eng Всемирная Энциклопедия Путешествий + МГИИТ
 
Крит: история без географии
Читать весь цикл статей: Крит глазами москвички
Аннотация серии статей

Кто в детстве не зачитывался книгой Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции»? Кого не захватывали подвиги Геракла, приключения хитроумного Одиссея, весь этот, так похожий на правду, мир героев и богов? А стихи греческих поэтов, которые многие читали, становясь старше? А позже, глядя в музеях на копии античных скульптур, или в журналах и телепередачах на дворцы, не подвластные времени, разве не хотелось увидеть эту мифическую страну воочию? И вообще, вы ведь помните, что сказал герой чеховского водевиля - «в Греции все есть». Может, это и на самом деле так?

На Крите тесно переплетаются с местной историей некоторые мифы и легенды Древней Греции. Считается, что здесь родился и вырос Зевс-Громовержец. Сюда же Зевс в обличье быка привез на своей спине Европу (в древнегреческой мифологии - дочь финикийского царя), которая родила ему трех сыновей. Здесь Дедал создал свои крылья, на которых его сын Икар слишком приблизился к Солнцу и погиб. Здесь Тезей победил ужасного Минотавра, а Ариадна помогла ему выбраться из лабиринта с помощью нити. И здесь Геракл совершил свой седьмой подвиг, укротив Критского быка.

Жертвенная чаша в виде головы быкаПусть Греция уже не та, но волшебный ореол древней Эллады существует и поныне, он притягивает, манит… И поэтому многие ездят в Грецию сейчас, когда мир стал таким открытым. Море, солнце, чудесная природа – и многовековая, нет, многотысячелетняя история, к которой можно подойти вплотную, увидеть ее глазами, потрогать руками и поразиться тому, что все это живо и сегодня. Вот и я много лет собиралась съездить в Грецию, но все как-то не складывалось. И, возможно, еще долго не сложилось бы, если бы не моя лучшая подруга Таня, потомственный археолог. Для нее эта страна – кладезь сокровищ! Но особенно близок ей оказался греческий остров Крит. Она буквально влюбилась в него и, конечно, постаралась и мне передать свою любовь к этому чудесному миру. «Поехали со мной на Крит!» - предложила она. Я этой поездки не планировала, тем более, что до нее оставалось две недели (у Татьяны и ее приятельницы путевки были куплены заранее.

Но по некотором размышлении решила согласиться – а вдруг такой случай больше не представится! Тем более, что Таня взялась быстро все оформить, и мне оставалось только получить греческую визу. Так я в первый раз очутилась на благословенной критской земле в компании двух профессиональных историков-археологов. Кажется, любовь к Криту – болезнь заразная, поэтому потом была еще поездка, и, надеюсь, не последняя.

Написано о Крите очень много – и научных трудов, и популярной литературы, и восторженных опусов туристов. Наверное, невозможно сказать что-то новое об этом острове. Но я попробую просто описать свои впечатления от двух посещений этой древней земли. Оба раза я видела что-то новое, а что-то дополняло уже увиденное. Ну что же, приступим!

Есть такая страна посреди винно-цветного моря, –
Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый.
В нем городов – девяносто, а людям, так нету и счета.
Кносс – между всех городов величайший на Крите.

Так сказал Гомер словами своего героя Одиссея.

ГомерДревнегреческая скульптура Одиссея

Все-таки совсем без географии обойтись нельзя, поэтому, чтобы дальше все было понятнее, - небольшое историко-географическое вступление. Крит – остров между Эгейским и Средиземным морями, самый южный и самый большой остров Греции. Он вытянулся более чем на 260 км с запада на восток, а расстояние между северным и южным берегами – от 35 до 60 км. Крит омывается тремя морями — Критским на севере, Ливийским на юге и Ионическим на западе. На Крите четыре большие области - Ханья и Ретимно на западе, Ираклион и Лассити - на востоке. Столица острова – Ираклион.

Считается, что на острове 300 дней в году светит солнце. Большая часть острова - гористая. На склонах гор и на равнинах растут оливковые и апельсиновые рощи, пасутся овцы и козы. На острове развито пчеловодство, критский мед необыкновенно вкусен.

Богатейшая история Крита насчитывает более пяти тысяч лет. На Крите тесно переплетаются с местной историей некоторые мифы и легенды Древней Греции. Считается, что здесь родился и вырос Зевс-Громовержец. Сюда же Зевс в обличье быка привез на своей спине Европу (в древнегреческой мифологии - дочь финикийского царя), которая родила ему трех сыновей. Здесь Дедал создал свои крылья, на которых его сын Икар слишком приблизился к Солнцу и погиб. Здесь Тезей победил ужасного Минотавра, а Ариадна помогла ему выбраться из лабиринта с помощью нити. И здесь Геракл совершил свой седьмой подвиг, укротив Критского быка.

Валентин Серов, ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫПитер Брейгель-старший, ПАДЕНИЕ ИКАРА

В древности Крит был центром высокоразвитой Минойской цивилизации, процветавшей на острове приблизительно с 2600 по 1400 год до н. э. и считающейся древнейшей в Европе. Она оставила уникальное историческое и культурное наследие в виде величественных дворцовых комплексов и древних городов и пришла в упадок, а потом погибла (внезапно) в результате природного катаклизма - сильнейшего цунами, возникшего после взрыва вулкана Санторин.

Быть на Крите и ограничиваться пляжным отдыхом – преступление! Мне кажется, чтобы увидеть все, что там есть интересного и красивого, не хватит ни одной, ни двух, ни не знаю скольких поездок. Буду писать только о тех местах, в которых сама побывала за два раза, а это – капля в море Критских чудес, одно из которых - Археологический музей в Ираклионе, наверное, самый потрясающий музей Крита. В него я попала, когда была на Крите в первый раз. Мои подруги сказали, что я обязательно должна увидеть эту одну из лучших и самых значительных в Греции по богатству экспозиций. Для поездки выбрали обещанный синоптиками менее жаркий день, сели в междугородний автобус и отправились в Ираклион. Я в первый раз проехала по этой дороге днем и была потрясена совершенно нереальной красотой. Бухты и заливчики, обрамленные обрывистыми берегами - где-то скалы, где-то зеленые склоны, – пляжи, камни, крохотные островки в голубом море, и все это с высоты дороги, вьющейся над морем и время от времени ныряющей за горный массив, подступающий к берегу. При подъезде к Ираклиону из окна автобуса были отлично видны городская крепость, порт с огромными кораблями. Но нашей целью был Археологический музей. Поэтому, купив обратные билеты на автобус до Ретимно и поблуждав немного по улицам, вышли-таки к нему.

И это тоже дорога над моремДорога ведет в горыИраклион. ПортВид с дороги на море

В ХХ веке были раскопаны два самых больших города-дворца – Кносс и Фестос, а также ряд дворцов поменьше. Все, что было найдено там, помещено в музеи, больше всего – в Археологический музей Ираклиона. В нем 20 залов, и экспонаты размещены по историческим периодам и местам, где они были найдены. Музей сразу ошарашивает, поражает огромным количеством самых разных предметов. Глаза разбегаются, не знаешь, с чего начать осмотр. Привычные археологические находки – а я бывала на раскопках и таких видела много – сменяются совершенно невероятными вещами. Первый зал посвящен истории Крита от 6000 до 2000 гг. до н.э. В это время уже появились первые изображения быков и акробатов (тавромахия – прим. ), богинь плодородия, а также ритуальной секиры с двумя лезвиями и священного символа в виде двух рогов. Это мотивы, которые будут повторяться в искусстве Крита, совершенствуясь, на протяжении 3000 лет. Кажется просто немыслимым, что все эти вещи сделаны от 8000 до 4000 лет назад! Это же эпоха неолита, каменный век, что-то совершенно доисторическое, и вот оно – здесь, перед тобой! Ведь только в конце этого периода начинается обработка меди и бронзы!

Шлем, мечи и металлическая посудаФигурка гимнаста, прыгающего через быкаФрески. ТанцовщицаФрески. Голова быка

А дальше начинается нечто вообще нереальное. Вазы, кувшины и другие сосуды, разнообразная посуда в огромном количестве, все расписано изумительными изображениями животных, цветов и листьев, людей, морскими мотивами, просто орнаментами. Фигурки из глины, самые разные – как живые. Жертвенная чаша в виде головы быка – его глаза из горного хрусталя светятся и, кажется, следят за тобой. Две фигурки богинь со змеями – по-настоящему внушающие ужас. Любимая тема минойских мастеров – гимнастические игры с быками. Конечно же, знаменитый Фестский диск – на нем по спирали идут выдавленные знаки, до сих пор никем не расшифрованные (и смогут ли их когда-нибудь прочесть?). А украшения тончайшей работы из драгоценных камней, слоновой кости, золота! Самое известное и поражающее изумительным изяществом исполнения – золотая подвеска в виде двух пчелок, соприкасающихся головами и брюшками и опускающих каплю меда в соты, которые держат в лапках. (Кстати, в ювелирных магазинчиках продаются копии этой подвески из самых разных материалов – от золота, серебра с эмалью, до совсем простеньких). Ходишь по залам, и не верится, что это сделано не 100 или 200, а 3-4 тысячи лет назад! И как обидно, что эта высокоразвитая цивилизация погибла безвозвратно! Уже предметы постминойского периода, в которых чувствуется влияние египетского искусства, гораздо примитивнее и скромнее, хотя ближе к нам по времени.

Фрески. Панно ИГРЫ С БЫКОМФигурки богинь со змеямиЗолотая подвеска с пчелками -  второе тысячелетие до нашей эры!Керамические кувшины

Осьминог, как живойПод такой клюв лучше не попадаться!Таинственный Фестский диск

Почти весь первый этаж музея занимают минойские фрески из Кносского дворца. Они, конечно, отреставрированы, зачастую собраны из крошечных фрагментов и сами представляют собой только фрагменты исходных фресок, но изображения совершенно понятны, а краски – очень яркие и абсолютно живые. Совсем не поблекла и роспись на каменном саркофаге, изображающая похоронную процессию во всех подробностях.

Фотографировать в музее разрешено, и мне очень хотелось, насколько это возможно, заснять все чудеса древнего искусства. К сожалению, мой смартфон забастовал, но Татьяна дала мне свой фотоаппарат – она ведь была в музее уже во второй раз и в прошлое посещение сфотографировала все, что хотела. Конечно, фотографии, тем более в музейном помещении, не передают и доли живого впечатления. Но память все равно остается.

В конце осмотра мы зашли в зал античной, более привычной для нас скульптуры, в нем есть и скульптуры, поразительно напоминающие фигуры на знаменитом полотне Карла Брюллова «Последний день Помпеи». И хотя эти произведения гораздо ближе к нам по времени, те, которые были созданы на тысячелетия раньше, абсолютно не проигрывают в сравнении с более поздними классическими вещами.

Карл Брюллов, ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИОливковая рощаМолодой бычокЛев - очень улыбчивый

Конечно, выйдя из музея, мы попали в совершенно другое пространство, пространство хоть частично и старого, но, все-таки, современного, города. Но впечатление от всего увиденного не оставляло меня очень и очень долго – и пока мы гуляли по городу, и по дороге домой. И до сих пор - даже в родной Москве.

Продолжение следует

Статья просмотрена: 512
Рейтинг статьи: 3
Bookmark and Share
Страны: Греция
Наталия Кутенина
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо