Наиболее близка к центру Азии "горная страна" Большой Саян, к которому относятся и Восточные Саяны. Эти горы равноудалены от всех омывающих материк океанов. Их хребты имеют чисто альпийскую складчатость, вершины по морфологии и классификации Антоновича, бывают «пиками», «башнями», «зубьями», «пирамидами» и даже «иглами» – вершинами очень заострённой формы. Завораживают они и тем, что имеют много «белых пятен», гораздо больше, чем в других горах, из–за своей труднодоступности. Есть немало не только вершин, но и перевалов, где не ступала никогда нога человека. Горы сказочно красивы, жаль, что Рерих не был здесь… В гранитных и базальтовых ущельях грохочут мощные водопады, большинство из которых также не имеют названий. Об этих удивительных горах - рассказ в цикл статей "К центру Азии".
Довольно рисковое мероприятие по заброске на своём автомобиле в такую даль, - в долине реки Ока в случае большой поломки силового агрегата и трансмиссии, никто нам не поможет ввиду полного отсутствия авторемонтных мастерских, равно, как и самих населённых пунктов, да и самого населения, кроме, разве самих медведей, правда последние скорее всего предпочтут нас сожрать, чем помочь. Оставалось надеяться на себя в случае чего.
На пятые сутки наша Одиннадцатая десятка спускалась уже с Окинского перевала в долину реки Ока (Аха), мы достигли границ самого отдалённого в Бурятии Окинского района, преодолев более 4,5 тысяч км от Каменска–Уральского. Нас четверо: многоопытный и надёжный Сергей Соболь, с которым мы и задумали маршрут (оставалось его проложить и преодолеть), братья Подоприхины – Дмитрий и Максим, и я – автор этого задуманного путешествия, да весь багажник автомобиля забит четырьмя рюкзаками со снаряжением для преодоления автономного пеше–горного путешествия.
Песчано–гравийный тракт, проложенный до районного центра – Орлик, а дальше дорога ещё ведёт к бывшему аэродрому Порт–Ока близ слияния реки Сенца с Окой. Конечно, после Орлика дорога намного хуже; уже нет дорожного покрытия, только каменисто–песчаный естественный грунт. Скажу, что довольно рисковое мероприятие по заброске на своём автомобиле в такую даль, - в долине реки Ока в случае большой поломки силового агрегата и трансмиссии, никто нам не поможет ввиду полного отсутствия авторемонтных мастерских, равно, как и самих населённых пунктов, да и самого населения, кроме, разве самих медведей, правда последние скорее всего предпочтут нас сожрать, чем помочь. Оставалось надеяться на себя в случае чего.
Да, наша одиннадцатая десятка уже повидала много чего за свои почти десять лет жизни, особенно её не шибко повезло с последним хозяином, который её заставлял «бежать» за тридевять земель, от Северного и Южного Урала, до берегов Байкала и Приэльбрусья. А на этот раз ей предстояли ещё бо’льшие испытания; преодолеть такое расстояние, да ещё при такой загрузке, да и по таким дорогам! Да и доехать домой с усталыми путниками после двадцатидневной автономки по безлюдной горной местности. Спасибо ВАЗу за чудо-автомобиль – одиннадцатую десятку! И на этот раз она нас выручила. Именно на ней мы произвели заброску к началу своего пеше–горного маршрута до того места, где населёнка кончается, равно, как и все дороги, а далее на сотни километров простирается сложная горная безлюдная местность, где реальными хозяевами выступают медведи и снежные барсы. До сих пор здесь имеются горные массивы и перевалы, где никогда не ступала нога человека, так называемые «белые пятна». Чтобы увидеть своими глазами «белые пятна», мы и разработали этот маршрут. Итак, к началу маршрута нам пришлось добираться на своём автомобиле 5 суток, преодолев расстояние около 5000 километров в одну сторону. А далее нас ждал двадцатидневный автономный пеше–горный переход, во время которого пришлось форсировать вброд горные реки, горные перевалы, подниматься на горные вершины, преодолевая каменные осыпи, иногда сыпучие скалы, снежники и ледники. Надеяться приходилось только на себя, в случае чего помощи ждать неоткуда и некем её оказывать…
С Божьей помощью одиннадцатая десятка смогла доехать не только до бывшего аэродрома Порт–Ока, но и даже до посёлка Шаснур, за которым человеческая цивилизация заканчивается, и за которым правит Господь только и её Величество – Стихия!
А человек попадает в чуждый ему мир, к которому он не приспособлен, а только старается каким–то образом подготовиться к временному пребыванию, а иногда к выживанию в условиях абсолютно дикой Природы.
Причём как бы не бравировали своими сложными преодолёнными маршрутами путешественники, всё равно, даже самые подготовленные и опытные из них скажут, что, человек здесь никто, песчинка в бурном потоке, или пылинка, которую любой вихрь может сдуть с арены жизни… А неопытным и неподготовленным в таких местах вообще делать нечего…И деньги толстосумов не помогут, потому, что деньги – это просто деньги, они в подобных местах не работают, не способны ни к какому созиданию, они не только не помогут выжить в каких–то необычных человеческому организму условиях, особенно при катаклизмах, но даже не смогут сделать комфортным пребыванием наедине с Природой, пред которой все равны. Именно в диких условиях нетронутой Природной среды видно, кто есть кто, кто способен проявить высшие человеческие качества в команде единомышленников.
Успех прохождения сложных маршрутов кроется только в альтруизме, взаимопомощи, психологической совместимости, морально–волевой, технической и тактической подготовке.
(Применена терминология горного рельефа отчасти по И.И. Антоновичу, отчасти из «Спутника альпиниста» под редакцией Д.М. Затуловского, «Школы альпинизма» – Москва, ФИС, 1989, П.П. Захарова – «Инструктору альпинизма» – Москва, ФИС, 1982, а также автора статьи)
Бергшрунд – подгорная трещина, образуется вдоль верхнего края фирнового бассейна в местах, где фирновые склоны смыкаются с менее крутой поверхностью цирка. Подгорная трещина отделяет неподвижный или малоподвижный фирн, лежащий на склоне, от подвижных масс, стекающим к более глубоким частям цирка.
Вершина – как правило находит отражение в названии. Пик, купол, игла, зуб, башня, пирамида, рог, конус, столовая гора. Эти названия, звучащие по разному на разных языках, дают ясное представление о конфигурации вершин и не нуждаются в дополнительных разъяснениях.
Гребень – острое возвышение пересечение основных склонов (граней) вершины.
Жандарм – скалистый выступ, резко и значительно (более 2 метров) выдающийся над линией гребня; последовательный ряд жандармов называют «пилой».
«Живые плиты», «живые камни» – очень ненадёжно лежащие на склонах гор структуры горного рельефа, способные в любое мгновение обрушиться вниз. Являются частой причиной камнепадов.
Камин – широкая вертикальная или наклонная трещина, в которой помещается альпинист. Предельная ширина камина определяется возможностью подъёма по нему в распор на обе стенки.
Контрфорс – короткий выступ на крутых склонах гребня, или вершины, неявно выраженное ребро. Иногда контрфорсом называют скалу, которая находится на ребре, но не на гребне (очень похож по морфологии на жандарм, только он находится не на гребне, а на ребре).
Крючьевая страховка – это страховка с применением скальных и ледовых, а также ледобурных крючьев. Она применяется при высокой опасности срыва при преодолении препятствий.
Ледопад – образуется на крутых перегибах склонов в виде обширных участков льда, сильно разорванного трещинами (площадь трещин часто больше площади льда). Отдельные глыбы льда на ледопадах называются сераками. Своеобразные, похожие на ледопады, нагромождения ледяных глыб образуются также в месте слияния ледников, особенно, если один из них имеет крутое падение. Ледопадом также называют застывший в зимнее время водопад. Он состоит исключительно из натечного по классификации льда.
Перевал – понижение в гребне горного хребта или массива.
Плечо гребня, или вершины – перегиб, более пологий, чем вся линия гребня или склона, более или менее значительной протяжённости.
Рантклюфт – краевой зазор, краевая трещина, образованная на границе ледника и его бортов, где происходит активное таяние, в результате образуются такие ложбины, углубляемыми водяными потоками.
Расщелина – широкая трещина в скале, в которую может поместиться одна из конечностей альпиниста.
Ребро – второстепенный (боковой) гребень, отходящий от склонов вершины или её гребней.
Траверс – прохождение участка хребта по гребню через несколько перевалов и вершин. В альпинизме и горном туризме под траверсом понимается курс, перпендикулярный направлению подъема (спуска) на горе. "Проходить траверсом" - двигаться по склону горы без набора и потери высоты, то есть "вбок" от принципиальной линии маршрута. Таким образом нередко можно обойти труднопреодолимые участки.
Голосую за слова, сказанные в конце статьи:
"...как бы не бравировали своими сложными преодолёнными маршрутами путешественники, всё равно, даже самые подготовленные и опытные из них скажут, что, человек здесь никто, песчинка в бурном потоке, или пылинка, которую любой вихрь может сдуть с арены жизни… ".
Это так было, так есть и так будет всегда!
На все 100 солидарен с Вами, Сергей Михайлович. Увы, это аксиома, её усвоили именно путешествующие в условиях дикой необузданной Природы. Но большинство людей даже о её существовании не догадываются и ведут себя так, будь то человек это пуп Земли, или, даже Вселенной...
Здравствуйте. Согласен с тем что городские условия это для человека человеком, а тут природа для природы. А человек стал часто опасен для природы. Сливаясь с природой начинаешь чувствовать её дыхание и ритм. Даже медведи ходят себе по своим делам мимо- когда человек пришёл не за убийством животных или леса. Конечно тонкости тайги надо изучать. Но уверен, что с чистой головой и чувствами шансов выжить больше.
Тут летом мой знакомый, добрейший человек!,заблудился пойдя в лес в районе отрога Саян, Кузнецкое Алатау. Хакасия В мае месяце он умудрился за 19 дней пройти 400 км по дикой тайге. В кармане было две зажигалки, И пару патронов. Всё удачно закончилось. Говорят он побил все местные рекорды выживаемости в стиле пошёл и заблудился…)) жёг березы вертикально для обогрева/ за ночь сгорало 5 деревьев, кушал корешки и побеги, цветы,, всхуднул конечно. Как не без этого. Любой человек и на нормальном питании похудеет от такой прогулочки. Одна зажигалка сломалась у него. Вторая спасла. Так что, Бог есть Бог, а сам будь не плох.!) В помощь нам программа "Ураган". Знания и опыт профессионалов легче изучить. Чем потеряться в тайге.
Да, Дмитрий, тот человек, кто осознаёт себя частью Природы способен на многое. Он никогда не будет нарушать баланс между живыми организмами и внешней средой, никогда не возьмёт у Природной среды больше, чем ему необходимо для жизни. У такого человека шансов в тысячи раз больше выжить при катаклизмах, которых не избежать на протяжении, пусть небольшой, но человеческой жизни.
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+ Написать письмо
"...как бы не бравировали своими сложными преодолёнными маршрутами путешественники, всё равно, даже самые подготовленные и опытные из них скажут, что, человек здесь никто, песчинка в бурном потоке, или пылинка, которую любой вихрь может сдуть с арены жизни… ".
Это так было, так есть и так будет всегда!
Тут летом мой знакомый, добрейший человек!,заблудился пойдя в лес в районе отрога Саян, Кузнецкое Алатау. Хакасия В мае месяце он умудрился за 19 дней пройти 400 км по дикой тайге. В кармане было две зажигалки, И пару патронов. Всё удачно закончилось. Говорят он побил все местные рекорды выживаемости в стиле пошёл и заблудился…)) жёг березы вертикально для обогрева/ за ночь сгорало 5 деревьев, кушал корешки и побеги, цветы,, всхуднул конечно. Как не без этого. Любой человек и на нормальном питании похудеет от такой прогулочки. Одна зажигалка сломалась у него. Вторая спасла. Так что, Бог есть Бог, а сам будь не плох.!) В помощь нам программа "Ураган". Знания и опыт профессионалов легче изучить. Чем потеряться в тайге.