Есть старый французский анекдот. Сидит мужик и горько плачет. Долго. Надоело это Богу, он спрашивает: «Я вижу ты так несчастен. Что я могу для тебя сделать?» Мужик – ноль внимания, продолжает реветь. «Хочешь, я дам тебе много денег и ты будешь сказочно богат?» Мужик – еще сильней. «Хочешь, я наполню твою жизнь любовью?» Навзрыд. «Ну хочешь, я дам тебе счастье? Что тебе надо?» Мужик поднял голову и горько: «Я – бельгиец». Сел рядом с мужиком Бог и заплакал. Брюссель – город, где разбиваются мечты. Мечты европейца о счастье.
Где бы я точно остался, доведись выбирать, – это Брюссель. Столица Евросоюза после отвязного Амстердама показалась местом тихим, обжитым, каким-то домашним. Я влюбился в этот город сразу – с его уютной неброской красотой, с функциональностью, доходящей порой до абсурда, с жителями, не менее толерантными, чем голландцы, но при этом все-таки не лишенными на этой почве здравого смысла, с вечно митингующими у здания Европарламента всевозможными турками-курдами (сфотографировали, поорали вместе под красными флагами.
Мы с женой после окончания вояжа сошлись во мнении, что если Амстердам – город для эксперимента, Венеция – город для праздника, а Рим – город для любви, то Брюссель – город для жизни. Здесь все правильно. Правда, иногда любовь к упорядоченности вызывала удивление.
Деревья в Брюссельском парке выстроились в шеренгу и «взялись за руки». Вначале приходит в голову этот эвфемизм и только потом понимаешь, что сплошная изгородь из деревьев, чьи ветки человеческими руками проволокой сплели в ровную линию, а остальное отрезали за ненадобностью, - натурально есть насилие над природой. Тысячи абсолютно одинаковых офисов в десятках абсолютно одинаковых многоэтажек в районе Care de Nord. Нечто жуткое и футуристическое. Или просто жутко футуристическое. Но исключения только подтверждают правила. Знаете, путеводители – вещь нужная, но иногда вот так попробуешь просто пойти куда глаза глядят и вдруг выбредешь… В Париже уже был Нотр-Дам. Но настоящий культурный шок я испытал в Брюсселе, когда, вывернув из-за обычного поворота, увидел Кафедральный собор святых Михаила и Гудулы. Спокойная, уверенная красота. Стоял и смотрел, не хотелось двигаться.
Строился храм с 1226 год по XV век, в XVI и XVII достраивались часовни. В XI веке на этом месте была романская церковь святого Михаила Архангела, куда в 1047 году перенесли мощи святой Гудулы (покровительница Брюсселя наряду с Михаилом). Жила реально эта тетка или нет, точно ли помогала сирым и убогим, как написано в ее биографии, и чем уж так конкретно приглянулась святой церкви – данных немного. Но храм получился просто удивительный. Таких чистых, ясных лиц, как на витражах этого собора, я больше не видел нигде. Соразмерность – вот то слово, которое характеризует Кафедральный собор и весь Брюссель в целом. А внутри действующего храма оказалась выставка современной художницы Анны Пирон, работающей в стиле «модернизм». Выглядело весьма органично – классические скульптуры святых и ломаные кресты на живописных полотнах. Так же органично в архитектуре Брюсселя соседствуют дома в три этажа постройки девятнадцатого века, маленькие круглые площади со скульптурными композициями в центре и небоскребы.


По-моему, нам просто повезло – жили в чудесном тихом месте, от которого пешком до исторического центра оказалось не более пятнадцати минут. И все же изъездили на метро все десять поездок (брали проездной). Уезжали далеко от центра, везде Брюссель нам нравился. Вот такая любовь с первого взгляда.
В Брюсселе достопримечательности мирового уровня пусть не на каждом шагу, но встречаются. Весь туристический народ первым делом идет к самой известной скульптуре мира – 61-сантиметровому бронзовому писающему мальчику. Нынешний изготовлен в 19-ом веке, но установлен на месте древних изваяний. «Маннекен-пис» называют старейшим гражданином города. Если принять во внимание, что по большим праздникам голого пацана регулярно одевают во всевозможные наряды, преподнесенные разными зарубежными делегациями, дарят подарки и вручают ордена, следует признать справедливость этого утверждения.
В Брюсселе кроме этого следует:
- Побывать на Гранд Плас – одной из красивейших площадей мира – с большим количеством статуй, стрельчатых окон, устремленных в небо остроконечных башен, узорчатых карнизов, длинных коридоров, дверей с замысловатой резьбой. Сочетание готики и барокко очаровывает. Здесь высится знаменитая городская ратуша с 96-метровой башней, которая была построена в XIII в. по проекту Яна ван Рёйсбрука. Скульптуры на фасаде, относящемся к эпохе барокко, воспроизводят сцены из истории города. Знаменита она еще и тем, что ее центральный вход несколько смещен, так как из-за ошибки архитектора он расположен не на оси башни.
- Посетить музей изящных искусств (что-то типа наших передвижников, только бельгийцы) – 9 евро.
- Выйти на станции метро «Симони» и на трамвае № 19 доехать до базилики Кёкельберг. Вас ждет если не выставка работ Леонардо да Винчи, то что-нибудь не менее грандиозное - 10 евро.
- Просто добраться до здания Европарламента. Помечтать, что когда-нибудь Россию примут в ЕС и можно будет шастать по Европе без визы.






Цены в Брюсселе:
- номер дабл в отеле ** - 49 евро
- знаменитая брюссельская вафля – 1,5 евро
- музей истории Брюсселя – 5 евро
- карта Брюсселя – 4 евро
- пиво (банка 0,5 л.) – 0,9 евро
- перекусить вдвоем в пиццерии – 12 евро
- ж/д билеты Брюссель-Кельн-Брюссель на двоих – 107 евро
- средний чек в супермаркете с нарезкой, пивом, сыром и хлебом – 15 евро
Продолжение следует
А Ирине отдельное спасибо за интересные дополнения к заметкам автора!
Спасибо за комментарии Ирине и Тамаре. Добавлю только одно - мне хотелось бы жить в Брюсселе, - однотонном, размеренном, никаком, но одновременно - удобном, комфортном... Потому что жить надо в месте спокойном, обжитом и уютном. Недаром именно Брюссель выбрали центром Евросоюза. Между побывать и жить, мне кажется, есть маленькая разница. А жить в Амстердаме? Вот точно бы не хотел!