Удивительно, что на Кубе нет практически никаких внешних напоминаний о Фиделе Кастро. Его именем не названы города, школы или улицы, нет памятников, уличных плакатов с его изображением. Так захотел он сам. И попросил не увековечивать его память. Машина времени
Теперь Куба перешла на туризм, как главный источник дохода. И вот здесь наплывают воспоминания об СССР. Номера в гостиницах среднего уровня выглядят, как в наших домах отдыха в конце 80-х годов: старая мебель, обшарпанные потолки, пробегающий в ванной комнате таракан, болтающийся на одном шурупе душ, часто ломающиеся лифты, которые не торопятся ремонтировать. Хотя меня это и не раздражало, поскольку на Кубе я не собирался просиживать в отеле весь день. Да, сейчас у них так, через год-два будет лучше.
По словам политолога Б.Ю. Кагарлицкого «кубинская экономика не готова к массовому наплыву иностранных туристов с большими деньгами, поскольку это может резко изменить социально-экономическую обстановку в стране. Кубинцы боятся распространения проституции, стремительного роста социального неравенства, внедрения американской идеологии и культуры. Интересный факт: на территории Кубы без каких-либо ограничений ходит пиратский софт - программы, кино, музыка. Всё это свободно продаётся, потому что кубинское государство не признаёт авторских прав американских империалистов».


Картину СССР дополняют обилие на улицах наших «Жигулей» старых моделей, «Москвичей», «УАЗиков» и грузовиков «ЗИЛ-130». Дороги по качеству такие же, как у нас, прячущиеся в кустах гаишники, о которых водители заранее предупреждают миганием фар, телефонные будки, полное отсутствие рекламных баннеров на улицах (те, что с политическими лозунгами – не в счет и их немного). А идущие на занятия школьники в красных пионерских галстуках вызывают щемящее чувство ностальгии.


Кубинцы очень жалеют, что перестали ездить к нам на обучение, как было раньше. В школах теперь учат английский язык, поэтому русский помнят только те, кому уже за 50, и кто у нас отучился пять лет в советских ВУЗах. Это кубинцы теперь и являются русскоязычными гидами для наших туристов во время автобусных экскурсий по Кубе. Английский язык кубинцам нужен как для приема туристов, так и в отдаленно-перспективной надежде на снятие санкций со стороны США.
Фидель - сердце Кубы: его памятников нет нигде, потому что он сам так захотел. А вот Че Гевару можно купить на каждом шагу
Удивительно, но на Кубе нет практически никаких внешних напоминаний о Фиделе Кастро. Его именем не названы города, школы или улицы, нет памятников, уличных плакатов. Так захотел он сам. И попросил не увековечивать его память. Я сразу вспомнил как в СССР (и это существенное отличие от Кубы) мгновенно переименовали улицы и города после смерти наших Генсеков ЦК КПСС. Про Ленина я и не говорю, а ведь Кастро для кубинцев – это, как наш Ленин времен СССР. Зато футболок, кружек и магнитиков с изображением национального героя Кубы Че Гевары - пруд пруди.
И особым шиком является сувенир в виде монетки в один песо с ликом знаменитого команданте. Че Гевара, по словам того же Кастро, интернациональный герой, и память о нем на Кубе должна жить в веках.
Ну, об этом все знают: знаменитые кубинские ретроавтомобили
Автомобили на Кубе в большинстве своем старые. Поскольку в стране не хватает нефти, ее импортируют из Венесуэлы. Бензин очень дорогой, раза в два дороже, чем у нас. Перепродавать подержанный автомобиль кубинцы могут без проблем, а вот покупка нового – регулируется государством, прежде всего его непомерной ценой, и, чтобы избежать дефицита бензина. Да и копить деньги на новую машину кубинцу надо почти всю свою жизнь. Наши новые «Лада Веста» я видел на дорогах только как желтые государственные такси.
Но, если кто увлекается ретроавтомобилями, то лучшего места, чем Куба для них не найти. Разнообразие на дорогах «Фордов», «Кадиллаков», «Шевроле», «Доджей», «Бьюиков», 80-х годов (и старше) прошлого века, просто поражает. Подработать извозом стремится каждый владелец машины, но особым спросом среди туристов пользуются ярко раскрашенные (чаще всего почему-то в розовый цвет) раритетные кабриолеты. В последние годы на кубинский автомобильный рынок активно продвигаются корейские и китайские компании и, возможно, они постепенно сведут на нет это неповторимое ретро-автомобильное кубинское чудо.




Подводя итог вышесказанному хочу сказать, что я посетил лишь малую толику того, что интересно увидеть на Острове Свободы. Я искренне советую посетить Кубу, пока всё там остается так, как есть. Это своеобразное путешествие в прошлое на фоне приветливых, доброжелательных, веселых и красивых людей, шикарных песчаных пляжей и обилия мест, которые стоит посетить. И помните, что Колумб в 1498 году открыл Америку, достигнув побережья именно Кубы. «Этот остров – самое красивое место, какое когда-либо видели глаза человека» – записал он в своем дневнике. Откройте же и вы её для себя!