Колосс Родосский-2
В первой части своей новой исследовательской работы я привел известные на сегодняшний день исторические факты по седьмому Чуду Света - Колоссу Родосскому и позволил себе (какая неслыханная дерзость!!!) сомневаться в корректности отдельных из них. Но, как известно, сомнения, хотя они и являются двигателем любого творческого процесса, требуют реального воплощения в гипотезах и ответах на поставленные вопросы. Поэтому во второй части рассказа я постараюсь кратко и убедительно ответить на три основных, из сформулированных ранее, вопросов.

Именно здесь находился Колосс. Фото с  сайта kemclub.ruИтак, в азартном, творческом порыве я приступил к составлению научно-технического обоснования для проведения археологического поиска сохранившихся и поныне фрагментов гигантской статуи с вероятностью на 80-90%. Однако, без системного анализа любая археологическая гипотеза слепа и нелепа. Поэтому для начала пришлось приступить к осмысливанию существующей информационной бессмыслицы, - то есть к анализу литературного обзора по условиям данной задачи, в порядке очередности поставленных ранее самому себе вопросов.

Вопрос первый и определяющий, почему же Колосс Родосский был переломлен именно в коленях? Слышу ответ бойкого эрудита:

- Колосс был на глиняных ногах…
- Садитесь, двойка!

Квадрига Сан МаркоЭто - первая из бытующих ныне нелепиц. Только вдумайтесь, как мог скульптор Харес, ученик великого Лисиппа, выполнить в сейсмоопасном регионе (юго-восточное Средиземноморье) опорные элементы для массивной и «парусной» статуи гиганта полыми, заполнив их глиняной консистенцией… разве в Квадриге Сан Марко Лисиппа три опорные ноги у коней были полыми, заполненными глиной? Харес, также как и его учитель, был профессиональным «хима» - литейщиком и, наверняка, участвовал в изготовлении Квадриги. А опорные ноги Квадриги в Венеции монолитны!

Я сделал предположение, что ноги Колосса (до колен) были также монолитны. Но такое предположение требует своего подтверждения. Попробую его обосновать. Статуя Колосса, в соответствии с тогдашними канонами эллинского искусства и требованиями жанра могла быть выполнена только в виде классического Куроса (Κυρος, тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, с почти идеальной симметрией во всех анатомических частях тела, сведенных к простым геометрическим формам). Куросы изображали молодых людей, стоящих во фронтальной позе, с левой ногой, выдвинутой вперед. Взгляните на представленную фотографию типичного куроса…

Гермес-КуросСхема скелета

Даже для сравнительно небольшой по размеру мраморной статуи необходимы были три опорные точки. От глубокой древности и до наших дней, все, без исключения, гигантские статуи сначала изготавливаются скульптором в виде моделей. Мастером, именно на моделях, всегда отрабатывается устойчивость всей конструкции, образцы пластики, учитываются замечания Инженера и пожелания Заказчика. Я долго и внимательно рассматривал этого куроса, а потом выполнил для него элементарную схему, чтобы, проведя аналогию, убедиться, что и у Колосса две опорные ноги до колен должны были выполнены только монолитными и должна была также существовать и третья опора на постамент, в виде ниспадающего из левой руки плаща, как и у классического куроса.

Подтверждение версии о наличие трех опор я нашел у эксперта Британского музея г-на Мэрлиона. По его прикидкам, опорная конструкция гигантской статуи состояла из массивных столбов в ногах статуи и в покрывале, а на уровне плеч и в поясе гранитные столбы должны были соединяться железными поперечными балками. Эти технические подробности только на первый взгляд кажутся скучными или несущественными. А именно из таких элементарных кирпичиков построения любого неординарного сооружения складывается великая пирамида информационного замысла автора, в которую исследователю и поисковику необходимо обязательно проникнуть.

В какой-то яркий момент рабочего анализа конструктивных сочленений «скелета колосса» у своей простейшей модели, я вдруг отчетливо понял, что это был отнюдь не обособленный, единичный монумент, как это принято считать в исторических учебниках и научных трудах, а многофункциональный и масштабный архитектурный комплекс.

Тоннель на о. СамосЦелью творческого проекта Хареса было решение не столько скульптурной, эстетической, художественной или ритуальной задач. Харес одновременно реализовывал на практике по заданию Заказчика сложнейшую инженерную и архитектурные задачи, он создавал абсолютно новую инфраструктуру гавани всего острова Родос по аналогии с прославленной дамбой на острове Самос, причем, дополнял ее гигантским Естественным Солнечным Маяком – Колоссом для успешного мореплавания на оживленных торговых путях юго-востока Средиземноморья. Гавань Родоса, самая деловитая и оживлённая в этой части Средиземноморья, была не слишком удобной.

На мелководье среди камней, мелей и маленьких островков в приливы и отливы требовались умелые лоцманы, опытные кормчие и квалифицированная команда. Чтобы обезопасить мореплавание и еще более стимулировать торговлю, и было решено построить маяк в виде гигантской скульптуры покровителя острова из позолоченной бронзы на одном из маленьких островков, при подходе к акватории главного порта. Для этого островок соединили с материком дамбой, но сооружение отражательного маяка с естественной энергетической подпиткой уже само по себе было для гавани Солнечного острова колоссальным шагом вперед, своего рода «ноу-хау» для всего тогдашнего эллинистического мира.

Занятие археологией чрезвычайно интересно и азартно, но очень рискованно и затратно. Прежде всего, необходимо обосновать целесообразность поисков, составить бизнес-план, найти источник финансирования и получить множество разрешительных бумаг и согласований, которые могут отнять и испортить несколько лет романтичной, но, увы, скоротечной жизни кладоискателя. Приходится убеждать всех и вся, а, прежде всего, себя самого, потому, как только от незыблемой веры в удачу, упорства, изобретательности и безумной дерзости зависит успех любого крупномасштабного и авантюрного начинания, которым, по существу, и является геокешинг.

Троянский КоньВ сердце счастливчика-поисковика исторических артефактов должен постоянно стучать не только «Пепел Колосса», но и звучать реквием великого Одиссея - «Троянский Конь» с финальным звоном мечей и монет в его пустотелом чреве. Считайте, что я приглашаю Новых Русских Меценатов на это музыкальное прослушивание, поэтому и согласился пропиарить через «Всемирную Энциклопедию Путешествий» проведение такой экспедиции на поиски артефактов Родосского Комплекса и сохранившихся фрагментов знаменитой статуи Колосса. Да, я поставил себе задачу найти реликвии этого художественного, архитектурного и инженерного Чуда.

Но, чтобы обязательно их найти, нужно, для начала, понять и знать, что – где - как, т.е. из чего «ноги эти произрастают». Упомяну лишь, что для того, чтобы сделать краткий, но ключевой вывод о том, что «…разрушение Колосса в коленях могло произойти только в случае, если опорные ноги статуи до колен были выполнены монолитными», мне пришлось провести на промышленном вибростенде несколько сравнительных экспериментов на абстрактной модели скелета куроса-колосса в режимах имитации землетрясения магнитудой 6-7, а затем уж и 8-9 баллов по шкале Рихтера. А такие землетрясения с большой долей вероятности сопровождаются цунами. Действительно, подземные толчки сильнейших магнитуд, по сообщениям профессора-сейсмолога Ахмеда Али Бадуи (Каирский научно-исследовательский институт астрономии и геофизики), не редкость, причем только в Египте за последние 4 тысячи лет такого рода землетрясения в 21 случае сопровождались разрушительными цунами.

Средневековые представления о КолоссеСредневековые представления о Колоссе

Кроме работ с вышеупомянутой моделью, мне пришлось выполнить и ряд исследований, чтобы понять, как могли корабли проходить под ногами Гиганта? Ведь средневековые художники на своих рисунках Колосса отображали ярко выраженную техническую ахинею. Все оказалось, - после недельного размышления, - достаточно просто. Корабли могли проходить в гавань только через арочный постамент! Тогда я поместил на первый ярус Эйфелевой башни куроса, глянул внимательно и беспристрастно на дело рук своих, …и наконец-то воскликнул: «Эврика!»

Несмотря на интеллектуальные и генетические изменения индивидуальных творцов, эволюция творчества обладает фантастической консервативностью. Случайным изменениям, встречаемым в творчестве конкретного художника, сопутствует исключительная стабильность во всей истории конкретного жанра. И эта консервативность выходит далеко за пределы того, что я мог раньше себе вообразить. Повторение – Мать учения. Искусство, архитектурные и инженерные шедевры, так впечатляют просвещенных и входят в моду у юных умов, что десятки талантливых учеников - последователей их повторяют, списывают и даже подделывают.

Средневековые представления о КолоссеСредневековые представления о Колоссе

Теперь, два слова о внутренней конструкции статуи и компоновке. Итак, она была монолитна от стоп до колен, а выше - балочного типа, основы для железного каркаса статуи, который покрыли чеканными листами золоченой бронзы толщиной порядка 1,6 миллиметра. Пустоты же между каркасом и балками от колен и до паховой части, для избегания конденсации атмосферной влаги были заполнены глинистой массой, а выше, - чрево - было пустотело. Нетрудно догадаться, как атмосферная влага из пустого чрева удалялась - это был первый в истории древнего ваяния «писающий юноша-бог».

Мой римейкЯ увидел панораму Комплекса виртуально. Страбон (греческий историк и географ, автор не сохранившейся до наших дней «Истории» и сохранившейся почти полностью «Географии», которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира) же и его современники видели одни материальные руины - часть поверженного шедевра (выше колен), всеми забытого и лежащего на песке. Именно от верхоглядства сути и появилось это глупейшее выражение «Колосс на глиняных ногах», ставшее нарицательным; а «…наиболее ясное познание обеспечивает только теоретическое созерцание, соответствующее мыслимым сущностям, где существующие объекты воспринимаются непосредственно и полностью» (Прокл).

Колосс стоял при входе в гавань с небольшим отклонением назад в сторону акватории, то есть, при техногенной аварии, вызванной землетрясением (6-7 баллов), он должен был неминуемо переломиться в коленях и падать спиной к внутренней акватории порта. Греки хотели его восстановить, но, согласитесь, что достать со дна глубокой акватории (без специального снаряжения) и вытащить на берег такую крупногабаритную, многотонную конструкцию в те далекие и суровые времена могли только боги.

Карта эпицентра землятресенияДа, только боги могли это сделать с помощью подвластных им природных стихий… но пока шли конструктивные теоретические диспуты законодателей и плодотворные совещания руководителей сего полиса о восстановлении Колосса, последующая сейсмическая активность в регионе уже через несколько лет вызвало новое, сильнейшее землетрясение (8-9 баллов), которое, как я предполагаю, сопровождалось мощнейшим цунами. Эпицентр землетрясения находился между островами Крит и Родос. Вероятно, что это землетрясение было вызвано подводным извержением вулкана. 

Верхний, полый обломок статуи, - был вынесен приливной волной цунами на берег, а нижний обломок статуи (монолитный от колен до стоп) длиной около 8-10 метров, арочный постамент и опорный фрагмент плаща были опрокинуты в акваторию. До настоящего времени все эти части статуи покоятся в забытом мире Посейдона под слоем многовекового ила… Покоятся и ждут своего Шлимана. 

Краткие выводы:

  1. Конструкционные особенности Гелиос Маяка (Родосского Колосса) обусловили его разрушение в коленях при техногенной аварии, вызванной землетрясением ~6-7 баллов. Статуя была расчленена на два элемента. Условно полый элемент (выше колен) затонул в акватории порта, а нижний монолитный элемент (ниже колен) сохранил устойчивость на арочном постаменте.
  2. Сейсмическая активность в регионе вызвало повторное землетрясение ~8-9 баллов, сопровождавшееся цунами. Приливная волна вынесла полый элемент из акватории на побережье, в то время как постамент и монолитный элемент были повержены землетрясением в акваторию.
  3. Верхний элемент утрачен для исторической науки с вероятностью на 90%, однако нижний монолитный элемент и фрагменты постамента перспективны для археологического поиска с той же степенью вероятности.
Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий
  Фрагменты поверженного землетрясением Колосса. Конкурс фигур из песка. С сайта fotki.yandex.ruКак пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы арабами, захватившими Родос в 977 году, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов. Существует и такая легенда: когда после землетрясения статуя разрушилась, мудрецы сказали, что если она будет воздвигнута вновь, то остров Родос уйдет под воду.  

Википедия

Колосс Родосский в современном искусстве

С Колоссом Родосским связан мощнейший дебют в кино (1961) великого итальянского режиссера Серджо Леоне.

 

Серджо Леоне. С сайта ilmweb.plСюжет фильма основан на легенде о седьмом чуде света - статуи Колосса Родосского. Колосс, простоявший всего 56 лет, стал свидетелем свержения тирании диктатора, правившего более 20 лет, а также ужасного землетрясения, уничтожившего все постройки на острове Родосе. Первые работы Леоне в кино связаны с жанром пеплума. Леоне начал карьеру в кино как помощник режиссёра, в этом качестве он участвовал в таких крупнобюджетных пеплумах, как «Камо грядеши» (1951) и «Бен Гур» (1959). В 1958 году он попробовал себя как сценарист и в дальнейшем выступал сценаристом всех своих режиссёрских работ.
В 1959 году Марио Боннар, снимавший фильм «Последние дни Помпеи», заболел, и доснимать фильм предложили Леоне, который был помощником режиссёра. Однако в титрах «Последних дней…» Леоне не был указан, и его настоящим дебютом как режиссёра можно назвать фильм «Колосс Родосский» (1961). Картина была снята полностью на французском языке (на этом настояли основные инвесторы), тем не менее все авторы сценария были из Италии, а режиссер вовсе не знал французского.

Интересно: в интервью Серджо Леоне всегда говорил, что делал "Колосса" лишь для того, чтобы оплатить свой медовый месяц в Испании. Дело в том, что в 1960 году Леоне не только дебютировал в кино, но и женился.

Пеплум — жанр исторического кино, для которого характерны следующие признаки: использование античных или библейских сюжетов; большая продолжительность фильма (зачастую более двух часов); масштабность: батальные сцены, панорамная съёмка и огромное количество массовки. Фильмы, правда, не всегда исторически верны.

 

По материалам Интернета


Статья просмотрена: 8951
Рейтинг статьи: 3
Bookmark and Share
Страны: Греция
Владимир Владимиров
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 4 )
 Ролдугин
Юрий Ролдугин 14.10.2011 в 19:18 (ссылка)
Есть над чем подумать и обывателю, и историку, и археологу, и меценату и... Серьезная статья.
 Владимиров
Юра, думай,... и спонсируй поиск!
 Богомолова
Вот уж воистину, только неординарно мыслящие совершают великие открытия!
Удачи Вам, Владимир!
 Владимиров
Спасибо, Тамара, без госпожи Удачи ни одно из интереснейших открытий в археологии просто не состоялось бы
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо