5. Всеамериканский фестиваль индейцев
Аннотация серии статей

"Америка, Америка, от моря и до моря..." - поется в одной из популярнейших песен в США. Бесподобно ее исполнял Фрэнк Синатра. Что же такое США, - страна "от моря и до моря"? Отправляясь из блестящего Вашингтона в американскую глубинку, в заштатный городишко в Оклахоме, я даже не подозревал, что встречу там людей, знакомых с серебряным веком российской поэзии и индейцев в настоящих "потемкинских" деревнях, смогу увидеть настоящие символы американской Свободы - а это вовсе не хрестоматийная французская статуя у береговой линии Нью-Йорка...

И в доспехах, в ярких красках, -
Словно осенью деревья,
Словно небо на рассвете, -
Собрались они в долине,
Дико глядя друг на друга.
В их очах - смертельный вызов,
В их сердцах - вражда глухая,
Вековая жажда мщенья -
Роковой завет от предков.


Генри Лонгфелло, "Песнь о Гайявате"

Вам скальп не жмет?07.06.2009. Талса - Оклахома-сити. Ура! Добрая фея - моя "американская мама из Мумбаи" везет меня в столицу штата на ежегодный Всеамериканский индейский фестиваль. Огромный крытый стадион Оклахома-сити (как большая арена Лужников) практически пуст - индейцы тут никого особо не интересуют, кроме меня. Ну, и самих себя, конечно. А мне предпочтения американцев до лампочки... Внутри меня с утра тихонько бьют барабаны войны... Великий Джеронимо зажигает сигнальный костер, могучий Чингачгук (югославский красавчик, мускулистый Гойко Митич из ГДРовских фильмов)

несется во весь опор по бескрайним прериям, сжимая в руке верный томагавк... Мне снова 15 лет и я удираю с уроков смотреть волшебные ленты бабельсбергской киностудии "Дефа": "Чингачгук, сын Инчу-чуна", "Белые волки", "Сыновья Большой медведицы", "Оцеола, вождь семинолов"... Уж не говорю про зачитанные до дыр "Синопу - маленького индейца", собрания сочинений Майн Рида, Фенимора Купера и, - апофеоз индейского эпоса - "Песнь о Гайявате" великого Генри Лонгфелло в переводе Бунина. Коварный Магуа и Последний из могикан, да что там, сам могучий Гитчи Манито встают перед моим внутренним взором на подъезде к столице Оклахомы...

Готовимся к танцу войны! Презентация! Все-таки мы в США...

Если спросите, откуда
Эти сказки и легенды,
С их лесным благоуханьем,
Влажной свежестью долины,
Голубым дымком вигвамов,
Шумом рек и водопадов
Шумом, диким и стозвучным,
Как в горах раскаты грома,
Я скажу вам, я отвечу -
От лесов, равнин пустынных,
От озер Страны Полночной,
Из страны Оджибуэев,
Из страны Дакотов диких,
С гор и тундр, с болотных топей,
Где среди осоки бродит
Цапля сизая, шух-шух-га...

Генри Лонгфелло, "Песнь о Гайявате"

Барабаны войныМы на трибуне, высоко над ареной. Рокот барабанов проникает в самое сердце. В ужасе хватаюсь за голову, - скальп пока на месте. НАСТОЯЩИЕ индейцы... Непередаваемое пиршество красок, фантастические уборы из перьев, - таких я не видел ни в одном фильме... Боевая раскраска на лицах... Представители племен безостановочно движутся по кругу громадной арены дворца, пританцовывая, иногда собираясь в какие-то непередаваемые шарады красок, пиршество движений... Огромные барабаны, возле которых сидят индейцы в боевых нарядах, не замолкают ни на минуту.

На главном - диаметром поболее метра, - человек восемь одновременно выбивают нечеловеческий, страшный, первобытный ритм, от которого хочется немедленно записаться в гуроны или чероки (кстати, ударение на последний слог: чероки')...

За ареной – самый настоящий Потомак (я имею в виду не реку, на которой стоит Вашингтон, а ее индейское название, смысл которого - "место торговли"). Огромная ярмарка раскинулась под сводами крытого стадиона чуть ли не на квадратную милю.

Танец племен - по огромной арене безостановочно движутся племена индейцевПредметы индейского быта (подавляющее большинство которых произведено трудолюбивым китайским народом) необычайно низкокачественны и непомерно дороги. Железное, стопроцентное желание купить здесь "настоящую вещь", пусть даже и задорого, осуществить не удаётся. Откровенная халтура "для туристов", как и карнавальные костюмы индейцев - теперь-то я все рассмотрел вблизи (удалось проникнуть на арену, договорившись с охраной), - иллюзий не осталось... Такое чувство, что тебя предал близкий человек... Но нет худа без добра.

Знакомлюсь с настоящим команчем (на китайца он точно не похож) по имени Тот, Кто Ждет Рассвета. Фотографируемся на память у псевдо-типи (типи - это вигвам) и предводитель кровожадного некогда племени дает мне визитную карточку с координатами его сайта... Что тут скажешь... Какой-такой Лонгфелло...

У типи (вигвама) вождя команчей Гайявата?! Вождь команчей Тот, Кто Ждет Рассвета

Барабаны рокочут в сгорбленную спину. Карнавальный аттракцион замирает вдали.

Несемся домой, в Талсу. Шоссе усеяно раздавленными армадиллами (броненосцы). Они-то ничуть не изменились с тех времен, когда Следопыт Нат Бампо ставил здесь капканы на бобров... Но моя добрая хозяйка решила сделать мне еще один подарок - поворачиваем к Национальному музею ковбоев. Тут я, наконец, понимаю, каково это - быть народом без истории. Огромное здание музея наполнено экспонатами. Тут и барельефы спонсоров, и выполенный в стиле памятников на Новодевичьем кладбище монумент Рональду Рейгану (40-й Президент США, в молодости игравший в спагетти-вестернах второстепенные роли ковбоев), и картины современных американских художников, и даже подобие нашего каслинского литья – фигурки индейцев и ковбоев из чугуна (но, вполне возможно, что это какой-то другой металл).

Музей ковбоев. Рональд Рейган - главный экспонат Главный ковбой США - Ронадьд Рейган Такое можно теперь увидеть только в бронзе

Есть и настоящие шедевры - гипсовое изваяние Линкольна, задумчиво глядящего в чистый кафельный пол (как в общественном туалете). Сидит отец нации на фоне американского флага, в непосредственной близости от фаст-фуда, находящегося прямо в музее. Дурманящие запахи жареной генетически модифицированной картошки мешают мне сосредоточиться на просмотре экспоната и понять, что Линкольн делает в музее ковбоев... Да... Впрочем, разыскать натуральные, настоящие экспонаты, в конце концов, удаётся - ружья и сабли, которыми герои-кавалеристы американских вооруженных сил в капусту усмиряли нетолерантных индейцев. Интересно: памятник при входе в музей. Это шедевр, поистине достойный лучших уродцев Церетели. Ковбой (пастух по-нашему) без лошади (за кадром остается – околела ли она сама, была уничтожена индейским снайпером или пала от бешеной скачки), тащит седло (все-таки вещь дорогостоящая) и неестественно (видимо, анатомию скульптор не изучал) поправляет своё прямо-таки мексиканское сомбреро... В общем, теперь я точно знаю, как выглядит Неуловимый Джо из бородатого анекдота середины прошлого века.

Оклахома сити. Памятник ковбою у Капитолия Авраам Линкольн Музей ковбоев. Неуловимый Джо

На Талсу мягко опускается вечерняя прохлада. Я купаюсь в бассейне и наслаждаюсь великолепным ужином в индийском (не путать с индейским) стиле, который мои "американские родители из Мумбаи" сервируют на открытом воздухе. День прошел не зря. Гитчи Манито опускает мне веки... Прекрасные индианки, где вы?

Ждем команды к началу танца Музей ковбоев. Мои друзья - шерифы 

Домашнее задание:

Прочитать:

  • "Синопа - маленький индеец";
  • собрания сочинений: Майн Рид, Фенимор Купер

Посмотреть фильмы киностудии "Дефа":

  • "Чингачгук, сын Инчу-чуна",
  • "Белые волки",
  • "Сыновья Большой медведицы",
  • "Оцеола, вождь семинолов"

Продолжение:

Наконец-то мы начнем, собственно, работать

08.06. 2009. Талса.
...Приветливые руководители НКО добросовестно, заглядывая в сувенирную открытку с видом Талсы, рассказывают нам о достопримечательностях города. Предлагают кофе. Но: чу! Рассказ о работе уважаемой организации.
- Мы - лидеры дополнительного образования, помогающего людям повысить свою квалификацию!
Честно говоря, офис явно не соответствует заявленной позиции. Скромность?
- Лидеры в Америке или в Оклахоме?
- Мы - лидеры Талсы!
- А выдаваемый вами диплом действителен в других странах, или признается только в США?
Тут выясняется, что диплом недействителен даже в Оклахома-сити. Он признается одним-единственным административным образованием - муниципалитетом Талсы. И львиная доля получающих "образование" - чиновники, за которых платит мэрия. А денежки, по американским меркам, немалые - по две тысячи долларов за нигде не принимаемый кусочек бумаги... Кажется, я начинаю понимать. Молодцы, ребята!


Так как цикл статей "Американский дневник"  продолжает вызывать неоднозначную реакцию читателей, я принял решение опубликовать те отзывы, которые невозможно было качественно перенести со старого, неинтерактивного сайта, где впервые был опубликован цикл. На эти комментарии нельзя, к сожалению, ни ответить, ни зайти на старничку автора. Но вот мнение первых читателей "Дневника":

Мне понравилась последняя часть "Американского дневника", и фотографии отличные.
Лариса Литвинович
14.02.2010

О , как восхитительно вернуться в мир детства ! Благодаря очередной главе " Американского дневника" мне это удалось: вспомнилось ,как с замиранием сердца смотрела приключения Чингачгука-красавца Гойко Митича, читались и перечитывались книги про индейцев М.Рида и Ф.Купера. А вот теперь удалось попасть на фестиваль настоящих йндейцев и увидеть все происходящее , правда, глазами А. Федорченко, но он очень , мне кажется , живо и объективно все рассказал про "настоящих индейцев", за что ему большой респект!:)))))))))))))))))
Татьяна Беленькая
14.02.2010

Согласна, Таня! Это так прекрасно - почувствовать себя снова маленькой девочкой, читая про живых индейцев, виденных Александром. Мне было лет семь-восемь, когда подруга моей бабушки принесла мне почитать книгу Джеймса Уилларда Шульца "Синопа - маленький индеец". Это был совершенно иной, непонятный мир. Казалось, что такого не может быть в реальности. Далёкие таинственные индейцы- следопыты... В книге были прекрасные цветные иллюстрации. До сих пор помню одну - туго запеленутый краснокожий мальчик... До Майн Рида и Купера было ещё несколько лет. В 91-92 годах мы с мужем были в командировке в США, но Оклахома была далеко ... Благодаря рассказу и фотографиям, мне удалось не только вернуться в детство, но и понять, что книга, которую я так и не вернула бабушкиной подруге и которую потом с упоением читал мой сын, повествует не о сказочных героях, а о вполне реальных людях, потомки которых не совсем забыли свои традиции, и дробь барабанов современных индейцев по-прежнему завораживает белого человека, заставляя опасаться за свой скальп...
Ирина Федорченко
14.02.2010

Очередная глава "Американских Дневников написана, как всегда, живо, красочно и интересно.Так живо и так красочно, что слышишь барабанную дробь, чувствуешь нарастающие напряжение и тревогу, от взгляда на потомак разбегаются глаза и кружится голова... И расстраиваешься, когда узнаёшь, что всё это театральная постановка и китайский ширпотреб. Думаю, расстройство Александра гораздо глубже моего, потому, что и ожидания его были гораздо сильнее. Но мне грустно и очень жаль индейцев! Надеялась прочитать, что есть ещё места, где живут своей жизнью потомки славного Чингачгука...
Натстеп Буль
15.02.2010

Пятая глава впечатляет, конечно, прежде всего, тем, что возвращает в детство ко всем этим замечательным книгам про индейцев, которые мы зачитывали до дыр... Фотографии хороши, они оживляют образы литературных героев, будораживших детское воображение и до сих пор не потерявших таинственности. Но чем дальше я читаю "Дневник...", тем меньше понимаю, какова была цель этой поездки с точки зрения спонсоров и организаторов. Проживание в семье индуса не способствует познанию американских традиций, даже описанный Фестиваль - скорее шоу для туристов, а не знакомство с традициями коренного (практически уничтоженного) населения. Музей? Зачем от уродцев Церетели переноситься через океан лишь для того, чтобы лицезреть уродца Ковбоя или убогую статую Линкольна - что, знакомство с этими шедеврами должно способствовать сближению народов? М.б., в следующих главах появится что-то похожее на знакомство со страной и ее гражданами? Я вполне понимаю, что Александр Федорченко в этой поездке много для себя увидел интересного, и спасибо, что он этим делится с нами. Но не понимаю, для чего организаторы этой поездки тратили деньги, или они не видят в своей стране ничего более достойного, что может заинтересовать, восхитить российского туриста, пробудить в нем желание лучше узнать страну и стать к ней ближе?
Людмила Чулкова
15.02.2010

В аннотации ко всему циклу "Дневника" можно увидеть отдельную главу: "Наконец-то мы начинаем работать" (№6, - она будет опубликована следующей). Там, и в следующих главах и содержится ответ: а зачем, собственно, нас привезли в Америку? Пока же происходит только то, что я описываю. О целях поездки и задачах "спонсоров" все, в принципе, и сейчас уже понятно: поразить диких русских Америкой, огорошить. Примерно так Пиноккио и его приятеля окучивали на острове дураков, развлекая бесплатно и потчуя пирожными и мороженным, чтобы они потихоньку превращались в осликов, которые станут рабочей скотинкой волшебного государства. И вот он, - вживую, - американский, настоящий, - не из сказки Карло Коллоди, - мир блистающих витрин, - потребительских, идеологических, освобождающих от нравственных принципов, - такой притягательный, легкий, вкусный! Про проживание в семье индусов я уже писал - это был один из первых признаков (для меня) кризиса и в Америке, и в принимающей организации - там до последнего момента не знали, к кому поселить людей, - меня, в частности. Про убогую статую Линкольна, о которой пишет Людмила. Это-то и есть центральный момент, момент истины, расшифровывать и давать "авторское объяснение" которому я посчитал излишним. Это МЫ открытыми глазами видим - какая же убогая культура в Америке. А американцы-то считают, что этот гипсовый "Линкольн с веслом" и подобные ему достижения их культуры - шедевр! И вся эта развесистая клюква производит абсолютное впечатление на членов делегации (в последующих главах). Безусловно, есть в Америке шедевры, не поспоришь.  Но речь ЗДЕСЬ идет не о сравнительном анализе, не о конкретно взятых гениях изящной словестности, кинематографии, живописи, а о взгляде на общество в целом. Существенно и то, что мы не являлись туристами, а приехали в США в составе делегации Open world, действующей по официальной программе Правительства США, руководителем которой является Директор библиотеки Конгресса США и оплачиваемой Конгрессом. Официальными целями делегации было обучение и налаживание связей с возможными партнерами в США. В частности, наша микроделегация в составе 5 человек, должна была заниматься вопросами "молодежного лидерства". Читайте "Американский дневник" дальше! Welcome!
Александр Федорченко
15.02.2010

Дорогой автор! Был, был ещё кое-кто на Всеамериканском фестивале, кого индейцы интересовали не меньше Вашего! Мои приемные американские родители ирландско-израильского происхождения тоже решили, что посещение фестиваля станет для меня лучшим воскресным развлечением. Действительно, это было восхитительное разнообразие красок! А какое там было гортанное пение — жаль, что фотографии его не могут предать! И, конечно, обжигающий перцем кукурузный суп «настоящих индейцев прерий» (кстати сказать, непривычно вкусный по сравнению с «американской» фаст-фудовской едой)! Но вся эта индейская феерия не вызвала у меня в отличие от других, даже сейчас, после прочтения Дневника, никаких ассоциаций ни с романами Фенимора Купера или Майн Рида, ни уж тем более с фильмами про Чингачгука и Оцеолу: уж слишком непохожи друг на друга мир фестивальных индейцев и мир идеализированных литературных героев. Как будто извиняясь, моя мама-ирландка постоянно повторяла: «Конечно, всё это немного шоу, и, может быть, не самое интересное, но ничего другого особо оригинального в Оклахоме мы, к сожалению, предложить не можем...». Вот такая американская правда жизни. А пятую главу Дневника я считаю одной из лучших: лаконичная, выразительно точная и уж очень красноречивая в деталях!
Анастасия Белоус
15.02.2010

Статья просмотрена: 5220
Рейтинг статьи: 3
Bookmark and Share
Александр Федорченко
Источник изображений: Из архива автора и открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 2 )
 Печенегов
«Индийская - американская мама из Мумбаи» (кстати, Бомбей, на мой вкус, тоже звучит музыкальнее, чем Мумбаи) - это, конечно, круто! Вам очень повезло! В Штатах, думаю, чаще можно стать приемным сыном «китайской мамы».
«Гитчи Манито могучий пробудился утром рано. Вымыл пол, протер окошки, а потом подмел дорожку от калитки до вигвама».
То, что низкокачественные предметы индейского быта в основном, произведены «трудолюбивым китайским народом» давно уже никого не удивляет не только в Америке. Молодцы китайцы! За индейцев обидно только.
 Федорченко
Написано очень интересно, остроумно и увлекательно! Автор книги "Синопа - маленький индеец" - Джеймс Шульц. Когда мне подарили эту книгу, мне было 8 лет! Она по-прежнему остаётся любимой мною. И прекрасно, что она не забыта!!!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо