Когда на иркутском автовокзале смотришь на табло с расписанием движения автобусов, часто думаешь - вот сколько сел и поселений, где я еще ни разу не был и вряд ли когда-либо буду. Это желание души вместить в себя все, узнать то, что еще не познано, прекрасно!
Так думал и о Ниловой пустыне. Существует помимо меня, основанная в XIX веке архиепископом Нилом, и нет ей дела до моего существования. Но летом заболела спина, и осенью поехал по путевке в Нилову для лечения на радоновых источниках. Тот, кто проделывал этот путь, знает серпантин дороги по тайге до Байкала. Перевал иногда заносит снегом, и тогда не пробиться через него, - скользят и юзят машины, - «крепче за баранку держись, шофер…» Великолепен вид озера-моря с высоты, что внезапно открывается из-за очередной сопки, поросшей дикими лиственницами и кедром.
Потом за Култуком - резкий подъем в гору, - уши закладывает от перепада высот. Деревня Быстрая. Здесь середина пути, кафе и горячий обед с вкусными негородскими большими пирогами среди вольно раскинувшихся сопок сибирской тайги. А дальше - путь по Тункинской долине, где справа высятся убеленные тысячелетними снегами вершины Саян. Слева – долина, зажата высокими крутыми сопками-холмами, они немного ниже гор. Перекатистые мелкие речки с камешником, прозрачные до дна, бурятские селенья, скот – коровы, лошади, иногда даже верблюды, ограждения на полях, деревянные дацаны – место для молитв на невысоких холмиках близ дороги. Отсюда зимой дуют ветра, как из трубы, на Прибайкалье.
Да и сейчас по осени ударом ветра, бывает, чуть не сносит большой «Икарус» с дороги. Черные понизу, в лесах силуэты гор причудливо изгибаются острыми верхушками. Давно они уже посеребрены белым снегом, еще, должно быть, в августе. Да эти островерхие пики, верно, полностью никогда не тают. Наконец часа через два автобус, после райцентра Кырен, у деревни Туран сворачивает направо через мост над рекой Иркут и въезжает в теснины между скал, где дорожка прижимается к небольшой горной речке впадающей в Иркут, справа, а слева - крутые утесы, нависшие над дорогой.
Через каких-нибудь два-три километра и Нилова, тоже прилепившаяся к речке, с тылу и фронта зажатая крутыми сопками с тайгой. Здесь корпуса для отдыхающих, в основном двухэтажные, да с десяток домишек местного населения, из труб которых вьется дымок. Дым пахнет лесом, дровами, они лежат в поленницах у заборов, у сараюшек во дворах. В санатории неожиданно встречаю земляка - Колю.
Он уже давно здесь, пьет и лечится, даже завел роман с одной дамой, уехавшей вчера. И Коле от этого грустно, аж невмочь. Знаю, что отдыхающих, то бишь лечащихся на курорте, три категории. Одни - в поисках романа для развлечения, вторые - пьют, и только третьи серьезно лечатся. Есть еще наслаждающиеся природой и рыбалкой. Как банальны и пошлы эти курортные романы. Ничего, что дома ждет жена или муж - не узнают и никуда не денутся. Раз скучно и грустно, можно и поблудить, чтоб вспоминать весь год что-то необычное, якобы яркое в твоей серой жизни.
Вот ключевое слово – серость. От серости в душе и блуд, когда она не наполнена светлым добрым жизненным содержанием… Белый корпус для лечения один, советской архитектуры. Лечат недорого. Это не фешенебельная Белокуриха на Алтае с суперотделкой. Но наши ванны, наверное, по воздействию даже лучше алтайских. И приятнее платить за здоровье дешевле, чем дороже, живя в фешенебельной шелухе.
Народ тут пестрый. Есть крутые на джипах, есть простые, как я, по путевке от производства, есть люди издалека, с Севера или даже Запада России. Обслуживающий персонал - буряты, в основном женщины, приезжающие на работу из Кырена. Тут, как космонавта, если здоровье позволяет, подвешивают тебя на ремнях в бассейне с радоновой водой – процедура называется вытягиванием позвоночника. Потом ванны, действительно горячие. Через десять минут выползаешь, как из парной. И в фитобар, где пахнет ароматами таежных трав. В массажных ваннах лечат бесплодие, в душе - геморрой.
И даже глаза промывают радоновой водой, чтобы лучше видеть, за дополнительную плату. За нее же - и массаж, и кое-что еще, по прейскуранту… Выходишь на Божий свет распаренный, размягченный. Воздух, как газировка, резок, бьет в нос! У корпуса, на асфальтированной площадке у реки, из верблюжьей шерсти изделия – носки, жакеты, пояса и прочую сувенирную мишуру предлагают приезжающие каждый день торговцы…
Медленно идешь вдоль парящей реки, которая то бурлит, шумит на перекатах, то притихнет в короткой заводи. К корпусу, где спишь, и столовая. Рядом - источник с серебряной, говорят, водой. Она чиста и вкусна. Не знаю только, есть ли в ней действительно серебро? Был я в конце октября, начале ноября. Река еще не встала, только валуны посреди нее леденели глыбами льда, а мороз ночью поджимал иногда до -20. По берегам схватывало закрайки, с которых на мушку ловили быстрых небольших хайрюзков рыбаки. На одном из перекатов купались каждый день две бело-серые птички – оляпки.
Ныряли в ледяную воду на несколько секунд и потом выскакивали. Что уж они там ловили? От ничегонеделания, - не привлекал бильярд и пьянка, и даже дамы без собачек, - гулял по дороге вдоль селения. Уходил от Ниловой километра на два-три. Дорога дальше вела уже к горам, где была одна бурятская деревня. А за ней - знаменитый Шумак с многочисленными горячими источниками, куда ходят крепкие на ноги туристы да летают на вертолетах сановные гости.
По пути к деревне у излучины реки – дацан, весь в пестрых лентах на деревьях. Он мне напомнил русское кладбище с выкрашенными оградками. Место выбрано великолепно – высокий берег, река, за нею сопка, тайга! Вид вольный и просторный! Обидно только мне было, что в этой глуши, где когда-то поселились с благословения архиепископа русские монахи для лечения и молитв, нет даже часовни. И могилы тех монахов, что отмаливали, вымаливали некогда эти места, должно быть, давно позабыты. Не нашел я ни одного креста от благодарных потомков.
Только при въезде в Нилову памятник разбившемуся шоферу, почти моему ровеснику. И вот я гуляю по белу свету, а он давно уже лежит под землей – такие мысли навевал этот памятник...
Горы таили тайну. Они молчали днем, все в великолепном белом облачении. И вечером каменели, темнея, синея, под ночным искристым от звезд небом. О чем они молчали? О ничтожности человека в этом мироздании… Сияла луна, шумела река, крепчал мороз, воздух был вкусен и свеж. Как тысячи и тысячи лет назад. Как будут стоять и молчать эти горы и после нас, уже для следующих поколений. Я молился, связывая цепочку времен, за тех монахов, что безымянно покоятся в этой земле, за основателя – иркутского архиепископа Нила, воздавая благодарную дань ушедшим.
Благодарил Бога, что открыл мне это место, дал побывать здесь, расширил душу новым познанием, впечатлениями. Среди пьяных мужиков были и тверезые, запевавшие порой о России. Таится в глубине мужицкой души еще любовь к родине, не одна пьянь на уме. Да и пьянчужек поскреби, как протрезвятся, много интересного расскажут, нормальные собеседники. Жаль только, не научились многие из них отдыхать по-другому, была лишь бы баба да водка. С Колямой, земляком, вспомнили как-то ночью, долго не засыпая, всех друзей по детству. Многих из них уже нет – спились, ушли в мир иной. Как-то остро, очень жаль душе, что не состоялись они, жизнь обманула, точнее враг.
Так многообещающе, интересно, весело было наше детство и юность, молодость, проведённые вместе! И закончилось все для половины тупиком пьяной смерти… Коляму ждали жена и дети, и он, не долечившись, протрезвев от водки и курортного романа, рванул домой к внучке, по которой соскучился. Оторвался не по полной. Благодаря, наверное, и моим молитвам за него. Этого еще удерживает от тупика жена, дети, работа, дом. Хорошо бы еще и вера, Господи!.. Я уехал по первопутку, по первому снежку, покидая благословенные, благодатные места и полагая, что еще сюда вернусь.
Батюшки в церкви говорят, что иногда наши недруги видят нас лучше, чем наши друзья, и подмечают точно наши недостатки. Вы правы в том, что не такой уж я хороший, как человек, и во мне есть скрытые и явные недостатки. Но писать таковым не возбраняется, потому как из множества изливаемых гадостей из СМИ и интернета, в моих писаниях их, может быть, нет или немного, так что лучше пусть прочтут на досуге мое, чем описания всяческих пакостей, марающих человеческую душу.
На мой взгляд, выставлять напоказ свои религиозные взгляды также неприлично, как и некоторые целюлитные или нет части тела. Но написано даже несколько лучше чем нашим знакомым секретарём союза писателей РФ, расшифровавшим для нас, неграмотных, значение слова Салоники.
Ну а чтобы стать совсем "простыми", надо забыть Пушкина, Толстого, Достоевского и т.д., тогда и опусы этих авторов покажутся шедеврами.
Полностью согласна с комментариями Виктора Барабанова.