Побывать в Синтре и не посмотреть замок Пена, это то же самое, как посетить Каир и не посмотреть пирамиды, или в Москве не пройтись по Красной площади, или… ну, перечень можно продолжать долго. Словом, в Синтру мы поехали еще раз без колебаний. Правда, поначалу у меня возникла бредовая идея подняться к замку из города пешком. Воспротивилась жена, найдя бесплатный билет на автобус.
Через несколько дней мы снова поехали в Синтру. Причем, купили специальный билет, позволяющий, приехав на автовокзал, пересесть на автобус, идущий до замка Пена. Именно он-то и был целью нашей второй поездки в этот очаровательный городок. Ведь побывать здесь и не осмотреть замок Пена, это то же самое, как посетить Каир и не посмотреть пирамиды, или в Москве не пройтись по Красной площади, или… ну, перечень можно продолжать долго. Словом, в Синтру мы поехали еще раз без колебаний. Поначалу у меня возникла идея подняться к замку пешком.
Воспротивилась жена, найдя бесплатный билет на автобус. Она была тысячу раз права, прежде всего, потому, что от вокзала автобус ехал к замку минут двадцать по узкому и крутому серпантину, не имеющему пешеходных дорожек. Холм, на котором стоит замок, хотя не высок, но крут, поэтому дорога к нему длинна и для пешеходов опасна, а лабиринт тропинок и дорожек, по которым, в принципе, можно добраться до замка, находится уже за огороженной парковой зоной.
От входа в парк Пена, где нужно купить билеты, до самого замка тоже путь не близкий для людей, не заточенных на ходьбу (метров 400 и все время круто в гору.) Поэтому посетителей, прошедших билетный контроль, встречают вагончики с впряженным электрокаром, на которых можно совершить поездку по парку и добраться до площадки у входа в замок. Правда, удовольствие это - за дополнительную плату, причем, немалую. Мы, конечно, идем пешком, нам 15 минут в гору – пустяки, несмотря на дождь, который, то прекращается, то вновь припускает с момента, как только приехали в Синтру.
За замок цепляются дождевые тучи, а сам он весь в мареве дождя и тумана. Может быть именно от этого его разноцветные замысловатые фасады кажутся грандиозной театральной декорацией. Различные части замка окрашены в разные цвета: желтым, красным, фиолетовым. Сделано это относительно недавно, не знаю, как смотрелся бы он монохромным, в цвете же - создает впечатление, словно гениальный ребенок, смешав несколько различных наборов строительного конструктора, сложил это сказочное сооружение с восточными куполами, готическими башенками, барельефами неведомых чудовищ, какими-то минаретами и Бог знает еще с чем… Все это было бы чудовищным кичем, если бы не было так необычно и… красиво!



Из-за дождя идем осматривать внутренние интерьеры. Замок очень уютен, даже парадные гостиные и залы непомпезны, в таких гостиных, пусть они и королевские, должно быть славно смаковать портвейн и слушать фаду с друзьями, а не плести интриги. Особенно хороши жилые покои, оформленные в викторианском стиле. Хотя строился замок в середине 19 века, там уже были вполне современные санузлы (сейчас такие называются ретро и стоят дурных денег), а в рабочем кабинете короля шикарный телефон, напрямую соединенный с лиссабонским оперным театром. В информационном листке рядом с телефоном сообщается, что король иногда слушал оперу по телефону. Думаю, дело всё же не в опере самой по себе. Телефон этот нужен был королю, потому что любовницей его была одна оперная дива, на которой тот в последствии женится. Вот ее песни он и слушал, когда не мог поехать в театр... Но это мои домыслы.




Долго бродим по дворцу, поглядывая в окна и выходя на открытые галереи, чтобы узнать, не кончился ли дождь. Но дождь шел довольно долго и прекратился, когда мы уже приступили к кофе в кафетерии замка.
Замок можно обойти кругом по подпорным стенам, балюстрадам, мостикам и балконам. Все они нависают над скальными обрывами с буйной субтропической растительностью. Путеводители утверждают, что со стен замка открываются великолепные виды на Синтру, океан и даже на Лиссабон, до которого два десятка километров. Увы, нам виды наблюдать не случилось, т.к. все вокруг дальше 20 метров тонуло в густом тумане. Замок мы все же обошли, любуясь странным и, в общем-то, редким оптическим эффектом: разноцветные стены и башни замка то ли плыли, то ли тонули в молоке или еще чем-то белом, неожиданно меняя формы, ракурсы, оттенки.



Сказка в Синтре, начавшаяся несколькими днями раньше в парке Кинта да Регалейра, продолжалась. И глядя на затуманенный замок Пена, мне подумалось, что португальцы, во всяком случае, короли и их окружение, были взрослыми детьми, раз строили такие замки и слушали оперу по телефону, когда телефонов не было ни у пожарников, ни у докторов. Возможно благодаря этому своему врожденному мальчишеству, готовности поверить в сказку, именно португальцы стали творцами великих географических открытий. Ведь только веря в реальность гипотетического: что земля круглая, а на другой стороне шара есть несметно богатая Индия, можно на утлых судах без навигаторов, витаминов и страховых полисов, отправиться в неведомую бескрайность, чтобы в итоге открыть Америку, совершить кругосветное путешествие, и проложить, наконец, путь в Индию. Не один взрослый и разумный (т.е. не верящий в сказки) человек замок Пена строить не станет, но ведь и Америку не откроет. Чтобы ее открыть, вначале ее нужно выдумать, а потом поверить, что она существует. Так что, когда взрослый, как сейчас говорят, «ведётся» на сказки, он не обязательно дурачок.



Кстати, существует версия, что известный московский миллионщик Арсений Морозов (1873—1908/1909) так впечатлился замком Пена, что построил его московскую версию - знаменитый дом на Воздвиженке в неомавританском стиле (в советские времена Дом дружбы народов), практически рядом с Кремлем, посмотрев на который, мать Арсения бросила ему упрек: «Раньше, что ты дурак только я знала, а теперь вся Москва знать будет»…
А по мне, побольше бы таких дураков…
Кончил Арсений Морозов плохо, глупо, но тоже по-мальчишески (в возрасте 35 лет). Поспорил с товарищем, что прострелит себе ногу и не поморщится, так он, мол, владеет своей волей. Спор Морозов выиграл. Но через три дня умер от заражения крови (тогда не было антибиотиков). Дурак, конечно. Мог найти какого-нибудь авантюриста, типа нашего Конюхова или португальского Магеллана, чтобы в их компании свернуть себе шею красиво и эффектно.
Мне Дом дружбы народов нравится. (Естественно, что в наше время особняк лишен статуса общедоступного. Теперь дворец используется для встреч правительственных делегаций. Даже великолепный решетчатый чугунный забор продублирован непрозрачным пластиком, чтобы «люди с улицы» не могли смотреть на прекрасный дом и восхитительный сад… - прим.
).
Во всяком случае, сказочный привкус Москвы, который временами чувствует каждый россиянин-провинциал, я без него не представляю, также, как не представляю себе теперь Португалии без замка Пена и всех иных нарочито игрушечных замков и дворцов, эклектика которых уже кажется мне не эклектикой, а каким-то особым архитектурным стилем.



Дождь закончился, но туман не рассеивался, и мы пошли гулять по парку. Правда, назвать его парком, вернее, пейзажным английским парком, можно только по формальным признакам. Скорее это нечто вроде Берендеева царства с элементами парковой архитектуры в виде беседок, павильонов, подпорных стен, мостиков, лестниц, участков с регулярной планировкой (навроде сада Амелии) и Бог весть чего еще, самого различного стиля. Все это искусно спрятано в складках сильно пересеченной местности нешуточных размеров. Изучить парк за один раз совершенно невозможно, он огромен. Скоро мы заблудились. Парк ко всему прочему еще и лес с вековыми зарослями, сквозь который проложен лабиринт дорожек и тропинок. Растут здесь не только местные виды деревьев, но и множество экзотов. Когда-то мне подарили пудовый и очень наглядный справочник субтропических растений издательства Dorling and Kendersley. Я имею обыкновение его разглядывать на даче перед сном. И вот, бродя в тумане по лесу на краю Европы, вдруг натыкаюсь возле небольшой ручейной запруды с водопадом на рощицу китайских гинго, в другом месте узнаю японские камелии, а табличка возле зарослей необычных папоротников сообщает, что они из Новой Зеландии с предварительной акклиматизацией на Азорских островах. Словом, это не только Берендеево царство, но и ботанический Эдем…


Мы набираем высоту и оказываемся на высшей точке местности (528 м над уровнем моря), которую узнаем по кресту, установленному на скале. Отсюда, как известно, самый впечатляющий вид на замок Пена, но мы, по-прежнему, стоим в густом тумане с видимостью метров на 50. В моей путевой практике, это второй конфуз с туманом.
В середине девяностых прошлого века случилось мне быть в командировке в шведском городе Эребро. В программе была поездка на специализированном экологическом автобусе на вершину горы, или, скорее холма, который являлся высшей точкой то ли Швеции, то ли только той шведской местности. Во всяком случае, нам обещали, что с вершины в любую сторону можно рассмотреть шведские земли километров на пятьдесят. Может быть, это и так, но, когда полноразмерный автобус «Вольво» заехал прямо на вершину, туман был такой, что удалось рассмотреть только аккуратный маленький домик, на двери которого была табличка, оповещающая, что это туалет для инвалидов. Я спросил сопровождающего нас эколога, есть ли здесь обычный туалет. Нет, в те времена людям без ограниченных возможностей предписывалось пользоваться окрестным вековым еловым лесом. Скрываюсь за могучим стволом и густым туманом, исполняю и дивлюсь, что даже с этой утилитарной позиции на меня смотрят полдюжины боровиков. Мало того, еще чувствую чей-то взгляд в спину. Оборачиваюсь и встречаюсь с бархатным взором оленихи… Как выяснится позже, они тут прикормлены и при встрече с туристами рассчитывают на морковку или хлеб с солью.



К чему я об этом? Просто туман, тем более густой, это необычная среда, которая делает местность тоже особенной. Сколько красивых мест я повидал, зрительный образ которых стерт из памяти временем! А эту вершину с туалетом, елями, боровиками и оленихой в белом густом тумане помню и вряд ли забуду. Равно как никогда не забуду образы туманного парка замка Пена. Ведь таким запомнил его только я, ну, может быть моя супруга. Муж и жена - одна Сатана. Такова экзистенция этого места, которая к массовому туристическому продукту, с которого я начал рассказ о Синтре, если и имеет отношение, то косвенное…


Мы еще долго бродим по парку, спорим, куда и где сворачивать, чтобы в конечном итоге приблизиться к автобусной стоянке. Кончаем тем, что оказываемся уже не в парке замка Пена, а в окрестностях подножия холма замка Мавров. Возвращаться парком назад у нас нет сил, поэтому мы, по наущению какого-то садовника, выходим вон в боковую калитку и по дороге, напрямки, километра полтора шагаем к автобусной остановке… Что ж, ходить по незнакомой местности и не заблудиться - это как-то не для матерых пешеходов…

