Стило — жемчужина Калабрии
Автор увлекательных путеводителей Генри Мортон писал полстолетия назад, в 1960-е годы: "...в Ломбардии и Тоскане итальянцы... содрогаются при одном упоминании Калабрии. Они скорее проведут отпуск в Конго, чем в этом итальянском регионе."

Городок Стило. Фото img4.tourbina.ruИз итальянских регионов самым не освоенным современными путешественниками из России, будь то паломники или туристы, остается Калабрия. В прошлом одной из причин этой ее непопулярности были реальные или воображаемые опасности, которые подстерегали путников на ее больших дорогах и горных тропах. До середины XX века она наводила страх не только на иностранцев, но и на итальянцев Транспадании своими бандитами и малярией. Автор увлекательных путеводителей Генри Мортон писал полстолетия назад, в 1960-е годы:

  ...в Ломбардии и Тоскане итальянцы... содрогаются при одном упоминании Калабрии. Они скорее проведут отпуск в Конго, чем в этом итальянском регионе.  

С тех пор, однако многое переменилось, и оснований для прежних страхов больше нет. Путешествовать по Калабрии ничуть не опаснее, чем по Лигурии, Баварии или Бургундии. Хотя знаменитая ндрангета действует тут беспощадней сицилийской мафии, но иностранные туристы не входят в сферу интересов этого почтенного сообщества. Предмет его своеобразной и опасной опеки — бизнес, а не простые смертные люди, включая и иностранцев. Между тем, регион этот представляет особую ценность для паломников из православной России, потому что Калабрия, как и соседние с нею Апулия и Базиликата, названная так по греческому титулу императора — василевса, в латинском произношении — базилевса, в течение веков являлась очагом византийского присутствия в Италии. Его следы можно увидеть в сохранившихся там древних христианских храмах и монастырях, в наше время либо заброшенных, либо принадлежащих Католической церкви, либо, не редко, переданных в пользование православным общинам румынских эмигрантов.

Море и русло реки Стиларо. Фото kirill-anya.ruКалабрия, муниципалитет. Фото travelviaitaly.com

Одно из самых драгоценных сокровищ Калабрии, унаследованных у Византии, находится в маленьком городке Стило, насчитывающем две с половиной тысячи жителей. Это церковь, которую называют Каттолика, что в данном контексте можно перевести как соборная. Город Стило расположен на берегу реки Стиларо в горном массиве Серре, на склонах горы Консолино, неподалеку от побережья Ионического моря. Расстояние от Стило до столицы Калабрии Катандзаро — 75 километров. Название города, по одной из версий, происходит от греческого слова «стела», что значит колонна. Первое поселение на месте Стило возникло еще в античные времена; монашеские обители в горах Серре появились в середине I тысячелетия от Р. Х.

Калабрия. Фото static.panoramio.comВ VIII столетии, когда в Византии правили императоры-иконоборцы, окрестности Стило стали одним из центров притяжения для монахов, бежавших из Константинополя и других городов имперского центра: монахи были тогда самыми твердыми и упорными защитниками учения о почитании икон, и многие из них скрывались от преследований, унося с собой святые иконы, на окраины империи — юг Италии или в Тавриду, где репрессивная власть не действовала столь же неумолимо, как в столице и центральных регионах государства.

Национальный состав Калабрии издревле, со времен великой эллинской колонизации, был смешанным — греко-латинским. Впоследствии в его состав влились арабы и берберы, готы и лангобарды. Города Калабрии подвергались грабительским нападениям мавров. В 982 г. в один из таких набегов Стило было разрушено. Два столетия спустя Калабрия была отвоевана у Византии норманнами — выходцами из французской Нормандии.

Норманнский дворец. Фото. deicide.tvВ 1071 г. Роджер Норманнский возвел здесь замок, украшающий гору, возвышающуюся над Стило. В средние века Стило, как и другие города Калабрии, входило в состав Сицилийского королевства, в котором после норманнской династии правили Гогенштауфены — императоры Священной Римской империи германской нации, позже ею владели монархи из французской Анжуйской династии, и наконец, Арагон. После объединения Арагона и Кастилии Калабрия, как и Сицилия, вошла в состав Испанского королевства, в котором правили Габсбурги, а с начала ХVIII века Бурбоны.

В этом же столетии было образовано королевство обеих Сицилий, с включением в него юга Аппенинского полуострова со столицей в Неаполе, где верховная власть принадлежала монархам из испанской ветви Бурбонов. Короткое время при Наполеоне королем в Неаполе был маршал Мюрат, расстрелянный после реставрации Бурбонов на троне королевства обеих Сицилий. В результате войны, которую в ХIХ веке вел с неаполитанскими Бурбонами Гарибальди, юг Италии вошел в состав созданного тогда единого Итальянского королевства. Так менялась в ходе истории государственная принадлежность города Стило.

До губительного землетрясения 1783 г. в Стило было 18 монастырских и приходских церквей. Одни из них совершенно исчезли, от других остались руины, третьи были восстановлены. В центре города сохранилось здание монастыря Сан Джованни Теристис, на площади Карновале (Piazza Carnоvale) возвышается церковь Сан Франческо дей Минори (Chiesa di San Francesco dei Minori). Сохранились также церкви Сан-Никола-ди-Толентино (Chiesa di San Nicola de Tolentino) и монастырский храм доминиканцев Сан-Доменико (Chiesa di San Domenico).

Церковь Сан-Джованни. Фото f.otzyv.ruВнутреннее убранство Сан Франческо дей Минори. Фото.lh3.googleusercontent.comВнутреннее убранство дворца. Фото.cdn.ruvr.ruВнутреннее убранство Византийского храма. Фото.images.elitema.com.tr

Самым прославленным памятником Стило является уже упомянутый византийский храм Каттолика (Cattolica), спасенный в 1911 г. известным археологом и реставратором Паоло Орси. Церковь расположена на окраине города, выше его жилой части. Она скрыта от глаз лесными зарослями, с городских площадей и улиц ее не видно, но к ней ведет дорога, по которой можно и пройти и проехать на автомобиле. Греческое наименование церкви звучит иначе — Кафолика, что в переводе на русский язык значит «соборная», но в византийскую эпоху так назывались церкви, в которых имелся баптистерий, где, иными словами, совершалась таинство Крещения. В свое время это был главный храм протопопии, или, прибегая к нашей церковной терминологии, благочиннического округа, в который входило пять приходских храмов. Время создания этого шедевра — IХ столетие. Неизвестно, когда храм перешел в юрисдикцию Католической церкви, возможно, в ХIII веке, после Лионской унии, но восточный византийский обряд богослужения в нем продержался до того, как уже, вероятно, в эпоху контрреформации, в ХVI веке, в нем был введен латинский обряд. Служба в храме прекратилась после катастрофического землетрясения 1783 г. Церковь Каттолика была заброшена, и с тех пор до реставрации столетней давности она подвергалась разрушительному воздействию стихий.

Стило. Католика. Фото altaliaСтило. Католика. Фото insuditalia.it

Каттолика построена из византийской плинфы.

  Плинфа - тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Применялась в строительстве и в Византии, и в Древней Руси. Плинфа имела самую различную форму и довольно внушительные размеры (до 300×350×25 мм). Такие кирпичи легко формовались, сушились и обжигались. Строили из них с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась «полосатой». Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня. Считается, что использование плинфы помогало повысить сейсмоустойчивость зданий. В Византии стены из плинфы почти никогда не штукатурились.  

Википедия

Размеры церкви невелики — всего 6 на 6 метров. В плане храм представляет собой греческий крест, вписанный в квадрат, иными словами, это характерный для церковной архитектуры средневизантийского периода крестово-купольный храм с расположенными с восточной стороны, напротив алтаря, жертвенника и диаконника, апсидами с узкими прорезями окон, и с 5 куполами на барабанах, также прорезанных окнами, чрез которые в церковь льется свет; центральный купол выше тех, что расположены по углам храма. Над левой апсидой размещена звонница с рельефом, изображающим Богоматерь с Младенцем и с надписью «Verbum Caro Factum Est Anno Domini MDCLXXVII Mater Misericordiæ» (Слово стало Плотью 1577 г. от Р. Х. Мать милосердия). В интерьере четыре колонны, взятые, как это практиковалось в Византии и в Италии, из разрушенных античных зданий, разделяют пространство храма на 9 частей примерно равных размеров. Колонны поставлены вниз капителями: согласно легенде, для того, чтобы таким образом демонстрировать победу христианства над язычеством.

Особую ценность представляют сохранившиеся в Каттолике фрески, написанные в разные периоды, но, в основном, в правление Комнинов. На этих фресках изображены Богоматерь с Младенцем, Успение Божией Матери, Иоанн Креститель, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Николай Мирликийский. Над окнами в алтарной конхе помещен исполненный в более позднюю эпоху, в ХV веке, образ Христа Пантократора (Вседержителя). Церковное искусство Византии из-за превратностей истории полнее сохранилось в Италии (в Равенне, на Сицилии и в Калабрии), чем в Греции и в Константинополе, и прославленные фрески храма Каттолика представляют замечательные образцы этого высокого искусства.

Томмазо Кампанелла и его Город Солнца. Фото img-s2.onedio.comСамым знаменитым уроженцем города Стило был философ и богослов Томмазо Кампанелла. У нас он известен не меньше, чем в родной ему Италии, потому что в советскую эпоху почитался, как один из дальних предшественников коммунизма - Кампанелла написал книгу «Город солнца» (Civitas solis), об утопическом идеальном обществе. Название книги представляет собой реминисценцию из античной истории, когда илоты, освобожденные от господства спартанцев, создали свой собственный город и государство Гелиополис, что в переводе и значит «Город солнца».

Но это название могло быть навеяно автору утопии и образом его родного города, который расположен на горном плато так, что солнечные лучи заливают и греют его не только летом, но во все времена года.

Томма́зо — монашеское имя Кампанеллы, в крещении - Джованни Доменико. Будущий философ родился в 1568 г. в семье сапожника. В 15 лет вступил в доминиканский орден и принял постриг в монастырском храме святого Доминика в Стило. Приобретя блестящее образование благодаря чтению книг в монастырской библиотеке, он успешно участвовал в богословских и философских диспутах, но неожиданно для себя был обвинен в том, что библиотекой пользовался незаконно, без должного оформления разрешения на это. Его арестовали и отправили в Рим. Обвинение с него было снято. С тех пор он много путешествовал по Италии, приобрел широкий круг знакомств, и в коне ХVI столетия организовал заговор против испанского владычества на своей родине. Кампанелле удалось вовлечь в этот заговор клириков и дворян южной Италии. В 1599 г. он был снова арестован и приговорен к пожизненному заключению. Кампанелла провел в тюрьме 27 лет, и был освобожден лишь благодаря заступничеству папы Урбана VIII в 1626 г. В заключении он написал свои основные труды, среди них – и Город Солнца. Конец своей бурной жизни Кампанелла провел во Франции, в Париже, где сблизился с кардиналом Ришелье, который часто беседовал с ним, человеком оригинального ума и многосторонней эрудиции, живо интересовавшимся политикой, и исхлопотал для него пенсию от короля Франции. Философ умер в 1639 г. Его последним произведением было написанное на латинском языке стихотворение в честь рождения дофина, в будущем Людовика XIV, прозванного «королем-солнцем». Конечно, «солнце» в прозвище короля и в названии стихотворения Кампанеллы, поздравившего будущего короля с появлением на свет — это только совпадение, но запоминающееся совпадение.

Город Солнца. Фото opentown.orgИллюстрации к Городу солнца. Фото visualsquirrels.net

В идеальном городе Кампанеллы, который спроектирован или, лучше сказать, нафантазирован им под очевидным влиянием диалогов Платона «Государство» и «Законы», нет частной собственности, его граждане ведут «философскую жизнь в коммунизме», при этом не лишенную любопытных курьезов: общность имущества в нем распространяется и на жен. Кампанелла иронизирует по тому поводу, что люди, заботясь о приплоде коней и собак, не проявляют столь же ревностной заботы о человеческом приплоде. Поэтому в его городе специально назначенные жрецы, предвосхищая опыты адептов евгеники, определяют пары, вступающие во временный брак для рождения здоровых и сильных детей, соединяя полных женщин с худыми мужчинами и vice versa (наоборот - лат. Прим. ). Бесплодные женщины становятся при этом общим достоянием. Труд в Утопии не обременителен и занимает не больше 4-х часов в день.

Один из вариантов Города Солнца. Фото willrobertsweeklytelegram.comВозможность столь легко достигаемого обеспечения жизнедеятельности и даже благополучия обусловлена техническим прогрессом. Кампанелла предвидел изобретения, сделанные в позднейшие эпохи, например, корабль, который движется без весел и парусов, силой встроенного в него механизма. Управляет этим своеобразно счастливым городом правитель, именуемый Метафизиком, которому помогает триумвират из персонифицированных Могущества, Мудрости и Любви, руководящих всей политической и общественной жизнью страны.

Мысленно примирившись с испанской монархией, Кампанелла готов был в других своих трудах предоставить в будущем, когда появится всемирной город солнца, должность его правителя королю Испании, правительственные труды которого, как он мечтал, должен разделять Папа, тем самым предвосхищая теократические идеи позднейших религиозных мыслителей, и среди них - русского философа В. С. Соловьева, который, характеризуя наследие этого мыслителя, писал, что «он не был достаточно оценен, потому что его идеи с разных сторон претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего сущего Богу, что могло казаться прямо пантеизмом; других отталкивал его коммунизм; третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы. Помимо своего философского значения, Кампанелла был передовым бойцом современной ему положительной науки и твердо защищал Галилея, на что после него не осмелился Декарт». Напоминанием об этом своеобразном мыслителе служит сохранившийся в Стило храм монастыря, или аббатства доминиканцев, в котором Кампанелла четыре с половиной столетия назад принял монашеский постриг.

Стило. Италия. Фото kirill-anya.ruЖемчужины Калабрии. Стило. Фото img4.tourbina.ru

 Протоиерей Владислав Цыпин

Статья просмотрена: 3739
Рейтинг статьи: 2
Bookmark and Share
Страны: Италия
Отдел Информации
Отдел Информации, 28.02.2016 в 02:01
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо