5. Строительство Норильского горнометаллургического комбината
Аннотация серии статей

Весной 1991 года газета "Советский Таймыр" опубликовала "Свод памятников истории и культуры Таймырского полуострова", сопровождавшийся небольшими комментариями. Суть их сводилась к следующему: через то, что дорого разным народам, населяющим полуостров, показать основы культуры, объединяющей людей разных этнических и социальных групп. Два года спустя эта работа была взята за основу при создании видеофильма "След". След, оставленный человеком на земле Таймыра. Так уж случилось, что эта работа практически не затронула Норильск. Только сейчас, спустя почти 15 лет, появилась возможность поразмышлять над его историческим наследием.

Комбинат строился на основании арифметических расчётов. Количество необходимых для строительства людей считалось так же, как количество необходимых строительных материалов. Не смотря на это, конкретные личности в конкретных условиях создали памятники своему времени, поражающие воображение потомков.

Наверху – Бог, по бокам – мох, впереди – ох!
(поговорка)

Памятник узкоколейке. Фото с сайта foto.gazetazp.ruВ сентябре 1935 в районе будущего Норильска были организованы: Дудинский ОЛП, Дудинская товарная база, Норильский ОЛП, лагпункт "Норильск-2", лагпункт "Валёк". С этих организаций начиналась жизнь комбината. 1 мая 1936 его директор В.З. Матвеев издал приказ: "Вы, советские лагерники, не являетесь отбросами общества, как при капитализме, а являетесь временно изолированными. Да здравствует советская исправительно-трудовая политика и наш любимый нарком Ягода!" А ведь действительно, только благодаря этой политике и можно было в этом арктическом районе так быстро и так много создать.

Правда, анализ средств и последствий этой политикой созидания не предусматривался. Сохранились воспоминания о первой улице города:

  В 1939 году в Норильске была короткая улица из десятка деревянных домов, а от неё отпочковывалась другая, и по всему последняя улица, тоже домов на десяток: среди тех домов виднелись и каменные на два этажа…Улица, начинавшаяся от станции, называлась Горной, и открывал её одноэтажный бревенчатый дом, первая стационарная норильская постройка, возведённая геологом Н.Н.Урванцевым. На той же стороне Горной улицы стояло двухэтажное строение, называвшееся "хитрым домом" – в нём помещалось управление внутренних дел и местная "внутренняя" тюрьма. Зловещая архитектура – решётки на наружных окнах, "Намордники" на окнах во дворе... А на другой стороне улицы красовался деревянный домина с прикреплёнными к фасаду кривоватыми колоннами – архитектурное свидетельство, что здание культурного назначения, театр.  

Норильский комбинат считался промышленным, инженеры там были нужны. Поэтому им создавались несколько лучшие условия жизни: отдельные бараки, дополнительные пайки: банка сгущенного молока в месяц или небольшая селёдка к обеду. Основная же масса рабочих жила в длинных бараках с двумя рядами нар по бокам и столом посредине. Уголовные преступники составляли около половины заключённых, но хулиганов было очень мало. Николай Гумилёв:

  Мой знакомый убийца говорил: хулиган – всем враг, и вам – фраерам, и нам, уркам. Хулиганов надо убивать, потому что они творят зло ради зла, а не ради выгоды, как воры или грабители.  

Интересно, подмечает Гумилёв, что он уловил "абстрактный принцип мирового зла".

Летом 1942 года в Норильск привезли астронома Николая Александровича Козырева. Его «дело» очень интересно для понимания образа мыслей норильчан тех лет. С 1939 года он сидел в Дудинке, там же получил новый срок за высказывания:

  • естественные науки развиты более, нежели гуманитарные;
  • бытие, конечно, определяет сознание, но создавшееся сознание влияет на бытие.

Путь на ВалёкДудинский прокурор требовал высшей меры, суд дал 10 лет и отправил на утверждение в Верховный суд РСФСР, там приговор был отменён за мягкостью, но Верховный суд СССР решение первой инстанции утвердил. Однако в 1947 году дело Козырева было пересмотрено, и он был освобождён с правом проживания в Ленинграде и Крыму. Будучи в Норильске, я подошёл к мемориалу славы погибших в Великую Отечественную и подумал, что нужен здесь такой же мемориал выжившим и не сломленным: Урванцеву, Гумилёву, Козыреву, Жжёнову, - их наберётся немало.

Первую улицу с тротуарами и домами для семей, Севастопольскую, начали строить в 1939 году, в первоначальном варианте она была построена в 1942. Проект делали южане Мазманян и Кочара. На Севастопольской была вахта. В 1947 году два ряда кирпичных многоэтажных домов Горстроя составили Севастопольский проспект нынешнего города. Ходили на проспект просто так, чтобы пройтись по асфальту тротуаров, а потом сказать: "Я вчера ходил по тротуару!" Приходили на Севастопольский проспект и с Медвежьего ручья и с других отдалённых мест. С появлением настоящих городских квартир на улицах появились женщины и дети.

Севастопольский проспектПервые дети в Норильске были столь необычным явлением, что, встречаясь с ними, «взрослые мужчины непременно останавливались, некоторые снимали шапку, другие делали вид, что в глаз попала песчинка…». И посёлок Медвежий ручей, и Севастопольский проспект "уплыли" в прошлое. Вряд ли на этот процесс сегодня можно как-то повлиять. Но, может быть в городе не хватает памятника первому ребенку, родившемуся на Севастопольском проспекте? И расположить скульптуру так, чтобы он смотрел в сторону своего бывшего дома на бывшей Севастопольской. А вокруг постамента расположить барельефы строителей.

При строительстве Севастопольской бригадиром инженерной бригады Норильскстроя был Александр Иванович Эйсмонт, в прошлом главный инженер МОГЭС, правительственный эксперт по электрооборудованию. Эйсмонт был не только видным инженером, но и настоящим – а не произведённым на следствии в таковые сторонником Троцкого, встречался с Лениным, писал разные политические заявления и потом не отрекался от них, как большинство его товарищей. Уже на следующий год после начала строительства, его похоронили на зековском кладбище. И там ему оказали честь, какой ни один зек не удостаивался: поставили на могиле шест, а на нём укрепили дощечку с надписью: "А.И. Эйсмонт". По логике вещей, должно быть создано мемориальное кладбище с подобными надгробиями.

Голгофа. Фото с сайта foto.gazetazp.ru"Голгофа" – это памятник современности, мемориал. Памятник истории должен находиться на том месте, где произошло событие, и выглядеть в первозданном виде. Примером понимания этого на государственном уровне могут служить немецкие кладбища времён ВОВ, например, у Великого Новгорода и наши бетонные мемориалы, установленные у шоссейных дорог. И нет дела государству до костей его воинов, раскиданных по болотам и лесам. В Муроме, на территории одного из монастырей, найденные останки невинно убиенных, сложили в склеп и закрыли стеклом. Черепа и кости можно увидеть.

Эмоционально это выглядит очень сильно. Этот памятник истории рассказывает об отношении поколений к определённому событию, о традиции, пришедшей из прошлого. Подобный обычай был у крещеных тунгусов: если человек утонул в реке и его тело не нашли, то на берегу у места трагедии рыли могилу, клали в неё вещи, которые говорили о роде его занятий, а сверху ставили склеп с крестом. Одно такое захоронение сохранилось на реке Котуй.

Кладбище под Шмидтихой. 1983Культовое сооружение на р. КотуйАрхитектурный памятник Нордвика

На Голгофе в Норильске стоит часовня без креста. Памятник своему времени. Памятник русским. Православному народу "без креста на теле". А напротив здания администрации комбината стоит "закладной" камень – обещание создать монумент строителям Норильска. По идее, чтобы воплотить этот замысел в жизнь, надо узнать, сколько их было. Вот и стоит камень, как завещание от предков к потомкам: "узнайте количество загубленных душ!".

Часовня без креста - памятник русским на ГолгофеКаменное обещание. Фото с сайта foto.gazetazp.ru

Очевидцы вспоминают номера, "зашкаливающие" за 750 000. Это довольно реально, ведь Норильлаг – не только Норильск, но и Дудинка, Курейка, Игарка, Свердловск, другие города и посёлки, где работали его з/к. Работали, создавая НГМК, потому что Норильск - это прежде всего комбинат. Обеспечивая его строительство, гибли и бойцы ВОХРа, и вольнонаёмные, и командировочные. Кто физически, кто морально. Этот закладной камень уже столько стоит, что сам превратился в памятник клятве создать памятник. Памятник СССР, его народу, положившему несметное количество голов сынов и дочерей своих ради победы во Второй мировой войне (для чего и строили Норильск ударными темпами), ради создания самого большого в мире заполярного города-завода, ради престижа страны. Если уж ставить монумент, то одна его грань должна быть отдана русским, которыми были представители всех союзных республик. Другая грань - коренным народам полуострова. Радует, что о них помнят. С 1 января 2005 года Организация Объединённых Наций объявила Второе Международное десятилетие коренных малочисленных народов мира. В конце 2007 года правительство РФ утвердило очередную целевую программу – «Комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в России Второго Международного десятилетия коренных народов». Следуя устоявшейся традиции третья грань этого памятника должна быть отдана "мёртвым великих армий" – военнопленным.

Норильские железные дороги. 2006Эйсмонта заменил путеец Михаил Георгиевич Потапов. Он сконструировал защиту дорог от снежных заносов – деревянные щиты "активного действия". Щиты были со щелями у земли: ветер с такой силой врывался в эти щели, что не наваливал снег на дорогу, а сметал его. Когда Потапов освободился, его изобретение, спасшее Норильск от недельных остановок на железной и шоссейной дорогах, выдвинули на Сталинскую премию. Потаповские щиты эксплуатируются в Норильске и сейчас и достойны того, чтобы считаться памятником истории и техники. И сегодня они спасают от заносов 125 км железнодорожного полотна.

Но это как считать. Эксплуатационная длина ж/д втрое больше, а развёрнутая достигает 600 км. 250 из них были электрифицированы в советском прошлом, это не считая ж/д дорог в рудниках. Первые электровозы появились именно там ещё в военном 1942–м, на руднике № 1. Их и проектировали, и варили, и клепали в Норильске. Однако первая современная электросекция прошла по таймырской тундре только в 1982 году. В 2006 году электричек мы уже не застали. Похоже, электрификация ж/д сошла на нет. Зато на ж/д появился мемориал. У моста через реку Амбарная застыл на вечной стоянке паровоз. Здесь 17 мая 1937 года соединились два участка пути узкоколейки длинной 113 км, связавшей Норильск с Енисеем. Было бы справедливо, как память о времени электрификации этого пути, поставить у моста и электросекцию. А электровозу, сделанному руками норильчан, место на нулевом пикете, там, где заканчивалась первая узкоколейка длинной 13 километров, проложенная в 1936 году от причалов реки Валёк. Это памятное место ничуть не уступает месту на Амбарной.

Фото с сайта foto.gazetazp.ruПервая узкоколейка дала возможность построить первую угольную шахту и восстановить старую штольню Сотниковых - первый исторический памятник Норильска. Эксплуатация железнодорожного транспорта на строительстве Норильского комбината позволила говорить о создании железной дороги трансконтинентальной. В 1947 было опубликовано правительственное постановление о строительстве железной дороги до Игарки, Норильска и далее до Анадыря. На "Генеральной схеме развития железнодорожной сети СССР", подготовленной в конце 1940–х годов 20 века трасса Чум – Салехарди – Игарка обозначалась как строящаяся. В 1949 году правительство СССР утвердило строительство ж/д дороги Салехард – Надым – Курейка - Игарка (1400 км). К весне 1953 года 120 000 з/к сделали работоспособную дорогу на 400 километров на восток от Оби и на 200 километров от Енисея на запад. В 1975 году началась реализация проекта Тобольск – Сургут-Уренгой.

Далее одна ветка шла на Надым, другая на Старотуруханск – Курейку – Игарку – Норильск. В 1982 году "Полярные горизонты" с некоторым пафосом сообщали: "На Тюменском Севере рельсы проложены до Нового Уренгоя, а от него до Норильска 700-800 км". Хотя в 60-е годы и перевезли в Норильск на переплавку рельсы с тех 200 км, что были положены от Енисея до реки Большой Блудной, проекты восстановления первого БАМа не перестают появляться и сегодня.

Пора покинутую столицу этой Большой Арктической Магистрали - Ермаково - превращать в памятник истории грандиозной стройки. Очень интересен туристический аспект этого памятника. Рядом находится Курейка, место, где на семидесятилетие Сталина з/к Норильлага возвели павильон над домиком, где в «царские времена» в ссылке жил вождь. Специальную контору строительства Пантеона возглавлял инженер Полозов, курировали строительство Н.П. Епишев и И.А. Шамис. Автором проекта был архитектор С.В. Хорунжий. Специально для того, чтобы денно и нощно светился павильон, была построена электростанция. Оконные проёмы делались так, чтобы никогда не могли замёрзнуть, а под потолком павильона освещение имитировало северное сияние. "Поднять" такой туристический проект может только Норильский комбинат. Сравнительно недавно туристам – велосипедистам удалось за 45 дней преодолеть 850 км первого БАМа от Игарки до Салехарда, из них более половины они проехали по рельсам, смастерив для этого специальные приспособления.

На своём пути они встретили полсотни лагерных зон, сохранившийся как новенький ШИЗО, над входом в который висел лозунг: "ЖЕЛЕЗНОЙ РУКОЙ ЗАГОНИМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО К СЧАСТЬЮ!" Их путешествие имело прикладное значение, так же, как и экспедиция красноярских учёных, исследующих в последние годы сохранившиеся строения этой стройки к западу от Енисея. Скорее всего, опираясь на их работы в июле 2005 года "Комсомольская Правда" сообщала: "десятки тысяч политзаключённых, сгинувших на железной дороге Салехард – Игарка, умерли всё-таки не зря. Их дело будет завершено".

Железнодорожный вокзал НорильскаКогда-то в Норильске у ж/д вокзала стоял бюст Калинина и памятник-электровоз. Сейчас их нет, да и ж/д вокзал не принимает больше пассажиров. Однако почти на половину реализованное стремление довести Большую Арктическую Магистраль до этого здания - это уже весомая часть истории страны, ради памяти о которой должно сохраниться здание норильского ж/д вокзала как памятник истории. А чтобы он жил, в нём надо создавать музей этого БАМа. Экспонаты есть недалеко от Норильска, на "кладбище" образцов железнодорожной техники.

Народ на строительстве комбината и города работал разный. Одни "гнали туфту", другие самоотверженно трудились, применяя на практике свои знания, полученные "на гражданке". З/к Владимир Николаевич Глазанов, работавший до ареста в Физтехе у академиков Йофе и Чернышова, внедрил глубинный прогрев почвы током высокого напряжения. В грунт, окружающий нижнюю часть электродов, вливали раствор поваренной соли, чтобы увеличить проводимость грунта. Соль добывали на Нордвике в соседней Якутии. Между посёлками действовал "воздушный мост", обеспечивавший перевозку не только соли, промышленных грузов, но и з/к, а также вольнонаёмных. Так что и аэродром "Косистый" в Хатангском заливе, и Нордвик - памятники истории связанные не только с развитием Севморпути, но и со строительством Норильска.

Дудинка, построенная норильчанами. Фото с сайта foto.gazetazp.ruВ Дудинке особенно заботятся о сохранении первого каменного дома. В 1943 были закончены исследования ненарушенных термальных режимов грунтов. Впервые на практике эти исследования были применены для строительства восьмиквартирного жилого двухэтажного дома, расположенного на льдонасыщенных грунтах. В пропаренный грунт забивали сваи из лиственницы. Потом делали обвязку и на такой фундамент ставили дом. Этот дом по адресу ул. Советская, 8, стоит и по сей день. С другой стороны улицы, на крутом берегу Енисея, сохранилось очень интересное деревянное здание Речного вокзала.

В 1944 г. проектный отдел норильского комбината составил проект села городского типа Дудинка. Была спланирована система улиц Ленина, Советская, Горького, Островского, Матросова. Дома на этих улицах в 1944-45 г.г. в основном строили из дерева. Кое-что от деревянной застройки Дудинки сохранилось до сих пор. Эти дома комплексной застройки города – памятники градостроительства и архитектуры. Норильчане создали "душу Дудинки" – великолепный памятник Норильску.

В одной из квартир Медвежки. Фото с сайта foto.gazetazp.ruВ районе Норильска, на "Медвежке" было 15 лаготделение ГОРлага (городского особо режимного лагеря). Там, в стрелковом бараке, висел плакат: "А ты выявил хоть одного врага народа?" Барак для заключённых был в четыре секции, в каждой размещалась бригада человек в сорок. Подъём в шесть, через час – развод. С работ возвращались в 5-6 вечера. Сушились, ужинали. Потом проверка. После неё из барака выходить запрещалось. Еда – три раза в день (до 1951 - только два), в основном треска отварная и, как суповая заправка, овсяная каша. Иногда давали по 70-75 грамм местной рыбы.

Один из талантливых з/к, Ян Ходзинский, так сформулировал формулу строительства города и завода: "Наверху – Бог, по бокам – мох, впереди – ох!". На Медвежке был выстроен посёлок с многоэтажными домами, клубом, магазином. Сейчас посёлок превращён в груду развалин. Сносно сохранился клуб, бывшее здание НКВД. Если бы хоть его сохранить и в нём создать филиал музея комбината. Это здание не меньше чем ДИТР "тянет" на памятник истории. Памятник о тех, кто совершил трудовой подвиг на Медвежке, для тех, от кого зависит завтра страны.

Трубопроводный транспорт НорильскаПосёлок Медвежий камень

Продолжение следует

Справка автора

Гора Шмидта. Фото с сайта foto.gazetazp.ru"Норильская Голгофа": в начале 1980-х власти дали приказ снести большое кладбище заключённых, расположенное под горой Шмидта. В ответ родилась идея создать у горы Шмидта мемориал погибшим в Норильлаге заключённым. Сначала была установлена простенькая табличка японцами. Она была как бы предвестником нынешнего мемориального комплекса, получившего название Норильской Голгофы. В 1990-м норильчане соорудили стилизованную часовню без креста рядом с братской могилой, куда собрали уцелевшие из снесённых могил кости. В ней была размещена памятная доска, текст которой был посвящён погибшим здесь людям всех национальностей.

Строительство мемориального комплекса фактически началось с активных действий прибалтийских республик по увековечиванию имён своих сограждан в 1991 году. Факельные шествия выглядели впечатляюще. Помню, у меня создалось ощущение, что вообще Норильск строили в основном народы прибалтийских республик. Позднее появился памятник польским гражданам. Все последующие годы норильский мемориал под горой Шмидта дополнялся другими монументами и обустраивался. Сегодня Норильская Голгофа – часть исторического наследия Норильска и всей нашей страны, вместилище общечеловеческой скорби.
Вернуться назад

Монумент жертвам Норильлага Фото с сайта foto.gazetazp.ruПамятник репрессированным. Фото с сайта foto.gazetazp.ruГолгофа. Фото с сайта foto.gazetazp.ru

Владимир Козлов
Владимир Козлов, 9.09.2011 в 10:02
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 2 )
Йети съел этот комментарий
 Богомолова
Очередная очень сильная статья Владимира. Это наша история, жуткая бесчеловечная. Может быть следует открыть счёт для сбора средств на сохранение этих памятников эксплуотации людей?! Не знаю, но я бы включила эти повествования Владимира (немного обработав для детского восприятия) в школьные учебники истории вместо закона божьего.
Спасибо, Владимир! Жаль что здесь мало читателей!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо