В Стамбул или Константинополь?
Своеобразие и контрасты сегодняшнего Стамбула немедленно проявляются при самом первом взгляде на древнейший город. Он продолжает молчаливо хранить многочисленные памятники (и секреты!) ушедших эпох и империй: Римской, Византийской, Османской, - сочетая с ними удивительную самоиндентификацию современной Турции и ее народа.

Современный Стамбул. Интерьер Голубой мечети. Фото Александра ФедорченкоУютно расположившись на берегах Босфора, великолепный Стамбул представляет собой поистине прекрасное зрелище, радуя взор природными красотами и удивительными архитектурными решениями. Признаться, трудно поверить, что крупнейший административный и экономический центр современной Турции продолжает олицетворять собой великую столицу некогда могучей Византийской империи – Константинополь. Когда приезжаешь в этот удивительный город, не всегда сразу понимаешь, куда же ты попал, и в каком времени оказался. Рядом, с одной стороны, – мечети османского времени, медресе и знаменитые базары, с другой – наследие византийской эпохи: христианские церкви и святыни (большинство которых давно переделаны в мечети, но отнюдь не утратили того великолепия, которое им придали византийские зодчие), акведуки и цистерны, крепостные укрепления.

Вид на Стамбул  с восточного берега Босфора

Всё это еще раз доказывает – Константинополь еще жив, хотя Византия пала. Конечно, столица Ромейской державы, как называли сами себя византийцы, – это   столица великой христианской православной империи. Именно поэтому особую гордость современного Стамбула-Константинополя составляют дивные храмы, в первую очередь, гордо возвышающаяся над историческим центром города Святая София, которую турки именуют Айа-София.

Святая София. Западный фасадЭто - главный храм Византии. Сами византийцы называли его храмом Премудрости Божьей, отдавая дань его величию. Когда приходишь туда,  понимаешь, какая духовная и политическая жизнь кипела внутри этого чудного творения, сколько знаменитых патриархов, императоров и простых верующих прошло под его сводами. Храм был возведен по приказу знаменитого императора Юстиниана I (527-565) в 532-537 гг., над его созданием трудились по крайней мере десять тысяч мастеровых, созванных со всех концов империи и лучшие архитекторы того времени – Исидор Милетский и Анфимий из Тралл.

Величие этого шедевра мирового зодчества было по достоинству оценено османскими завоевателями, которые не разрушили храм после падения Византии, но обратили Св. Софию в мечеть, пристроив к ней четыре минарета. С 1935 года комплекс Святой Софии стал музеем, который в настоящее время ежегодно  посещают миллионы туристов. Толпы взволнованных людей с восторгом осматривают внутреннее убранство храма, не забывая запечатлеть на фото- и видео-камеры его величественный интерьер. Так, мы, например, вместе с нашим замечательным экскурсоводом Иларией, не только прошлись практически по всем закоулкам, но и узнали множество интересных историй, связанных с древней историей.

Современный Стамбул. Фото Александра ФедорченкоСовременный Стамбул. Вид из Голубой мечети на Св. Софию. Фото Александра ФедорченкоЭкскурсия в  Храме Святой Софии

Примечательно, что напротив храма – буквально «окно в окно», - расположена главная мечеть Стамбула, возведенная в начале XVII в., получившая название Голубая мечеть (так как была украшена большим количеством голубых и белых керамических изразцов).

Голубая мечетьСовременный Стамбул. Голубая мечеть. Фото Александра Федорченко

Голубая мечеть – буквальный клон храма Святой Софии. Скажем прямо, современные китайцы – не первые, кто крадет чужие творческие решения.

Современный Стамбул. Фото Александра ФедорченкоСовременный Стамбул. Фото Александра Федорченко

Для постройки мусульманской святыни был разрушен Большой дворец византийских императоров, на месте которого и возведена мечеть. Однако, находившийся рядом с этим комплексом знаменитый Константинопольский ипподром еще можно обнаружить, прогуливаясь по скверу, расположенному возле Голубой мечети, и восхититься видом тех обелисков, которые вот уже почти 1.500 лет украшают это место.

На этом месте в Константинополе был ипподромСовременный Стамбул. Фото Александра Федорченко

Среди других выдающихся византийских храмов Константинополя-Стамбула следует выделить, в первую очередь, одну из церквей, находящихся в непосредственной близости от Св. Софии. Речь идет о церкви Св. Ирины. Она была построена еще в начале IV в., расположена ныне на территории музея-дворца Топкапы, и известна в первую очередь благодаря тому, что в ней проходил в 381 году Второй Вселенский Собор.

Южный фасад церкви Святой ИриныСобор Св. Ирины, который пострадал от пожаров и землетрясений, несколько раз перестраивался еще в византийское время, но все ещё опьяняет взор своей удивительной архитектурой. Примечательно, что церковь не была превращена в мечеть, хотя находилась, так сказать, в самом сердце османского Стамбула, - недалеко от входа в знаменитую резиденцию султанов – дворец Топкапы. Это не может не вызвать удивления. Ведь весьма необычайно, что в первые века османского владычества для столь значительного культового сооружения не нашлось другого предназначения, кроме как арсенала для хранения оружия. А в начале XXI в. в Св. Ирине, ввиду ее прекрасной акустики, был размещен концертный зал. Однако, если слегка повернуть голову в сторону, то невольно можно подумать, что ты очутился на том сказочном Востоке, который известен нам по сказкам «Тысячи и одной ночи». Ведь именно здесь раскинулись прекрасные дворцовые постройки, напоминающие о жизни и быте старого Стамбула.

Дворцовый комплекс, расположенный на месте древнегреческого акрополя, радует взор многообразными постройками, различными по внешнему виду и своему предназначению, будь то помещения для кухни, смотровая башня, зал Дивана, Тронный зал или Гарем. Когда гуляешь по этому огромному павильону, невольно задумываешься о богатстве и могуществе османских властелинов. Кстати, лично меня особенно впечатлила сокровищница османских султанов, в которой хранятся тысячи замечательных ювелирных изделий и ценностей.

Вход в комплекс ТопкапыСовременный Стамбул. Фото Александра ФедорченкоНа территории комплекса Топкапы

Прекрасен вид с этого места на Босфор и на вход в бухту Золотой Рог. На этом остановимся несколько подробнее. Стратегическое значение бухты было всегда велико, особенно для Константинополя. Ведь именно она служила естественной преградой, защищавший город с севера и служила прекрасной гаванью для кораблей Византии и других стран, добиравшихся до берегов Босфора. И в наше время многочисленные прогулочные суда и лодки возят туристов и самих жителей Стамбула покататься по бухте, из которой открываются потрясающие виды на самые богатые особняки турецких олигархов по берегам Золотого рога.

Вид на Галату из Топкапы

На другом берегу бухты расположился современный район Стамбула - Бейоглу. Туда можно легко добраться по одному из многочисленных мостов, пересекающих Золотой Рог, на которых всегда людно, особенно вечерами – здесь и рыбаки, и гуляющие, масса уютных ресторанчиков и уличных торговцев. Сейчас это место кипит своей обычной, повседневной жизнью современного мегаполиса. Однако когда-то именно здесь находился знаменитый генуэзский торговый город – Галата, который в XIV-XV вв. являлся важнейшим торговым центром, превзошедшим по своим доходам даже сам Константинополь.

Вид на Золотой Рог и центр Константинополя

Практически единственное сооружение, которое и в наше время напоминает о присутствии итальянцев на берегах Босфора – это так называемая Галатская башня, гордо возвышающаяся среди куда более современных зданий. Поднявшись на нее, можно насладиться великолепным видом и понять, как генуэзцы смотрели на Константинополь и что они замышляли, глядя на юг. Башня пользуется достаточно большой популярностью среди туристов. Когда я поднимался на нее, даже удивился той суете и толкотне, которая царит внутри.

Церковь Христа Спасителя в ХореПутешествуя по Стамбулу-Константинополю, нельзя забыть о церкви Христа-Спасителя в Хоре (ныне музей, расположенный здесь, называется Кахрие Джами) – это еще одна мировая знаменитость из наследия византийского зодчества. Она обязана своим нынешним видом философу, ученому и крупному государственному деятелю Поздней Византии  Феодору Метохиту, по настоянию которого была перестроена в начале XIV в. Сей храм постоянно привлекает интерес многочисленных туристов, историков и искусствоведов, главным образом потому, что в нем, несмотря на то, что церковь была превращена в мечеть, сохранилось огромное количество великолепных мозаик. На одной из них изображен сам Феодор Метохит, - коленопреклоненный, он приносит этот дар Иисусу Христу. Несмотря на красоты византийских храмов, не менее впечатляющим зрелищем являются останки крепостных стен Константинополя, которые были возведены в середине V в. во время правления императора Феодосия I.

Они выдержали не одну осаду, много раз обновлялись и реставрировались византийцами. Дотошные византийцы, однако, позаботились  и о том, чтобы обезопасить свою столицу и со стороны моря, - также весьма внушительной преградой для противника. Эти стены, находившиеся у вод Мраморного моря, сохранили надпись времен императора Феофила (IX в.). Ведь именно тогда по его указаниям они были отреставрированы.

Мозаика  - приношение храма ХристуКрепостная стена Константинополя

Весьма любопытно, что осматривая эти укрепления, невольно хочется полазить по ним и представить себя настоящим жителем византийской столицы. Однако, несмотря на достаточно хорошую сохранность стен, делать это я не решился, ведь большая часть стен всё же находится в заброшенном и полуразрушенном состоянии.

Конечно, среди этого архитектурного разнообразия, особенно выделяется (это не следует забывать!) местное турецкое население, которое как бы напоминает, что Стамбул –турецкий, и уже давно не византийский, город. В первую очередь, невольно обращаешь внимание на продавцов всяких вкусностей, расположившихся в историческом центре города. Не может остаться незамеченным их броское поведение и удивительно уважительное отношение к своей профессии, - будь то продавец мороженого, умело  перемешивающего эту вязкую массу, или торговец бубликами, который носит товар у себя на голове. Ведь весьма приятно перекусить во время прогулки по городу, и насладиться гаммой вкусов разнообразной турецкой пищи.

Продавец мороженогоВход в Большой базарПродавец бубликов

Кстати о торговцах. Подобно любому восточному городу, Стамбул просто наполнен лавками и магазинчиками, а предприимчивые продавцы пытаются как можно выгоднее продать что-нибудь, завлекая проходящих мимо людей. Кроме того, настоящей достопримечательностью города является так называемый Большой базар.

ЭСовременный Стамбул. Фото Александра Федорченкотот крытый рынок представляет собой, по сути, целый торговый город, а разнообразие товаров не оставит равнодушным даже самого дотошного покупателя. Это место весьма интересно как для любителей совершать покупки разного рода, так и для туристов, интересующихся историей, ведь начало строительству этому сооружению положил султан Мехмед II еще во второй половине XV столетия. Вот лишь такими эскизными штрихами можно нарисовать весьма запутанный и колоритный образ современного Стамбула, который, порой, больше похож на византийский Константинополь, сохраняя дух ушедшей эпохи. Этот город всегда приятно посещать. Я думаю, для каждого путешествие в него станет захватывающей историей, и даже у испытанного и утонченного туриста останется немало впечатлений от посещения этой жемчужины на берегах Босфора. Ведь, когда ты находишься там, то как бы откусываешь кусок слоеного пирога различных культур, обычаев и традиций, переплетенных в одно целое.

Все это вызывает желание возвращаться сюда снова и снова.

Яхты на Босфоре

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий
 

Падение Константинополя. С сайта den-demidov.livejournal.comНаиболее вероятными союзниками Константина были венецианцы. Генуя сохраняла нейтралитет. Венгры ещё не оправились после недавнего поражения. Московские власти были заняты своими проблемами, к тому же между Москвой и Константинополем лежали ногайские и татарские территории. Валахия и сербские государства были в вассальной зависимости от султана, а сербы даже выделили вспомогательные войска в султанскую армию.

Скандербег в Албании был настроен против турок, но он также недолюбливал византийцев и венецианцев.

…После двухчасового боя турецкие командиры дали команду башибузукам отступить. Ромеи стали восстанавливать временные заграждения в брешах. В это время турецкие артиллеристы открыли огонь по стенам, а на штурм была послана вторая волна осаждавших - регулярные турецкие войска Исхак-паши. Анатолийцы атаковали стены от побережья Мраморного моря до Ликоса включительно. В это время артиллерия вела плотный огонь по стенам. Источники сообщают, что и атака, и обстрел из пушек велись одновременно. Ромеи успешно отбивали атаки, но удачный выстрел из огромной пушки «Базилика», той, что была отлита венгерским инженером Урбаном, проделал огромную брешь в стене.

Падение Константинополя. С сайта den-demidov.livejournal.com1В тот же вечер Константин XI, обратившись к народу, произнёс речь, которую Э. Гиббон назвал «эпитафией Римской империи», в которой апеллировал как к религиозным чувствам христиан, так и к античной истории. Очередная атака на город велась янычарами, которых сам султан Мехмед довёл до крепостного рва. Янычары наступали двумя колоннами. В районе Ликоса свинцовой пулей или осколком ядра был ранен Джустиниани Лонго, его стали выносить с поля боя.

Многие генуэзцы из-за отсутствия предводителя поддались панике и стали беспорядочно отступать. Против пролома стали венецианцы и греки во главе с самим императором Константином. Император Константин с группой наиболее преданных сподвижников бросился в контратаку и был убит в рукопашной схватке. Вместе с ним погиб и Феофил Палеолог. Турки не узнали императора и оставили того лежать на улице как простого воина (Дука, «Византийская история», 39).

Падение Константинополя. С сайта den-demidov.livejournal.com2Константин был последним из императоров-ромеев. Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства. Султан же, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Этот титул турецкие султаны носили до окончания Первой мировой войны.

 

По материалам Интернета

Падение христианского оплота древнего мира – Константинополя - и гибель его последнего императора – Константина было вызвано, в том числе и тем, что многие христианские владыки в силу тех или иных причин поспешили «умыть руки», взирая на убийства и разграбление некогда величайшей святыни христианства – Константинополя, и даже радуясь его падению, так как это возвеличивало их самих. Немногие, кстати, знают, что знаменитые янычары, - наиболее фанатичные силы мусульманских орд Османской империи, по происхождению были… христианами. Гибель Византии и падение христианских святынь была прямым следствием предательства единоверцев, поставивших собственные сиюминутные политические и экономические интересы выше понимания спасения христианской цивилизации. Это был урок, следствие которого до сих пор не усвоено современными политиками.

Церковь Святой ИриныСовременный Стамбул. Фото Александра Федорченко

Статья просмотрена: 7171
Рейтинг статьи: 7
Bookmark and Share
Страны: Турция
Сергей Прокошин
Сергей Прокошин, 22.04.2012 в 07:03
Источник изображений: Фото автора статьи и Александра Федорченко
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 2 )
 Федорченко
Ура! В ВЭП появился новый великолепный автор! Статья интересная, познавательная, порой захватывающая! Как приятно читать глубокие, а не поверхностные материалы! Спасибо, Сергей за статью, написанную со знанием дела, спасибо ВЭП за прекрасного нового автора и полезную справку-послесловие!
 Воронин
Полностью согласен с Ириной Михайловной. Статья интересная, познавательная. Справка ВЭП очень к месту.
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо