14. Америка глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-Антонио
Читать весь цикл статей: Америка глазами натуралиста
Аннотация серии статей

Цикл статей является частью рукописи книги о природе Америки, в которой представлен калейдоскоп интересных мест США от Флориды до Тихого океана: суровая красота пляжей Калифорнии, величественные водопады Йосемити, окаменевший лес, каньоны и потухшие вулканы. Читатели вместе с автором идут по следам динозавров, спускаются в подземные галереи Карлсбадских пещер, отправляются на поиски зубов доисторического монстра - акулы мегалодона, раскрывают тайны наскальных рисунков. Автор знакомит читателя со старейшими жителями планеты – гигантскими секвойями, учит делать ловушку для снов и рассказывает, как выжить в дикой природе. Основная задача автора - показать, что США не только страна иммигрантов и супермаркетов, но и собрание удивительных памятников живой природы, тщательно сохраняемых и оберегаемых.

Миссия Эспада (San Francisco de la Espada) - самая южная. Отсюда удобно начинать осмотр, поскольку она расположена недалеко от хайвея. Следуя цепочкой миссий с юга на север легко попасть в центральную часть Сан-Антонио, счастливо избежав петляний по узким улочкам незнакомого города. Турист при этом постепенно превращается в паломника, совершая свой путь по историко-религиозным местам. Ощущение это приходит почти сразу же, когда обнаруживаешь действующую церковь в каждой из миссий. Миссия Эспада (полное название San Francisco de la Espada), основанная в 1690 году, стала первой испанской миссией в Техасе.

Америка глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-АнтониоКак известно, в Новом Свете существовало два немногим отличающихся подхода к коренному населению. Испанцы, контролировавшие юг континента, пытались надеть ярмо на индейцев, на севере от них просто хотели избавиться, в крайнем случае, загнать в резервации. Однако, даже в то время, когда практичность была намного сильнее слабых ростков гуманизма, не все европейцы смотрели на туземцев, как на скот. Некоторые прилагали серьезные усилия, чтобы «окультурить дикарей», и несли в нетронутые цивилизацией земли не только инфекционные болезни, но и знания. Такими были послушники ордена святого Франциска Ассизского (1182-1226), одного из самых почитаемых святых католической церкви. Отречение от материальных благ, простота веры и любовь ко всем творениям божьим - такими были основные принципы жизни святого. Его личная преданность этим принципам стала примером для многих поколений последователей.

Даже теперь, спустя сотни лет, она продолжает вдохновлять на благие дела. Открытие Америки предоставило ордену святого Франциска возможность существенно расширить зону своего влияния. Францисканцы внесли заметный вклад в освоение новых территорий, помогая испанской короне получать выгоду от использования природных и человеческих ресурсов континента. История поселений (миссий) монахов в Новом Свете длинна и полна интересных, а порою трагических событий. Мы же сконцентрируемся на том, что происходило в Техасе в первой половине XVIII века. В это время несколько испанских миссий ввиду проблем, связанных с малярией, засухой и французским вторжением, вынуждены были перебраться с востока Техаса вглубь континента и организовали новые поселения на берегах реки Сан-Антонио, создав тем самым зону наибольшей концентрации католических миссий во всей Северной Америке. В настоящее время на этом месте создан национальный исторический парк.

Америка глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-АнтониоМиссия Эспада - самая южная. Отсюда удобно начинать осмотр, поскольку она расположена недалеко от хайвея. Следуя цепочкой миссий с юга на север, легко попасть в центральную часть Сан-Антонио, счастливо избежав петляний по узким улочкам незнакомого города. Турист при этом постепенно превращается в паломника, совершая свой путь по историко-религиозным местам. Ощущение это приходит почти сразу же, когда обнаруживаешь действующую церковь в каждой из миссий. Миссия Эспада (полное название - San Francisco de la Espada), основанная в 1690 году, стала первой испанской миссией в Техасе. Маленькая церковь со скрипучей дверью показалась мне очень домашней. На деревянных лавках есть даже специальные доски для ног, обитые пестрыми ковриками. В церквушке - никого, только огоньки свечей колышатся от сквозняка. С левой стороны стоит крест, который прихожане носили во главе процессий по территории поселения, молясь о дожде во время продолжительных засух.

Но монахи надеялись не только на Бога. Для обеспечения близлежащих полей водой была создана ирригационная система, состоящая из дамбы, каналов и акведука. Именно эта система позволяла успешно заниматься сельским хозяйством. Говорят, что местные жители пользуются ею до сих пор, хотя, честно говоря, мне самому не удалось в этом убедиться.

В центре для посетителей - небольшой музей, рассказывающий об укладе жизни монахов и прихожан. Последние состояли из индейцев различных племен (аркахомо, пакао, такаме и других), нашедших убежище от опасностей тревожного времени за толстыми стенами. Индейцев привлекали к сельскому хозяйству, обучали ткацкому и кузнечному ремеслам. Миссия Эспада была единственной миссией в окрестностях Сан-Антонио, производящей кирпичи. Дел хватало всем, поскольку миссии были на самообеспечении. Более того, они служили серьезным подспорьем для испанской армии, помогая, прежде всего продовольствием. Иными словами, были важным винтиком колониального механизма.

Америка глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-АнтониоМиссия Сан-Хуан (San Juan). Жизнь в миссиях проходила размерено, как и положено во всех монастырях. Утренние проповеди, работа, редкие, но желанные религиозные праздники. Каждый понедельник индейские женщины приходили на склад за порцией зерна, которая составляла примерно две трети бушеля (1 бушель равен 36,3 литра) неочищенного зерна для женатых и треть бушеля для вдов, но могла варьировать в зависимости от запасов. Кроме кукурузы здесь выращивали бобы, дыни, тыквы, виноград. Францисканцы познакомили индейцев с целым рядом новых продуктов, в первую очередь с пряностями (тмин, розмарин, шафран, орегано, корица, перец, чеснок). Важной составляющей экономики было скотоводство. Согласно сохранившимся документам, на ранчо, принадлежавшем миссии Сан-Хуан, в 1762 году было три с половиной тысячи овец и примерно столько же крупного рогатого скота! Это при том, что население составляло около 200 душ.

Точно также, как и любой собственник, включая корону, миссии имели свои клейма. Клеймами метили не только скот, но и домашнюю утварь. Благодаря успешному развитию сельского хозяйства, миссия могла торговать излишками не только с местными поселенцами и гарнизонами, но и с отдаленными территориями, вплоть до Луизианы и Мексики. Все это осталось в прошлом. Некогда оживленные ворота теперь пропускают одиноких туристов, направляющихся в небольшой парк за пределами поселения. От нагретых солнцем каменных стен исходит тепло. В знойном воздухе висит звон цикад (Tibicen sp.), расположившихся на деревьях. Эти зеленые существа вполне оправдывают свое английское название - dog-day cicada (dog-day означает «самый жаркий день»). Как раз в середине лета личинки цикад выползают из земли, чтобы покинуть свою прежнюю оболочку и обрести крылья. Мощный хор цикад лишь усиливает ощущение уединенности и оторванности от цивилизации, которая где-то рядом, но как-то проносится мимо, торопясь и забывая заглядывать в такие укромные уголки.

Америка глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-АнтониоМиссия Сан-Хосе (San Jose). Если испанские миссии напоминали минигорода, то миссия Сан-Хосе, скорее всего, походила на столицу. Недаром она заслужила прозвище Королева Миссий. Являясь приютом для более, чем 300 человек, эта миссия считалась крупным культурным центром. Даже через пару столетий это чувствуется. Чего стоит только архитектура! Огромная по местным меркам церковь. Арки и купола оставляют впечатление монументальности. Такой набор зданий быстро не построишь, тем более в условиях ограниченных ресурсов и малочисленности опытных мастеров. Поэтому каменщиками и плотниками становились индейцы. Они же были и защитниками, которых испанские вояки обучали даже тому, как обращаться с огнестрельным оружием, в том числе и с пушками. Учитывая исторические реалии того времени, этот факт можно считать знаком большого доверия. Все-таки монахам повезло с квавилтекенами (Coahuil-tekan - общее название для племен, обитавших на юго-востоке Техаса).

Это были не апачи и не команчи, которые регулярно навещали испанские миссии, но отнюдь не с мирной целью. На территории миссии Сан-Хосе отлично сохранились индейские бараки - ряды помещений, примыкавшие к внешней оборонительной стене. Напротив них стоят печки, в которых обитатели средневековой коммуналки готовили свою нехитрую стряпню.

Высокие пальмы миссии Консепсьон (Conception) придают ее виду романтичность, помогая посетителям мысленно перенестись не только во времени, но и в пространстве (поближе к океанскому побережью). Церковь с двумя башнями построена в 1755 году и практически не изменилась с тех пор, за исключением фресок, большинство из которых уже не видны. Все-таки прошло более двух с половиной столетий.

Миссия Консепсьон служила резиденцией отца-президента (у монахов, оказывается, тоже есть свои президенты), который выполнял роль координатора. Миссия также славилась проведением торжественных церемоний во время религиозных праздников и представлениями театрального характера, в которых разыгрывались библейские сцены. По-видимому, таким образом происходило ненавязчивое обучение неофитов (новообращенных) христианской истории.

Америка глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-АнтониоАламо (Alamo). Испанские миссии успешно выполняли свою роль до конца XVIII в. Потом настали тяжелые времена. Становилось все труднее отражать набеги враждебных команчей. Крещеные индейцы умирали от болезней или просто уходили. Затем грянула секуляризация (отделение церкви от государства) и имущество миссий было разделено между поселенцами. Казалось, славные дни испанских миссий закончились. Тем не менее, одной из них суждено было превратиться из рядовой церкви в храм Техасской революции и стать символом борьбы за независимость. Название этой миссии San Antonio de Valero, хотя большинству она известна как Аламо. Миссия Аламо расположена в историческом центре Сан-Антонио и служит местом паломничества всех американцев, свято почитающих Леди Свободу. Какие же важные события произошли здесь? В 1838 году группа повстанцев, стремящихся отделить Техас от Мексики, заняла территорию миссии и была окружена намного превосходящими по численности войсками.

Ими командовал лично мексиканский президент Санта Анна. Миссия была вскоре взята, но пощадили лишь женщин и детей. Оставшиеся в живых защитники церкви-крепости были расстреляны. Трудно сказать, кто был прав в этой ситуации. Повстанцы воспринимались мексиканскими войсками как мятежники, стремившиеся к власти и новым землям, а также ратовавшие за рабство. Согласно мексиканской конституции рабовладение считалось незаконным, но оно пустило корни в Техасе, бывшем тогда одним из мексиканских штатов, и существовало там полулегально. Рабов привозили как наемных работников со сроком договора около ста лет. Американские историки признают эти факты, но не слишком акцентируют на них внимание, выпячивая героизм повстанцев и жестокость Санта Анны, которого из поборника демократии и противника рабства, каковым он хотел себя представить, легко перекрестили в диктатора. На мой взгляд, революция в Техасе, который, едва обретя независимость, быстренько присоединился к США, была одним из первых опытов экспорта мятежей, успешно осуществленным задолго до того, как российские умы стали бредить идеей мировой революции.

Америка глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-АнтониоАмерика глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-АнтониоАмерика глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-Антонио

Вокруг церкви миссии Аламо всегда много людей, причем не только американцев. Вход внутрь бесплатный, но фотографировать не разрешают. Гулкое эхо усиливает голос, поэтому посетители стараются говорить негромко, как, собственно, и положено в таких местах. Как бы там ни было, но больше сотни людей расстались здесь с жизнью.

У францисканских братьев была непростая миссия - нести веру в новые земли. Заодно они помогали коренным жителям Америки адаптироваться к существованию под сенью иной цивилизации. Думаю, это было очень важно, поскольку эта цивилизация не всегда была добра к своим приемным детям. Спустя столетия развалины испанских миссий остаются памятником, как монахам, так и индейцам, ведь, в конце концов, именно их труд заложен в основу архитектуры, которой восхищаются современные туристы.

Америка глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-АнтониоАмерика глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-АнтониоАмерика глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-АнтониоАмерика глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-АнтониоАмерика глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-АнтониоАмерика глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-АнтониоАмерика глазами натуралиста: Продолжая дело святого Франциска. Католические миссии Сан-Антонио

Продолжение следует

Статья просмотрена: 3218
Рейтинг статьи: 0
Bookmark and Share
Дмитрий Корнеев
Дмитрий Корнеев, 6.10.2012 в 10:03
Источник изображений: Фотографии: Андрейчук Лариса Алексеевна
Данная версия специально переработана автором для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо