Колосс Родосский-1
Безусловно, нынешний греческий остров Родос – лишь призрак былой жизни, но жизнь в ее прежнем, первозданном виде, можно отыскать не только в древнем искусстве. Творческий порыв и сила ума позволяют преломлять и суммировать явления и информацию, то есть оживлять образы минувшего через простые проекции и отпечатки нынешнего. Глиняные ноги Колосса – глупейший домысел, коллективный продукт мифотворчества бездарных римейкеров. И в своем эссе «Колосс» я постараюсь это доказать.

«Да не войдёт сюда, не любящий квадривия»

Семь чудес света"Сим-Сим, открой дверь!" - вполне возможно, что у современных гигантов интеллекта это так и происходит, но мне перед началом работы над очередной исторической загадкой или интригой, приходится постоянно выбираться из «самосского тоннеля», то есть систематизировать хаос собственной мысли, оставляя его в гардеробе у квадривия: арифметики, музыки, геометрии и астрономии. Давно известно, что постулаты задаются базовыми построениями. Например: в науке - требуется соединить любые две временные точки различных эпох абстрактной линией аналогии. Аксиомы же - общими правилами выводов при оперировании с материальными величинами. Например: в искусстве, - если две части статуи в сумме равны третьей, то они пропорциональны по массе и равнозначны по отношению к целому. Не буду скрывать, что составление таких базовых построений (условий задачи) и выводов (ответов) для решения конкретной «исторической задачи малой формы», первоначально рассматривалось мною,

только лишь как вариант индивидуального упражнения для «умственной гимнастики», своего рода побочный продукт при работе автора над одной из проблем теории катастроф. Однако, в характере и последствиях землетрясений, разрушивших несколько чудес света, в исчезновении Микенской цивилизации на Крите, гибели греческой колонии Сиракузы в Сицилии и мартовской трагедии наших дней в Японии оказалось слишком много общего. Я не буду утомлять читателя экскурсом в математический раздел критериев, а лишь отмечу, что одним из определяющих факторов подобия для этих «черных для цивилизации вех истории» являлись: возникновение после сильнейшего землетрясения цунами и энергетическое воздействие гигантской приливной волны на рукотворные и природные объекты.

Рождение цунамиБрюлов.Последний день Помпеи

Родос. Есть в восточном средиземноморье поистине двуликие острова. Один из этих ликов, внешний и зримый, постоянно что-то празднует, голосит разноязычными куплетами экскурсоводов и торговцев, смеется, танцует, зазывает томной музыкой или вальяжно тратит время досуга, греясь под ласковым солнцем и бултыхаясь в изумрудном море. С этим ликом неразрывно связаны сезонные, воздушно-морские и финансовые приливы беспечной толпы интуристов, пластмассовые столики под белыми зонтиками и бесчисленные, похожие друг на друга, как две капли воды, магазинчики с блестящими сувенирами весьма сомнительного достоинства и качества. Но в этом беззаботном и бессмысленном до наивности детском лике звонкого ручейка отпускного времени прячется призрак былого, канувшего в лету великого народа и великого мира.

РассветРодос

А иная сущность затаилась поблизости, и ее покров медленно спадает в предрассветной тишине только с первыми лучами восходящего солнца. В такие минуты, на каком-нибудь диком пляже восточного побережья Родоса можно забыться, уйти взором и мыслями в лоно золотых лучей при их виртуозной игре на морских просторах и в бескрайней глубине радужного неба. Эта прекрасная картина гениальна и абсолютно совершенна. Гармония четырех стихий завораживает, поражает воображение и вся бытовая глупость, переполнявшая до этого мысли и сердце, волшебным образом превращается в песчинку, уносимую ветром.

И - странное дело, чем больше всматриваешься в пробуждающее утро земли, тем отчетливее и осознанней понимаешь, что у романтики, которая и есть объект кисти Творца, лица нет. Это она есть лицо всего, а все остальное - суета-сует, которое уже в прошлом и над тобой не властно… здесь и сейчас ты поднялся еще на одну ступеньку в собственной эволюции. А когда, наконец–то, отрываешься от этой завораживающей картины и оборачиваешься к берегу, то в чуть колеблемой дымке утренних иллюзий, открывается совсем другой Родос, Остров из давних, но забытых снов. Внешний мир исчезает. Перед глазами встает античный город с огромным торговым портом, заполненным галерами и триерами… акватория порта с высокой искусственной дамбой для защиты судов и побережья от морских стихий и небольшой островок со сверкающей на пьедестале гигантской фигурой покровителя полиса - Гелиоса-Солнца.

Нынешние постояльцы и гости многочисленных отелей и богатых вилл, еще вчера набившие изрядную оскомину от посещений средневековых цитаделей и античных руин, даже не догадываются, что в эти минуты пропускают вернисаж главного и самого прекрасного островного шедевра. «Спите спокойно», - и только я успел подумать столь неоднозначно, как набежавшая из ниоткуда шальная волна окатила меня с головы до ног и вернула помыслы ближе к теме.

Безусловно, такой фрагмент красочных ассоциаций можно вызывать и вполне современными образами. В частности, работая над этим рассказом, я несколько раз просматривал видовой клип о Статуе Свободы. Не ведаю, встречал ли рассвет на Солнечном острове французский скульптор Август Бартолди, но теория исторического и художественного подобия нашла еще одно яркое подтверждение в его великом «римейке» Колосса … и еще около ста римейков на этот римейк, установленных только в США.

Глазами художникаРимейк

В ряду известных и даже неизвестных науке явлений, которые могут поразить и довести воображение путешественника до бессонницы, наибольший эффект достигается чудом, а природа – идеальный творец и величайший чудотворец всех времен и народов. Древние эллины хорошо это знали, а их стремление к познанию сокровенной сути явлений (вещей) и самосовершенствованию требовало постоянного расширения сознания и одухотворения на творческом пути к природному идеалу. А в искусстве они самовыражались, показывая олимпийским богам и людям плоды своего гениального, титанического труда. Так появились «Чудеса Античного Света», а потом уже и их списки с описаниями.

Возможно, что первый список составил Геродот в V веке до н.э. В своих трудах «отец истории» перечисляет три чуда острова Самос, который в те времена являлся центром ионийской культуры:

  • Тоннель на о.СамосАкведук в виде тоннеля (километровый водопровод снабжал город чистой водой),
  • Дамба в порту для защиты судов и побережья,
  • Храм богини Геры.

Обращаю ваше внимание, что из трех вышеуказанных шедевров два являются чисто инженерными сооружениями. А примерно в III веке до н.э. сформировался классический список из семи чудес света, представленный в хронологическом порядке его создания:

  1. ф9 Настоящее ЧудоПирамида Хеопса (Гиза, 2550 г. до н. э.),
  2. Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 600 г. до н. э.),
  3. Статуя Зевса в Олимпии (Олимпия, 435 г. до н. э.),
  4. Храм Артемиды в Эфесе (Эфес, 550 г. до н. э.),
  5. Мавзолей в Галикарнасе (Галикарнас, 351 г. до н. э.),
  6. Александрийский маяк (Александрия, 150- метровый маяк был воздвигнут предположительно в 279 году до н.э. по приказанию Птолемея II ).
  7. Колосс Родосский (между 292 и 280 гг. до н. э., греч. Κολοσσός της Ρόδου, лат. Colossus Rhodi) — гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, которая стояла в городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции.

Безусловно, нынешний Родос – лишь призрак былой жизни, но мне на рассвете того, нового дня вдруг безумно захотелось увидеть эту жизнь в ее прежнем, первозданном виде, которую можно отыскать не только в древнем искусстве. Творческий порыв и сила ума позволяют преломлять и суммировать явления и информацию, то есть оживлять образы минувшего через простые проекции и отпечатки нынешнего. Поэтому я решил сделать для себя небольшую информационную подборку в Интернете по Колоссу. Что же я мог извлечь? Вряд ли многое. Но то малое, что я все-таки нашел, было очевидным жизненным приобретением.

…Двенадцать лет трудился скульптор Харес, ученик Лисиппа (см. ниже) над созданием почти 36-метрового бронзового гиганта. Когда работа над статуей была закончена, глазам пораженных островитян предстал высокий и стройный юноша-бог с лучистым венцом на голове. Он стоял на мраморном постаменте, слегка отклонившись назад, и напряженно всматривался вдаль. Статуя бога возвышалась при входе в гавань Родоса и была видна с ближайших островов. Статуя была изготовлена из глины, но в её основе был металлический каркас, и сверху она была покрыта бронзовыми листами. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал оригинальный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была предстала перед изумленным жителям острова. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во II в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.

  Квадрига Сан МаркоЛисипп — греческий скульптор, эпохи поздней античной классики (IV век до н. э.), любимец Александра Македонского, начинал как литейщик. Работы Лисиппа реалистичны (особенно при передаче волос и глаз) и выделялись удлинёнными пропорциями. Есть легенда, что ваятель при создании каждой своей работы складывал в сундучок по одному драгоценному камню. После его смерти там обнаружили более полутора тысяч камней. Сохранились римские копии его работ, а единственным сохранившимся образцом считают Квадригу святого Марка (точнее, квадривия: арифметика, музыка, геометрия и астрономия) в Венеции из позолоченной бронзы.  

Википедия

Колосс простоял то ли шестьдесят пять, то ли пятьдесят шесть лет, но в 222 г. до н. э. статую разрушило землетрясение. Как писал спустя еще почти двести лет Страбон (греческий историк и географ, 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.) «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший (23 г. н. э. — 25 августа 79 г. н. э.) — римский писатель, энциклопедист и эрудит, еще через столетие после Страбона упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы арабами, захватившими в 977 году Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов.

- Тебе еще не наскучили эти известные исторические факты, дорогой читатель?

Судя по этим фактам, Колосс «на глиняных ногах» для человечества навсегда утерян и уже тысячелетие назад по нему отзвучал реквием? Немного терпения, обещаю, что «Гибель богов» по Вагнеру я если и собираюсь исполнять… то чуть позже! Исследовательский аспект любого поиска и обнаружения слит для меня воедино с затратами труда на выявление логических несоответствий в известном информационном поле и постановке вопросов по этим несоответствиям:

  1. Почему «глиняный» Колосс был переломлен именно в коленях?
  2. Как могла статуя лежать на островном берегу, поверженная землетрясением, ведь она была установлена при входе в гавань с небольшим отклонением назад в сторону акватории порта?
  3. Где нижняя часть монумента (лодыжки, стопы, постамент)?

Окончание следует

Статья просмотрена: 3037
Рейтинг статьи: 5
Bookmark and Share
Страны: Греция
Владимир Владимиров
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 3 )
 Федорченко
Позволю себе в комментарии просто перефразировать автора статьи:
"Гармония ПОВЕСТВОВАНИЯ завораживает, поражает воображение и вся бытовая глупость, переполнявшая до этого мысли и сердце, волшебным образом превращается в песчинку, уносимую ветром."
 Владимиров
ГЕЛИОС жил, КОЛОСС жив, ГЕЛИОС будет жить !
 Владимиров
Прошло семь лет с момента публикации, Вы думаете, что великие археологи современности или же туристические "киты" этим сообщением заинтересовались?
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо