Апсары носят брюки и «втыкают» в Интернет
Аннотация серии статей

«В Парват, к своему буту, ездят на Великий пост. Тут их Иерусалим; что для бесермен Мекка, для русских - Иерусалим, то для индусов Парват. И съезжаются все нагие, только повязка на бедрах, и женщины все нагие, только фата на бедрах, а другие все в фатах, да на шее жемчугу много, да яхонтов, да на руках браслеты и перстни золотые. (Ей-богу!) А внутрь, к бутхане, едут на быках, рога у каждого быка окованы медью, да на шее триста колокольцев и копыта медью подкованы. И быков они называют ачче». Так писал в год 6983-й (1475-й) тверской купец Афанасий Никитин. Изменилось ли что-то там, за тремя морями, в течение прошедших пятисот тридцати лет?

Девадаси (служительница бога) – что может быть почётнее для девушки, посвящённой божеству? Ритуал свадьбы – это не театральное действо, это всерьёз, это – до следующего воплощения. Девадаси не служанка – она земная супруга, дом её – храм, обитель божественного мужа. С богами не болтают о ценах на рынке, с богами – беседуют о высоком и высоким же штилем. Язык богов понятен всем без исключения, ибо изначален, как и само божество. Этот предвечный высокий штиль божественной беседы – танец.

Украшения ограды храмаНет на нашем голубом шарике ни одного народа, который был бы лишён возможности беседовать с богами на их языке. Язык один, диалекты разные. Барыня, танго, гопак, кучипуди, одисси – крохотная толика  неисчислимого ряда. Но если первые три «диалекта» ассоциируются скорее с национальной ментальностью, то последние - гораздо глубже, нежели просто фирменная индийская метка. Подавляющее большинство россиян ассоциирует индийский танец либо с индийским кино, либо с пресловутым «танцем живота». Да, танец живота имеет изначально индийскую прописку, и индийское кино без танцев немыслимо.

К Танцу в Индии отношение особое. Это не просто элемент культуры, это путь от себя к себе, поиск и выражение собственного «я», катарсис и воспарение.

Гора Кайлас. С сайта yaplakal.comВ представлении индусов все классические искусства неразрывно связаны с божественностью. Они верят, что Шива-разрушитель, один из трёх верховных богов индуизма, ещё и источник танца - Натараджа. Он танцует и разрушает Вселенную, когда настают урочные времена. Одновременно же Шива - великий аскет. По верованиям индусов, гора Кайласа в Гималаях – медитационный «коврик» Шивы-отшельника. Сплав танца и йоги – две неразделимые ипостаси Шивы, танец его – лишь миг между выдохом и вдохом Маха-Вишну, когда рождаются и уходят в непроявленное состояние мириады Вселенных.

Танцующий Шива. С сайта profile.iiita.ac.inТанцующий Шива. С сайта zanarod.ru

Статуэтка танцующего бога (четырёхрукий Шива Натараджа) – своего рода конспект древнейшей философии индусов. В верхней левой руке Шива держит дамару - маленький барабанчик, от которого исходят вибрации жизненной силы, первого шага в эволюции Вселенной. Дамару символизирует рождение первозданного звука "ОМ".

Танцующий Шива. С сайта blogs.mail.ruВторая левая рука Шивы, опущенная по направлению к пальцам поднятой ноги, олицетворяет освобождение и избавление. Верхняя правая рука держит блюдо с огнем (в другом варианте - трезубец) - символы очищения и разрушения, а нижняя, с вытянутыми пальцами и омкарой на ладони, символизирует защиту. Стопа правой ноги, попирающая карлика, разрушает путы, которые охватывают душу и уводят ее в мир невежества и иллюзии, а поднятая левая нога является символом освобождения от Самсары (цепи перерождений). Как видим, с танцевальным искусством в Индии всё очень не просто.

Хотя легенда о рождении танца рисует картину с виду легкомысленную.

  Однажды настал момент, когда боги переделали все свои важные дела. А поскольку в грехе безделья замечены не были никогда, то и решили заполнить «бездельную» паузу пересказом историй с помощью мимики, жестов, смены поз и движений. Так и родились искусства танца и драмы.  

Конь – правитель идеальный

У ворот храмаМногие столетия танец был лишь высшей формой молитвы, потому исполнялся исключительно в храмах. Точнее, в специальных алтарях ната мандапа, возводимых рядом с главным святилищем храма. Обширные крытые площадки на высоком цоколе, с точки зрения архитектуры – не бог весть что, за пару минут вокруг обежишь, не запыхавшись. Однако не хватит и месяца, чтобы рассмотреть украшающие алтари фигуры апсар (небесных танцовщиц), изваянных древними скульпторами с поразительным мастерством и недюжинным проникновением в сакральный смысл танца. Сотни фигур – и ни единого повторения жеста, позы… Невероятно жаль, что до нашего времени сохранились лишь редкие жемчужины из некогда богатого ожерелья алтарных построек. Время и вандалы не пощадили древней красоты, но даже будучи повреждёнными, апсары завораживают. В них – Жизнь, в них – Дух Шивы. В каждой чёрточке, проведённой резцом ваятеля – своя тайна, своя бездна.

Говорят, если прийти к такому алтарю бархатно-чёрной индийской ночью, зажечь факел и сделать несколько шагов, то апсары оживают. Нет, никакой мистики, просто игра света и теней, но… Душа танца, сакральное искусство религиозной храмовой драмы не подвластны времени. Вот и весь секрет. Просто? Куда уж проще! В древнеиндийских трактатах о танце приводится 28 положений для одной руки и 24 положения для двух рук вместе. Хасты и мудры - это не жесткий канон, это золотые нити, вплетённые в кружевно.

Падма Путту. Один из элементов танцаПадма Путту. Один из элементов танца

Как различаются узоры в кружевных изделиях, так же различаются, контекстуально, и значения-смыслы положений. К примеру, патака (положение руки, когда все пальцы сомкнуты, ладонь раскрыта) может символизировать ночь, свет, реку, коня, жару, открывание и закрывание двери, улицу, равенство, клятву, идеального правителя, волны океана, сон, восхваление. Представляете, сколько надо знать и как нужно чувствовать, чтобы читать патаку однозначно в момент её исполнения, а не приблизительно, с учётом полисемантичности этого положения руки?! Примерно так же, как и видеть ясный смысл в русскоязычной абракадабре «косой косой косил косой косой» Если эта фраза кажется вам полной бессмыслицей, то проникновение в философский смысл классического индийского танца будет, пожалуй, изрядно сложной работой.

От султаната до Болливуда

Великий МоголВпрочем, индийский танец – это не только классика, это и более понятные и современные стили, невероятно прекрасная и притягательная хореография. Собственно, классический индийский храмовый танец претерпел существенные метаморфозы с внедрением ислама на территории Индии. Священная для индусов религиозная драма, созданная и заповеданная богами, была не понятна и не нужна в раззолоченных дворцах хорасанской знати во времена Делийского султаната, была неинтересна потомкам Чинхисхана (период правления Великих Моголов).

Во времена колониального владычества Англии, с её пуританским ханжеством, древнее танцевальное искусство покорённой страны выжигалось калёным железом. Воспевание в танце деяний индийских богов было опасно для колониальной политики.

Английский колонизатор. С сайта arbatovagidepar.livejournal.comПронизанное чувственностью воспевание жизни во всех её проявлениях не могла переварить застёгнутая на все пуговицы чопорная английская мораль. Девадаси, земные супруги великих богов, стали восприниматься как непристойно откровенные девицы. И, как великий акт битвы за «окультуривание дикарей», началось повсеместное разрушение алтарей ната мандапа, уничтожение «порнографической скверны» - прекрасных в своей величественной естественности изваяний танцующих апсар… Вот почему алтарные постройки сохранились лишь в труднодоступных местах.

Ломать - не строить, душа не болит. Но если постройку разрушить не столь уж сложно, то вытравить наследие тысячелетий из памяти народа – задача практически невыполнимая. Искусство классического танца хранили бережно, до лучших времен. Практически до начала ХХ века. Среди таких, без преувеличения знаковых для Индии имен, как Удай Шанкар, Рукмини Деви Арундейл, Вемпати Чинна Сатьям, Баласарасвати, не затерялась и гордость российского танцевального искусства, великая балерина Анна Павлова, стремившая привнести в классический балет толику классического индийского танца. Классический танцевальный канон вернулся во всём своём великолепии.

Эти изваяния смущали варваров-англичан. С сайта suntraveltour.ruЭти изваяния смущали варваров-англичан. С сайта download2u.tk

В настоящее время помимо классического танца в Индии существуют десятки вариаций и форм народных танцев (фольклорные мотивы), полуклассические стили (кришнаттам, отхан туллал, чхау, кудияттам и множество других). Существует и стиль популярнейшего в России танца индийского кино – Болливуда (как называют «фабрику кино» Индии, выпускающую ежегодно больше фильмов, чем все студии Голливуда). Фольклорный танец Индии и эстрадный его вариант – кинотанец, далеко не так сложны в сравнении с породившей их классикой, не столь философичны и знаковы. Тем не менее, эти формы хореографического искусства завоевали огромное количество поклонников. Школы индийского танца (в самых разных вариациях стилей и форм) популярны практически во всём мире. Россия тоже не исключение, скорее, наоборот.

Поту Кучи, а Хакамада ни при чём

Падма Путту. Один из элементов танцаДесять лет назад в Москву из Индии «привезли» кучипуди. Странно звучит, да? Словно багаж переместили из одной части света в другую. Да, собственно, кучипуди и есть багаж, только не вещественный, а культурный. И везли его не в сумке или ящике – в сердце хрупкой индийской женщины Падмы Путту. Она стала первой ласточкой, первым учителем индийского классического танца кучипуди в России. Занятия кучипуди проходят в культурном центре при посольстве Индии. Первые ученицы Падмы уже давно и успешно ведут свои собственные группы, школы, студии в разных городах. «Кучипудизация» России – не столь уж и фантастический вариант. Желающих постигать танцевальную традицию кучипуди в одной лишь Москве столько, что всех жаждущих приобщиться к древнейшему таинству вряд ли сможет вместить культурный центр при посольстве. Потому в ближайших планах Падмы - открытие Центра храмового танца кучипуди.

Но по порядку: сначала о танце, потом о школе. Зародилась танцевальная традиция кучипуди в глубочайшей древности, в штате Андхра-Прадеш на юге Индии. Этимология названия "кучипуди" восходит к «поту кучи» (мужчина-танцор), попросту «танцор-брамин»; «пуди» - деревня, построенная на насыпи. Но это не единственная трактовка. Специалисты-санскритологи полагают, что "кучипуди" - искажение слова "Кучелапурам", наименования деревни, в которой, согласно древнеиндийскому эпосу, жил бедный брамин - друг бога Кришны. Ну, выбирайте, какое толкование больше по душе, а мы продолжим краткий экскурс в историю.

Мадрас. Академия кучипудиФото 19 века. Храмовые танцовщицы - девадаси

Многие столетия традиция кучипуди передавалась от учителя к ученику и являлась исключительно мужской. Все роли, включая и женские, исполняли мужчины-брамины из деревни Кучелапурам. В те времена полагали, что красота женщин-танцовщиц будет мешать восприятию зрителями божественно-философского смысла религиозной драмы. Потому мужчины выступали в женских одеяниях и гриме. Женщины стали исполнять кучипуди лишь в середине ХХ века, благодаря великому, как считают индусы, гуру Вемпати Чинна Сатьяму. И не только женские роли, но и традиционно мужские вскоре начали играть танцовщицы. Теперь кучипуди – в основном женская традиция, причём, сольное исполнительное искусство, в котором нет ничего случайного. Своё особенное значение имеет каждый, даже самый мельчайший штрих: жесты рук, движения пальцев, положение глаз, скульптурные позы тела и даже особенности концертного костюма и грима.

Мадрас. Падма Путту с одним из высших мастеров школы кучипудиМадрас. Падма Путту с одним из высших мастеров школы кучипуди

Собственно, кучипуди – это интеллектуальная театрализованная йога в сочетании с физическим, психологическим и нравственным совершенствованием. Парадокс нашего времени: успешным бизнес-леди не хватает дамской изюминки, естественного шарма, а красивым от природы девушкам недостаёт какой-то толики в интеллектуальной сфере, чтобы не вскарабкиваться  к успеху, а плавно и гармонично туда восходить. Бизнесмен и политик Ирина Хакамада – умнейшая тётка с экзотической внешностью, успешна, знаменита, но… Вы можете представить Хакамаду вальсирующей? Вы её в юбке видели хоть раз? Угловатость и резкость движений, высказываний, поз – политик и бизнесмен, вот хоть тресни! Другая дама-политик, Любовь Слиска. До того внешне женщина, плавно-округлая, с притягательными формами, что в её высоком интеллекте уверены лишь те, кто с ней непосредственно общается. Вот вам два вида дисгармонии – квинэссенция, так сказать. Эх, этих бы двоих леди да под чуткое руководство Падмы – через полгода бы не узнать было!

Падма Путту. Один из элементов танцаУкрашения ограды храмаОдин из спонсоров академии кучипуди - махараджа Мадраса

Кучипуди даёт каждому именно то, чего не хватает личности для полной гармонии. Освоение хаст и мудр (особых движений пальцев и ладоней) существенно расширяет интеллектуальный потенциал, развивает воображение. Выполнение канонических жестов, движений и поз вырабатывает не только способность к идеальному равновесию, но и формирует динамику стиля и образа. Присущая этому уникальному танцу театрализованность даёт исполнителю ценнейшее умение увлекать и «держать» аудиторию сколь угодно долго – то есть, качества, необходимые лидеру, универсальный язык общения с многообразным миром…

Танмани – что за валюта?

Падма Путту в 5 летШкола. Школа. Школа. Поймайте первую свою, личную, персональную ассоциацию. Уроки. Обязанности. Закон Бойля-Мариотта. Пифагоровы штаны. Яблоко, выбившее из макушки Ньютона закон всемирного тяготения. Ну, что ещё-то? «К четырём прибавить два, по слогам читать слова учат в школе. Книжки добрые любить и воспитанными быть учат в школе». А просто любить – учат в школе? Не сочинения про «луч света в тёмном царстве» карябать по шаблону, а почувствовать смятенную душу Катерины  и посочувствовать ей – этому нас не учили. Культуре чувств и чувственности, культивированию эмоций, сопряжению эмоций. Мы умеем найти кратчайшее расстояние между пунктами А и Б – и не умеем найти себя. Мы, в подавляющем большинстве, эмоциональные невежды, зацикленные на карьерном росте и какой-то полумифической успешности. У нас странная, рационалистическая школа – и образовательная, и жизненная. И как воздух (а может и больше, чем воздух) нам нужна другая школа – школа эмоции, обучающая культуре чувства.

Вот так мыслит Алексей Фёдоров – человек, который привёз в Москву кучипуди. Вместе с Падмой, разумеется. Что значит «вместе»? Да то и значит – и мыслят они совместными категориями, и привезли вместе, и приехали вместе, соединив две жизненные дороги в одну, семейную. Их познакомил кучипуди. Танцевала Падма, Алексей был зрителем. Дети разных, невероятно разных, стран нашли общий язык, имя которому – кучипуди. Падма практически с первых дней жизни выбирала свой путь в этом мире. Поначалу, как и все мы, не осознанно, под влиянием традиций и воспитания в семье, по примеру родителей.

Мадрас. Йог Шри Лакшман Ачария с Алексеем ФёдоровымМадрас. Йог Шри Лакшман Ачария с лучими учениками. Крайний справа - махараджа Мадраса. С гирляндой - Алексей Фёдоров

Врачи, практикующие аюрведу, дали дочери основу, на которой и выросла эта коллекционная орхидея по имени Падма. Отец, известнейший в Индии храмовый деятель, владелец нескольких ашрамов (школ по изучению практик совершенствования духа и тела, профилактики и лечения заболеваний), давал девочке возможность в игре осваивать асаны – методы развития способностей и совершенствования тела. Так что стоять на голове Падма научилась едва ли не раньше, чем ходить. Мама прививала любовь к танцу, способствовала гармонизации личности. С четырёхлетнего возраста Падма всерьёз занималась танцами. Сначала теми, что попроще – народными и эстрадными. Победив во всех национальных конкурсах, девушка самостоятельно пришла к изучению кучипуди – именно этот сплав театра, духовных практик, методов совершенствования тела и способов оздоровления (и лечения) организма стал, собственно, делом её жизни.

Падма Путту с одной из лучших учениц. Элемент танцаПадма Путту с лучшими ученицами. Один из элементов танца

В культурном центре при посольстве Индии преподают разные стили танца. Искусству кучипуди обучает только Падма, другие танцевальные гуру – россиянки. О чём это говорит? Да о том, что все мы из одного лотоса вышли, только на разных лепестках обитаем. А еще о том, что какими бы темпами ни прессовал человечество научно-технический прогресс, женщина всегда остаётся женщиной, при этом мечтая быть Женщиной – единственной и неповторимой, любящей, любимой, желанной. Такой её делает танец. Вот почему успешные офисные девочки в разных концах Москвы одновременно выключают компьютеры и спешат в культурный центр индийского посольства. Деловые костюмы сменяются нарядами апсар, где каждая деталь звучит в особенной тональности, где каждое название – само по себе музыка: маатал, кантха-хаарам, танмани, вадданаму…

Падма Путту у священного баньянаПолуприсед с сильно разведенными коленями – ардхамандали, поза спокойствия, разгружающая нервную систему. Проводим мысленно горизонтальную линию между коленями получаем соединение двух треугольников - символ мужского и женского начал. Треугольник вершиной вниз обозначает женский принцип, вершиной вверх - мужской. В ардхамандали два эти полюса уравновешены, что дает психологическую и биоэнергетическую гармонию.

Красиво, кто б спорил… А вот в повседневной жизни – зачем это нужно?

Затем, что цивилизация не отменяет женственность, красоту, грацию. Не всем дано от рождения, а счастливой и успешной хочется быть. Выбиваясь из сил, зарабатывать деньги, чтобы отнести их в клинику пластической хирургии – это, конечно, вариант. Но скальпель хирурга никаких гарантий не даёт. А вот интеллектуальная, изумительная по красоте йога стиля кучипуди как раз гарантирует многое. Посмотрите на индийских женщин – вряд ли найдёте сублимированную куклу Барби. И формы, и стать – глаз не отвести. Мужских восхищённых и женских завистливых. Духовная практика, помноженная на умную физическую нагрузку да всё это – на фоне красивой музыки и рисунка танца и формируют отточенность жеста, продуманность позы, грациозность движения. Именно тот набор качеств, который делает женщину невероятно притягательной. А ещё виртуозная игра глазками, бровями – магнит, притяжение которого не одолеть. Плюс, ровность эмоций, без диких скачков настроения, плюс отменное здоровье и гибкость даже в солидном возрасте, плюс расширение интеллектуального потенциала (это дают хасты и мудры – работа пальцев, стимулирующая деятельность мозга).

Падма Путту. Один из элементов танцаВ антикварной лавке

Постижение гармонии и есть то самое воспитание культуры эмоций, обучение предвечному языку, на котором беседуют с богами о высоком и прекрасном. Момент вдохновения танцора – момент откровения для зрителя, единение с высшими силами мироздания. Танцуй, Шива, разрушай Вселенную непонимания, злобы, нелюбви, ненависти и зависти! И мы перевоплотимся с новым выдохом Маха-Вишну и заговорим с миром и богами на одном языке – священном таинстве танца.

Омкара - универсальное понятие, объединяющее в себе Первозданность. Это первозданный принцип чистоты, это звук «Ом», это энергия первозданной Божественной Сущности (Парамчайтанья).

Косой косой косил косой косой – Нетрезвый мужчина с явным дефектом зрения срезал траву неисправным сельскохозяйственным инструментом.

Брамин  (санскр. brahman) - Жрец, человек, принадлежащий к высшей жреческой касте в Индии. Синонимы:  браман, брахман.

  Историческая справка

 

Усыпальница Тадж Махал. Построена по указу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене. С сайта english-drawing-room.blogspot.comВеликие Моголы, династия правителей в Индии (1526—1858). Её основатель Бабур Тимурид происходил из Моголистана, как в то время назывались территория Средней и Центральной Азии, — отсюда название династии «Моголы» (индийское Мугхал). Великими Моголами назвали эту династию европейские путешественники XVII в.  Закрепившись в Кабуле и став его правителем (с 1504 по 1526), Бабур оправился завоевывать Индию, где правили  ранее захватившие Индию пришлые мусульмано-афганские завоеватели, основавшие Делийский султанат - самое первое исламское государство в истории Индии. Наибольшего расцвета государство Великие Моголы достигло при Шах-Джахане. Государство Великие Моголы было централизованной феодальной монархией.

В XVII в. оно включало всю Индию (кроме крайнего юга) и Кабул. Однако уже в это время, несмотря на внешний блеск и могущество, стал назревать внутренний кризис, приведший вскоре после смерти Аурангзеба (1707) к усобице и распаду государства. Влияние государства Великие Моголы падало, и находившаяся под их властью территория катастрофически сокращалась.

Василий Верещагин. Тадж-Махал, вечерК середине XVIII в. Великие Моголы фактически владели г. Дели и прилегающими районами. К концу XVIII в. Великие Моголы стали марионетками в борьбе сильнейших феодалов Северной Индии. Этим воспользовались европейские колонизаторы. В 1803 английская Ост-Индская компания захватила Дели. Формально Великие Моголы продолжали считаться правителями Индии до 1858, когда английские колониальные власти упразднили эту династию.

Представители династии Великие Моголы: Бабур (правил в 1526—30), Хумаюн (1530—39, 1555—56), Акбар (1556—1605), Джахангир (1605—27), Шах-Джахан (1627—58), Аурангзеб (1658—1707), Бахадур-шах (1707—12), Джахандар-шах (1712—13), Фаррук Сийяр (1713—19), Мухаммед-шах (1719—48), Ахмед-шах (1748—54), Аламгир II (1754—59), Шах Алам II (1759—1806), Акбар II (1806—37), Бахадур-шах II (1837—58).

 

Большая Советская Энциклопедия

Дополнительная информация к циклу статей

Кучипуди: танец, ставший квинтэссенцией культурного наследия Индии

Цикл статей об Индии на страницах Всемирной Энциклопедии Путешествий спонсируется московским Центром кучипуди, руководителями которого являются Падма Путту и Алексей Фёдоров. Вместе с Энциклопедией Центр кучипуди начинает новый проект - Всемирная школа танца. Начинаем же мы проект с древней Индии, культура и магия притяжения которой всегда находила отклик в России. Детские психологи, неврологи, логопеды и просто продвинутые педагоги давно подметили, что выполнение хаст и мудр, - приёмов классического индийского танца, обладает колоссальным психофизическим эффектом.

Падма ПуттуПадма Путту у священного баньяна

Так называемые «пальчиковые игры» способствуют развитию речи и интеллекта детей. Врачи используют хасты и мудры в целях стимуляции акупунктурных точек, расположенных на пальцах рук – и успешно лечат сосудистые заболевания, восстанавливают пациентов даже после тяжёлых инсультов. А индусы свято уверены, что хасты и мудры активизируют «аджна-чакру» - «третий глаз Шивы». Солидные дамы полагают, что занятия индийскими танцами вернут им почти утраченную изящность и привлекательность. Юных фемин привлекает экзотика. Подвижных и жизнерадостных оптимисток пугает аскетичный труд йоги, а вот танец, наоборот, влечёт неудержимо. И даёт телу и духу не меньше, чем практика йоги. Пожалуй, даже больше.

Кучипуди – древнее сакральное искусство храмового танца, значительно обогащённое и изменённое благодаря гуру Вемпати Чинна Сатьяму.

Вемпатти Чинна Сатьям родился в деревне Кучелапурам в 1929. Девять поколений его предков-браминов посвятили свою жизнь кучипуди. Он стал учеником легендарного Ведантама Лакшми Нараяна Шастри и принял от него идеи новаторства. В возрасте 18 лет Вемпатти отправился в культурный центр Южной Индии - Мадрас. Путь к признанию был долог и непрост, однако в 1963 году гуру основал «Kuchipudi Art Academy» и воспитал более 1000 студентов. Среди них такие легендарные танцоры как Виджантимала, Ямини Кришнамурти, Манджу Багави, Шобха Наиду, Хемма Малини, Камадэв и др.

Слон благословляет прихожан храма  Мадрас. Ашрам


Вемпатти Чинна Сатьям дал около 3000 концертов в Индии и за рубежом, сочинил порядка 180 сольных танцев и поставил 17 танцевальных драм. Кроме того, он систематизировал кучипуди, придал ему более совершенную форму без ущерба первозданной чистоте танца.

Цель йогических практик –  личное изменение и совершенствование. Задача исполнителя кучипуди – не просто слиться с высшими силами и энергиями Вселенной, но и приобщить к этому божественному действу своих зрителей.

Психотерапевтический эффект кучипуди – не миф. Став единожды зрителем священнодейства, человек испытывает необычайный душевный подъём и значительное улучшение здоровья. Потому на выступлениях танцовщицы Падмы в зрительном зале не бывает свободных мест. И каждое действо завершается появлением новых поклонниц кучипуди, желающих обрести гармонию в душе, семье, любимом деле, да при этом постичь искусство быть Женщиной, достойной божественного внимания. Скептики могут лениво хмыкнуть через губу – мол, рассказывайте свои сказки доверчивым дурочкам!

Прибежала на занятие, повертела бёдрами – и на тебе жизненный успех в золотистой хрустящей упаковке. Кабы всё так просто было. И будут скептики совершенно правы – с таким подходом успех не гарантирован, ибо наш гипотетический скептик насмотрелся эстрадных танцев и сделал, как ни парадоксально, почти правильный вывод. Индийская эстрада и кинотанец, как её вариант – это отголоски правления Великих Моголов, когда глубочайшая религиозно-этическая философия танца не нужна была в роскошных дворцах феодалов-мусульман, главное (прямо как у новых русских, «чтоб красиво»). Вот скажи сейчас десятке дам слово «йога» - минимум половина брезгливо сморщит носики – фууу, тантры-мантры, нудятина… А вот скажи «кучипуди» - та же, как минимум, половина заинтересованно скажет «с этого момента подробнее, плиз». Чтобы уж вовсе в подробностях – это к гуру. А для понимания сути процесса можно сказать так: кучипуди – это не просто изящное завораживающее зрелище, которым поражает эстрада, кучипуди – это йога, история, театр, философия и телесное здоровье в одном флаконе. 

Падма Путту с одной из лучших учениц. Элемент танца  Падма Путту с лучшими ученицами. Один из элементов танца

Падма приглашает всех желающих в свою школу танца кучипуди
Занятия проходят в Культурном центре им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии
Адрес: Москва, ул. Воронцово поле, 9
Справки о занятиях: (916) 115-9788

art.dance.heritage@gmail.com

Статья просмотрена: 9685
Рейтинг статьи: 3
Bookmark and Share
Страны: Индия
Ирина Будник
Ирина Будник, 9.10.2011 в 10:04
Источник изображений: Из архива Падмы Путту, Алексея Фёдорова и открытых источников
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 4 )
 Владимиров
Благодаря Вам и Вашей работе, я наступил еще на одного своего черного карлика. Спасибо.
 Богомолова
Отличная реклама школы танца кучипуди !
Йети съел этот комментарий
 Печенегов
Реклама, действительно, отличная. Но, какие замечательные ролики и фото собраны! А В.Верещагин своей картиной "Тадж-Махал. Вечер" с детских лет заронил в мою душу искру надежды - увидеть это ВЕЛИКОЕ ЧУДО СВЕТА хоть однажды, хоть одним глазком. Но, видно, не судьба.... А, впрочем, надежда умирает последней!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо