На Крите тесно переплетаются с местной историей некоторые мифы и легенды Древней Греции. Считается, что здесь родился и вырос Зевс-Громовержец. Сюда же Зевс в обличье быка привез на своей спине Европу (в древнегреческой мифологии - дочь финикийского царя), которая родила ему трех сыновей. Здесь Дедал создал свои крылья, на которых его сын Икар слишком приблизился к Солнцу и погиб. Здесь Тезей победил ужасного Минотавра, а Ариадна помогла ему выбраться из лабиринта с помощью нити. И здесь Геракл совершил свой седьмой подвиг, укротив Критского быка.
Пусть Греция уже не та, но волшебный ореол древней Эллады существует и поныне, он притягивает, манит… И поэтому многие ездят в Грецию сейчас, когда мир стал таким открытым. Море, солнце, чудесная природа – и многовековая, нет, многотысячелетняя история, к которой можно подойти вплотную, увидеть ее глазами, потрогать руками и поразиться тому, что все это живо и сегодня. Вот и я много лет собиралась съездить в Грецию, но все как-то не складывалось. И, возможно, еще долго не сложилось бы, если бы не моя лучшая подруга Таня, потомственный археолог. Для нее эта страна – кладезь сокровищ! Но особенно близок ей оказался греческий остров Крит. Она буквально влюбилась в него и, конечно, постаралась и мне передать свою любовь к этому чудесному миру. «Поехали со мной на Крит!» - предложила она. Я этой поездки не планировала, тем более, что до нее оставалось две недели (у Татьяны и ее приятельницы путевки были куплены заранее.
Но по некотором размышлении решила согласиться – а вдруг такой случай больше не представится! Тем более, что Таня взялась быстро все оформить, и мне оставалось только получить греческую визу. Так я в первый раз очутилась на благословенной критской земле в компании двух профессиональных историков-археологов. Кажется, любовь к Криту – болезнь заразная, поэтому потом была еще поездка, и, надеюсь, не последняя.
Написано о Крите очень много – и научных трудов, и популярной литературы, и восторженных опусов туристов. Наверное, невозможно сказать что-то новое об этом острове. Но я попробую просто описать свои впечатления от двух посещений этой древней земли. Оба раза я видела что-то новое, а что-то дополняло уже увиденное. Ну что же, приступим!
Есть такая страна посреди винно-цветного моря, –
Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый.
В нем городов – девяносто, а людям, так нету и счета.
Кносс – между всех городов величайший на Крите.
Так сказал Гомер словами своего героя Одиссея.


Все-таки совсем без географии обойтись нельзя, поэтому, чтобы дальше все было понятнее, - небольшое историко-географическое вступление. Крит – остров между Эгейским и Средиземным морями, самый южный и самый большой остров Греции. Он вытянулся более чем на 260 км с запада на восток, а расстояние между северным и южным берегами – от 35 до 60 км. Крит омывается тремя морями — Критским на севере, Ливийским на юге и Ионическим на западе. На Крите четыре большие области - Ханья и Ретимно на западе, Ираклион и Лассити - на востоке. Столица острова – Ираклион.
Считается, что на острове 300 дней в году светит солнце. Большая часть острова - гористая. На склонах гор и на равнинах растут оливковые и апельсиновые рощи, пасутся овцы и козы. На острове развито пчеловодство, критский мед необыкновенно вкусен.
Богатейшая история Крита насчитывает более пяти тысяч лет. На Крите тесно переплетаются с местной историей некоторые мифы и легенды Древней Греции. Считается, что здесь родился и вырос Зевс-Громовержец. Сюда же Зевс в обличье быка привез на своей спине Европу (в древнегреческой мифологии - дочь финикийского царя), которая родила ему трех сыновей. Здесь Дедал создал свои крылья, на которых его сын Икар слишком приблизился к Солнцу и погиб. Здесь Тезей победил ужасного Минотавра, а Ариадна помогла ему выбраться из лабиринта с помощью нити. И здесь Геракл совершил свой седьмой подвиг, укротив Критского быка.


В древности Крит был центром высокоразвитой Минойской цивилизации, процветавшей на острове приблизительно с 2600 по 1400 год до н. э. и считающейся древнейшей в Европе. Она оставила уникальное историческое и культурное наследие в виде величественных дворцовых комплексов и древних городов и пришла в упадок, а потом погибла (внезапно) в результате природного катаклизма - сильнейшего цунами, возникшего после взрыва вулкана Санторин.
Быть на Крите и ограничиваться пляжным отдыхом – преступление! Мне кажется, чтобы увидеть все, что там есть интересного и красивого, не хватит ни одной, ни двух, ни не знаю скольких поездок. Буду писать только о тех местах, в которых сама побывала за два раза, а это – капля в море Критских чудес, одно из которых - Археологический музей в Ираклионе, наверное, самый потрясающий музей Крита. В него я попала, когда была на Крите в первый раз. Мои подруги сказали, что я обязательно должна увидеть эту одну из лучших и самых значительных в Греции по богатству экспозиций. Для поездки выбрали обещанный синоптиками менее жаркий день, сели в междугородний автобус и отправились в Ираклион. Я в первый раз проехала по этой дороге днем и была потрясена совершенно нереальной красотой. Бухты и заливчики, обрамленные обрывистыми берегами - где-то скалы, где-то зеленые склоны, – пляжи, камни, крохотные островки в голубом море, и все это с высоты дороги, вьющейся над морем и время от времени ныряющей за горный массив, подступающий к берегу. При подъезде к Ираклиону из окна автобуса были отлично видны городская крепость, порт с огромными кораблями. Но нашей целью был Археологический музей. Поэтому, купив обратные билеты на автобус до Ретимно и поблуждав немного по улицам, вышли-таки к нему.




В ХХ веке были раскопаны два самых больших города-дворца – Кносс и Фестос, а также ряд дворцов поменьше. Все, что было найдено там, помещено в музеи, больше всего – в Археологический музей Ираклиона. В нем 20 залов, и экспонаты размещены по историческим периодам и местам, где они были найдены. Музей сразу ошарашивает, поражает огромным количеством самых разных предметов. Глаза разбегаются, не знаешь, с чего начать осмотр. Привычные археологические находки – а я бывала на раскопках и таких видела много – сменяются совершенно невероятными вещами. Первый зал посвящен истории Крита от 6000 до 2000 гг. до н.э. В это время уже появились первые изображения быков и акробатов (тавромахия – прим.
), богинь плодородия, а также ритуальной секиры с двумя лезвиями и священного символа в виде двух рогов. Это мотивы, которые будут повторяться в искусстве Крита, совершенствуясь, на протяжении 3000 лет. Кажется просто немыслимым, что все эти вещи сделаны от 8000 до 4000 лет назад! Это же эпоха неолита, каменный век, что-то совершенно доисторическое, и вот оно – здесь, перед тобой! Ведь только в конце этого периода начинается обработка меди и бронзы!




А дальше начинается нечто вообще нереальное. Вазы, кувшины и другие сосуды, разнообразная посуда в огромном количестве, все расписано изумительными изображениями животных, цветов и листьев, людей, морскими мотивами, просто орнаментами. Фигурки из глины, самые разные – как живые. Жертвенная чаша в виде головы быка – его глаза из горного хрусталя светятся и, кажется, следят за тобой. Две фигурки богинь со змеями – по-настоящему внушающие ужас. Любимая тема минойских мастеров – гимнастические игры с быками. Конечно же, знаменитый Фестский диск – на нем по спирали идут выдавленные знаки, до сих пор никем не расшифрованные (и смогут ли их когда-нибудь прочесть?). А украшения тончайшей работы из драгоценных камней, слоновой кости, золота! Самое известное и поражающее изумительным изяществом исполнения – золотая подвеска в виде двух пчелок, соприкасающихся головами и брюшками и опускающих каплю меда в соты, которые держат в лапках. (Кстати, в ювелирных магазинчиках продаются копии этой подвески из самых разных материалов – от золота, серебра с эмалью, до совсем простеньких). Ходишь по залам, и не верится, что это сделано не 100 или 200, а 3-4 тысячи лет назад! И как обидно, что эта высокоразвитая цивилизация погибла безвозвратно! Уже предметы постминойского периода, в которых чувствуется влияние египетского искусства, гораздо примитивнее и скромнее, хотя ближе к нам по времени.







Почти весь первый этаж музея занимают минойские фрески из Кносского дворца. Они, конечно, отреставрированы, зачастую собраны из крошечных фрагментов и сами представляют собой только фрагменты исходных фресок, но изображения совершенно понятны, а краски – очень яркие и абсолютно живые. Совсем не поблекла и роспись на каменном саркофаге, изображающая похоронную процессию во всех подробностях.
Фотографировать в музее разрешено, и мне очень хотелось, насколько это возможно, заснять все чудеса древнего искусства. К сожалению, мой смартфон забастовал, но Татьяна дала мне свой фотоаппарат – она ведь была в музее уже во второй раз и в прошлое посещение сфотографировала все, что хотела. Конечно, фотографии, тем более в музейном помещении, не передают и доли живого впечатления. Но память все равно остается.
В конце осмотра мы зашли в зал античной, более привычной для нас скульптуры, в нем есть и скульптуры, поразительно напоминающие фигуры на знаменитом полотне Карла Брюллова «Последний день Помпеи». И хотя эти произведения гораздо ближе к нам по времени, те, которые были созданы на тысячелетия раньше, абсолютно не проигрывают в сравнении с более поздними классическими вещами.




Конечно, выйдя из музея, мы попали в совершенно другое пространство, пространство хоть частично и старого, но, все-таки, современного, города. Но впечатление от всего увиденного не оставляло меня очень и очень долго – и пока мы гуляли по городу, и по дороге домой. И до сих пор - даже в родной Москве.
Продолжение следует