11. Америка глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцы
Читать весь цикл статей: Америка глазами натуралиста
Аннотация серии статей

Цикл статей является частью рукописи книги о природе Америки, в которой представлен калейдоскоп интересных мест США от Флориды до Тихого океана: суровая красота пляжей Калифорнии, величественные водопады Йосемити, окаменевший лес, каньоны и потухшие вулканы. Читатели вместе с автором идут по следам динозавров, спускаются в подземные галереи Карлсбадских пещер, отправляются на поиски зубов доисторического монстра - акулы мегалодона, раскрывают тайны наскальных рисунков. Автор знакомит читателя со старейшими жителями планеты – гигантскими секвойями, учит делать ловушку для снов и рассказывает, как выжить в дикой природе. Основная задача автора - показать, что США не только страна иммигрантов и супермаркетов, но и собрание удивительных памятников живой природы, тщательно сохраняемых и оберегаемых.

Готовясь к выступлению, танцоры Пау-Вау зачастую раскрашивают себе лица, что очень похоже на кумадори в японском театре кабуки, но смысл такой раскраски, разумеется, иной. Раньше индейцы использовали минеральные или растительные порошки, смешанные с жиром. Сейчас - грим, который можно купить в магазинах. Символизм цветов во многих случаях понятен. Белый цвет означает мир, вспомним про белый флаг парламентеров. Красный - цвет войны (и крови). Желтый - цвет смерти, старых костей. Индейцы очень осторожно относились к использованию желтого цвета в одежде.

Америка глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыКаждый народ имеет свои праздники. Есть они и у северо­американских индейцев. Самый известный - Пау-Вау. Туда пускают даже бледнолицых братьев, но в последнее время - лишь в качестве зрителей. Пау-Вау - фестиваль, участники которого, одетые в традиционные костюмы, исполняют ритуальные танцы. Для непосвященных это экзотика, но в ритмичных движениях под гул огромного барабана есть своя шаманская магия, дарующая цели­тельные силы. Раньше Пау-Вау устраивались по разным поводам, например для празднования удачной охоты или начала сбора урожая, по случаю приезда гостей или создания межплеменного союза.

Европейцам тоже доводилось танцевать на таких мероприятиях, как и раскуривать трубку мира, чтобы скрепить очередной договор. Однако мы знаем, что продолжалось это недолго, и не по вине индейцев. Когда последних загнали в резервации, танцы стали способом единения различных племен и сохранения культурного наследия, стремительно исчезавшего под давлением технократической цивилизации, пересекшей океан. По мнению правительства США того времени, некоторые танцы, исполняемые в резервациях, носили подстрекательный характер. Поэтому Танец Призрака, в котором индейцы взывали о возвращении бизонов и о свободе от белого человека, был запрещен до 1933 года.

Америка глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыАмерика глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцы

Мне не раз доводилось быть свидетелем пестрых собраний американских аборигенов. Чтобы лучше понимать, что на самом деле происходит, необходимо иметь хоть какое-то представление о правилах фестиваля. Для Пау-Вау выбирают широкий газон или просторное помещение. Если мероприятие проводят в спортзале, не рискуйте явиться туда без пары кусочков ваты, нагрузка на уши предстоит приличная и вот почему. В центре зала или площадки ставят специальный барабан, сделанный из цельного ствола большого дерева. Вокруг барабана могут уместиться до десятка барабанщиков. Они ударяют по натянутой коже бизона и поют старинные песни. Гортанные звуки, напоминающие завывание ветра в каньонах Дикого Запада, надолго впечатываются в сознание.

Америка глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыОднажды в Таосе (штат Нью-Мексико) я имел обстоятельную беседу с работником фабрики, изготовляющей такие барабаны. Разговор со специалистом, а также осмотр производственных и складских помещений убедил меня, что каждый барабан для Пау-Вау уникален, и к его изготовлению на самом деле относятся как к искусству. Это продолжительный процесс. Сначала выбирается дерево, затем его ствол делят на много срезов, из которых получаются барабаны разной величины. Обязательна сушка от полугода и дольше. Затем в срезе выдалбливают сердцевину. Внутрь зачастую вставляют стальной обруч для прочности и для того, чтобы барабан со временем не терял звук. Во время натягивания кожи, вымоченной в специальном составе, запах стоит сильный и неприятный. К барабанам приделывают кожаные петли, которые используют для переноски и для закрепления на специальных подставках, что обеспечивает правильное звучание инструмента. Пау-Вау начинается с выхода всех участников (the grand entry).

Сначала выносят флаги, при этом всех зрителей просят встать. Затем в круг выходят вожди и ведущие фестиваля, за ними появляются другие почетные гости, ветераны, старейшины. Танцоры-мужчины выходят в порядке, зависящем от того, какой танец они исполняют (традиционные танцы, танец травы, свободный танец). Атмосфера спокойная, даже серьезная: величественное выражение лиц, качающиеся в такт барабанному бою силуэты и слабый, едва различимый перезвон бубенцов на ремешках, привязанных к щиколоткам. Затем идут пожилые скво, за ними - женщины, танцующие традиционный танец, танец с колокольчиками и танец с платками. Заключает процессию молодежь, вплоть до самых маленьких. Таким образом, можно увидеть всех участников одновременно, как на параде. Торжественный выход заканчивается песней-молитвой и песней, посвященной ветеранам.

Америка глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыАмерика глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцы

Интересная деталь - некоторые вещи, которые, очевидно, представляют ритуальную ценность для индейцев, приносят в специальных сундучках. В таком ларце может храниться томагавк, колотушка из панциря черепахи или опахало из орлиных перьев. Из лавочек и раскладных стульев устраивают своеобразный внешний круг, где располагаются участники фестиваля с семьями. Здесь же раскладывается традиционная одежда - для каждого танца требуется особый подбор деталей. Для индейцев любая деталь наряда имеет свой смысл. Наряд изменяется (взрослеет) вместе с его владельцем. Новые элементы, отражающие перипетии судьбы и личные достижения, добавляются постоянно. Так и бледнолицый брат где-нибудь на другом конце света гордо цепляет себе на грудь очередную медальку или вешает на стенку грамоту в рамочке. Вас не поймут, если вы назовете традиционную индейскую одежду костюмом. Ведь слово «костюм» принадлежит к театральному лексикону.

Америка глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыКостюм одевают, когда хотят представиться тем, кем на самом деле не являются. Индейцы же максимально серьезно относятся к тому, что они одевают на Пау-Вау, поэтому предпочитают называть элементы одежды регалиями. Эти регалии отражают не только личность, верования и клановую принадлежность индейца, но и место в общественной иерархии. Многие регалии освящаются, например, путем окуривания дымом из особых трав, к которым традиционно относится и табак. Если незнакомец коснется освященных регалий, то это может нарушить магию. Поэтому не советуют притрагиваться к одежде индейца без его согласия. Самой уважаемой регалией является перо орла. Индейцы всех племен разделяют особое отношение к орлиному перу. Официальным признанием его огромного значения для коренных жителей Америки стал закон США, согласно которому перья орла могут принадлежать только тому, у кого в жилах течет индейская кровь. Случается, что орлиное перо выпадает из головного убора танцора.

Пау-Вау немедленно останавливается и присутствующих просят встать. Упавшее орлиное перо имеет право на особое отношение, как и павший в бою воин. Такой обычай восходит к древней легенде, повествующей о крупном сражении между двумя племенами. Нападавшая сторона отступила, оставив за собой орлиное перо, которое выпало в пылу битвы. Когда вождь победившего племени заметил это, он остановил погоню. «Если с нами дрались настоящие воины, - сказал вождь, - они проявят уважение к перу и вернутся, чтобы поднять его». Нападавшие, действительно, вернулись за пером, и их захватили в плен. Однако по прибытии в стан победителей, пленников не убили, а наоборот, накормили и наделили дарами. Вождь объяснил такое поведение следующими словами: «Несмотря на то, что мы заклятые враги, мы разделяем уважение и значение орлиного пера. Нас всех просветил Великий Дух и мы должны почитать его учение».

Америка глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыАмерика глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцы

Современные индейцы считают, что если их предки были способны остановить войну из-за упавшего пера, то и Пау-Вау можно и нужно останавливать в этом случае. Поднятие пера сопровождается специальной церемонией. В ней главная роль принадлежит ветерану, раненому в бою. Он поднимает перо с земли с помощью другого пера. После чего ветеран делится с присутствующими рассказом о своем боевом прошлом и получает какой-нибудь подарок от хозяина пера. Праздник продолжается дальше - барабанщики не жалеют ни своих глоток, ни кожу на барабане, заставляя ее вибрировать в неистовом ритме. Некоторые из них поют, схватившись за горло, - таков доставшийся от предков способ изменения голоса. Порою к барабанщикам подсаживаются жены или подруги и это заметно прибавляет вдохновения музыкантам. Одним из первых исполняется танец травы, традиционно имеющий утилитарное значение - примять траву при подготовке арены для Пау-Вау.

Америка глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыНазвание танца, однако, происходит от плетеных тесемок, которые привязывались к поясам танцоров для создания эффекта покачивания. Вероятно, это должно было напоминать волны, образуемые потоками воздуха на поверхности прерий. Современные танцоры с той же целью щедро украшают свои костюмы бахромой. Повинуясь воображаемому ветерку, индейцы плавно раскачиваются, и пестрые ленточки усиливают впечатление степной травы, с которой играет легкий бриз. Говорят, что танец травы отражает потребность в равновесии, которая всегда присутствует в жизни, - движения, сделанные в одну сторону, обязательно должны сопровождаться такими же движениями в противоположную сторону. Организаторами и спонсорами Пау-Вау чаще всего выступают индейские ассоциации. В последнее время Пау-Вау все больше напоминает танцевальный конкурс, включая такой атрибут, как приколотые к одежде номера. Оценивается не только правильность исполнения танца, но и наряды участников.

Победа и приз достаются тому, кто лучше следовал традициям. Распитие спиртных напитков строго запрещено. Праздник служит и благотворительным целям. Ведущий объявляет, что следующий танец посвящается рождению (усыновлению) ребенка или служит как молитва за тех, кого постигло несчастье. В этом случае все желающие могут присоединиться к процессии, предварительно бросив пожертвование (несколько долларов или какую-то вещь) на расстеленное в центре одеяло.

Америка глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыАмерика глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцы

Готовясь к выступлению, танцоры Пау-Вау зачастую раскрашивают себе лица, что очень похоже на кумадори в японском театре кабуки, но смысл такой раскраски, разумеется, иной. Раньше индейцы использовали минеральные или растительные порошки, смешанные с жиром. Сейчас - грим, который можно купить в магазинах. Символизм цветов во многих случаях понятен. Белый цвет означает мир, вспомним про белый флаг парламентеров. Красный - цвет войны (и крови). Желтый - цвет смерти, старых костей. Индейцы очень осторожно относились к использованию желтого цвета в одежде.

Кстати, несмотря на то, что однозначного мнения по вопросу о происхождении термина «краснокожие» нет, вполне может быть, что его появление как раз связано с обычаем северо-американских индейцев покрывать лица охрой (натуральной краской, содержащей оксиды железа). С XIX века охру начали заменять киноварью. Известным фактом является то, что Гитлер относился к славянам (русским) как к дикарям и называл их «краснокожими». В детстве будущий фюрер зачитывался новеллами Карла Мая, описывающими перестрелки Дикого Запада. Что ж, он не первый и не последний из тех, кто жестоко просчитался, недооценив врага.

Америка глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыАмерика глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыАмерика глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцы

Возвращаясь к Пау-Вау, отмечу, что это не только танцы, но и светский раут. Молодые люди зачастую находили на нем себе пару. Интересно, что в отношении к браку некоторые племена все еще сохранили пережитки, точнее, придерживаются точки зрения предков. Например, брачные союзы между навахо и зуни не поощряются. У навахо сохранилась древняя клановая система. В то же время, в других племенах принадлежность к какой-либо группе может быть как унаследованной, так и принятой. Возможен даже переход из одного племени в другое. Получается нечто наподобие общей индейской культуры, разделяемой несколькими племенами, что наблюдается, например, в случае племен, живущих в Оклахоме (пеория, оттава, майями, шауни, сенека и других). Так что система сложная, хотя при этом есть четкое единение среди тех, кто представляет индейскую культуру.

Америка глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыАмерика глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыАмерика глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцы

Но давайте временно забудем о проблемах американской этнографии и о перипетиях справедливости в этой стране. Когда я слышу гул барабана и вижу перья головных уборов над толпой зрителей, я в очередной раз убеждаюсь, что индейцам известен отличный рецепт праздника - побольше танцев и ни капли огненной воды.

Америка глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыАмерика глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыАмерика глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцы

Америка глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцыАмерика глазами натуралиста: Пау-Вау. Танцуют только индейцы

Продолжение следует

Статья просмотрена: 5993
Рейтинг статьи: 2
Bookmark and Share
Дмитрий Корнеев
Дмитрий Корнеев, 2.06.2012 в 10:03
Источник изображений: Фотографии: Андрейчук Лариса Алексеевна
Данная версия специально переработана автором для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 3 )
 Федорченко
Да-а-а-а.... не те индейцы пошли, грим магазинный, барабан фабричный....выступают в спортзалах. Вот Гойко Митич, был как настоящий индеец (в моем представлении)!
 Федорченко
Предлагаю посмотретьзаодно и опубликованную в Энциклопедии уже давно мою статью про "настояших индейцев" в резервации чероки и про Гойко Митича; http://planetguide.ru/academy/entry/157/
 Федорченко
Помню о такой статье! Спасибо!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо