В конце прошлого века Камбоджа под руководством маоистского правительства пережила национальную трагедию, в ходе которой беспрецедентный террор унес несколько миллионов человек. Как он отразился на социальной обстановке в стране и как возрождаются положительные национальные традиции – на этот вопрос предпринимается попытка ответить в данном очерке.
Наконец, необходимые формальности выполнены, и в моем паспорте красуется камбоджийская виза, дающая право пребывания в этой стране на целый месяц. Стою на границе, вспоминая страницы истории этой далекой от нас страны. С IX по XIII век здесь находилась могущественная кхмерская империя, со столицей в Ангкоре (около 500 000 (!) жителей). К XIV веку под влиянием внутренних причин и давления со стороны сильного соседа – Сиама (ныне - Таиланд), империя стала угасать. На ее территории возникали независимые государства – Лаос, Малайзия, Сингапур, Вьетнам. Вспоминается теория русского ученого Льва Гумилева, который рассматривал этнос по аналогии с живым организмом, который растет, взрослеет, стареет и, в конце концов, умирает. Эта теория воспринимается неоднозначно и в России, и в других странах. Но непонятно, почему столь различаются сроки жизни этносов и империй – от десятков лет до тысячелетий?
Нельзя исключить и еще одну аналогию между этносом и организмом. Этнос может заболеть социальной болезнью вроде массового необоснованного террора, а может и излечиться от нее.
К середине ХХ в. Камбоджа (в то время известная, как – Кампучия) превратилась в слаборазвитое государство, находящееся на обочине мировой политики. В ходе американской агрессии в 60-70-х гг. прошлого века против Вьетнама, войска США неоднократно вторгались в Камбоджу под предлогом борьбы с вьетнамскими партизанами. По сути, планировалось создать в Камбодже, как и во Вьетнаме, американскую колонию. Это привело к многочисленным жертвам среди мирного населения и посеяло семена зла. После ухода американцев в условиях политической нестабильности к власти пришла экстремистская псевдо-коммунистическая группировка маоистского толка «красные кхмеры» под руководством одного из самых страшных политиков ХХ в. Салот Сара (партийная кличка - Пол Пот). Он провозгласил идею возрождения кхмерской империи на основе традиций прошлого и идей коммунизма. На первый взгляд, это звучало привлекательно. Но реальность оказалась даже страшнее сталинского периода в СССР. Новую Камбоджу власть принялась строить методом массового террора. За три года такого строительства была уничтожена интеллигенция, духовенство, значительная часть крестьянства и промышленных рабочих.
Страна покрылась сетью массовых захоронений, подчас, даже не присыпанных землей. На роль палачей Пол Пот мобилизовал подростков 13-15 лет, т.е. в том возрасте, когда сила превосходит разум, нет четкого осознания своей социальной роли и инстинкта сопереживания.


В соответствии с законом экологии, организм, заболевший внутренней болезнью, становится уязвим для внешнего противника – конкурента, хищника, паразита. 25 декабря 1978 г. в страну вошли, не встречая никакого сопротивления, вьетнамские войска. Нужно сказать, что Вьетнам имел в ту пору самую мощную и боеспособную армию в Азии. На протяжении многих лет страна отражала внешнюю агрессию. Южный Вьетнам до зубов вооружила Америка. Северный – СССР и Китай. Вьетнамцы научились отменно воевать. Понятно, что в условиях затянувшегося мира у вьетнамской верхушки возникло желание как-то использовать свою боевую мощь, пока танки и пушки не поржавели. Территория соседней Камбоджи была для них не чужой, хотя бы потому, что значительную часть населения здесь составляют вьетнамцы и их, в условиях массового террора, могла постигнуть гибель. Вдобавок, войска Пол Пота, претендовавшего на роль не только национального лидера, но и главу империи, периодически устраивали провокации на границе с Вьетнамом. В данном случае действия Вьетнама можно рассматривать и как агрессию, и как самооборону, и как гуманную спасательную операцию.
После ликвидации режима Пол Пота в Камбодже прошли относительно демократические выборы. Но многие из новых политиков, вошедших во власть, имели уголовное прошлое. Наверное, это было неизбежно. При отсутствии нормальной оппозиции единственной силой, альтернативной власти, оказалась организованная преступность. Страна начала эволюционировать от тоталитарного полицейского режима в сторону разгула коррупции. При этом нашлись люди, которые сохранили восторженное отношение к Пол Поту – при нем де «был порядок».
Ничего удивительного здесь нет. Великие тираны и убийцы всегда сохраняют за собой шлейф почитателей (в Монголии не только не изжит, но и всячески пропагандируется и насаждается культ Чингис-хана, полчища которого уничтожали целые государства. Французы, да и не только французы, продолжают молиться на Наполеона, фактически, организовавшего мировую бойню XIX века).
Приведу два эпизода, характеризующие современное состояние Камбоджи. Чтобы просто войти на территорию храмов мне пришлось оформлять разрешение в полиции, фотографироваться и держать пропуск с фотографией постоянно на шее, чтобы любой полицейский мог сразу установить мою личность. И вместе с тем чрезмерная тенденция наводить полицейский порядок имела обратные последствия. Меня и других иностранцев постоянно обступали полицейские с оригинальными предложениями, например купить за 1 доллар полицейский значок и за 3 доллара форменную полицейскую фуражку. Мне по наивности казалось, что обмундирование полицейского приравнивается к документу, а значок еще и должен иметь номер. В современной Камбодже дело, оказывается, обстоит иначе. Один мой соотечественник из «новых русских» сразу развил данную тему:
- Слышь, мент! Продай заодно мундир и штаны. Я встану на улице в полицейской форме и буду облагать данью всех встречных-поперечных, особливо туристов!
Разумеется, это была шутка. Но всегда важно понять, на какую тему люди шутят.
Человечеству еще предстоит разобраться с тем, как возникают режимы, подобные пол-потовским. ХХ век знает еще два подобных случая. Это Большой террор в Советском Союзе и Культурная революция в Китае. Сталинский террор унес по последним данным 13-16 млн жизней. Культурная революция Мао Цзе-дуна стоила по разным оценкам от 10 до 50 млн жизней (и в Китае остались почитатели «великого кормчего»). Пол Пот за 3 года уничтожил 3.2 миллиона человек из 8 миллионов населения. Это безусловный рекорд интенсивности геноцида собственного народа.
Примечание planetguide.ru
(Существуют диаметрально противоположные оценки сложных времен "сталинского правления". По мнению ряда правозацитных организаций, например, скандально известного "Мемориала" - "полстраны сидело, полстраны - охраняло". Того же мнения придерживается и А. Солженицын, отношение к которому в обществе за последнее время поменялось на диаметрально противоположное со времен его восхваления в период Б. Ельцина. Однако раскрытые архивы НКВД-КГБ ясно дают понять, что ни о каких "десятках миллионов" речь не идет. И, безусловно, личная оценка автором статьи непростых времен советской истории, как "террористического режима" абсолютно не соответствует оценке того времени редакцией planetguide.ru. Политические оценки не входят в традицию Энциклопедии, но в данном случае редакция решила высказать свое мнение).
Все 3 террористических режима имеют общие черты. Они произошли в странах, перешедших от феодальных монархий к социализму, минуя стадию развитого капитализма. Культ монарха автоматически перешел на коммунистического вождя и открыл ему путь к неограниченной власти, которой он не смог воспользоваться по-человечески. И делалось все это под знаменем марксистско-ленинской идеологии и строительства коммунизма. Хотя у Маркса нет ни слова о культе личности и массовом геноциде. И все же складывается ощущение, что какая-то разрушительная сила в коммунистической идеологии запрятана.
Разумеется, причины и движущие силы таких социальных болезней человечества еще предстоит серьезно изучать, чтобы не допустить такого впредь. Пол Пот, по сути, не понес ответственности за геноцид своего народа. В одном из последних интервью американскому телевидению (дано незадолго до смерти от неизвестной причины, произошедшей 15 апреля 1998 г.) он сказал:
|
Я ни о чем не сожалею. Я хотел оставить в стране 1000 человек – лучших из лучших – и строить с ними коммунизм в отдельно взятой стране. |
|
Похоже, Пол Пот – просто тяжело больной психически человек, который в какой-то момент смог начать реализовывать свои болезненные фантазии. Как не вспомнить слова русского мудреца Л.Н. Толстого: «миром правят совсем ненормальные люди».
Почему такое происходит? Почему патологическое меньшинство способно навязывать свою злобную волю большинству нормальных людей? Эти вопросы ждут ответов…
Справка Всемирной Энциклопедии ПутешествийМнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.
Кхмерский язык и мерзкий язык
Камбоджийцы говорят на кхмерском языке сино-тибетской лингвистической группы, вобравшем слова из санскрита и многие китайские языковые формы. Язык имеет тональности. Одно и то же слово, в зависимости от тона произношения, имеет разное значение. Звуки местной речи звучат довольно необычно для европейского уха. Впрочем, некоторые слова понять можно, - в основном санскритского происхождения. Санскрит – древнейший язык, сформировавшийся на территории современной Индии, вошел во многие современные, в том числе, в славянские, языки.
Я улавливал древнеиндийские корни даже в чешском языке, которые оказался даже ближе к протославянским и протоиндийским формам, чем быстро эволюционирующий русский. Некоторые слова современного кхмерского режут наше ухо своей неблагозвучностью. Например, «заниматься политикой» здесь звучит как «нае@ать». Среди сохранившихся образованных камбоджийцев бытует мнение, что русский мат возник именно здесь. Отсюда в ходе завоевательных походов кхмерской империи это далеко не лучшее проявление лингвистической культуры проникло в Китай. От китайцев его взяли татаро-монголы и привнесли на Русь. Может, эта версия и справедлива. Во всяком случаи и негативные проявления человеческой сущности тоже имеют свою историю, которую невредно знать.
Озеро Тонлесап
Озеро - самое крупное в юго-восточной Азии, хотя и не самое глубокое. В сухой сезон площадь составляет 2 500 кв. км, но средние глубины составляют всего два метра. В сезон дождей площадь возрастает до 13 000 кв. км (чуть меньше Ладожского, больше Онежского), средние глубины - до восьми метров. Озеро вписано в книгу рекордов Гиннеса, как самое богатое рыбой в мире. Тропический климат, бурное развитие водорослей делает его малопригодным для купания, но благоприятствуют исключительной биопродуктивности и биоразнообразию водной живности.
Не удивительно, что вокруг озера выросли многочисленные рыбацкие деревни. Бурный нрав тропического климата не давал им жить спокойно. В сезон дождей озеро разливалось, затапливая окрестности. Степень разлива сильно варьировалась от года к году, и предсказать ее было невозможно. Поэтому дома приходилось ставить на высоких сваях. Большая же часть рыбацкого населения селилась прямо на воде в плавучих домах-ковчегах. Есть правда, еще одно объяснение такого оригинального образа жизни. Оформить документы на право владения землей и, соответственно, строить на земле жилье здесь довольно трудно. Слишком много бюрократических препон и слишком большие взятки требуют чиновники, отвечающие за недвижимость. Значительная же часть местного населения – вьетнамцы, не имеющие гражданства и прописки. За жилье, стоящее на воде, не нужно оформлять такого количества документов, кормить чиновников-дармоедов и регистрировать прописку.


Совершая прогулки на лодке по озеру, я видел целые водные поселения с развитой инфраструктурой. Среди жилых домов размещены плавучие магазины, больницы и другие учреждения, необходимые для любого населенного пункта. При этом всё здесь ужасало беспробудной нищетой. Мы, россияне, часто жалуемся на маленькие зарплаты, скромные квартиры и дачи и т.д. Но на фоне убожества камбоджийской провинции жизнь даже рядовых россиян может казаться просто роскошной. Для полноты картины можно было так же вспомнить ослепляющую роскошь соседнего Таиланда. Все это наводит на одну мысль: богатство и бедность зависят не столько от обилия природных ресурсов, сколько от фактора социального: как эти ресурсы используются и как распределяются полученные от их использования доходы.
Справедливости ради нужно отметить, что, несмотря на невероятную бедность, жизнь меняется и здесь. Посреди озера уже стоит трансляционная вышка, обеспечивающая сотовую связь и интернет.
Самый большой в мире храм
Камбоджийцы считают Ангкор самым большим храмовым комплексом в мире. (Впрочем, то же самое египтяне говорят про Карнакский храм, а итальянцы - про соборы Ватикана). Слово Ангкор переводится как «гигант». Для местного населения это самое почитаемое сооружение и один из государственных символов. Очертания храма изображены на национальном флаге. Это даже не один храм, а храмовый комплекс. Главный, собственно, Ангкор или Ангкор-Ват. В понятие Ангкор включается так же расположенные рядом разрушенные храмы Байон и Та Пром. Как монастыри они более не функционируют.
Террор Пол Пота ликвидировал духовенство, а так же историков, археологов, реставраторов и представителей многих других интеллектуальных и нужных обществу профессий. Можно порадоваться только тому, что сейчас в стране открыли ряд университетов, где под руководством иностранцев (главным образом вьетнамцев) спешно готовится интеллигенция новой генерации.
Центральный храм – Ангкор-Ват, строился в течение 1113-1150 гг. по инициативе и повелению императора Кхмерской империи Сурьявармана II. На стройке постоянно работало около 50 000 архитекторов и строителей. Возводился он как индуистский храм, посвященный богу Вишну. Однако индуизм со временем оказался инкорпорирован в буддизм. Комплекс стал архитектурным, политическим и идеологическим центром столицы Кхмерской империи. К XIV веку блистательная империи стала приходить в упадок. В 1431 г. войска соседнего Сиама (ныне – государство Таиланд) захватили и разрушили комплекс Ангкор. Люди отсюда ушли надолго. Тропические джунгли вскоре поглотили мегалитические сооружения. В храмах поселились обезьяны. Столицей угасающей империи стал другой город – Пномпень. О древнем комплексе храмов мир забыл на долгие столетия. Честь их переоткрытия принадлежит французскому ученому и путешественнику Анри Муо. Побывав в этих местах в 1860 г., он представил научному миру развернутое описание заросших руин. С того момента началась неспешная реанимация и реставрация этого шедевра средневековой архитектуры, которая не закончилась до сего дня. Но кое-что делается, особенно в связи с политикой нового руководства страны, которое ставит целью привлечение иностранных туристов. Тем более что перед их глазами опыт соседнего Таиланда, где развитая структура туризма приносит в страну могучий валютный поток.
Окончание следует
Спасибо!
С уважением.
Юрий