Мифы, описывающие возникновение Вселенной и человечества на планете Земля, являются очень древними и, в силу ранней дифференциации этносов, в значительной мере отличаются по регионам. Вместе с тем, в древних сказаниях много общего, свидетельствующего, что развитие цивилизации на планете Земля шло целенаправленно к высшей её форме. На примерах мифологии разных народов мы увидим их сходство и различие.
Обратившись к мифам разных народов, найдем в европейской, библейской и греческой мифологии много совпадений по племенам, именам богов и их деяний по созданию нашего мира и всего сущего в нем (Volkhmut P., Die Pelasger als Semiten. Schaffhansen, 1860). Практически у всех общим является взгляд как на процесс творения Вселенной, так и планеты Земля, который совпадает с гипотезой творения, излагаемой эволюционной теорией. Согласно ей, в начальный период во Вселенной и на Земле царствовал Хаос.
Китай:
Тема Хаоса имеется в мифах Китая, где творение мира началось после того, как молния пронзила Хаос.
Гавайи:
Гавайский эпос отмечает, что начальный период на планете представлялся водным Хаосом – Ку, но Творец привел все в порядок, отделив Ао (свет, день, небо, мужское начало) от По - тьмы, ночи, представлявшую женское начало.
Новая Зеландия:
В соответствие с новозеландским мифом, в начале мира было Пу (основа, начало), от которого произошёл хаос Коре (пустота). Из хаоса образовалась супружеская пара Ранги (Небо) и Папа (Земля), позднее породившие семь главных Божеств.
Западная Африка:
В эпосе племени Йоруба (Западная Африка) имеется миф, утверждающий, что вначале был Хаос без суши и моря. Только над ним витало Верховное существо, глава пантеона богов - Олорун («хозяин неба»), и другие Боги, в т.ч., созданный им Обатала (Ориша-Нло), «Господин белой одежды», который, вместе с женой Оддува в течение четырех дней творил Землю и породил божеств земли и воды, а от их союза произошел бог воздуха. На пятом - отдыхал (как и этот народ этой земли). Он из глины вылепил фигурки первых людей – мужчину и женщину, которых оживил на небесах Олорун (Бирлайн Д.Ф., «Параллельная мифология» 1997).
Египет:
В египетской мифологии это выглядит так: Атум, возникший из Водного Хаоса, праокеана, оторвавшись с неимоверным усилием, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание: «Я существую! Я сотворю мир! Нет у меня отца и нет матери; я - первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!». В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос первичный холм – сияющий «камень Бенбен», из него выходит космическое яйцо, а из него рождается мир, солнечная птица Феникс и бог вечности Атум, крылатый Змей.
Еще одна версия сотворения мира, возникшая в городе Шмуну – «Городе Восьми». Согласно ей, прародителями всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские – змей, которые обитали в водах первобытного Хаоса и сотворили там изначальное яйцо. Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом.
Гелиопольский миф творения также подтверждает существование Водного Хаоса (Нун), из которого возникло, как холм среди мирового Океана, божество Атум-Хепри, самая древняя фигура египетского пантеона, тождественная Атуму-Ра, Солнцу полуденному, космическому (Светлов Р.В., «Древняя языческая религиозность», СПб, 1993). Одновременно с фактом существования Хаоса, в ряде народов возникает тема яйца.
Индия, Афганистан, Пакистан:
Доарийский миф Индии имеет сходство с дравидийскими мифами Афганистана, Пакистана. Согласно ему, во Вселенной первоначально существовал только Хаос, - не было ни Солнца, ни Луны, одна тьма («Мифы и религии мира», М, 2004). Изложенный в Ригведе (1500 лет до н.э.) процесс творения представлен следующим образом: в начале была только неразличимая пучина Солимат, не Хаос, а вязкие, бездонные воды с нечеткими берегами, в котором плавало первичное семя - зародыш мироздания - ведическая Вела, охраняемая змеем-асурой Вритрой.
Затем в пространстве возникает сияющее золотое яйцо. В его середине - зародыш, который становится Брахмой, «первобогом». Как гласят священные тексты, известные как «Законы Ману», только через столетия Брахма сам, усилиями своей мысли разделяет яйцо на две части. Из одной половинки яйца он создает Небо, небесные сферы. Вторая половинка - Земля. Между двумя половинками яйца, он расположил воздух, разделив его между восьмью сторонами света и вечной обителью вод, создает все живое – свет, ночь, Луну, Солнце и звезды, сонм богов, асуров и демонов – богов мрака.
Еще один вариант мифа описывает, как Брахма вышел из яйца в виде первобытного существа, известного, как Пуруша – двустатьевый бог. Предполагается, что он предложил себя в жертву и из его тела были созданы: от его глаз - Солнце, из его ног - Земля, из его подмышек - все остальные духи и каста браминов.
Славянская мифология:
Тема яйца присутствует и в славянской мифологии: «Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла Мать Сыра Земля, а из верхней встал высокий свод небесный». Имеется и другой вариант: В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего. Род родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров и наш земной мир.
Так Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нови. Род отделил Правду от Кривды. В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц - в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий - птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога - Небесного Отца. Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод.
Греция:
В греческой космогонии также имеется самый ранний, первичный миф творения, описывающий происхождение самой Земли, окружающего мира и всего сущего на ней, в том числе и появление первого человека - Пелазга. Этот миф освещает жизнь Олимпа и приводит имена всех Богов, Титанов и Героев. В нем излагается следующее: богиня всего сущего Эвринома восстала обнаженной из Хаоса, отделила море от неба и стала плясать. Северный ветер Борей был готов для творения, она его поймала и сжала в руках - и перед ней стал Великий Змей Офион, оплодотворивший ее.
Затем она, в виде голубки, снесла мировое яйцо, которое высидел Офион. Яйцо раскололось надвое и из него появилось Солнце, Луна, планеты, звезды, земля с горами, реками, деревьями, травами и живыми существами.
Юго-Восточная Азия:
В Юго-Восточной Азии, Китае, Японии, Новой Зеландии и других странах региона акцент в процессе творения человека относится не к Богу или Богам, а к женскому и мужскому началу. Народы Египта, Ирана, Месопотамия, Эллады, некоторые народы Африки видят в этом процессе участие многих богов, что характерно для язычества. Как и в иных мифологиях, в Китае в основе мифа лежит мужское Инь и женское Янь (Ианг) начало, идущее от родителей. Отец - всепокрывающее Небо и мать - всепорождающая Земля. Небо рождало мужчин, Земля - женщин, поэтому жена всегда должна быть подвластна мужу (Тайлор Э.Б., «Первобытная культура», М, 1989). А в представлении народов Индии переплелось всё – и животворное начало Инь-Янь, и анимизм, и многобожие. В древнеиндийской мифологии находим массу совпадений по племенам богов и их деяний в европейской, библейской и греческой мифологии. (Volkhmut P., «Die Pelasger als Semiten. Schaffhansen», 1860).
Черный сектор Инь, мужское начало; белый – Янь, женское, в теле которого зарождается (черная точка) субстанция Инь, и подобное - в секторе Янь.
Творение людей, излагаемое в древних мифах, очень разнообразно, начиная от их создания верховным существом (Япония), в рождении человека участвует Земли – матери (Эллада, Полинезия), боги трясут золотую козью шкуру, из которой высыпаются люди (Нуристан) или лепят фигурки людей из глины, оживляя их (Греция; племя Йоруба, Африка). Другая версия рассматривает миф, в котором люди возникают из камней, бросаемых Пиррой и Девкалионом.
Подводя итог, можно сделать вывод: мифы – это сказания о происхождении мира и всего сущего в представлении древнего человека: об его первопредках, о том, как возник существующий порядок вещей, о богах и героях, о происхождении жизни. Следовательно, понятие «миф» распространяется на широкий спектр вещей, обстоятельств и ситуаций, и охватывает неограниченный временной промежуток, вплоть до нашего времени. Наряду с этим, мифы, как следует из нашего изложения, принадлежа конкретным странам и народам, дают различную интерпретацию процессов творения, отражают эгоистичность и субъективность каждого народа, отличающих их друг от друга, следовательно, они несут разъединяющее начало.


Хочется надеяться, что когда-нибудь народы, образумившись, изберут себе в руководители мудрых правителей, и сами, взявшись за руки, как того требует затомис аримойя, обустроят свою Планету - наш единственный в мире дом, таким образом, чтобы люди забыли о войнах и иных, естественных и искусственных невзгодах, а на Земле расцвела Роза Мира.
Мнение эксперта Всемирной Энциклопедии Путешествий:
Сначала я подумал, что присланные мне тексты написал молодой человек. Потом присмотревшись к Интернету, понял, что человек не молодой, вполне образованный, с устоявшейся психикой и, несомненно, обладающий интеллектом.
- Понятно, что он увлечен «Розой Мира» и смотрит на культуру как бы через ее призму.
- Тем не менее, с моей точки зрения, он совершенно не разбирается в мифологии, поскольку явно не изучал ее глубоко (это ведь научное направление в культурологии и философии) и, обладая поверхностными книжными знаниями, создал некую субъективную «концепцию».
- Сама по себе «концепция» не стоит затраченного на ее печатание времени, поскольку её, как таковой, нет. Поэтому не стоит разбирать текст «по косточкам», хотя со студентом, принесшим мне такой реферат, так бы и поступил. Но кое-что нельзя оставить без внимания.
- Особенно замечательно выглядит заключение: «…мифы, как следует из нашего изложения, принадлежа конкретным странам и народам, дают различную интерпретацию процессов творения, отражают эгоистичность и субъективность каждого народа, отличающих их друг от друга, следовательно, они несут разъединяющее начало». Кто бы мог подумать! Значит, мифы следует запретить как идеологическую диверсию прошлого. Современную лживую мифологизированную историю изъять из учебников и заменить (чем?). Верить в то, что Гитлер создал летающую тарелку! Провести глобализацию мышления! Всех под одну гребенку и марш, марш, на последнюю войну Шамбалы под руководством Христа-спасителя. Да-а, автор по жизни конфликтолог, вот оно и вылезло. Придумать только, «разъединяющее начало»! Мифам ведь свойственна диффузия, причем в высокой степени, также, как народам - этническая ассимиляция.
- Цитата: «Хочется надеяться, что когда-нибудь народы, образумившись, изберут себе в руководители мудрых правителей, и сами, взявшись за руки, как того требует затомис аримойя [хоть бы автор объяснил людям, что это такое - В.О.], обустроят свою Планету - наш единственный в мире дом, таким образом, чтобы люди забыли о войнах и иных, естественных и искусственных невзгодах, а на Земле расцвела Роза Мира». Одним словом, как у либерала Окуджавы: «возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Вечно страдающий здоровьем и мистическими озарениями Даниил Андреев сформировал свое видение мироустройства и собственную терминологию, сидя в жестоком заточении. Он никому не навязывал свою тщательно продуманную виртуальную реальность, которая помогла ему выжить в тяжелейших условиях. Но опубликованная после его кончины «Роза Мира» произвела на российских интеллектуалов второй половины ХХ века неизгладимое впечатление. Она была воспринята как великое откровение и в то же время как некое идеологическое руководство. И сейчас «Роза» не дает успокоиться доморощенным вольнодумцам, как мы видим по изложенной «Концепции творения».
- Одним словом, по моему мнению, такого уровня записки и писать, и публиковать стыдно! Однако, дело ваше, мнение издательства, как известно, может не совпадать с мнением эксперта.
- Лучше бы автор про Абхазию что-нибудь хорошее написал, или разработал трекинг по виртуальным мирам Даниила Андреева.