Своеобразие и контрасты сегодняшнего Стамбула немедленно проявляются при самом первом взгляде на древнейший город. Он продолжает молчаливо хранить многочисленные памятники (и секреты!) ушедших эпох и империй: Римской, Византийской, Османской, - сочетая с ними удивительную самоиндентификацию современной Турции и ее народа.
Уютно расположившись на берегах Босфора, великолепный Стамбул представляет собой поистине прекрасное зрелище, радуя взор природными красотами и удивительными архитектурными решениями. Признаться, трудно поверить, что крупнейший административный и экономический центр современной Турции продолжает олицетворять собой великую столицу некогда могучей Византийской империи – Константинополь. Когда приезжаешь в этот удивительный город, не всегда сразу понимаешь, куда же ты попал, и в каком времени оказался. Рядом, с одной стороны, – мечети османского времени, медресе и знаменитые базары, с другой – наследие византийской эпохи: христианские церкви и святыни (большинство которых давно переделаны в мечети, но отнюдь не утратили того великолепия, которое им придали византийские зодчие), акведуки и цистерны, крепостные укрепления.

Всё это еще раз доказывает – Константинополь еще жив, хотя Византия пала. Конечно, столица Ромейской державы, как называли сами себя византийцы, – это столица великой христианской православной империи. Именно поэтому особую гордость современного Стамбула-Константинополя составляют дивные храмы, в первую очередь, гордо возвышающаяся над историческим центром города Святая София, которую турки именуют Айа-София.
Это - главный храм Византии. Сами византийцы называли его храмом Премудрости Божьей, отдавая дань его величию. Когда приходишь туда, понимаешь, какая духовная и политическая жизнь кипела внутри этого чудного творения, сколько знаменитых патриархов, императоров и простых верующих прошло под его сводами. Храм был возведен по приказу знаменитого императора Юстиниана I (527-565) в 532-537 гг., над его созданием трудились по крайней мере десять тысяч мастеровых, созванных со всех концов империи и лучшие архитекторы того времени – Исидор Милетский и Анфимий из Тралл.
Величие этого шедевра мирового зодчества было по достоинству оценено османскими завоевателями, которые не разрушили храм после падения Византии, но обратили Св. Софию в мечеть, пристроив к ней четыре минарета. С 1935 года комплекс Святой Софии стал музеем, который в настоящее время ежегодно посещают миллионы туристов. Толпы взволнованных людей с восторгом осматривают внутреннее убранство храма, не забывая запечатлеть на фото- и видео-камеры его величественный интерьер. Так, мы, например, вместе с нашим замечательным экскурсоводом Иларией, не только прошлись практически по всем закоулкам, но и узнали множество интересных историй, связанных с древней историей.



Примечательно, что напротив храма – буквально «окно в окно», - расположена главная мечеть Стамбула, возведенная в начале XVII в., получившая название Голубая мечеть (так как была украшена большим количеством голубых и белых керамических изразцов).


Голубая мечеть – буквальный клон храма Святой Софии. Скажем прямо, современные китайцы – не первые, кто крадет чужие творческие решения.


Для постройки мусульманской святыни был разрушен Большой дворец византийских императоров, на месте которого и возведена мечеть. Однако, находившийся рядом с этим комплексом знаменитый Константинопольский ипподром еще можно обнаружить, прогуливаясь по скверу, расположенному возле Голубой мечети, и восхититься видом тех обелисков, которые вот уже почти 1.500 лет украшают это место.


Среди других выдающихся византийских храмов Константинополя-Стамбула следует выделить, в первую очередь, одну из церквей, находящихся в непосредственной близости от Св. Софии. Речь идет о церкви Св. Ирины. Она была построена еще в начале IV в., расположена ныне на территории музея-дворца Топкапы, и известна в первую очередь благодаря тому, что в ней проходил в 381 году Второй Вселенский Собор.
Собор Св. Ирины, который пострадал от пожаров и землетрясений, несколько раз перестраивался еще в византийское время, но все ещё опьяняет взор своей удивительной архитектурой. Примечательно, что церковь не была превращена в мечеть, хотя находилась, так сказать, в самом сердце османского Стамбула, - недалеко от входа в знаменитую резиденцию султанов – дворец Топкапы. Это не может не вызвать удивления. Ведь весьма необычайно, что в первые века османского владычества для столь значительного культового сооружения не нашлось другого предназначения, кроме как арсенала для хранения оружия. А в начале XXI в. в Св. Ирине, ввиду ее прекрасной акустики, был размещен концертный зал. Однако, если слегка повернуть голову в сторону, то невольно можно подумать, что ты очутился на том сказочном Востоке, который известен нам по сказкам «Тысячи и одной ночи». Ведь именно здесь раскинулись прекрасные дворцовые постройки, напоминающие о жизни и быте старого Стамбула.
Дворцовый комплекс, расположенный на месте древнегреческого акрополя, радует взор многообразными постройками, различными по внешнему виду и своему предназначению, будь то помещения для кухни, смотровая башня, зал Дивана, Тронный зал или Гарем. Когда гуляешь по этому огромному павильону, невольно задумываешься о богатстве и могуществе османских властелинов. Кстати, лично меня особенно впечатлила сокровищница османских султанов, в которой хранятся тысячи замечательных ювелирных изделий и ценностей.



Прекрасен вид с этого места на Босфор и на вход в бухту Золотой Рог. На этом остановимся несколько подробнее. Стратегическое значение бухты было всегда велико, особенно для Константинополя. Ведь именно она служила естественной преградой, защищавший город с севера и служила прекрасной гаванью для кораблей Византии и других стран, добиравшихся до берегов Босфора. И в наше время многочисленные прогулочные суда и лодки возят туристов и самих жителей Стамбула покататься по бухте, из которой открываются потрясающие виды на самые богатые особняки турецких олигархов по берегам Золотого рога.

На другом берегу бухты расположился современный район Стамбула - Бейоглу. Туда можно легко добраться по одному из многочисленных мостов, пересекающих Золотой Рог, на которых всегда людно, особенно вечерами – здесь и рыбаки, и гуляющие, масса уютных ресторанчиков и уличных торговцев. Сейчас это место кипит своей обычной, повседневной жизнью современного мегаполиса. Однако когда-то именно здесь находился знаменитый генуэзский торговый город – Галата, который в XIV-XV вв. являлся важнейшим торговым центром, превзошедшим по своим доходам даже сам Константинополь.

Практически единственное сооружение, которое и в наше время напоминает о присутствии итальянцев на берегах Босфора – это так называемая Галатская башня, гордо возвышающаяся среди куда более современных зданий. Поднявшись на нее, можно насладиться великолепным видом и понять, как генуэзцы смотрели на Константинополь и что они замышляли, глядя на юг. Башня пользуется достаточно большой популярностью среди туристов. Когда я поднимался на нее, даже удивился той суете и толкотне, которая царит внутри.
Путешествуя по Стамбулу-Константинополю, нельзя забыть о церкви Христа-Спасителя в Хоре (ныне музей, расположенный здесь, называется Кахрие Джами) – это еще одна мировая знаменитость из наследия византийского зодчества. Она обязана своим нынешним видом философу, ученому и крупному государственному деятелю Поздней Византии Феодору Метохиту, по настоянию которого была перестроена в начале XIV в. Сей храм постоянно привлекает интерес многочисленных туристов, историков и искусствоведов, главным образом потому, что в нем, несмотря на то, что церковь была превращена в мечеть, сохранилось огромное количество великолепных мозаик. На одной из них изображен сам Феодор Метохит, - коленопреклоненный, он приносит этот дар Иисусу Христу. Несмотря на красоты византийских храмов, не менее впечатляющим зрелищем являются останки крепостных стен Константинополя, которые были возведены в середине V в. во время правления императора Феодосия I.
Они выдержали не одну осаду, много раз обновлялись и реставрировались византийцами. Дотошные византийцы, однако, позаботились и о том, чтобы обезопасить свою столицу и со стороны моря, - также весьма внушительной преградой для противника. Эти стены, находившиеся у вод Мраморного моря, сохранили надпись времен императора Феофила (IX в.). Ведь именно тогда по его указаниям они были отреставрированы.


Весьма любопытно, что осматривая эти укрепления, невольно хочется полазить по ним и представить себя настоящим жителем византийской столицы. Однако, несмотря на достаточно хорошую сохранность стен, делать это я не решился, ведь большая часть стен всё же находится в заброшенном и полуразрушенном состоянии.
Конечно, среди этого архитектурного разнообразия, особенно выделяется (это не следует забывать!) местное турецкое население, которое как бы напоминает, что Стамбул –турецкий, и уже давно не византийский, город. В первую очередь, невольно обращаешь внимание на продавцов всяких вкусностей, расположившихся в историческом центре города. Не может остаться незамеченным их броское поведение и удивительно уважительное отношение к своей профессии, - будь то продавец мороженого, умело перемешивающего эту вязкую массу, или торговец бубликами, который носит товар у себя на голове. Ведь весьма приятно перекусить во время прогулки по городу, и насладиться гаммой вкусов разнообразной турецкой пищи.



Кстати о торговцах. Подобно любому восточному городу, Стамбул просто наполнен лавками и магазинчиками, а предприимчивые продавцы пытаются как можно выгоднее продать что-нибудь, завлекая проходящих мимо людей. Кроме того, настоящей достопримечательностью города является так называемый Большой базар.
Э
тот крытый рынок представляет собой, по сути, целый торговый город, а разнообразие товаров не оставит равнодушным даже самого дотошного покупателя. Это место весьма интересно как для любителей совершать покупки разного рода, так и для туристов, интересующихся историей, ведь начало строительству этому сооружению положил султан Мехмед II еще во второй половине XV столетия. Вот лишь такими эскизными штрихами можно нарисовать весьма запутанный и колоритный образ современного Стамбула, который, порой, больше похож на византийский Константинополь, сохраняя дух ушедшей эпохи. Этот город всегда приятно посещать. Я думаю, для каждого путешествие в него станет захватывающей историей, и даже у испытанного и утонченного туриста останется немало впечатлений от посещения этой жемчужины на берегах Босфора. Ведь, когда ты находишься там, то как бы откусываешь кусок слоеного пирога различных культур, обычаев и традиций, переплетенных в одно целое.
Все это вызывает желание возвращаться сюда снова и снова.

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий
|
Наиболее вероятными союзниками Константина были венецианцы. Генуя сохраняла нейтралитет. Венгры ещё не оправились после недавнего поражения. Московские власти были заняты своими проблемами, к тому же между Москвой и Константинополем лежали ногайские и татарские территории. Валахия и сербские государства были в вассальной зависимости от султана, а сербы даже выделили вспомогательные войска в султанскую армию.
Скандербег в Албании был настроен против турок, но он также недолюбливал византийцев и венецианцев.
…После двухчасового боя турецкие командиры дали команду башибузукам отступить. Ромеи стали восстанавливать временные заграждения в брешах. В это время турецкие артиллеристы открыли огонь по стенам, а на штурм была послана вторая волна осаждавших - регулярные турецкие войска Исхак-паши. Анатолийцы атаковали стены от побережья Мраморного моря до Ликоса включительно. В это время артиллерия вела плотный огонь по стенам. Источники сообщают, что и атака, и обстрел из пушек велись одновременно. Ромеи успешно отбивали атаки, но удачный выстрел из огромной пушки «Базилика», той, что была отлита венгерским инженером Урбаном, проделал огромную брешь в стене.
В тот же вечер Константин XI, обратившись к народу, произнёс речь, которую Э. Гиббон назвал «эпитафией Римской империи», в которой апеллировал как к религиозным чувствам христиан, так и к античной истории. Очередная атака на город велась янычарами, которых сам султан Мехмед довёл до крепостного рва. Янычары наступали двумя колоннами. В районе Ликоса свинцовой пулей или осколком ядра был ранен Джустиниани Лонго, его стали выносить с поля боя.
Многие генуэзцы из-за отсутствия предводителя поддались панике и стали беспорядочно отступать. Против пролома стали венецианцы и греки во главе с самим императором Константином. Император Константин с группой наиболее преданных сподвижников бросился в контратаку и был убит в рукопашной схватке. Вместе с ним погиб и Феофил Палеолог. Турки не узнали императора и оставили того лежать на улице как простого воина (Дука, «Византийская история», 39).
Константин был последним из императоров-ромеев. Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства. Султан же, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Этот титул турецкие султаны носили до окончания Первой мировой войны.
|
|
По материалам Интернета
Падение христианского оплота древнего мира – Константинополя - и гибель его последнего императора – Константина было вызвано, в том числе и тем, что многие христианские владыки в силу тех или иных причин поспешили «умыть руки», взирая на убийства и разграбление некогда величайшей святыни христианства – Константинополя, и даже радуясь его падению, так как это возвеличивало их самих. Немногие, кстати, знают, что знаменитые янычары, - наиболее фанатичные силы мусульманских орд Османской империи, по происхождению были… христианами. Гибель Византии и падение христианских святынь была прямым следствием предательства единоверцев, поставивших собственные сиюминутные политические и экономические интересы выше понимания спасения христианской цивилизации. Это был урок, следствие которого до сих пор не усвоено современными политиками.

