Загадочная планета Земля. Посол Зимбабве Майк Николас Санго о водопаде Виктория, традиционных ценностях, Национальных парках и путешествиях... в загробном мире
Программа planetguide.ru: "Загадочная планета Земля" - цикл видеоинтервью с руководителями дипломатических миссий, аккредитованных в РФ. Передача об экспедициях и приключениях, об образе жизни народов, стран и цивилизаций. Программа для тех, кто хотел бы лучше узнать себя и окружающий мир, испытать новые ощущения в экспедициях. Или, сидя дома у компьютера, узнать больше о других цивилизациях и странах. Для тех, чей жизненный девиз: бороться, искать, найти, не сдаваться!
Обычно, если пара принадлежит к одному и тому же тотему, брак не приветствуется. Но, если люди всё же принимают решение вступить в брак, с согласия родителей, они должны соблюсти процедуру, которая называется «Момбечена». Мужчина должен подарить родственникам будущей жены белую корову, что означает, что мы разрываем наше родство. Это называется «момбееучекаума»: корова высвобождает от родства (связей тотема). Мужчина, соблюдающий приличия, должен заплатить родителям будущей жены «лобола». Лобола включает и деньги, и скот, и кур, и коз, и одежду для отца и матери жены. И вы можете иметь столько жен, сколько пожелаете.
Посол Республики Зимбабве в России, бригадный генерал Майк Николас Санго дал интервью Энциклопедии и теперь посетители planetguide.ru смогут уже, наконец, узнать о загробных путешествиях зимбабвийцев. Согласно местным верованиям, когда человек прощается с миром живых, его дух сначала становится бродячим или «бездомным» (Vadzimu) и только после ритуала Kurovo Guva, который проводится через год после смерти, дух приглашается обратно в семью и становится Mudzimu. Интереснейшие факты о жизни простых семей, сватовстве,
традиционных верованиях и близости менталитетов деревенских жителей России и Зимбабве - узнали в разговоре с Майком Николасом Санго интервьюеры: Инна Леоненкова и Александр Федорченко. Оператор, режиссер и продюсер программы - Игорь Широков.
Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий Название Зимбабве происходит от словосочетания «зимба рамабве», которое на языке шона означает «большой дом из камня». Шона, или машона, - преобладающая этническая группа народа группы банту в Зимбабве, составляющая 70% населения. Согласно мнению ряда исследователей, первый человек на нашей планете появился в саваннах юго- востока Африки. Это произошло около 4 млн лет назад. До наших дней сохранились наскальные рисунки (большинство - в Зимбабве). В национальном парке «Матобо» обнаружено около трех миллионов наскальных изображений, которым более 20 тысяч лет. В XI веке в Зимбабве появился город - Великий Зимбабве, который в Средневековье стал центром самой могущественной и богатой империи Южной Африки - Монопотапы. Государство охватывало территории современных Зимбабве, Ботсваны, Мозамбика и ЮАР. Сооружение комплекса, где была сосредоточена власть империи, начали в XII веке. Столетие спустя была застроена остальная часть города. В Великом Зимбабве проживало до 20 тысяч человек. Но к XV веку город пришел в упадок, - увеличение численности населения и поголовья скота истощило местные ресурсы. Это привело к массовой эмиграции. Когда примерно через 100 лет сюда прибыли португальцы, город был практически безлюдным. Руины Великого Зимбабве считаются единственным архитектурно-историческим объектом африканского континента мирового значения к югу от египетских пирамид. В конце XIX века шона были порабощены английскими колонизаторами. До завоевания независимости в 1980-м году коренные жители проживали в резервациях. Сохранились элементы родо-племенной структуры, со сложной системой социальных отношений, многоженство, брачный выкуп. Традиционные верования — культ предков и сил природы. Существует институт жрецов, предсказателей, колдунов и знахарей (нганга).
В национальных парках Зимбабве водится больше животных, чем в других странах-конкурентах по экотуризму — например, в ЮАР, Ботсване или Намибии. Парком, заслуживающим посещения, в Африке считается место, в котором присутствует Большая пятерка: слон, носорог, буйвол, лев, леопард. Этим могут похвастаться почти все крупные парки республики: Хванге, где когда-то охотилась королевская семья, парк Матусадона, парк Матобо. По последним данным, на территории парка «квартирует» около 17 тысяч буйволов, более 20 тысяч антилоп разных видов и по три тысячи жирафов и зебр. Национальный парк Замбези расположен всего в 6 км от водопада Виктория. Здесь можно увидеть гиппопотамов, львов, многочисленные виды антилоп и самых экзотических птиц планеты. Ежегодно страну посещает свыше 1 млн туристов.
Справка подготовлена по материалам Интернета
Видеоинтервью planetguide.ru с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Зимбабве в РФ, бригадным генералом Майком Николасом Санго:
Энциклопедия: Известно ли господину Послу, что Зимбабве – единственная страна, о которой КАЖДЫЙ русский ребёнок узнаёт ещё до того, как пойдёт в школу и начнёт изучать географию? В популярнейшей детской сказке в стихах «Доктор Айболит» Корнея Чуковского мы узнаем о добром докторе, который прилетает на реку Лимпопо исцелить заболевших животных, а потом все устраивают праздник:
Вот и вылечил он их, Лимпопо! И пошли они смеяться, Лимпопо! И плясать и баловаться, Лимпопо!
Майк Николас Санго: Большое спасибо за Ваш визит в посольство Зимбабаве и за то, что принесли нам в посольство Всемирную Энциклопедию Путешествий. Для нас всегда удовольствие принимать Вас. Мне было интересно узнать про историю о Докторе Айболите, о которой я ничего не знал. Очень приятно узнать и о том, что каждый ребёнок в России узнаёт про Зимбабве в раннем детстве, ещё до того, как у него вырастают зубки.
Энциклопедия: Скажите пару слов о своей семье. В какой части страны Вы родились, к какому племени относитесь?
Майк Николас Санго: Я родился в 1955, в районе Ньянга, - это часть провинции Маникалэнд. В семье было шестеро детей. Мы росли в сельской местности, и это было время, когда страна находилась под колониальным игом. Когда мы росли, то очень мало знали о городской жизни. Когда пошли в школу, у нас не было даже ботинок. Мы просыпаслись в 3 часа утра, помогали родителям работать в поле, а в 6 часов утра бегом возвращались домой, где быстренько умывались, одевались и бежали в школу. Как я уже сказал, наш район расположен высоко, здесь прохладно.
И зимой были даже заморозки, а мы бегали в школу босиком. От холода даже трескались пятки.
После начальной школы я пошёл в школу-интернат, где жизнь была немного полегче. Здесь я закончил восьмой класс, затем переехал в город, где работал мой отец. Когда я закончил школу, я был достаточно хорошо образован. Для того времени у меня было очень хорошее образование, но у родителей не было денег на то, чтобы я мог продолжить учиться. Я нашёл работу в в британской компании, в страховом бизнесе. В компании процветал расизм - белые девушки могли сказать: «От этих чёрных ребят плохо пахнет». Я не мог этого терпеть.
Как раз в то время, в 1974 году, обрели независимость Мозамбик, Ангола, Гвинея Бисау. Их независимость вдохновляла многих из нас. В 1975 г. я с двумя моими товарищами отправились в Мозамбик и примкнули к борьбе за освобождение, которая продолжалась до 1979 г., до заключения Ланкастерхаузского Соглашения, которое заложило основу обретения независимости Зимбабве в 1980 г. Таким образом, большую часть своей юности я провёл в буше, в джунглях, - в борьбе. Вскоре после обретения независимости Зимбабве я поступил в армию, где и прослужил вплоть до назначения меня Послом Зимбабве в Москве. Я женат. Мою жену зовут Пейшенс. Она здесь со мной. У нас шестеро детей. Но здесь с нами в Москве только двое. Это очень коротко о начале моей жизни. У нас займёт больше суток, если буду рассказывать подробно.
Энциклопедия: Мы говорили о Вашей юности, о Вашей семье, Вашей борьбе за независимость, когда Вы были с повстанцами. Вы тогда познакомились с Президентом Зимбабве Робертом Мугабе?
Майк Николас Санго: Я добрался до Мозамбика в августе 1975 года, в местечко, называемое Чмойо, там находился и нынешний Президент Зимбабве - Роберт Мугабе. Именно там я встретился с ним в первый раз.
Энциклопедия: Как много этнических групп в Зимбабве?
Майк Николас Санго: Население Зимбабве составляют две основные этнические группы. Это народности ндебеле и шона. Но каждая из этих больших групп состоит из целого ряда племен. Если говорить о ндебеле, то есть так называемые «чистые» ндебеле, которые являются потомками народности шака зу´лу из Южной Африки. Эти люди мигрировали, спасаясь от Шака (жестокого короля зулусов) и осели в западной части Зимбабве. Есть ещё одно племя - кала´нга, которое говорит на языке ндебеле, но имеет определённые отличия. Есть небольшое племя, называемое венда. Венда живут и в Зимбабве, и в Южной Африке. Таким образом, эти племена составляют то, что мы называем общим словом ндебеле, и которые проживают сегодня в месте, называемом Матабелелэнд. Вторая этническая группа - шона. В ней также есть разные племена, например, зезуру, к которому принадлежит и Президент Зимбабве Роберт Мугабе. Есть также каранга – это юго-восток Зимбабве. Это народность, мы называем её также варожи, проживает в районе Большого Зимбабве, где находятся самые древние каменные строения Зимбабве. И есть народность маника, к которой принадлежу я сам. Это очень большая этническая группа, состоящая из разных по численности племен: шангани, пришедших из Южной Африки и Мозамбика, и классических маника, как, например, я сам. Есть и другие племена. Среди племён зезуру также есть определённые различия. Есть народность тонго, проживающая вблизи реки Замбези. Их также можно найти в Замбии. И другие, уже очень маленькие племена. Все они говорят на одном языке, но на разных диалектах. Все эти народы и племена и составляют 14-миллионное население Зимбабве.
Энциклопедия: Какой национальный парк или уголок своей страны любите больше всего и почему?
Майк Николас Санго: Их очень много. Я расскажу о парке Мана Пулс. Он расположен на реке Замбези на границе с Замбией. Это место, где вы можете увидеть в дикой природе пятёрку самых крупных животных: слона, льва, леопарда, буйвола. Уникальность места в том, что вы можете встретить животных, разгуливающих по лагерю, среди туристов. Это вовсе не означает, что они дружелюбны. Это дикие животные. Всё что от вас требуется – это оставаться спокойными и не раздражать их. Это - то место, где вы можете войти в непосредственный контакт с живой природой.
Мана Пулс – большое озеро в засушливом районе. Озеро никогда не пересыхает. И это то место, куда животные приходят на водопой. Но есть другие территории, гораздо большие по размерам, где разрешена охота, например, очень большая территория, наверное, самая большая в Зимбабве, на границе с Мозамбиком и Южной Африкой, которая называется Гонарешо. Страны Юга Африки планируют создать тут самый большой заповедник дикой природы в мире. Планируется объединить часть Национального парка Мозамбика, Национальный Парк Крюгера в ЮАР и Национальный Парк Зимбабве Гонарешо, с тем, чтобы туристы могли передвигаться из одной страны в другую при посещении этого Межгосударственного Национального Прака. А самым большим, даже бо´льшим по территории, будет парк, который планируется создать, объединив парки Зимбабве, Замбии, Анголы, Ботсваны и Намибии. Это будет самый большой парк в мире.
Энциклопедия: Столько легенд есть о древнем Зимбабве, столько разных племен жило и древней стране Мономотапа. Что из себя представляла империя Мономотапа?
Майк Николас Санго: Империя Мономотапа простиралась далеко на восток по побережью Индийского океана. К северу она достигала аж южных частей Анголы. А в Южной Африке - до области, называемой Мапунгугве. Все эти области и составляли империю Мономотапа до прибытия колонизаторов. Первыми, кто колонизировал Зимбабве, были португальцы, но затем британцы вытеснили их в Мозамбик. С наступлением эпохи раздела Африки бельгийским королём в 1885 году великая империя Мономотапа была разделена. Если бы она была оставлена в прежних границах, то, возможно, сейчас вместо 5 или 6 теперешних государств было бы 2 или 3 страны. Но на самом деле первыми, кто пришел в Африку, были китайцы. Они пришли в эту часть Африки гораздо раньше и португальцев и британцев. И они тоже продвигались вглубь Южной Африки в поисках сокровищ и торговли с королевскими семьями этих областей.
Энциклопедия: Расскажите о величайшем природном чуде Африки – водопаде Виктория.
Майк Николас Санго: Мне приятно слышать, что люди знают о водопаде, но многие его не видели. Первоначальное название водопада - Моси-оа-Тунья, что означает «гремящий дым». Сначала вы видите поднимающийся туман, как дым. Если вы находитесь на борту самолёта, подлетающего к водопаду, первое, что вы видите – большое облако, но на самом деле это вода, которая поднимается с места падения в узком ущелье.Водопад Виктория-фоллз – настоящее чудо света. Вода падает со 150 метровой высоты, сам же водопад разделяет Замбию и Зимбабве. Водопад - общий.
Но говорят, что если вы действительно хотите увидеть настоящий Виктория-фоллз, надо смотреть со стороны Зимбабве. Это величественное зрелище. Вдоль водопада растут тропические леса, к счастью или нет, на Зимбабвийской стороне. Если вы идёте смотреть на Виктория-фоллз, обязательно одевайте дождевик, а то непременно промокнете от гремящего дыма, который падает вниз и производит эффект дождя. Тропические леса охраняются и весьма безопасны, так как являются частью Национального Парка.
Энциклопедия: Какие виды брака существуют в Зимбабве? Как происходит сватовство и передача выкупа за невесту? Рассказать о возможных примерах из жизни родственников, знакомых. Какие есть ограничения: кто не может образовывать пары (раньше это не могли делать близкие родственники и люди, имеющие один и тот же тотем)?
Майк Николас Санго: В основном, существуют два вида брака. Первый – традиционный брак, соответствующий африканским традициям, существовавшим ещё до того как нашему народу были навязаны британские законы. Когда два взрослых человека - юноша и девушка, влюбляются и принимают решение вступить в брак, существуют определённые процедуры, которые необходимо соблюдать. Прежде всего девушка должна представить своего избранника тётушке, а не своим родителям, именно тётушке. А тётушка, встретившись с ним, задаёт избраннику множество вопросов: к какому тотему он принадлежит, кто его родители, откуда он сам. В прошлом мужчины нечасто вступали в брак с женщиной из дальних краев. Браки заключались внутри общины. Это происходит и сегодня, правда, гораздо реже, по причине урбанизации и возросшей мобильности населения. Обычно, если пара принадлежит к одному и тому же тотему, брак не приветствуется. Но в самых крайних случаях, если люди всё же принимают решение вступить в брак, конечно, с согласия родителей и родственников, они должны соблюсти процедуру, которая называется словом «Момбечена». Мужчина должен подарить родственникам будущей жены белую корову. Корова должна быть именно белого цвета, что означает, что мы разрываем наше родство. После того, как это сделано, им разрешено вступать в брак. Это называется «момбееучекаума»: корова высвобождает от родства (связей тотема), и вы можете вступать в брак. Сейчас это легализуется магистратурой. Это традиционный брак. Когда в брак вступают взрослые люди, то формально согласие родителей не обязательно. Но это вовсе не значит, что это не обязательно, поскольку разрешено законом. Что может произойти завтра, если вдруг что-то случится с девушкой, ведь она может заболеть, а согласно традиционным верованиям, некоторые из вызовов, с которыми мы сталкивается в жизни, как-то: проблемы медицинского характера, могут происходить не по естественным причинам, а быть результатом негативного воздействия людей. И, оказавшись в подобной ситуации, мужчине придётся вернуться с избранницей к её родителям, обратиться к ним за помощью. И если вы не женаты, ничего не заплатили, они скажут, что это не наша ответственность, ты ничем не заплатил. Поэтому любой разумный мужчина, понимающий, о чём я сейчас говорю и соблюдающий приличия, должен соблюсти необходимые формальности – получить согласие родителей и заплатить родителям будущей жены то, что называется словом «лобола».
Итак, если все согласовано, мужчина должен познакомиться с родственниками будущей жены, но только через посредника, который сообщит о том, что двое хотят вступить в брак, и можно ли собрать совет старейшин, чтобы поговорить о «лобола», и каким должен быть её размер. В некоторых общинах мужчина может отправиться к родственникам будущей жены сам, в некоторых только с тётушкой или с кем-либо другим. Обычно это делается в вечернее время, ни в коем случае не делается днём. Вы приходите к деревне, но не заходите, а посылаете к ним какого-нибудь маленького мальчика, чтобы тот сообщил, что пришли люди, которые хотят войти в деревню. Обычно вы должны что-то заплатить, чтобы получить разрешение пройти. После этого вам разрешается пройти. Когда вы заходите, то садитесь не на стул, а на пол. Здесь тоже нужно соблюсти определённый ритуал. Например, первое, что нужно сделать – это попросить деревянную тарелку. Когда вам дадут тарелку, вы должны положить в неё деньги или нюхательный табак, затем попросить разрешения поговорить с родственниками будущей жены. Когда они приняли эту тарелку, сказали: «Хорошо», теперь вы можете садиться на стул. Я сам делал это для своих двоюродных братьев. Затем они открывают то, что можно назвать заседанием суда, - просят мужчину рассказать о себе, но прежде чем они начнут задавать вопросы, они приглашают девушку и спрашивают её:
- Знаешь ли ты этих людей? - Да, я их знаю. - Ты знаешь того человека, о котором они хотят говорить? - Да, я его знаю. - Ты согласна, чтобы мы получили от твоего имени «лобола»? - Да, согласна.
Тогда они говорят: ”Хорошо, можешь уйти”. И начинают процедуру, - спрашивают о стольких вещах, что мне трудно обо всём сейчас рассказать. Но ты должен именно в это время заплатить «лобола». И если она принимается, обычно ты не платишь всё сразу, так как лобола включает и деньги, и скот, и кур, и коз, и одежду для отца и матери жены. Такая вот большая корзина. Для того, чтобы все собрались вместе и обсудили твой вопрос, ты должен принести продукты, чтобы все могли покушать, и мясо, и пиво. Традиционно этого не требовалось, это то, что становится традицией сейчас. Итак, всё было сделано и тебя спрашивают: «Ты хочешь забрать свою жену с собой?». Обычно ты её оставляешь, позже за ней приходят тётушки, забирают её, и в их сопровождении она передаётся мужу. При таком браке вы можете жениться столько раз, сколько пожелаете. Вы не ограничены иметь одну или две жены.
Другой вид брака называется «однократным» браком, который регистрируется. Процедуры, в основном, те же, что и при традиционном браке. Но разница заключается в том, что по закону можно иметь только одну супругу. Можно также перевести традиционный брак в однократный брак. Чтобы это осуществить, нужно обратиться в Гражданский Суд для легализации брака. Церковь также имеет право на легализацию брака.
Таким образом, в Зимбабве есть два вида брака – один ограничивает вас иметь только одну жену, другой разрешает иметь много жён. Сейчас, в связи с растущим числом религиозных групп, в частности апостольских, они называют себя Апостолами, носят белые одежды, принадлежат к разным сектам, есть браки с десятью и пятнадцатью жёнами. Но эти браки могут регистрироваться как традиционные. Таким образом, регистрируется брак №1, брак №2, брак №3, и так далее. А в случае развода вы можете вернуться и аннулировать этот брак. Такие вида брака существуют в Зимбабве.
Энциклопедия: Как господин Посол может определить, что такое Unhu? Кого в Зимбабве считают «хорошим» или «правильным» человеком?
Майк Николас Санго: Так как в Зимбабве существуют две основные этнические группы, народ шона называет правильного человека «уну», а народ матебеле, населяющий юго-западную часть страны, - «убунту». Расскажу вам о двух сценариях. Один - про деревню, в которой я вырос, другой - о том, что происходит сегодня, к кому относится слово «убунту». Начнём с деревни, где я вырос. Человек, которого называют «уну» - это человек, пользующийся уважением, и сам уважающий других людей, обладающий таким характером, который принимается общиной, человек, который правильно себя ведёт, имеет правильные взгляды, демонстрирует хорошие манеры – это то, что говорят о нём люди. Мы учитываем его отношения с другими людьми, даже то, как он одевается – это тоже имеет значение. Это те качества, которые будущие родственники хотели бы видеть в избраннице сына. И со стороны женщины надо понять, за какого человека она выйдет замуж – из какой он семьи, является ли семья благоприличной, не связана ли семья с колдовством, что, конечно, неприемлемо.
По отдельным случаям, в деревне, где я рос, вы не можете пройти мимо старшего, не поздоровавшись, вы не можете сесть на табурет, если старший сидит на полу. Предполагается, что женщина, когда здоровается, и с кем бы она ни здоровалась, должна в знак уважения слегка поклониться. Женщина должна разумно одеваться. Обычно девушка должна носить платье ниже колен, грудь не должна быть открыта, это относится к девушке с хорошими манерами. Для любого в деревне – если идёт незнакомый человек, вы приветствуете его, даже если не знаете, и спрашиваете:
- Чем я могу вам помочь? Может быть, вы хотите попить воды? - Нет, большое спасибо, - и человек идёт дальше.
Но вы должны предложить. Когда кто-то заходит в деревню, первое, что ему дают, - это вода. Ведь вы не знаете, как долго он шёл, и испытывает ли он жажду. Вода – это жизнь, позаботьтесь о жизни этого человека. Это то, что объединяет людей.
И сегодня в деревне про женщину не будут думать хорошо, если она носит брюки. С точки зрения старших – это дурной тон. Говоря о городе, сейчас женщины носят мини-юбки, они повторяют тот стереотип, который увидели, когда с нами были британцы, другие европейцы с разными культурами. Да, сейчас это всё имеет место. И иногда это вызывает негативную реакцию.
Энциклопедия: Когда взрослый человек умирает, его дух, согласно верованиям зимбабвийцев, сначала становится бродячим или «бездомным» (Vadzimu) и только после ритуала KurovoGuva, который проводится через год после смерти, дух приглашается обратно в семью и становится Mudzimu. Расскажите о ритуале KurovaGuva, о Vadzimu и Mudzimu.
Майк Николас Санго: Я расскажу о самых распространённых обычаях деревни или той среды, в которой я вырос. У разных племён есть свои обычаи, которые несколько различаются. Обычаи и традиции прежних времён отличаются от того, как эти обычаи соблюдаются в наше время, что связано с изменением условий жизни людей сегодня. В старые времена, когда умирал человек, церемония зависела от того, был ли он женат, холост, или умирал во младенчестве. Когда умирал младенец, церемония была достаточно простой. Выполнялись погребальные ритуалы, и на этом всё завершалось. Если умирал человек, который не был женат, то его тело погребали с ручкой от мотыги, говорили, что это - женщина, которую мы тебе даём в загробную жизнь. Когда умирал взрослый человек, по естественным причинам, было необходимо проконсультироваться с народным целителем, чтобы узнать истинную причину смерти - была ли смерть естественной, или же наступила по непонятным причинам. Он должен был дать разъяснения.
В наше время это соблюдается только, как ритуал. Они отходят куда-нибудь в лес, рассуждают между собой и говорят: «Давайте вернёмся и скажем, что мы повидались с целителем и он заключил, что смерть наступила по естественным причинам». На самом деле они этого не сделали. Вот так и поступают в обход правил. Вы не хотите, чтобы души усопших преследовали вас за то, что вы не соблюли ритуал. После похорон в течение года душа покойного бродит рядом, наблюдая за живыми. По истечении года готовится традиционное пиво, и вы снова собираете родственников. На церемонию приглашается медиум. На церемонии люди обычно танцуют, но не под современную, а традиционную народную музыку. И наступает момент, когда медиум выступает вперёд и начинает говорить голосом усопшего. Он даёт распоряжения о том, что он хочет, чтобы было сделано тем или иным человеком, и вы на самом деле слышите голос усопшего. Я и сам слышал такое. Ритуал, на котором я присутствовал, состоялся, но при совершении ритуала захоронения не всё было сделано правильно. И в деревне начались проблемы. Поэтому они вернулись к данной процедуре. Но голос усопшего может сойти на любого другого, избранного душой усопшего, и вы слышите этот голос, обращённый к вам. Я сам присутствовал при этом. В ночи медиум выступает вперёд, начинает говорить голосом усопшего и даёт распоряжения.
В некоторых общинах такой дух не обязательно нисходит на кого-либо. Просто даёт распоряжения о том, что хочет, чтобы кто-то что-то сделал. Но если мы говорим о ком-то, кто при жизни был значимым человеком в общине, или в семье, или даже сам был таким медиумом, его дух будет стараться просить выйти и сойти на кого-либо. Он сам выбирает – на кого. И этот человек становится, независимо от его возраста, старейшиной в семье, в смысле общения с духами, он становится человеком, который заботится в этом смысле о деревне.
Энциклопедия: Благодарим Вас, господин Посол, за встречу и интереснейшую беседу.
Майк Николас Санго: Спасибо за ваш визит. Я всегда рад видеть вас в посольстве и надеюсь, что мы скоро увидимся вновь. СПАСИБО. ТАТЕНДА. ДО СВИДАНЬЯ.
Дополнительная информация к циклу статей
Команда проекта:
Ведущие: Александр Федорченко, Инна Леоненкова
Режиссер, оператор, звукорежиссер, монтаж: Игорь Широков
Традиции, нравы, обычаи... Долговременная зрительная память со времени школьной скамьи "фокусирует" границы Замбии, местонахождения рек Замбези, Оранжевая и водопада Виктория, помогает настроиться на "поглощение информации" заложенной в статье. Крайне интригующая, содержательная, познавательная статья, за которую мы очень благодарны.
В эпоху глобализации, когда все передачи про путешествия, туризм, знакомство с другими странами стали совершенно однообразны, ведущие неинтересны, и все новшества копируются у США, я вижу в этом цикле сюжетов интересную,яркую и оригинальную идею, такого никто не делает! Мне очень нравится! Команда которая это делает большие молодцы, спасибо Вам!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+ Написать письмо