Разрушения, произведенные боевиками в Пальмире летом этого года, заставили меня написать первую статью цикла именно об этом древнем городе. Знаменитый благодаря царице Зенобии, правившей огромным Пальмирским царством в 267/268 – 272 годах, в Новое время привлекал путешественников с 17–18 веков. Главный храм Пальмиры (храм бога Бела), простоявший почти 2 тысячи лет (хоть и со значительными утратами колонн, крыши и декорации), был взорван 30 августа 2015 года. Специалисты говорят, о возможности его воссоздания в мирное время (хотя я уверен, что детальных обмеров каждого камня сделать не успели, да и материалы и техника кладки уже другие). Но это будет уже совсем другая Пальмира, нежели я видел в 2000-е годы.
Исторические цивилизации – как звезды. Рождаются, светят, затем пульсируют и умирают, превращаясь в черные дыры. Европейская цивилизация испытывает трудности, но до смерти еще далеко. А вот Сирия, с ее уникальным историческим наследием, увы, в такую черную дыру превращается. Две тысячи лет назад ее территория была контактной зоной, где расширявшаяся эллинистическая, а затем древнеримская цивилизации соприкасались с азиатскими культурами. Теперь же наоборот – беженцы из Сирии привносят свои правила жителям Европы.
На протяжении многих тысячелетий Ближний Восток пережил много сложных периодов, когда весьма резко менялись традиции, религии, разрушались старые и возводились новые архитектурные ансамбли. Но то, что сейчас, в наш якобы просвещенный век, творится на территории Сирии, Ирака, Ливии, поражает своим возвратом в эпохи религиозных и этнических войн и возможностью распространения по другим странам. Ужасы, происходящие в очень любимой мной Сирии, в которой еще 5 лет назад люди могли не закрывать двери домов (уровень преступности был очень низкий), а бóльшая честь людей жила по законам светского государства, должны быть уроком для нас всех.
Начало интереса к Сирии связано со впечатлениями, которые поставили передо мной ряд вопросов. Первое – иллюстрация к статье «Маньеризм» в словаре «Стили в искусстве» В.Г. Власова. На ней вместо привычных изображений европейского искусства XVI–XVII вв. запечатлен рельеф со странными фигурами из храма Бела в Пальмире, на которых лица «трактованы как орнаментальные завитки». Почему люди изображены так? Второе – серия иллюстраций моего прадеда Евгения Евгеньевича Лансере к «Сирийским рассказам» С.С. Кондурушкина.
Книга была опубликована в С.-Петербурге в 1908 году. На первом вклеенном листе изображен араб, отдыхающий в тени огромной колонны. Какое место тут изображено?
Учась в МГУ, я узнал гораздо больше о Сирии и, когда в 2002 году «Аэрофлот» объявил осеннюю распродажу билетов, я решился на первую поездку в эту страну. Одно из первых мест, после древнего Дамаска, куда особенно хотелось попасть, была античная Пальмира. Она влекла своими загадками, расположением в пустыне и возможностью насладиться реальным ощущением истории. Переночевав в современном городе Тадмор, я был готов увидеть город в лучах восходящего солнца. К моему удивлению, рано утром вся археологическая зона была покрыта туманом, из которого выглядывали пальмы, колонны и верблюды. Осматривать место было невозможно и я направился в музей. Передо мной предстало удивительное собрание артефактов: керамики, стекла, глиняных табличек, украшений, мозаик, а главное – скульптуры (фрагменты рельефов с храмов и надгробная пластика с изображениями умерших).
По надписям на бюстах Г. Ингхольт еще в 1920-е гг. разработал периодизацию скульптуры с выделением 4 периодов от сер. 1 в. до н.э. до 272 года (года захвата города императором Аврелианом). По типу надгробная пластика делится на стелы, саркофаги и украшенные бюстами камни, закрывавшие локулы (места для гробов) в гробницах.




Иногда составлялись целые ансамбли гипогеев (Гипогей (греч.) — подземное помещение, в особенности могила, катакомба. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907 – прим.
) из бюстов одной семьи. Внутренность одного из таких гипогеев (Иарая, II в. н.э.) еще лет 50 назад была вывезена в Дамаск и реконструирована в Национальном музее. Некоторые скульптуры были выставлены на улице, в том числе большая, составленная из многих блоков фигура льва с антилопой у ног, предположительно I в. н.э.
Лев, высотой более 3 метров, был символом богини Аллат (Ал-Лат), одной из главных богинь Ближнего Востока до развития здесь ислама. Она ассоциировалась с античной богиней Афиной. Антилопа была символом покорности и запрета кровопролития. С утверждением ислама идолы Аллат начали уничтожать. Этим же занялись сейчас и боевики ИГИЛ. В мае 2015 года они захватили Пальмиру. Чтобы успокоить граждан Тадмора, они обещали не разрушать античные памятники, ради которых сюда ехали туристы. Но уже 27 июня боевики разрушили статую льва богини Аллат. В этом проявилась непримиримая борьба салафитов (основной задачей считают борьбу за очищение ислама от чуждых, с их точки зрения, примесей, основанных на культурных особенностях народов, исповедующих "неправильную" религию – прим.
) с политеизмом (многобожие – прим.
) и его наследием.
Статуя была найдена в 1977 году польскими археологами. В 2005 году ее реставрировали. Весной 2015-го большая часть музея была вывезена в Дамаск, но большие скульптуры (как Лев Аллат, саркофаги и блоки с рельефами) увести не смогли. Героически оставшиеся в городе археологи: 82-летний Халид аль-Асад - смотритель античного комплекса в Пальмире и его сын Валид были изуверски убиты боевиками ИГИЛ 18 августа 2015 года.


Надо сказать, что и в XX веке археологи сделали в Пальмире множество открытий. Свидетельством тому могут служить две карты: из путеводителя по Палестине и Сирии Карла Бедекера 1906 года и из «Исторического гида. Монументы Сирии» Росса Бёрнса 1998 года.


Археологический подъем начала XX века (когда даже Петербург называли Северной Пальмирой) связан и с русскими учеными (Ф.И. Успенским, Б.В. Фармаковским и П.К. Коковцевым), направленными в Пальмиру Русским археологическим институтом в Константинополе в 1900 году. Вообще, Пальмира производит впечатление сказочного города, с изменением его облика (цветовой гаммы, силуэтов, контрастов) в зависимости от времени года и суток. Основанное в оазисе более 4 тысяч лет назад, это поселение возвысилось как место отдыха на караванном пути от Средиземного моря к реке Евфрат. В 41 году до н.э. захвачено римскими войсками Марка Антония. Около 19 года н.э. включена в римскую провинцию Сирия. Именно тогда, при императоре Тиберии, заложена сохранившаяся градостроительная система города с центральной улицей (длиной около 1,2 км) с двумя изгибами (15 и 30 градусов), отмеченными трехпролетной аркой и тетрапилоном II века (реконструирован в 1963 году). Поражают монументальностью частично сохранившаяся Большая колоннада центральной улицы шириной 11 метров (с коринфскими колоннами высотой 9 метров) и театр 2 – 3 вв. Реконструированный в 1950-е гг. он привлекал туристов и местных детей, которые забирались на фронтон скены. Теперь в театре снимают показательные казни, производимые боевиками.






В северной части города располагался храм Баал-Шамина (Ваала), верховного божества западно-семитской мифологии. В античном мире его ассоциировали с Зевсом. Небольшой прямоугольный в плане храм с портиком был построен в 130/131 гг., на следующий год после посещения города императором Адрианом. В это время в Пальмире развивалась синкретическая культура (культура, сочетающая в себе элементы других разнородных культур – прим.
) с единым пантеоном тридцати богов, установившимся под влиянием культур Месопотамии, Сирии, Аравии и Греции. В Лувре хранится рельеф I в. из Пальмиры с изображением триады богов – Баал-Шамина и по бокам от него Аглибола и Малакбела. 23 августа 2015 года храм был взорван.




Грандиозный храм бога Бела (его тоже ассоциировали с Зевсом) был построен на месте эллинистического храма в 10–30-е гг. н.э. и освящен в 32 году. Он был ориентирован строго по оси север-юг.



Протяженное внутреннее помещение целлы с нишами-адитонами перекрытыми кессонированными потолками по торцам было окружено 42-мя колоннами. Перед единственной западной лестницей располагались блоки с рельефами, на которых были изображены божества, а также предположительно процессия с Бетилом (от евр. Бет-эль – дом Бога) – священным камнем, расположенным на верблюде. Женщины показаны на этих рельефах отдельной группой с закрытыми покрывалом головами, что объясняет непонятную для европейского мышления трактовку в изображении человеческого тела. 30-го августа храм Бела был взорван. От всего ансамбля храма осталась лишь сама площадка (205х210 м) с частично сохранившейся колоннадой по сторонам (конец I – сер. II вв.), главные тройные ворота (II век), а также высокий портик на входе в сам храм, реставрированный французами в 1932 году.







Другие храмы, как языческие (богини Аллат, вавилонскому богу Набу и др.), так и христианские (IV–VI вв.), были уже давно разрушены и по всей видимости не привлекли нынешних боевиков. Также пока неразрушенными остались светские строения, в т.ч. агора (I–II вв.). Варварскому разрушению подверглась т.н. Долина гробниц к западу от городских стен. Если в отношении языческих храмов логику борящихся с политеизмом боевиков понять еще можно, то в отношении гробниц – невозможно. Семь башенных гробниц, разрушенных ко 2 сентября этого года представляли собой редкие по сохранности примеры гробниц такого типа на Ближнем Востоке. Строились они около 150 лет (с середины I в. до н.э. до начала II в. н.э.) и в высоту достигали пяти этажей. В гробнице Марка Ульпия Элахбела и его трех братьев (103 год) было четыре этажа (рассчитаны на более 300 погребений) и смотровая площадка наверху, откуда открывался вид на всю Долину и на крепость Калъат-ибн-Маан (XIII в.). Нижний этаж гробницы Элахбела был украшен коринфскими пилястрами, кессонированным потолком и бюстами умерших.




Данных про разрушения подземных гробниц нет, но можно предположить, что живопись на темы «Илиады», украшавшая гипогей Трех братьев (ок. 140 года, реставрирован в 1947 году), тоже уничтожена. Не понятна и судьба многочисленных погребальных сооружений в виде дома с внутренним двором (судовладельца Юлия Марона, 236 год; и других), хотя на аэрофотоснимках гробница № 86 с шестиколонным портиком (конец II – III вв.) еще присутствует.




На протяжении последних двух тысячелетий город часто подвергался разрушениям. В 273 году при императоре Аврелиане после царицы Зенобии, в VII–VIII вв. при арабах, когда большая часть жителей покинула город, в 1401 году при эмире Тимуре. Но современные разрушения перекрывают предыдущие, особенно по варварскому отношению к памяти предков.
В отношении рисунка моего прадеда 1908 года, предполагаю, что изображена все же не Пальмира, а древний город Баальбек на территории современного Ливана. Туда ИГИЛовцы, надеюсь, не доберутся.
Фарид Сейфуль-Мулюков о статье Павла Павлинова на planetguide.ru
Москва. Рlanetguide.ru связалась с мэтром отечественной международной журналистики, Политобозревателем Гостелерадио, известнейшим арабистом, интервьюировавшим практически всех руководителей стран Ближнего Востока и находившегося с ними в дружеских отношениях, - Фаридом Сейфуль-Мулюковым. Фарид Мустафьевич по телефону высказал свое мнение по поводу тем, затронутых в статье Павла Павлинова: "Не в традициях ислама воевать с историческим наследием, уничтожая памятники культуры предков.
То, что мы видим сегодня на Ближнем Востоке - никакого отношения к исламу, мусульманским традициям отношения не имеет. Это - вакханалия псевдорелигиозных бандитских группировок, которые ничего общего с учением Корана не имеют. Я благодарен planetguide.ru за то, что поднята, и на таком высоком уровне, тема исторического наследия ближневосточных цивилизаций, без которого планета рискует остаться уже в ближайшее время".
Редакция planetguide.ru благодарит Фарида Сейфуль-Мулюкова и надеется, что его сотрудничество с нашим ресурсом будет регулярным.
Сергей Прокошин: статья Павла Павлинова на planetguide.ru - набат для мировой общественности
Соприкосновение со старинными, ушедшими в прошлое цивилизациями, с их редкими, но потому столь ценными памятниками, которые до сих пор несут тусклый свет тех далеких эпох, вызывает трепет и очарование у всякого здравомыслящего человека. Осознавая это, люди различных стран и народов уже давно проявляют интерес к истории культуры, объектам ее мирового наследия, понимают, насколько важно изучение и сохранение дошедших до нас, сохранившихся осколков древности. У меня всегда складывалось впечатление, что к III тысячелетию развития человечества, - с тем огромным опытом, который был накоплен цивилизацией людей за всё время ее существования, исчезла сама возможность беспокоиться не только о сохранности, но даже и о самой возможности непочтительного отношения к творениям древних. К сожалению, как оказалось, и в XXI столетии нет уверенности в том, что бесценное для всех нас остается под защитой.
Жажда наживы, злоба, предрассудки все еще довлеют над умами людей, бескультурье позволяет им творить немыслимые поступки по отношению к краеугольным объектам мирового культурного значения. Однако, к счастью, находятся и те, кто не могут закрывать глаза на подобные бесчинства. Среди них — Павел Павлинов, опубликовавший на planetguide.ru материал про великое прошлое и прискорбное настоящее знаменитой Пальмиры. Он затронул невероятно актуальную и животрепещущую проблему отношения современников к культурному наследию разных времен и народов. События, происходящие сейчас в Сирии, да и, порой не в ней одной, требуют пристального внимания не только со стороны узкого круга специалистов, но должны вызвать резонанс и в широких кругах мировой общественности. Поэтому то, что в статье гармонично сочетается обильный фактический материал, доступность изложения и четкая авторская позиция по столь животрепещущему вопросу, делает ее ценной публикацией, которая будет полезна любому мыслящему человеку. Но наиболее важным в ней, на мой взгляд, является напоминание всем людям, независимо от их национальной или религиозной принадлежности, о необходимости помнить и не терять те связующие звенья, то наследие предков, которое живет в каждом из нас и позволяет определить свое скромное место в этом огромном мире. Остается только надеяться, чтобы столь прекрасная статья нашла должный отклик в сердцах читателей и не осталась бы довольно нечастым примером защиты цивилизационных ценностей, а лично автору можно лишь пожелать дальнейших успехов и творческого вдохновения.
Сергей Прокошин,
специалист по истории Византии
Очень грустно, безумно грустно, что Пальмира и её бесценные сокровища останутся только в памяти человеческой...И так замечательно, что Вы эту память помогаете увековечить.
никакого отношения к исламу, мусульманским традициям отношения не имеет.". По этому вопросу - очевидно, ключевому - есть и другие мнения. Например, смотрите http://bg.ru/society/kakie_istoricheskie_pamjatniki_unichtozhil_igil-22813/ На мой взгляд, убедительно.