2. Культура бакшиша и «all inclusive» по-«шармэльшейхски»
Аннотация серии статей

Мы всегда с горечью, а, подчас, и досадой воспринимаем факты, когда места, вещи или отношения с другими людьми, приносившие раньше удовольствие и радость вдруг перестают это делать. Кто в этом виноват? Не мы ли сами? Я в этом попытался разобраться, дважды за два года посетив одно и то же место и один и тот же отель в Египте. Это был знаменитый и ныне печально известный курорт на Красном море со звучным названием Шарм-эль-Шейх.

Египетские арабы – люди, всегда готовые улыбнуться. Возможно, такова лишь часть населения, отфильтрованная бизнесом в Хургаду, Шарм-эль-Шейх и иные туристические резервации. Заулыбаешься, если 60% бюджета страны формируют доходы от туризма. Но первое, что я увидел уже в погранзоне аэропорта Шарм-эль-Шейха в 2010 году и чем был неприятно поражен, так это как раз неулыбчивость и «заточенность» персонала аэропорта на конфликт. А ведь я привык, что данные признаки является исключительным достоянием Отечества.

На ласковом и мирном пляже отеля MarriottВ Египте виза покупается в аэропорту в виде марки за 15 долларов. Заполняешь латинскими буквами квиток из пяти строчек, отдаешь в окошко деньги, и - «пожалте бриться» - на паспортный контроль, дорогой гость. К улыбающимся гидам, носильщикам, продавцам Duty free и т.д. Но в этот раз все было не так. Окон, в которых продавали марки-визы, было всего два (а прилетело одновременно два «Боинга»); зато в самом удобном месте зала были установлены стойки, за которыми полдюжины хорошо откормленных ребят помогали заполнять эти квитки и тут же вклеивали в паспорта визы.

Брали они за этот «пакет» услуг 20 долларов. Обслуживались туристы (а желающих набралось немало) споро, но как-то не по-арабски, без артистизма, шуточек-улыбочек. Да и выражения лиц у «откормленных» было, как у сутенеров возле Третьяковской галереи, предлагающих пожилым, хорошо одетым любителям Врубеля в экскурсоводы молоденьких девиц, одетых в стиле «непоседа из 6 «Б» класса». Половина пассажиров быстро смекнула, что 5 долларов с них берут просто так, и вытянулась длинным хвостом в окошко за 15-долларовой визой. Служащий же за этим окошком творил чиновничий беспредел: со 100-долларовых купюр у него не было сдачи, купюры по одному доллару он не брал и т.д. Было досадно, но и смешно. Дело в том, что фонетика арабского языка позволяет арабам произносить выученные русские слова практически без акцента. И когда служащий в окне выкрикивал с озлобленно-мрачным выражением отрывистые русские фразы: «Не берем! Быстро! Давай только деньги! Уходи!» казалось, что это распоясавшийся русскоговорящий чеченец продает жаждущим сверхдешёвые паи в долевом строительстве жилья с видом на Кремль и Красную площадь.

И это египтяне, всегда готовые к улыбкеВпрочем, все разрешилось довольно быстро, и визы были куплены. Поначалу я отнес эту неприятность к единичной деформации местных нравов. Пусть уж лучше пограничники зарабатывают на нерегламентированных услугах, чем за деньги пропускают к палестинцам всякие там «стингеры». Увы, вскоре после того, как я убедился, что моя кровать в Мариотте утратила чудесную способность делать меня счастливым, подобного рода факты поведения египтян стали встречаться с пугающей регулярностью. Я стал разбираться почему. И вот что у меня получилось.

В восточных межличностных отношениях огромное значение имеет слово «бакшиш» (в данном случае - чаевые). В египетской же курортной культуре значение бакшиша из огромного превратилось в решающее. Так было всегда. Начавшееся с франко-английской колонизации, продолженное немецко-итальянской туристической экспансией, значение бакшиша в отношениях египтян с иноземцами всё усиливалось. Но замечу, усиливалось, оставаясь неизменным качественно. Пусть бакшиш стал для работающих в сфере услуг главным источником дохода. Он оставался подарком от чистого сердца за услуги, которые оказывают туристу улыбающиеся тоже от чистого сердца, ребята. Словом, культура бакшиша оказалась вполне совместимой с европейской ритуальной формой благодарности – чаевыми.

А где улыбка?Коммерциализация отдыха на Красном море почти сто лет эволюционировала в направлении индустриализации туризма с восточной спецификой. От Запада - работа и чаевые (бакшиш), от египтян - низкие цены и высокое качество услуг. Но случилось страшное. Куда более страшное для курортного бизнеса Египта, чем приплывшие к пляжам Шарм-эль-Шейха акулы-людоеды. Вернее акулы-людоеды, в местах, где их отродясь не было, стали мистическим знаком этого страшного… С просторов бывшего СССР, главным образом из России, а затем Украины, Белоруссии и Казахстана хлынули русскоговорящие отдыхающие.

Начавшийся в середине девяностых, к 2010 году количественный рост русских привел к качественному изменению психологической атмосферы курорта, а за ней  - неизбежную деградацию всей окружающей среды. Египетская курортная сфера услуг готова была принять от русских всё: и разухабистый алкоголизм, и бесцеремонность по отношению к окружающим, и дикое поведение за «шведским столом», даже воровство инвентаря из номеров; не могла она принять от посланцев просторов СНГ только одного – полного непонимания, а потому игнорирования культуры бакшиша. Для краткости и ясности, что я под этим имею в виду, приведу вполне реальные примеры. Хороший отель. В нем всегда живут преимущественно итальянцы. Шадам ежедневно убирает там закрепленные за ним номера. И он знает, что практически ежедневно получит оставленный ушедшими купаться постояльцами доллар.

А вот и MarriottВот снова  Marriott

Ну, могут быть выпадения. Уехали гости на экскурсию на пару дней. Но все же источник довольно стабильный. Этот бакшиш еще и не весь предназначен Шадаму, ведь он встроен в иерархию отношений с коллегами и начальством. Вдруг в номера Шадама заселяются русские. И поток однодолларовых или египетских пятифунтовых бумажечек иссякает… У русских масса достоинств, которые ценят египтяне. Русские много тратят, особенно на всякий сувенирный вздор, бывают неадекватно щедры, - только они с такой охотой потребляют ядовитый местный алкоголь, после чего активно эксплуатируют дорогущие водные развлечения, типа катания на банане за катером… Но уничтожить системную составляющую курортного бизнеса – бакшиш - египтяне, конечно, никому не позволят. Поэтому начинается деформация стандартных отношений… Только разместившись в номере по приезду, я выхожу в коридор и быстро нахожу своего Шадама. Они в это время обязательно где-то рядом. Здороваюсь. Спрашиваю его про жизнь и семью. Потом говорю ему, что с пляжа мы приходим переодеваться к обеду в 13 часов. Даю ему доллар и еще ручку с логотипом страховой компании «Энергогарант». Шадам берет деньги, как и предписано традицией, не глядя, зато по детски любуется грошовой ручкой; по выражению лица я вижу, что он благодарен мне и искренне рад общению. Больше мы его практически не видели. Номер убирался безупречно и в наше отсутствие, за это каждый день Шадам находил на одеяле свой доллар.

Комплимент от уборщика. Забыл оставить чаевыеА вот наши, тоже русские соседи, поддержанные несколькими земляками, уже по прошествии нескольких дней сетовали русскому представителю турфирмы: «Как только мы возвращаемся, в номер приходят убираться! Из полотенец все время крутят лебедей, а пузырьки шампуня и крема после загара взамен пустых дают после второго напоминания!» От себя добавлю, что у таких постояльцев еще и засоряется сток - то в душе, то в раковине, то перестает включаться кондиционер или телевизор. Не нужно быть сильно проницательным, чтобы понять – прислуга напоминает о себе всеми доступными ей средствами.

И вот, что любопытно, большинство русских нарушителей традиции бакшиша в конце концов сдаются. Но это уже ничего не меняет. Я наблюдал в открытую дверь чужого номера, как брюхатый соотечественник с золотой унитазной цепочкой на шее, нависнув над уборщиком, с купюрой в руке вещал:

- Вот тебе двадцать долларов! Убирай номер утром и хорошо. А если ты, сука, еще хоть раз припрешься после обеда, я тебя в толчке утоплю…

Эту тираду мужик произносил несколько раз, все более повышая голос, полагая, видимо, что чем громче русская речь, тем основательнее проникнется своей миссией уборщик, даже по-английски не знающий, что такое «сука», «припереться» и «толчок». Тем не менее, двадцатку уборщик взял и потом долго еще в некотором оцепенении стоял в коридоре, что-то тихо бормоча на арабском. Через несколько дней на пляже моя жена спросила этого мужика, наладилось ли у них с уборкой номера. На что тот, с присущей этой породе людей образностью и лаконичностью ответил:

- Хрен там! (здесь дан цензурный вариант фразы – прим. автора ).

А с этим коридорным у нас полный бакшишПосле чего принялся бранить арабскую нацию за леность и неблагодарность. А по мне, так поведение уборщика вполне логично. Если он, создавая в меру сил неудобства жадному русскому, «срубил» с него двадцатку, - вдвое больше, чем ему оставят за две недели итальянцы, немцы или редкие нормальные русские, то он справедливо полагает, что больше этот толстяк ему уже ничего не даст. Зачем стараться, если есть правильные гости, которым нужно по-прежнему всё делать качественно, справедливо ожидая бакшиш. Так что формальная логика (есть такая научная дисциплина) во всем мире одинакова, а национальная логика везде разная, и наблюдение ее особенностей, вообще-то говоря, и является целью вменяемых туристов, даже если они никогда над этим не задумывались.

Похожа ситуация и в ресторанах гостиниц, только с большим ущербом для репутации русских. Место ведь публичное. В пакете услуг для русских туристов, в частности и в Мариотте, предусмотрено питание «all-inclusive». Русские, взросшие на турецком варианте этого стандарта, предполагающего краны с алкоголем в свободном доступе, тут же вступают в клинч с ресторанной обслугой. Дело в том, что в Египте «включены» только напитки (безалкогольные, вино и пиво) за обедом и ужином, которые нужно заказывать официанту. Русские, не дающие официантам на чай, обслуживанием официантов крайне недовольны. Дело в том, что если они заказали себе вначале, скажем, бокал вина, а потом захотели чего-то еще, повторить заказ из-за неуловимости официанта становится делом сложным и нервным. Поэтому значительная часть русских и, особенно, украинцев делают первый заказ примерно так: сок (апельсиновых - два, ананасовых - два, манго - 4, гуава -2), вина (два белых, два красных) и два чая. Официанты, не моргнув глазом, все это приносят, им не жалко, не их. Столики, за которыми сидят пары с просторов СНГ, видны издалека. Нетрудно догадаться, что все это не выпивается, а заказывается для удобства (так и хочется добавить и из жлобства).

Ну, могу и улыбнуться, за деньгиОфицианты уже после первого ужина четко запоминают клиентов, дающих на чай (бакшиш), и впоследствии обслуживают их безупречно, внимательно следят за чистотой стола, приносят напитки непосредственно к блюду, меняют приборы, можно даже не ходить к шведскому столу, а просить принести официанта, если сможешь объяснить что. Но давать на чай нужно не тогда, когда в тебе взыграла щедрость, а систематически, и еще лучше садиться за столик к одному и тому же официанту - они ревнивы… Есть еще масса тонкостей в сфере, которую я называл культурой бакшиша.

Но уже эти непридуманные и типичные примеры, как мне представляется, подтверждают мою грустную гипотезу о начавшихся негативных изменениях в окружающей природной и культурной среде египетских курортов. И как знать, только ли египетских? Но почему именно русские, а не англичане или немцы, которые все еще в численном превосходстве на курортах и тоже, так сказать, «не подарки» в культуре поведения, стали столь губительны для этих благословенных морских красот?

А где улыбка?Русскоговорящее население СНГ не является носителем традиции. Я бы сказал больше: поколения, выросшие в СССР и воспитанные ими дети, почти утратили осознание себя, как «русского народа». Именно поэтому вместо русского или даже российского народа я предпочитаю использовать термин «русскоговорящее население». Это - результат семидесятилетнего подавления национальных традиций. Иными словами, мы - люди (к себе я это отношу в полной мере), лишенные наследства национальной традиционности. Традиции - базовый элемент веры. Будь то традиции религиозные, ритуальные, сексуальные или бытовые. Мы их с рождения воспринимаем на веру. Ведь когда мать говорит своему малышу: «Это - нельзя», и добивается исполнения запрета, она не объясняет ему почему (ядовито, горячо и т.п.). Опыт – «сын ошибок трудных», в познании мира и формировании самодостаточности личности обычно приходит в виде наложения на формируемую с младенчества национальную традиционность.

Мы в силу печальных обстоятельств истории XX века были этого лишены. Но, пройдя через горнила лишения национальной памяти и расчистив этот участок мозга, русские, конечно, получили компенсацию (от Дарвина ли, от Бога - не знаю.) Назову некоторые из них:

  • Россияне смелы до глупости, вплоть до отключения инстинкта самосохранения.
  • Россияне незаконопослушны. Они не боятся и даже любят нарушать закон. Не останавливает их угроза самого жесткого наказания.
  • Россияне самоцентричны. Их субъективное восприятие мироустройства таково: «В центре - я, вокруг - все остальные, и где-то на недосягаемой высоте - Бог». Религиозность россиян основывается не на поиске пути к Богу (пути к спасению), а поиску доказательств, что Бог есть. Но об этом - в другом месте.
  • И, наконец: современные россияне независимо от пола и возраста очень агрессивны…

Есть еще несколько важных характеристик так называемой ментальности русскоговорящего населения, но для целей этого повествования перечисленных вполне достаточно. В отличие от русских, арабы - ярко выраженные носители национальной традиционности. Достаточно высокий уровень традиций поддерживается и нациями современной западной Европы. Поэтому, когда немецкая или английская традиционность сталкивается с арабской, могут происходить трения и даже конфликты, но status quo в конечном итоге сохраняется. Каждый остается при своих, чуть внеся коррективы-уступки в поведение на территории, где он гость.

Образец российской чаровницы на променадеСовсем другое дело, когда фундаментальная арабская традиция сталкивается с нашествием людей, для которых ценность традиции отсутствует на уровне подсознания. Начинается ломка. Англичанка может появиться на «променадной» улице египетского курорта в шортах и топике, но на арабский рынок оденется с уважением к местной традиции. Русская же женщина (замечу, - не проститутка) может придти на рынок в туалете, который даже гениталии полностью не прикрывает. Надо понимать, что творится с мужчинами-арабами, большинство из которых до брака вообще обнаженную женщину не видит. Но даже это не позволяет арабам нарушить традицию корректного отношения к русскоговорящей женщине. Для того чтобы они начали приставать, женщина должна хотя бы взглянуть на них определённым образом. Поэтому рассказ о непочтительности и сексуальной агрессивности арабов - ложь, распространяемая не очень умными дамами с сексуальными проблемами, провоцирующими темпераментных южан.

Примерам неуважительного отношения (и даже прямого, агрессивного попрания) русскоговорящими туристами местных традиций несть числа. Думаю, что они своей численностью превосходят подобного рода действия всех других национальностей, вместе взятых. Вот этого культурная среда уже выдержать не может; она начинает меняться, а, вернее, деградировать. У местного населения начинает формироваться всё более заметная прослойка людей, которые не хотят распространять культуру отношений, предписываемых национальной традицией, по отношению к туристам. Отсюда учащающиеся, хотя и все еще редкие, факты неуважительного отношения к женщинам, агрессивность и небрежность в обслуживании клиентов, и даже воровство.

Красавицы и чудовищаВсе становится гораздо проще, если, скажем, традиционную арабскую установку «к чужой женщине нельзя прикасаться» дополнить нетрадиционным «если эта женщина не потаскуха». Дальше - больше. А как отличить порядочную женщину от непорядочной? Да просто. Потаскухи публично демонстрируют половые признаки и строят глазки. А кто так себя ведет на египетских курортах? Далее любой непредвзятый и вдумчивый читатель, отдыхавший в Египте, самостоятельно найдет немало аналогичных примеров ломки национальных традиций под воздействием русскоговорящей экспансии в самых разных отношениях между курортниками и местным населением. Но если бы деградировала только среда межличностных отношений на курортах, то проблема решалась бы довольно просто. Уже существуют, в том числе и в Шарм-эль-Шейхе, огромные «пятизвёздочники» – резервации, «заточенные» исключительно для русскоязычных посланцев с просторов СНГ.

Но вслед за культурной деградацией начинает необратимо портится и природная среда, причем это не просто техногенная деградация (когда утрачивается многообразие и красота живого), которая неизбежно сопровождает освоение курортами дикой природы. Мне кажется, существует неочевидная связь между исчезновением многовековых (традиционных) укладов жизни местного населения и своеобразными процессами изменения природной среды. Когда природа не умирает под натиском нетрадиционного поведения людей, а являет себя также в нетипичных и, увы, чудовищных формах, подобно акулам-людоедам, вдруг явившимся на традиционно безопасные мелководья коралловых пляжей Шарм-эль-Шейха. Но эта гипотеза уже для другого рассказа.

Продолжение следует

Статья просмотрена: 4989
Рейтинг статьи: 3
Bookmark and Share
Страны: Египет
Виктор Барабанов
Виктор Барабанов, 26.06.2011 в 10:36
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 16 )
 Будник
Ирина Будник 26.06.2011 в 15:11 (ссылка)
Солидарна с Вами, Виктор, практически по всем позициям. Неоднократно приходилось одёргивать соотечественников, которые решили, что вот тут-то уж точно в князи попали.
И уж вовсе не приходило в голову обижаться на стюарда за произведения искусства, которые он вертел из полотенец :) В номере всегда было идеально. А в баре кофе варил мальчик, как себе - очень вкусно. Кроме бакшиша и ручек с логотипами египтяне очень любят русский шоколад))) мы всегда с собой везём много вкусняшек - и всех угощаем. Особенно счастливы садовники)))
 Максюта
Очень полезная и тревожная статья. Хорошо бы, чтобы её прочитали представители наших турфирм. И неплохо бы им создать дельные брошюрки, которые можно будет вручать вместе с путёвками и давать ознакомиться с ними ещё до приобретения путёвки.
 Будник
Ирина Будник 26.06.2011 в 16:28 (ссылка)
Вы правы, как никогда. Многие, особенно кто впервые едет в Египет, не знают особенностей поведения и культурных традиций. Да и бытовое хамство у нас, прямо скажем, зашкаливает. Только наши способны прямо из бассейна, в мокрых шортах переться в ресторан и плюхаться на мягкие стулья. Хотя объявления висят - спецом для нас, к стыду: "В пляжной одежде не заходить". Ещё стыда нахлебаешься в отелях, ориентированных на европейцев. Таблички на пляже, полиязычные... англичанам, немцам, испанцам, итальянцам - "не рекомендуется", "просьба не заплывать..", "обращаем внимание на..", "пожалуйста, не отламывайте кораллы" - и только русским - "верботен". "За ограждение коралла заплывать запрещено!" "Коралл ломать запрещено!" "Ночью купаться запрещено!" Как животным команды. Очень стыдно, и не до обид, коли сами виноваты. Вот скажите, кого винить, когда милый и профессиональный египетский массажист спрашивает:" А где твой муж? Работает? Здесь нет? О, тогда он там - женатый, ты тут холостая." Что, он сам это придумать смог? Вероятно, наши русские дамы объяснили. И на кого обижаться? На египтян?
 Федорченко
Я помню момент, когда только началась гастарбайтерская тема в Германии (здесь-то никто и не знал, о чем речь вообще идет, - протестовали против ущемления прав других народов, идиоты, вместо того, чтобы опыт изучать и выводы делать). Так вот, там в больших магазинах стали вешать таблички на турецком языке: "Мочиться нельзя", "Воровать нельзя". Просто потому, что турки не знали, что мочиться нельзя. У них-то можно было. Теперь о другом: мне один джентльмен пересказал дневниковые записи какого-то видного путешественника европейского, пережидавшего буран где-то в районе Монблана в альпийском домике вместе с парой русских путешественников. Дело было в 19-м веке. Европеец писал: "Как и все русские, эти люди были блестяще образованы, говорили на 4-х языках" (тогда в Европе полиглотов не было). За 20 лет русские сами низвели себя до положения скотов. И, что самое интересное и обидное, - никакое ЦРУ в этом не виновато!
 Федорченко
Вот, что интересно: недавно один джентльмен, руководитель крупнейшего образовательного картеля (так назовем) Москвы пригласил меня попить пивка на Арбат. О жизни говорили, о низком качестве образования, о том, что Москва стала городом, где москвичи - немногочисленная этническая группировка. В общем, самые банальнейшие темы, которые сейчас не обсуждают только за Стеной. Закончили с пивом примерно в 01.30. Мой собеседник сладко потянулся и пошел отлить прямо на стену бывшего магазина "Охотник", - соседний дом с театром Вахтангова. Я немного удивился и попробовал намекнуть ему на некоторую неуместность происходящего, - в стиле старого анекдота про Большой театр. Но джентльмен, орошая арбатскую стену прямолинейно заявил, вращая налившимися кровью белками: "Это мой город!"
 Максюта
У нас в школах хотят ввести предмет "Религиозные основы культуры" (или что-то в этом роде). А почему бы и нет? Почему бы не рассказать, как шёл когда-то святой Пётр, увидел на тротуаре чей-то окурок, поднял его и отнёс в урну. И с тех пор пошла православная традиция подметать полы и улицы. Только не полезней было бы ввести просто предмет "Бытовая культура"? И не факультативом, а обязательно и с оценкой в аттестат. Это для начала и срочно, а потом можно и религиозные и всякие другие основы.
 Федорченко
Валерий! Спуститесь с небес, где Вы беседовали, видимо, со св. Петром. Вы хотите объяснить каннибалу, что есть себе подобных некультурно? Объясните также педофилам, что развращать малолетних плохо. Не смешите публику, уважаемый! Выход есть и он давно реализован во многих странах: ЗАКОН. Там, где есть система исполнения наказаний, никто не гадит на улицах. Попробуйте бросить пустую банку от пива где-нибудь в Финляндии. Вам мало не покажется. Они даже в лесу, простите, не писают. Потому что знают: наказание (денежное) неотвратимо. А у нас людей можно безнаказанно убивать. Кстати, а до благородного поступка св. Петра славяне в грязи жили и дома полы не мыли? Ужас...
 Будник
Ирина Будник 26.06.2011 в 22:20 (ссылка)
Валерий, преподавать в школах, хоть с первого класса и по 5 часов в неделю предмет "Бытовая культура" мы опоздали примерно на четверть века. Тут Александр прав - формула "Это мой город" вывернута наизнанку. Бытовой пример: мы получили квартиру, переехав в другой район города. Идём с сыном из садика сложным зигзагом (выбирая, куда поставить ногу, чтобы банально не вляпаться в собачьи "произведения") и попутно повторяем новый адрес. Дом, улицу, квартиру ребёнок называет верно, а город упорно именует Соломбальским (по району Соломбале, где он родился). Я всякими наводящими пытаюсь его "навести". В частности, спрашиваю: "А где мы все-все живём - и соломбальцы, и варавинцы?" Сын, с трудом увернувшись от очередной кучки, раздражённо отвечает: "В собачьем туалете!"
 Максюта
Насчёт привития уважения к закону - абсолютно с Вами согласен. Но думаю, что это нужно делать НЕ ТОЛЬКО суровыми и неизбежными наказаниями тех, кто закон нарушил, а ЕЩЁ И воспитанием тех, кто закон ещё не нарушил. Идеальное место для воспитания - школа. Там это можно сделать обязательным, а в семьях - нет.
Что касается мытья полов, то их, конечно, мыли и безотносительно знакового подвига Св.Петра, как делали и всё другое, что есть хорошего у славян, но мне кажется (только!), что религиозные основы культуры как раз и займутся раскапыванием связей этих нормальных привычек с различными библейскими эпизодами. Да ладно! Лишь бы под себя не гадили - с религией или без!
 Федорченко
У меня одна знакомая, владелица собаки, говорит так: буду убирать за своей собакой на улице, только когда Лужков за всеми бродячими собаками уберет! О чём тут говорить... А теперь Лужков уж из Австрии точно не поедет собачье дерьмо в Москву убирать... Но не только у нас крах нравственности и морали. Побывав в сердце оплота традиционного ислама - в столице Иорданского Хашемитского Королевства - по приглашению одного из руководителей Королевской комиссии (умолчу о ее названии), я познакомился с ним следующим образом. Сев в машину к шейху, я услышал, без всякого предисловия, причем выхлоп был характерным: "Вчера на свадьбе принца Хуссейна так нажрались... Не могу больше пить..." Потом шейх поинтересовался, не привез ли я с собой сала (я летел с Украины).
 Будник
Ирина Будник 26.06.2011 в 22:44 (ссылка)
Александр, закусывать салом самогон арабы начали не вчера))) Поверьте на слово))
 Максюта
Да, глобальное падение нравов... Но, Саша, take it easy! Всё равно из тебя не выйдет Иисуса Христа, и даже "всё равно тебя не отчеканят на монетах заместо герба". Зато ты эффективный админ!
 Федорченко
Валерий, привет! Я очень ценю наши приятельские отношения, но это вовсе не значит, что я панибратски на сайте буду обращаться к Вам, уважаемый сэр, "Мак" или "Валера". Кроме того, почему у Вас, сэр, сложилось мнение, что мой профиль не отчеканят на монетах? Нам это знать не дано. Хотя я к этому и не стремлюсь, так как от природы скромен. Иисусом Христом я сам не хотел бы быть, так как вижу, насколько неэффективным было его первое посещение. Для нашей цивилизации нужны правила Ветхого завета, закон Моисеев. Глаз за глаз. Тогда всё будет в порядке. Человечество понимает один язык: язык кнута. Пряник - только прикладывается. Иногда. За признание эффективности моего руководства сайтом гран мерси. Всё - для членов Энциклопедии! Глобальное же падение нравов меня нисколько не ввергает в оторопь. В комментах я просто делюсь своими наблюдениями. А едят ли мусульмане сало, набивая лбы в мечетях - интересует меня лишь постольку, поскольку это любопытное этнографическое наблюдение.
 Богомолова
Спасибо, Виктор, за интересный рассказ и анализ результатов глобализации на примере одного всемирно-знаменитого курортного города. Меня Ваше исследование ещё больше уверило в том, насколько каждый ответственен за то, что происходит вокруг нас. И эта ответственность увеличивается в геометрической прогрессии с развитием средств связи и способов передвижения. Когда-то человек отвечал только за свою семью, потом - за общину, далее - за страну, а теперь - за планету. обычаи, привычки, традиции мигрируют вместе с людьми и как ни говори, что "в чужой монастырь со своим уставом..." , "монастырь" у всех теперь общий - планета Земля.
 Владимиров
Интересная тема... я впервые побывал в Египте еще на рубеже нового тысячелетия. Тогда еще русских туристов было очень мало, в основном, "туристы СССР". Позже, я бывал в Египте еще раз пять или шесть. Так, что мог наблюдать количественную динамику русского турпотока и его качественные изменения.Эти графики- абсолютно зеркальны,... и они, увы, продукты прямого воздействия т.н. "рыночной экономики" на российский социум
 Иванов
Осип Иванов 29.06.2011 в 22:15 (ссылка)
Тему бакшиша Виктор использовал для анализа "облико морале" россиян довольно удачно. Постматериальные ценности для большинства россиян вещь пока неведомая. Нет уважительного отношения между собой, а что уж говорить об отношении к арабам. Американцы тему межнациональных отношений прошли в 60-70-х. Даже интеллигент В.Аксенов в очерках об Америке , не помню полного названия " Грустный бэби ", вроде, отметил, что чернокожие чувствовали с его стороны сдерживаемое превосходство. А от россиян воспитанных на всеобщем мате и шансоне , взлетевших на лифте 90-х , ждать культурного поведения пока рановато. Для начала нужно таджиков начать уважать с их 5-тысяче- летней историей. Не думаю что рядовые колонизаторы из Англии были уж очень вежливы с покоренными народами. Но думаю и у нас дождемся перемен лет через двадцать, если власть полковников сменится. А пока нужно бороться с матом и драками в школе. Виктор, можешь ли ты вспомнить, чтобы в 60-х мальчишки дрались с девчонками? Вот и ответ... Оскотинили мы страну. Да, мы все вместе, при нашем попустительстве. Так , что грейте пока животы среди свинообразов и используйте метод Аксенова по выдавливанию из себя "хомо советикуса".
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо