Неизвестная Индия. Истинные бриллианты Индии
Аннотация серии статей

«В Парват, к своему буту, ездят на Великий пост. Тут их Иерусалим; что для бесермен Мекка, для русских - Иерусалим, то для индусов Парват. И съезжаются все нагие, только повязка на бедрах, и женщины все нагие, только фата на бедрах, а другие все в фатах, да на шее жемчугу много, да яхонтов, да на руках браслеты и перстни золотые. (Ей-богу!) А внутрь, к бутхане, едут на быках, рога у каждого быка окованы медью, да на шее триста колокольцев и копыта медью подкованы. И быков они называют ачче». Так писал в год 6983-й (1475-й) тверской купец Афанасий Никитин. Изменилось ли что-то там, за тремя морями, в течение прошедших пятисот тридцати лет?

Старые жирные уродки визгливыми голосами порочили перед мужем и сыном избранную в невесты грациозную красавицу. Потом все долго пели, танцевали, строили козни с погонями и перестрелками, но кончалось всё свадьбой. Грымза, конечно же, стыдилась и просила прощения, юная красавица с тополиным станом, конечно же, прощала и прижимала к сердцу драгоценную свекровушку.

С сайта abc.net.auГород Северодвинск (бывший Молотовск) расположен на берегу Белого моря. До недавних пор его как бы и не существовало под колпаком тотальной секретности. Теперь же весь мир осведомлён о том, что на крупнейшем градообразующем предприятии изготавливаются, перепрофилируются и ремонтируются подводные лодки. Несмотря на всероссийский упадок, в Северодвинске до сих пор видна хозяйская рука. В целом же – обычный российский провинциальный городок, живущий неспешно и празднующий, по привычке, коллективно. Одним из наиболее любимых общегородских торжеств является День защиты детей. Особенность северодвинского стиля – парад колясок, которые затейливо декорируют, а потом гордо катят по главной улице молодые мамы. Удовольствие от созерцания этого парада жизни многократно возросло с тех пор, как в пёстрой колонне появились вовсе уж экзотические конфетти – индийские женщины в невероятных по оттенкам и драпировкам национальных одеждах - сари.

Коляски своих малышей индианки украшают так, что под феерией цветов, лент, бубенчиков и прочих деталей (коим мы и названий-то не ведаем!) трудно опознать модель младенческого транспорта. Это просто передвижной трон для крохотного царевича или принцессы. Естественно, телеоператоры очень любят снимать семьи комсостава индийского военного флота, проживающие в северном городе корабелов. Только вот интервью индийские красавицы дают не бойко и не слишком охотно. Однажды пришлось стать свидетелем такого вот журналистского конфуза. Бойкая девочка суёт микрофон статной молодой даме в желто-зелёном, расшитом набивными цветами лотоса, сари:

Индийская красавица. С сайта photosight.ru- Представьтесь, пожалуйста. - Переводчиком служит индийская девушка в джинсах и блузке, с аккуратной модельной стрижкой, студентка архангельской медакадемии.
- Прити-каур, - называет своё имя красавица в сари. В переводе на русский её имя означает «любовь». Но Любашей поименовать эту юную леди что-то не позволяет. Может, какая-то особая гордая стать.
- А как зовут вас? - Журналистка направляет микрофон в сторону невысокой пышечки, облачённой в чёрное с серебристым сари. Из двухместной коляски безмятежно взирают на мир два годовалых ангелёнка.
- Мать Джаянта и Малати, - переводит студентка ответ. Джаянт и Малати – имена сына и дочери, как выясняется.
Журналистка настаивает:
- А вас-то как зовут? - Женщина в недоумении произносит короткую фразу.
- Ещё её зовут «жена Викрама», - старательно переводит девушка в джинсах. - Ещё можно называть «невестка Индры».

Дальше я не дослушала – стало отчего-то неловко. В новостной сюжет вошёл коротенький диалог с Прити-Любовью. В чём тут дело – догадаться несложно, имея самые общие представления об особенностях воспитания и верований индийских женщин. Приставка «каур» (львица) – отличительный знак сикхских мадонн. В остальных племенах и верованиях женщины имеют право на имя собственное только в доме отца. Выйдя замуж, они становятся «женой имярека, матерью сыновей и дочерей, невесткой, бабушкой»… Традиция, уходящая корнями в невероятно глубокую древность.

Воинственный сикх. С сайта m-kalavera.livejournal.comВоинственные сикхи. С сайта m-kalavera.livejournal.com1

Надо сказать, что исторические (религиозные, этнокультурные, литературные) письменные источники содержат сведения о том, что социальный статус женщины изначально был столь же высок, как и статус мужчины. Женщины обладали равным с мужчинами правом приносить жертвы и участвовать в богослужениях, распределять доходы семьи – короче, как сказали бы нынче, «равноправие в политических и экономических сферах». А потом, постепенно, статус женщины понижался, особенно под влиянием исламских традиций, пока не скатился до отметки «чуть выше ноля». Нужны были воины и землепашцы – предпочтительным стало рождение мальчиков. А девочки – это ж сплошные расходы, на одно только приданое сколько нужно отцу с братьями корячиться, чтоб не стыдно было перед родственниками потенциального жениха. Потому не возбранялось новорожденных женского пола, мягко говоря, элиминировать из общества. Попросту говоря – убивать. Такой вот племенной пещерный фашизм, отголоски которого по сей день сохраняются в Индии. Как ни борется с этим кошмарным явлением правительство республики, как ни осуждается на всех уровнях, а явление существует. С наступлением технического прогресса прямые убийства девочек значительно снизились, но… Вот, для справки, некоторые официальные медико-демографические сведения, почерпнутые из открытого доступа.

Будущие звезды Болливуда. С сайта panoramio.comИндийские красавицы. С сайта bigpicture.ru1

С 1975 г. в Индии широкое распространение получило ультразвуковое определение пола ребенка, а также определение пола на ранних стадиях беременности по методу амниоцитоза. (Исследование генетически идентичных плоду клеток-аминиоцитов в околоплодной жидкости). В 90-е гг. центров по проведению исследований по методу амниоцитоза в стране насчитывалось более 20 тыс. Наибольшее распространение они получили в штатах Уттар Прадеш, Пенджаб (более 2 тыс.), Харьяна, Махараштра. Всепоглощающее желание иметь непременно сыновей, особенно характерное для семей в североиндийских штатах, привело к дискриминации в отношении девочек при принятии решения об аборте. Селективные аборты, преимущественно девочек (число таких абортов, по некоторым данным, доходит до 5 млн. в год), привели к серьезным демографическим сдвигам: увеличению несбалансированности половой структуры, выявленной переписями 1981–1991 годов. Активная реакция женских правозащитных организаций привела к запрету амниоцитоза (процедуры, ко всему прочему, небезопасной для здоровья женщины) сначала в штате Махараштра в 1988 г., а затем и по всей стране в 1994 г. принятием закона о «Предотвращении злоупотреблений в области дородовой диагностики». Согласно этому закону нарушителей ждет штраф в размере 10 тыс. рупий или тюремное заключение сроком на 3 года.

Сати. С сайта psychology.wikia.comИ что изменилось? Стоит лишь поинтересоваться правоприменительной практикой, и становится понятно, что за 17 лет существования этого закона не зафиксировано ни одного случая судебного преследования за совершение селективного аборта. Как не осуждён ни один человек за принуждение женщины к обряду сати (сожжения вдовы на погребальном костре мужа). На фоне этого печального бездействия гуманнейших законов ярчайшей жемчужиной сияет высокое социальное положение приверженок сикхизма. Основатель этого религиозно-философского направления Гуру Нанак так сказал о женщине:

От женщины — наше рождение, в женской утробе лепится наш облик;
К женщине нас влечет, с женщиной мы соединяемся в браке;
Женщина — наш друг, благодаря ей возникает семья;
Если одна женщина умирает, мы ищем другую;
Всё в мире связано через женщину;
Почему называют женщину злом, если она рождает царей?
От женщины приходит женщина, без женщины нет ничего;
Только один Бог не зависит от женщины,
(потому что Он не рожден).

Аса ди Вар, Мохалла 1, 2-19, с-473

Сати. С сайта svirel.comСати. С сайта columbia.eduСати. С сайта ru.picscdn.com

Борьбу за освобождение женщины от социального угнетения и религиозного изуверства продолжил Гуру Амар Дас (третий Учитель в иерархии сикхских святых). Он провозгласил: “Сати (добродетельные женщины) — это те, кто живет умиротворенно, украсив себя добрыми делами, всегда помня о Господе и взывая к Нему.” (Раг Сухи, Слок Мохалла 3, 2-6, с-787). Вот почему сикхские «львицы» имеют право на имя собственное в браке и в обществе.

Произнося словосочетание «индийские женщины», мы как-то не задумываемся над тем, что, собственно, за этими словами кроется. Чаще всего возникает картинка, почёрпнутая из популярных в 60-70-х годах индийских фильмов. Болливуд (мир индийского кино) показывал нам добродетельных красавиц, скромно опускающих глазки, танцующих-поющих и многочисленными украшениями звенящих при этом.

Свекрови. С сайта indostan.ruИ другой тип индийских дам – старые злобные грымзы с наштукатуренными некрасивыми лицами, с валиками жира, выглядывающими из-под драпировок сари. Старые жирные уродки визгливыми голосами порочили перед мужем и сыном избранную в невесты грациозную красавицу. Потом все долго пели, танцевали, строили козни с погонями и перестрелками, но кончалось всё свадьбой. Грымза, конечно же, стыдилась и просила прощения, а юная красавица с тополиным станом, конечно же, прощала и прижимала к сердцу драгоценную свекровушку. В общем, два типажа существовали в нашем представлении об индийских женщинах.

Красивые (бедные), уродливые (богатые). А реально – какие они? В Индии выделяются пять племенных групп (количество собственно племён замучаешься считать), которые, в свою очередь, относятся к трём основным расам, но и в пределах одной расы существуют различия во внешности. Жители северных штатов Индии, таких как Химачал Прадеш, принадлежат к смешанной европейской расе: нордической и альпийской. Чисто внешне – вылитые «бывшие наши» таджики-горцы. К австралоидной расе принадлежат самые древние обитатели страны: племена ченчу, бхилы, мунда, хо, санталы и ораоны. Проживают они, в основном, в центральной и восточной провинциях Индии (Бихар, Западная Бенгалия, Орисса, Мадхья Прадеш, север Андхра Прадеш). Характерные черты их внешности – темно-медный цвет кожи, низкий рост, удлиненная («тыковкой») голова и широкий приплюснутый нос. К негроидной расе относятся андаманы, кадары, каниккары, ангами нага. Населяют, в основном, самый юг страны. У них темная, почти чёрная, кожа, широкие вывернутые губы, круто вьющиеся волосы. Племена монголоидной расы - кхоли, джайнтия, гаро, нага, мизо, качара, мири, галди, ламба. У них желтоватый оттенок кожи, плоское лицо, короткий и широкий нос, волосы жёсткие и прямые. И лишь племена тода, нилгири и минас (существенное, как видим, меньшинство) относятся к европеоидной расе. Светловолосые синеглазые девушки, натуральные блондинки, в Индии тоже встречаются, хоть и не часто – нордическая раса во всей её чистоте, на посрамление идеологам третьего рейха. Так что по фильмам судить о женских типажах Индии – дело пустое, жизнь, как всегда, многообразнее отражений.

Индийские красавицы. С сайта hamsi61.netМоё представление о женщинах Индии тоже базировалось, в основном, на болливудских шедеврах да на любимой книге Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». Потому «картинка» была довольно типичной. Женщины Индии, а особенно индийская жена – явление уникальное. Ее наряжают, украшают и прячут, используют как рабочую лошадь и советуются, решая сложные проблемы. Она не имеет права без своего мужа надолго отлучаться из дома, потому что на ее плечах все хозяйство. Она работает и дома, и в поле, рожает детей, строит дороги вместе с мужем, однако, несмотря на тяжелый труд, всегда выглядит великолепно и с ног до головы увешана украшениями.

Да, для меня тоже потрясением явилось узнать из достоверных источников (документального фильма), что индийские женщины, как и русские, довольно массово заняты в дорожном строительстве, например. Только в отличие от наших красавиц в телогрейках и оранжевых жилетах, красавицы индийские отбойными молотками и шпалоподбойниками не оперируют, у них это считается тяжёлой мужской работой.

Индийские красавицы. С сайта tikka-the-witch.livejournal.comПрекрасные дамы собирают раздробленный в щебень камень, складывают в тару, напоминающую громадный таз, водружают себе на голову и переносят на другое место, где необходим этот самый щебень. (По умению переносить поклажу на голове судят и о достижении брачного возраста. Если способна доставить домой от источника два кувшина воды – созрела для замужества. Два кувшина девочки умеют доставить, ни капли из них не пролив, уже к десяти годам…) Походка при этом лёгка и грациозна, улыбки ослепительны, ручные и ножные браслеты звенят на всю округу.

Отдельные щеголихи еще и ослепительным блеском сияют, разбрасывая окрест пригоршни ярких солнечных зайчиков. Секрет прост и стоит полгроша: искусницы прикрепляют к украшениям кусочки битого зеркала. У меня тоже есть такая «драгоценность» - массивный мельхиоровый перстень с овально обточенным зеркальным осколком. Вот знаю же точно, что на пальце надето, а всё равно глаз не могу отвести от сверкающего «камня», к тому же, постоянно меняющего цвета и оттенки! Так что выглядеть богато украшенной, а также внешне «на все сто» - буквально врождённое качество женщин Индии, вне зависимости от кастовой принадлежности или вероисповедания. Истинный бриллиант Индии – это не гранёный углеводород, а Индийская Женщина.

Окончание следует

Дополнительная информация к циклу статей

Кучипуди: танец, ставший квинтэссенцией культурного наследия Индии

Цикл статей об Индии на страницах Всемирной Энциклопедии Путешествий спонсируется московским Центром кучипуди, руководителями которого являются Падма Путту и Алексей Фёдоров. Вместе с Энциклопедией Центр кучипуди начинает новый проект - Всемирная школа танца. Начинаем же мы проект с древней Индии, культура и магия притяжения которой всегда находила отклик в России. Детские психологи, неврологи, логопеды и просто продвинутые педагоги давно подметили, что выполнение хаст и мудр, - приёмов классического индийского танца, обладает колоссальным психофизическим эффектом.

Падма ПуттуПадма Путту у священного баньяна

Так называемые «пальчиковые игры» способствуют развитию речи и интеллекта детей. Врачи используют хасты и мудры в целях стимуляции акупунктурных точек, расположенных на пальцах рук – и успешно лечат сосудистые заболевания, восстанавливают пациентов даже после тяжёлых инсультов. А индусы свято уверены, что хасты и мудры активизируют «аджна-чакру» - «третий глаз Шивы». Солидные дамы полагают, что занятия индийскими танцами вернут им почти утраченную изящность и привлекательность. Юных фемин привлекает экзотика. Подвижных и жизнерадостных оптимисток пугает аскетичный труд йоги, а вот танец, наоборот, влечёт неудержимо. И даёт телу и духу не меньше, чем практика йоги. Пожалуй, даже больше.

Кучипуди – древнее сакральное искусство храмового танца, значительно обогащённое и изменённое благодаря гуру Вемпати Чинна Сатьяму.

Вемпатти Чинна Сатьям родился в деревне Кучелапурам в 1929. Девять поколений его предков-браминов посвятили свою жизнь кучипуди. Он стал учеником легендарного Ведантама Лакшми Нараяна Шастри и принял от него идеи новаторства. В возрасте 18 лет Вемпатти отправился в культурный центр Южной Индии - Мадрас. Путь к признанию был долог и непрост, однако в 1963 году гуру основал «Kuchipudi Art Academy» и воспитал более 1000 студентов. Среди них такие легендарные танцоры как Виджантимала, Ямини Кришнамурти, Манджу Багави, Шобха Наиду, Хемма Малини, Камадэв и др.

Слон благословляет прихожан храма  Мадрас. Ашрам


Вемпатти Чинна Сатьям дал около 3000 концертов в Индии и за рубежом, сочинил порядка 180 сольных танцев и поставил 17 танцевальных драм. Кроме того, он систематизировал кучипуди, придал ему более совершенную форму без ущерба первозданной чистоте танца.

Цель йогических практик –  личное изменение и совершенствование. Задача исполнителя кучипуди – не просто слиться с высшими силами и энергиями Вселенной, но и приобщить к этому божественному действу своих зрителей.

Психотерапевтический эффект кучипуди – не миф. Став единожды зрителем священнодейства, человек испытывает необычайный душевный подъём и значительное улучшение здоровья. Потому на выступлениях танцовщицы Падмы в зрительном зале не бывает свободных мест. И каждое действо завершается появлением новых поклонниц кучипуди, желающих обрести гармонию в душе, семье, любимом деле, да при этом постичь искусство быть Женщиной, достойной божественного внимания. Скептики могут лениво хмыкнуть через губу – мол, рассказывайте свои сказки доверчивым дурочкам!

Прибежала на занятие, повертела бёдрами – и на тебе жизненный успех в золотистой хрустящей упаковке. Кабы всё так просто было. И будут скептики совершенно правы – с таким подходом успех не гарантирован, ибо наш гипотетический скептик насмотрелся эстрадных танцев и сделал, как ни парадоксально, почти правильный вывод. Индийская эстрада и кинотанец, как её вариант – это отголоски правления Великих Моголов, когда глубочайшая религиозно-этическая философия танца не нужна была в роскошных дворцах феодалов-мусульман, главное (прямо как у новых русских, «чтоб красиво»). Вот скажи сейчас десятке дам слово «йога» - минимум половина брезгливо сморщит носики – фууу, тантры-мантры, нудятина… А вот скажи «кучипуди» - та же, как минимум, половина заинтересованно скажет «с этого момента подробнее, плиз». Чтобы уж вовсе в подробностях – это к гуру. А для понимания сути процесса можно сказать так: кучипуди – это не просто изящное завораживающее зрелище, которым поражает эстрада, кучипуди – это йога, история, театр, философия и телесное здоровье в одном флаконе. 

Падма Путту с одной из лучших учениц. Элемент танца  Падма Путту с лучшими ученицами. Один из элементов танца

Падма приглашает всех желающих в свою школу танца кучипуди
Занятия проходят в Культурном центре им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии
Адрес: Москва, ул. Воронцово поле, 9
Справки о занятиях: (916) 115-9788

art.dance.heritage@gmail.com

Статья просмотрена: 5959
Рейтинг статьи: 1
Bookmark and Share
Страны: Индия
Ирина Будник
Ирина Будник, 4.03.2012 в 10:10
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо