О памятниках архитектуры и изобразительного искусства Сирии, которые уничтожаются или могут быть уничтожены после захвата территорий страны боевиками террористических группировок.
О том, что происходит в районах боевых действий, можно говорить только с болью. Гибель людей, ежедневные, ежеминутные человеческие трагедии. Не менее страшна и гибель того, что составляет суть человеческой цивилизации – памяти поколений, сохранявшейся тысячелетиями. Речь о наследии предков. Многие уникальные памятники архитектуры Сирии (особенно храмы богов домусульманского времени) были варварски взорваны, скульптуры и артефакты из музеев уничтожены или проданы перекупщикам антиквариата. Хищнические раскопки в археологических зонах отнимают у человечества целые пласты информации об истории Ближнего Востока. К сожалению, ни одна страна в мире не защищена от вспышек безумия (на религиозном, национальном, социальном или других основаниях). Волна иноземного варварства в Сирии подтверждает важность путешествий по еще мирным территориям, через фотографии и записи.
Это позволяет сохранить информацию о предшествующих цивилизациях. Многие путешественники в душе стремятся к приобщению к опыту монашеского ухода из мира, который существует в разных религиях. Христиане с почтением вспоминают особых молитвенников, отшельников, затворников, уходивших из городов и других населенных мест, вообще от суеты, для углубленной молитвы, для общения с Вышним миром.
Родина монашества - Египет, где еще в 3–4 вв. прославились святые Павел Фивейский, Антоний Великий, Макарий Александрийский. Опыт аскезы, существующий во многих религиях (от буддизма до суфизма), в христианстве был усилен особыми подвигами: ношением вериг, сложными условиями сна (Святой Нил Столобенский в 16 веке спал стоя, опираясь на поручи), наконец, продолжительной молитвой в ограниченном пространстве. В России особо почитаем Св. Серафим Саровский, в начале 19 в. тысячу дней и ночей молившийся на камне.
Он наследовал традиции аскезы русских монахов, например, Святого Никиты Столпника, молившегося в 12 веке близ Переславля-Залесского в «столпе», который, вероятно, представлял собой узкий деревянный сруб, как его и представляют на некоторых современных иконах. Но символически его «столп» восходил к более древним башенным столпам на Ближнем Востоке, поэтому Святой Никита иногда изображается и в многогранной башне. Родиной этого явления – столпничества – была Сирия, точнее, провинция Сирия Восточной Римской империи.
И один из первых известных столпников – Святой Симеон Старший, родившийся в конце 4 века на территории современной Турции. Когда ему было около 16 лет, он принял монашеский постриг в одном из монастырей между городами Антиохия и Алеппо. После примерно пятнадцати лет монашества он выбрал уединенное место на отвесной стороне горы высотой около 560 метров. Забравшись на высокий каменный «столп», он провел на нем, несмотря на искушения, более тридцати лет, вплоть до своей кончины в 459 году. По свидетельству епископа Феодорита Кирского, «колонна», на которой молился святой, была диаметром чуть больше метра, а высотой достигала 16 метров. К Симеону приходили многочисленные паломники, в том числе императоры.


Благодаря стойкости в вере известность святого распространялась по миру с огромной скоростью, а после его кончины мощи Симеона перенесли при участии 600 солдат в кафедральный собор Антиохии. У Симеона Старшего было много последователей в 5–6 веках (Даниил Столпник, Симеон Дивногорец, Алипий). Некоторые отшельники, правда, выбирали деревья – так, Давид Солунский в 5 веке 3 года жил на миндальном дереве.


Вокруг же «столпа» Симеона Столпника Старшего при содействии императора Зенона был отстроен мужской монастырь с уникальной композицией. Несмотря на сложную дальнейшую судьбу монастыря (землетрясения 526, 528 годов, захват эмиром Алеппо в 985 году), действовавшего предположительно до 12 века, сохранилась значительная часть ансамбля, возведенного преимущественно между 476 и 491 годами.


В северной части бывшего монастыря расположен уникальный в своем роде крестообразный в плане храмовый ансамбль площадью 3840 квадратных метров. В его центре – восьмиугольное помещение (октагон), диаметром 28 метров, которое первоначально было перекрыто предположительно деревянным конусообразным куполом (в разных реконструкциях его форма различна).




В центре помещения сохранились остатки столпа Святого Симеона – камень, установленный на квадратное основание. С востока к октагону примыкает главная базилика – кафоликон, посвященный святому, вместе с апсидами составляющий 47 метров в длину.



С севера, юга и запада к октагону примыкают более короткие (длиной около 30 метров), но тоже трехнефные базилики. Западный фасад западной базилики построен прямо над обрывом, откуда открывается вся долина вплоть до современной границы с Турцией. К южному фасаду южной базилики, вероятно, в 6 веке, пристроен нартекс с торжественным главным фасадом.



Идея центрической церкви с крестообразно расходящимися базиликами возникла на территории Древней Сирии еще в 4 веке. Ее предтечей был мартирий Священномученика Вавилы в Антиохии, освященный в 387 году, но, к сожалению, не сохранившийся. Воплощенная в грандиозном ансамбле Калат-Семана, идея создания пространственного креста в честь Креста Господня с чуть удлиненной восточной частью затем видоизменилась в создание храмов крестово-купольной системы в восточном христианстве, и в создание романских и готических базилик с трансептом и башней над средокрестием – в западнохристианской традиции. Но близкого повторения объемно-планировочного решения храмового комплекса Калат-Семана не существует. Видимо, северная и южная базилики не получили серьезной функциональной нагрузки.
Восхищает качеством и своеобразием впитанных римских и ближневосточных традиций декор, использованный в оформлении элементов ордера, окон, порталов, карнизов и арок. Все фасады объединены единой широкой лентой сложнопрофилированного фриза. Лента обрамления окон также создает впечатление единства храмового комплекса.


В 960–970-е годы при византийских императорах монастырь был окружен мощными стенами с 26 башнями. Отсюда возникло арабское название Калъат-Симъан (измененное Калат-Семан), т.е. «Крепость Симеона». Но крепостные стены не уберегли обитель от ее захвата и частичного разрушения в июне 985 года после трехдневной осады Саад аль-Даулом. В 12 веке монастырь на короткое время заняли крестоносцы. Как центр паломничества уже покинутая монахами обитель действовала до конца 16 века. В 19 веке монастырь заняли курды. Они устроили жилой дом в восточной базилике (т.е. кафоликоне). С 1860-х годов возник интерес к монастырю со стороны исследователей. В 1900 году экспедиция Русского археологического института в Константинополе под руководством Ф.И. Успенского обнаружила фрагменты напольной мозаики. В 1956–1962 годах комплекс реставрировался под руководством французского археолога русского происхождения Жоржа Чаленко, и позднее – Г. Каламкарьяна. Но работы завершены не были.
По оси север – юг длина монастыря превышает 400 метров. К юго-востоку от храмового крестообразного комплекса расположен двор-клуатр и трехэтажный комплекс келий с небольшим трехнефным храмом. В южной части монастыря сохранился возведенный тогда же, при императоре Зеноне (между 476 и 491 годами), баптистерий, с октагональным пространством, перекрытым куполом и примыкающей с юга базиликальной церковью конца 5 века. Сохраняется своеобразная обложенная кирпичем купель глубиной около метра с двумя лестницами для захода и выхода.



Рядом расположены корпусы гостиниц для паломников, построенные местными мастерами из Телль-Акабрина в конце 5 – первой четверти 6 веков.
Гостиничный комплекс прорезают южные монастырские ворота, от которых паломническая дорога (Via Sacra) ведет к расположенной под горой деревне Теланис (современная Дейр-Семан), в одном из монастырей которой предположительно в начале 5 века и стал монахом святой Симеон перед тем как удалился на гору. Здесь сохранились руины монастырей, гостиниц (одна из них датирована Шарлем де Вогюэ 479-м годом) и триумфальной арки 5–6 веков.


Это уникальное место в 35 километрах на северо-запад от Алеппо на севере Сирии, с редкой экспериментальной архитектурой 5–6 веков, я посетил в 2002 и 2004 годах. Оно поражало своей неповторимостью, живым дыханием истории, ощущением важности места для понимания и развития многих монашеских традиций (в первую очередь столпничества), удивительным спокойствием.
Служители и охранники археологического заповедника, курили кальян и предлагали кофе и фрукты, которыми эти места славятся, собственно, еще со времен Св. Симеона. Весной 2015 Калат-Семан был занят боевиками исламистской группы «Лива аль-Таухид» («бригада монотеизма»). В монастыре разместилась база по обучению военному делу женщин. 45 женщин в хиджабах и никабах видны на видеообращении, попавшем в интернет в апреле. Остается надеяться, что храмы Калат-Семана не постигнет участь храмов Пальмиры, взорванных летом этого года.
Мнение Всемирной Энциклопедии Путешествий
В статье Павла Павлинова встречается много слов, не слишком-то знакомых читателю, не искушенному в архитектурных терминах (редакция planetguide.ru тоже не раз подносила руку к коллективному затылку). Мнение Павла таково: читателю при знакомстве со статьей надо работать, - получать не просто удовольствие, но и становиться более образованным. Павел рекомендует активнее использовать поисковики, узнавать о неизвестных вещах самостоятельно, без «разжевывания». В общем-то planetguide.ru с таким подходом не может не согласиться.
Степан Кирпищиков