных фокусов. Они своей многослойностью текст, конечно, оживляют. Ну чего стоит фраза: «Понос в автобусе - чума» У кого понос не совсем понятно. У всех, у отдельных пассажиров, только у вас? Но грамматически следует, что при любом варианте понос результат чумы. Факторный анализ текста всё же позволил мне сделать вывод, что чума-понос были не у вас лично, иначе вы бы на остановке не стали есть в антисанитарных условиях яичницу с булочкой…
В заключении примите мои поздравления с хет-триком в литературном конкурсе ВЭП. Правда, мои поздравления не искренние, с элементом желчности, т.к. с мнением жюри я не согласен, прежде всего, в части премии за цикл. Зато это моё несогласие равняет вас с писательницей Алексиевич, присвоение которой Нобелевской премии тоже вызывает моё несогласие. Есть писатели много лучше, которые еще живы, а Нобеля точно не получат. Но у нас-то с вами, Алексей, еще шансы есть!
 Кувшинников
Здравствуйте, Виктор, спасибо за поздравления, на которые я Вам своевременно отвечаю взаимностью, и за коммент. Он, как всегда, очень конкретен. Причины Вашего неудовлетворения я понимаю, но не разделяю. То, что вы оцениваете как слабость композиции или упрямое следование приевшейся уже схеме, я таковой не считаю. Дальше будет (в основном) то же самое - дорога, еда, впечатления. Потому что в этом простеньком триединстве я вижу квинтэссенцию путевых заметок. Это ведь не беллетристика. В моем понимании стакан (схема) может быть один и тот же, важнее, чтобы он был каждый раз полон до краев и по возможности содержимым разного вкуса. А с этой задачей, на мой взгляд, я справляюсь вполне сносно. Так что Вы не мучьте себя сверх меры. Если ноша моего критика стала в ломак, так бросьте. Позади, конечно, уже полпути, но впереди-то еще полдороги. Так что пора Вам определиться. Тем более, что ничем новым я Вас поражать не собираюсь. Если не нравится, не обессудьте, ничем помочь не могу.
 Барабанов
Увы, Алексей, вижу, что причин моего неудовольствие вы не поняли, равно как и сути моих критических замечаний. Писал я вам, потому что вы меня об этом, так или иначе, просили, при этом я полагал, что могу быть полезным в ваших попытках написать что-то путное. Полагал также, что этого вы от меня ждали. Ошибся. Увы. Стимулировать эрогенные зоны авторского самолюбия я не умею. Плохо не то, что ваш цикл мне не нравится, плохо то, что он вам нравится, потому то пишете (публикуете) больше чем можете написать на достойном вас уровне. За сим с уверениями совершеннейшего к вам почтения ваше предложение принимаю.
 Кирпищиков
Да, на другом конце света всё не так, как у нас. Сложно туда попасть, но есть что посмотреть. По-этому, спасибо автору, что помогает нам узнать, что там происходит, как люди живут и какой менталитет у них.
Сожалею, что у нас не принято ходить в фетровых шляпах. А в моём детстве серьёзные персоны ходили именно в фетровых шляпах, но с гораздо меньшими полями. Мне не пришлось дорасти до ношения фетровой шляпы, поэтому солидным не стал, ибо мода ушла когда я окончил ВУЗ. В своё время примеряя отцовскую шляпу, я понимал, что это очень удобно, да и шляпа служила основой карьерного роста и самооценки.

 Кувшинников
Уважаемый Степан, рад, что Вы разделяете мою точку зрения - писать (и читать), о традициях и повседневной жизни далёких от привычных обстоятельств мест очень интересно. Всё у них там немного иначе. Я вот с детства привык к гречневой каше с молоком или с жареным луком. А как-то в придорожной харчевне на другом конце галактики довелось попробовать поджаренную гречку с кукурузно-ежевичным киселем. Вкус - специфический...
 Федорченко
Сходил на сайт, указанный Алексеем. Посмотрел шляпы. Не нашел ценников. Да и шляпы какие-то "европейские" (есть модели явно боливийские, но женские). В общем, остановился на одной, которую бы купил. Когда-то шляпа была и моей мечтой, хотелось походить на гангстера из голливудских фильмов. В момент, когда мог позволить себе любые излишества, купил и надлежащую (но не из Сукре, о существовании которого тогда и не догадывался) шляпу, и плащ, но холодного взгляда Аль-Капоне приобрести не удалось. Поэтому и шляпа, и плащ в общем-то не пригодились. Но все равно жизнь сложилась так, что уже 20 лет хожу в кожаной бейсболке, которую купил в Алькатрасе. В принципе, недалеко от Сукре, если смотреть на глобус Америки.
 Кувшинников
Я что-то не уверен, что покупать шляпу по интернету хорошая идея. Шляпа подчеркивает характер, и покупать её разумно, посмотрев на себя в ней в зеркало. Даже очень элегантный фасон не обязательно любому к лицу (или по фигуре).
 Федорченко
ОК, начинаю копить на поездку в Сукре.
 Константинова
И я тоже..
 Константинова
По интернету вообще все покупать не очень хорошо. Я люблю руками все потрогать, покрутить, примерить, а виртуальный магазин это как чай вприглядку... Тем более ШЛЯПА...
 Федорченко
Статья классная! Забавные у них девушки, такие мордашки круглые и упругие))))))
 Константинова
Алексей, благодарю Вас за интересную статью. Отношусь к категории неприхотливых читателей, но люблю живой язык и тонкий юмор. У Вас здесь все есть. А продолжение будет?
 Кувшинников
Валентина, спасибо за Ваши отклики по различным вопросам. Рад, что Вы в целом разделяете мои взгляды по такой жгучей теме современности, как шляпа. Что касается продолжения, то у Александра в портфеле ещё семь очерков про мои прогулки по Боливии.
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо