4. Поездка в Салоники
Читать весь цикл статей: Четыре дня на Халкидики
Аннотация серии статей

Об одном семейном путешествии на Рождественские каникулы в Грецию, на Халкидики.

Самый значительный храм в городе посвящён святому мученику Димитрию Солунскому. Кроме него, в городе имеется ещё огромное количество других древних церквей, сохранившихся со времён первых христиан. Но ещё больше в Салониках студентов — причём неизвестно, сколько их в реальности ходит на занятия, но все уличные кафе в час сиесты заняты ими…

Храм св. Димитрия СолунскогоПомолившись в ближней часовенке и сходив на завтрак, мы заняли места в ожидающем нас у ворот микроавтобусе и отправились в очередное путешествие. В салоне звучала тихая греческая музыка, за окном мелькали чудесные виды Ситонии, всё ещё непривычные для нашего «зимнего сознания» зелёные поля и рощи, увешанные плодами, точно новогодние ёлки цветными шариками, мандариновые деревца, аккуратные белые дома с оранжевыми черепичными крышами и старинные церкви. Осталась позади залитая солнцем деревня Никити, образованная на месте античного города Галипсоса, известного ещё с X века до нашей эры.

А вот промелькнул городок Метаморфоси, с его чудесным тенистым пляжем под соснами… Глядя на сверкающие золотым песком морские берега и просто-таки гипнотически притягивающую к себе взгляды бирюзу близкой воды, едущие с нами женщины, не скрывая своей зависти, высказывают крутящему баранку шофёру Григорию восторги по поводу того, какой он, дескать, счастливчик, что может жить рядом с этой красотой и купаться в море столько, сколько ему захочется. И с удивлением слышат в ответ от него, что здешние греки купаются в море от силы два-три раза в год, а всё остальное время работают. Это для приезжающих из-за рубежа туристов море является предметом первой необходимости, ради которого они весь год копили деньги и пересекали чужие границы, а для живущих в трёх шагах от него греков море выступает в качестве не более как товара, с помощью которого они могут прокормить свои многолюдные семьи.

Символ города - Белая башняТак, за беседами с водителем и разглядыванием окрестных красот, мы доезжаем до городка Неа Муданья, где пересаживаемся в ожидающий нас возле отеля «Oceania Club» большой туристический автобус, присоединяясь к группе наших земляков, направляющихся на экскурсию в Салоники с полуострова Кассандра. Ещё минут сорок пути — и мы уже огибаем по дуге раскинувшийся на берегу голубой бухты город, забираясь в его верхнюю часть, чтобы именно оттуда начать знакомство с его достопримечательностями. Датой рождения Салоников считается 315 год до Рождества Христова, когда военачальник Кассандр, муж сестры Александра Македонского, основал этот город, дав ему имя своей жены — Фессалоники. Позднее город начал наполняться перетекающими в Римскую империю и заселяющими его представителями славянских племён, благодаря чему болгарское название «Солунь» почти напрочь вытеснило греческое «Фессалоники».

В 49 году нашей эры в Салоники прибыл для проповеди христианства апостол Павел, который в течение трёх или четырёх недель общался в находившейся вблизи порта большой синагоге с местными иудеями. После четырёх недель проповедования, Павел вынужден был бежать из города через небольшие ворота в городской стене. Уходя, он остановился освежиться возле одного из источников, и вода в нём с того самого дня стала обладать целебными свойствами.

Дерево в центре СолуниСегодня в городе построен величественный храм в честь апостола Павла, в Салониках вообще много православных церквей, причём многие из них являются очень древними, и вследствие того, что культурный слой города в течение многих столетий всё время нарастал и утолщался, а они оставались на том уровне, на котором их построили в начале или середине V века, сегодня они находятся в своеобразных котлованах двухметровой глубины, огороженных красивыми оградами и оборудованных каменными лестницами. Так что, если к большинству храмов в России надо восходить вверх по ступеням, то к здешним требуется опускаться вниз. Свидетельством внимания апостола Павла к духовной жизни созданной им христианской общины являются его 1-е и 2-е «Послания к фессалоникийцам», отправленные им сюда из Коринфа в 50-х годах от Рождества Христова. Покидая город, Павел рассчитывал, что вскорости снова сюда возвратится, однако выполнить этого намерения не смог.

Но посеянные им зёрна проповеди Нового Завета дали обильные плоды, что подтвердил в IV столетии подвиг святого великомученика Димитрия Солунского. Будучи архонтом Салоников, Димитрий не делал тайны из своей религии и открыто приходил на собрания христианской общины, на равных общаясь с рабами, нищими, ремесленниками, странниками и всеми теми, от кого с презрением отворачивались люди его круга. Узнав осенью 306 года, что Солунь собирается посетить правитель восточной части империи Галерий Максимиан, являвшийся непримиримым врагом христианства, Димитрий почувствовал, что приближается час его огненного крещения. Он повелел раздать всё своё имение самым бедным жителям города, и когда Максимиан приехал в Солунь, его встретил градоправитель, который был теперь не богаче последнего городского нищего. Император сделал вид, что не видит этого, оказал ему достойный приём и сказал, что хочет почтить римских богов праздником общественного жертвоприношения, на которое приглашает и первого гражданина Солуни. Но Димитрий ответил на это отказом, открыто заявив Галерию о своей принадлежности к христианской религии.

Максимиан не стал настаивать и отпустил Димитрия, а немного погодя велел его схватить и заточить в темницу (в которую были превращены ради этого случая городские термы). В это же время в Солунь был вызван знаменитый своей силой и жестокостью борец Лий, который мог любого самого сильного человека схватить в охапку и бросить на острия копий, которые держали внизу под помостом воины. Это очень потешало кровожадную публику, и когда жертва Лия корчилась в судорогах на копьях, гром рукоплесканий сотрясал стены цирка. И вот снова полилась в Солуни христианская кровь, и сотни людей, ускользнувших от рук палачей во время прежних гонений, теперь должны были погибнуть на копьях, поверженные Лием. И, тем не менее, нашёлся в эти дни среди солунян один человек, который не побоялся бросить вызов изуверу. Это был Нестор — молодой христианин, недавно принявший крещение. Видя ежедневные зверства Лия, он постоянно думал о том, как бы поступил на его месте Димитрий, будь он в это время на свободе... В ночь на 26 октября он тайно проник в тюрьму для встречи с Димитрием. Тот долго разговаривал с ним о Боге и вере, а потом благословил его на подвиг, сказав, что этот день будет для него одновременно и днём победы, и днём его гибели за Христа.

Утром 26 октября 306 года цирк был переполнен. Галерий Максимиан был в радостном настроении, предвкушая интересное зрелище. Лий с самодовольной усмешкой ждал очередной жертвы. Увидев, что его противник — худенький незрелый юноша, он дико расхохотался. А Нестор, прежде чем вступить в бой, пал на колени и обратился к Богу с молитвой. Глядя горящими глазами в голубое небо, он громко взмолился о том, чтобы Бог Димитрия благословил его руку и избавил от гибели тысячи людей.

Рака с мощами св. ДимитрияПосле этого начался бой. Уже первые движения Нестора заставили знатоков борьбы насторожиться — они увидели, что Лию не удаётся с первых же минут поединка захватить худенького и вёрткого юношу в свою железную хватку. А ещё через несколько мгновений по цирку пронёсся крик всеобщего то ли восторга, то ли ужаса: Нестору удалось неожиданным приёмом сбить с ног гиганта, и страшный Лий полетел вниз на торчащие копья... Ошеломлённые воины не успели раздвинуться — и любимец Диоклетиана повис на остриях, истекая кровью. После минутного молчания толпа разразилась победным кликом, а император, встав со своего места, с перекошенным от ярости лицом скомандовал: «Приверженца галилейской секты — на копья!» Несколько испуганных произошедшим воинов ринулись на помост и тут же сбросили Нестора вниз. Так обыкновенный солунский юноша совершил в этот день свой подвиг и погиб за Христа, за что был причислен вместе со святым Димитрием к лику великомучеников.

В тот же день по приказу Максимиана был убит и Димитрий. Сегодня Димитрий Солунский — один из самых почитаемых христианских святых. Над руинами тех самых солунских терм, в которых, словно в тюрьме, он содержался до своей гибели, был выстроен огромный храм, в который ныне приезжают паломники со всех концов света. На глубине 2—2,5 метров под его алтарной частью сохранилось место мученической смерти святого, а в одном из нефов собора хранится рака с его мощами. В X веке от мощей Димитрия начало истекать благоуханное миро, после чего к нему стали прилагать эпитет: «Мироточивый». Здесь же, в Солуни, родились равноапостольные учители Кирилл (827—869) и Мефодий (814—885), создавшие для славянских народов кириллическую азбуку. Ещё одним святым, прославившим город Салоники, был Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский. В 1341 году в Константинополе состоялся собор, на котором было принято учение Григория Паламы о природе Фаворского света, заключавшееся в том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в таких энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но не являются сотворёнными. В городе очень много христианских церквей, они возникают буквально на каждом шагу — это часовня святого Евтимия, церкви святой Екатерины и святого Николая Сироты, собор Ильи Пророка и целый ряд других больших и маленьких храмов, воздвигнутых в разные эпохи.

В центре СалониковОднако наша экскурсия началась со знакомства не с храмами, а со старой частью города — руинами древней крепостной стены, окружавшей Салоники в III—V веке. Описывать греческие города почти безнадёжное занятие, их надо видеть самому, в том числе и неповторимую красоту Салоников — Акрополь, Триумфальную Арку Галерия, церковь Ротонду IV века, Белую Башню, фрагменты могучей стены, окружавшей город в древности, остатки Семибашенного Замка, раскопки древнего города с прекрасно сохранившимися строениями, множество разбросанных повсюду церквей и исторических памятников, да и просто надо походить по городским улицам, чтобы почувствовать его атмосферу, вдохнуть его напоённый ароматами близкого моря воздух, позаглядывать в его магазины и лавочки. К примеру, я больше нигде не видел столько мест, в которых торгуют старинными иконами и золотящейся церковной утварью — антикварные магазинчики с подобным товаром встречаются здесь буквально на каждом шагу.

И почти везде сегодня слышна наша русская речь — в ресторанах, магазинах, на улицах… Салоники — город студентов, их здесь несколько десятков тысяч, причём система учёбы в греческих вузах такова, что они могут учиться в них до самой старости. Поэтому, если в списках салоникских институтов учащиеся числятся тысячами, то реально в аудиториях присутствуют только единицы, тогда как остальные занимаются где-то своими делами, в лучшем случае — читают что-нибудь в библиотеках, но чаще гуляют по улицам или просто сидят в кафе. Салоникские кафе в час сиесты — это вообще особая статья. С часу и до трёх, а то и до четырёх часов пополудни вся Греция сидит в кафе и пьёт кофе. Несмотря на зиму (хотя какая это зима, если светит солнце, а температура не опускается ниже +15 градусов?) площадки перед всеми прибрежными кафе и ресторанами Салоников уставлены многочисленными рядами диванов, стульев и столиков, за которыми, взяв чашку кофе и стакан воды, часами сидят группы молодых людей, ведущих оживлённые беседы.

В час сиестыЯ не знаю, чем занимаются жители Салоников и за счёт чего содержат семьи, но очень многие из них часами сидят на скамейках, кормят голубей и читают газеты. Мне очень понравилась старая часть города, где дома стоят очень плотно друг к другу, лепясь по склонам окружающих Салоники гор, из-за чего в некоторых местах располагающийся между двумя улицами дом на одну из них выходит первым этажом, а на другую — третьим, а то и крышей. Старые дома вообще производят гораздо более своеобразное впечатление, чем новые, и таких домов в Салониках множество.

Хотя новые тоже строятся с учётом усвоенного прежними поколениями опыта, и каждый последующий этаж хотя бы на полметра выступает вперёд над предыдущим, из-за чего дома расширяются в высоту, как большие грибы, обеспечивая тем самым тень и прохладу нижним помещениям.

Дневной отдыхНагулявшись по городским улицам (на которых тоже растут мандариновые деревца с празднично желтеющими на их ветвях шариками мандаринов), мы перекусили в одной из довольно простеньких приморских харчевен, довольствовавшись вкусной греческой пиццей, большой кружкой разливного пива (я) и двумя стаканами сока (Марина и Алинка). После еды бродить по городу больше не хотелось и, отыскав скамейку, мы просто сидели на ней под ласковым греческим солнышком, смотрели на высящуюся на набережной Белую Башню, являющуюся символом города, любовались морем и ждали, пока за нами приедет автобус.

А потом опять ехали назад по уже знакомой нам дороге, балдея от осознания того, что вокруг, прямо за автобусными окнами, лежит Греция…

Продолжение следует

Статья просмотрена: 3427
Рейтинг статьи: -2
Bookmark and Share
Страны: Греция
Николай Переяслов
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 1 )
 Федорченко
Вот позор-то! В условиях литературного конкурса написано, что предоставляемая вещь нигде не должна была печататься раньше, а господин Переяслов опубликовал свой великий труд ещё в мае 2009 года!
http://www.olmamedia.ru/article/434760/435654/yanvar-na-halkidiki-zapiski-o-nesluchajnosti-proishodyashego.html
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо