Философский камень. Химера
Читать весь цикл статей: Философский камень
Аннотация серии статей

"Наслаждение ищет красивого, звучного, сладкого, вкусного, мягкого, а любопытство – противоположного - не для того, чтобы подвергать себя мучениям, а из желания исследовать и знать", - писал Августин Аврелий. Вот и получается, что любознательность есть движущая сила любого исследования, даже если оно проводится на любительском уровне. Давно хотелось понять, почему в храмах черти, гидры и прочая «нечисть» прекрасно уживается со святыми угодниками и библейскими персонажами. А стоило мне только слегка информационно копнуть, как из черной дыры забил такой мощнейший фонтан метафизических трудов и публикаций, что я решил – проще решить эту задачу самому, чем отыскивать интересный и лаконичный ответ в современной поисковой системе. А когда появляется интерес, - любознательность требует генерации и полета собственной мысли, а не пересказа научного учебника, который, тем не менее, является для каждой интересной мысли отправной точкой. Цикл рассказов «Философский камень» открывает «Химера» - праздная идея, которая (по Гете) превыше повседневных нужд. Это соответствие между образом предмета (химерой) и совокупностью символов в визуальном (иллюстрации) и вербальном (описание) форматах общей знаковой системы, я представляю читателю в популярном виде: "Причудливость и тайный смысл идеи, / сокрыты в образах оккультных служб, - / Так, разве это – не та, праздная химера, /что выше повседневных нужд? / Химера – неосуществимая, причудливая идея, / -… и мы считаем праздною химерой все, / что превыше повседневных нужд. (Гете, "Фауст").

Интерьер в его мастерской меня поначалу удивил, поскольку скорее напоминал что-то среднее между лабораторией алхимика и компьютерщика. В одном углу стоял вытяжной шкаф с ретортами, печками, центрифугами и химикатами, а рядом – книжный стеллаж и современный монтажный стол, заваленный вперемежку кусками холста и разнообразными «информационным камнями да железками». Но когда я немного освоился, все стало возвращаться на круги своя, - я попал именно туда, куда стремился попасть,. На стенах были развешаны картины разных авторов, на полу - навалом и в пыльных папках - по углам, хаотично лежали наброски и этюды продвинутого абстракциониста.

Ну и ну!Искусство воплощать слово и мысль в художественный образ выработало последовательную совокупность методов и приемов для достижения цели. Образ - икона по-гречески, - и в таком понимании значительных трудностей в любительском восприятии живописи не возникает. Но меня заинтересовали не столько визуальные изображения библейского сюжета на доске или холсте, сколько лики химер, как символы неосуществимой и причудливой идеи. Эти лики то тут, то там неожиданно появляются на фронтонах и колоннах, как черт из табакерки, возвращают зрителя от идеализированного Абсолюта к повседневной реальности земной жизни.

Бывает, что порой в каком-то летаргическом сне бесцельно бродишь кругами в лучах интеллектуального солнца мимо совершенно чуждых для тебя, но блестящих информационных стоек, погруженный исключительно в собственные мысли. Однако, сознанием фиксируется отсутствие краткого и разумного объяснения для очевидного, смыслового абсурда, как бы невзначай увиденного или услышанного. Примерно в таком душевном состоянии я и прогуливался в один из декабрьских вечеров на Монтмартре, пока меня не привел в чувство, окликнув по имени, какой-то незнакомый и слегка небритый месье.

Декабрь. Монмартр- Вы, меня не узнаете? - спросил он на грассирующем и «изломанном дифтонгами» русском, а, заметив однозначно-прямое отрицание на моем лице, тут же поспешно представился, - Мурзилкин… Игорь.

Я тут же, конечно, его вспомнил, но перед этим в памяти нарисовалась окраина одного небольшого подмосковного городка, больше похожая на деревню, где все друг друга хорошо, по-соседски знали. Вспомнил я и забавную семью бородатого художника в велюровой шляпе и круглых очках, членов которой все звали « Мурзилками». Глава семейства являлся, собственно, главной Мурзилкой, а мать и дети, соответственно, величались, как Мурзилкины. В давние-предавние времена, когда деревья для меня были еще большими и когда не наступили все эти долгие и суровые зимы, издавался в Москве замечательный детский журнал «Мурзилка». А отец Игоря работал в издательстве и был одним из постоянных иллюстраторов этого популярного журнала.

Вот так появилось на свет сие фамильное и слегка комичное прозвище. Добавлю, что не только у этой семьи, но и у всех жителей в нашей округе были какие-то уличные прозвища. Так, меня и мою сестру именовали «Училкиными», а наших соседей - «Кузями», хотя по паспорту они значились Монаховыми.

- Ба, Игорь, сколько лет, сколько зим, как поживаешь?

Я был наслышан, что Игорь, тоже стал художником и продолжил династическую традицию. Он лет двадцать назад уехал за границу, и встретить его случайно, да еще зимой в Париже, я никак не ожидал. У него была небольшая мастерская в мансарде, совсем неподалеку. Мы решили отметить встречу в его берлоге, и, соответственно, немного пообщаться, благо мне давно хотелось услышать суждения профессионала по абстракции визуального образа и символизации идей в живописи.

Игорь М. АвтопортретИгорь М. Мурз

Интерьер в его мастерской меня поначалу удивил, поскольку скорее напоминал что-то среднее между лабораторией алхимика и компьютерщика. В одном углу стоял вытяжной шкаф с ретортами, печками, центрифугами и химикатами, а рядом – книжный стеллаж и современный монтажный стол, заваленный вперемежку кусками холста и разнообразными «информационным камнями да железками». Но когда я немного освоился, все стало возвращаться на круги своя, - я попал именно туда, куда стремился попасть,. На стенах были развешаны картины разных авторов, на полу - навалом и в пыльных папках - по углам, хаотично лежали наброски и этюды продвинутого абстракциониста. Наша беседа оказалась на редкость интересной и поучительной для меня, то ли от чувства особого рода комфорта, индивидуальность которого ощущаешь в творческой мастерской, то ли от красок, растворителей, холстов и отличного вина, - чувства, сплетенного в тугой букет неповторяемых, но веселящих грешную душу запахов и вкусов. Уютно расположившись в разномастных креслах у старого, холодного камина, легко и просто говорить с эрудированным собеседником о понятиях и знаковых системах, о вербальных или визуальных образах.

Пабло ПикассоЯ достаточно хорошо, для технического уровня, разбирался в картинах Пикассо, Брака и Гриса, а трактат Кандинского «О духовном в искусстве» недавно перечитывал. Поэтому мне изначально удалось настроить тему нашей беседы не на отвлеченные воспоминания мира далекого детства, и даже не на изобличение моего дилетантизма авторитетом, а на современные реалии и тенденции в творческом мире инсталляций и модернизма. Изображать, как вы знаете, – это показывать или создавать подобие чего-либо художественными средствами, т.е. воспроизводить красками на холсте образ или, точнее, образ идеи.

Идея, - сама по себе, - духовна, а образ ее – материален. Следовательно, в любой картине идея материализуется на полотне в реальность в формате конкретных символов или знаков. Форматы могут быть: словесными (вербальными), визуальными (картина, скульптура или кинокартина), музыкальными, математическими, виртуальными и пр. и пр. Но все они являются лишь достаточным условием для перехода идеи в материю. Безусловно, необходимым условием здесь является талант и интеллект автора. Ведь только наличие необходимых и достаточных условий делает любую задачу реально решаемой.

Кандинский в своей публикации на частном примере живописи вербально обосновал переход идеи (то есть - духовного) в материю (живописную картину, скульптуру); но философский трактат, как учебник для всех известных наук, рассматривает закономерности значительно шире, а не предметно. Философская мысль должна обосновывать не только частные закономерности, но и всеобщие. Пикассо же в своих 20000 экспериментальных работах и другие великие модернисты, увы, предметно подтверждали лишь частные закономерности, применительно к искусству и творчеству.

Но, пожалуй, хватит философствовать, а то читатель на сайте после прочтения пары абзацев украдкой разок-другой зевнет, а потом и сладко вздремнет. Тогда уж он, ну, никак не сможет принять участие в полнейшем разоблачении одной из самых хитроумнейших афер современности, а допустить и перенести все это - не в моих силах и интересах!

- Обрати внимание на картину «Сферы восприятия», - раздался рядом со мной голос художника, - в этом цикле была еще одна работа «Стереометрия химер», но она месяц назад сгорела, погибла при очень запутанных и загадочных обстоятельствах на экспозиции в Центре Помпиду.

Весь этот кошмар произошел на глазах у самого автора, а также толпы насмерть перепуганной публики и стаи обезумевших от великолепной сенсации репортеров, которые снимали вселенские Армагеддон с Потопом и злонамеренно мешали пожаротушению.

Медиа-демон- Только они, эти… медиа-демоны, и являются главными виновниками полнейшего фиаско спасательных работ. Картина была полностью уничтожена за считанные минуты и не подлежит восстановлению. Уверен, ты сможешь мне помочь в составлении проекта искового заявления, - на такой проникновенной ноте закончил мэтр свое трагическое повествование.

Конечно, я тотчас встрепенулся, выразил свое искреннее соболезнование, живо заинтересовался и сюжетом, и происшествием.

После минуты скорбного молчания, я настойчиво попросил Игоря показать мне сохраненные файлы этой картины и еще несколько минут «зависал в созерцании». Возникла еще одна небольшая, но объяснимая при печальных ситуациях пауза, которая, к тому же требовалась и постановщику пьесы, и рабочим сцены для смены декораций.

- Satan, ter oro te, opera praesto (Сатана, трижды молю, исполни дела! - лат.), - торжественным шепотом молвил хозяин (за точность перевода автор не ручается).

И в туманной дымке угасающего дня замаячил призрак фешенебельного казино, где худощавый крупье в светлом с переливами фраке и черном цилиндре приглашал провинциального шевалье в потертых темно-синих джинсах и светлой бейсболке за карточный стол суперигры «Кошка-Мышка». Какое потрясающее для моего тщеславного воображения зрелище открылось мне ныне! Что говорить, сюжет закручен, а декорации меняются стремительно, с таким великолепным пиксельным разрешением,… сказка! У Лукоморья дуб зеленый,…жаль, очень жаль, что никто боле из моих нынешних соседей по имению не видит всего этого великолепия, не слышит чарующей музыки шелестящих (на дубе том) зелененьких,… еще и не поверят, когда буду рассказывать, засмеют. Ба, … но на ветвях другого, схожего древа сейчас сидит и изнывает от парижской скуки одна русалкоподобная пиковая дама, стоит подумать, не выпустить ли ее на поляну чудес во втором тайме,… - так я подумал между делом и первым действием.

Владимир У.  КрупьеВладимир У. Пиковая Дама

Шелестели, однако, не доллары США и не рубли РФ, а евро ЕС. На стимулирование бурного проявления темперамента, энтузиазма и дикого восторга у игроков и зрителей, страховым лицом (г. Игорем М.) был выделен вполне разумный процент от лучезарной суммы в €350.000, будущих выплат по страховому случаю в связи с безвременной утратой предмета изобразительного искусства. Так, на «представительские расходы» им планировалось потратить примерно 10% от страховой суммы, что составляло тридцать пять тысяч евро.

Я всегда был очень талантливым исполнителем роли «Кота в сапогах» и, даже на выезде, повел себя в соответствии с этим статусом. Ну, раз очень хочется хозяину арены сыграть со мной, - это его право. Правда, желательно, перед свистком к началу игры бросить жребий, - определить, кто есть кто. Крупье же начал с грубейшего нарушения стандартных правил, - он сразу обрядил меня в кафтан «серенькой мышки» и без сапог. А так как двух кошек, впрочем, как и двух мышек, в таких играх двоичной информационной системы не бывает, в итоге получается нонсенс, состязание без правил или креативная химера!!! Но раз уж крупье начал с типичного «передергивания» и настаивает на такой причудливой манере трактовки стандартных правил, я не стал возражать, а лишь твердо потребовал немедленного авансирования на приобретение необходимых по этикету и размеру сапог.

Игорь М. Сферы восприятияМои доводы и требования были разумны и убедительны, и только после их выполнения игра без правил началась. Я сравнивал эти две картины и пытался вникнуть в их единство и, соответственно, антагонизм, так как это был последовательный и законченный авторский цикл - сериал, где все должно быть туго переплетено и взаимосвязано:

- Думаю, что «Сферы» - более ранняя картина!
- Да, ты прав, - ответил Игорь, как мне показалось, с некоторой долей смущения или, скорее, замешательства.

Игорь М. Стереометрия ХимерРазговор продолжился о других его картинах, выполненных в иных форматах и на других этапах творчества, но порой, как бы непроизвольно, я возвращался взглядом то на монитор с «Химерами», то на стену, где заняли свое место «Сферы». Позже, для всей этой символической композиции с радужными шарами я сконструировал через процедуру обобщения смысловой эпиграф: «Для материализации идеи в образе известного или нового формата необходим талант», а это уже было и являлось ПОНЯТИЕМ! Обычно, процесс создания понятий называют абстрагированием (от греч. abstragiro – отвлечение, обобщение).

Игорь, думаю, вполне осознанно привлек мое внимание и предложил выделить из всех показанных работ только одну исходную группировку с шарами, которая должна была меня особенно заинтересовать. На втором этапе, по его плану, мышка должна была проводить комбинацию отожествления и отвлечения. Я должен был почувствовать, прочувствовать и обнаружить общие свойства группировки из сфер-шаров и пренебречь их индивидуальными различиями. Однако, я выполнил свой ответный ход также нестандартно, хотя, на первый взгляд, абсолютно алогично. Но такой ход заставил моего соперника призадуматься. У меня были свои личные, амбициозные планы и своя голова на плечах. Я не собирался танцевать под чью-либо дуду, поэтому слегка уколол его фактором движения творческой мысли во времени, которым не собирался пренебрегать. И, судя по его реакции, к такому развитию событий в дебюте партии он оказался совсем не готов.

Я был в восторге от того, что все идет как по маслуПосле чаепития был объявлен перерыв, я получил аванс и диск с фотографиями его работ, мы обменялись визитками и раскланялись, договорившись встретиться на следующий вечер. Примечание автора. В это же самое время, когда происходили описываемые события, меня интересовали вопросы обратимости переходов от a к b, и совсем неважно, что в большей степени они касались химических соединений. Я нащупывал взаимосвязи и алгоритмы для таких переходов. Свою персональную химеру, аналогично с абстракционистами, я хотел материализовать в конкретике патентов и практических результатов. Я вышел на улицу, и хотя уже наступила ночь, но это была все та же «странная штука» - жизнь, только ночная, в нескучном городе Париже. Если Душа уже получила эмоциональную порцию, то Тело требовало материальной пищи. Я был в восторге от того, что все идет как по маслу… Зашел в кафе и позвонил вышеупомянутой «Пиковой Даме», предложив поужинать. Она не возражала.

Окончание следует

Статья просмотрена: 7258
Рейтинг статьи: 5
Bookmark and Share
Страны: Франция
Владимир Владимиров
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 17 )
 Федорченко
Читать статьи Владимира Владимирова - одного из старейших авторов Энциклопедии становится все сложнее, но все интересней. От веселых, приключенческих, насыщенных луи-буссенаровскими настроениями материалов о похождениях "Шипстопом" Владимир, став лучшим автором Энциклопедии за 2010, вышел на уровень глубинных философских обобщений. Читать такие статьи непросто, - там двойное, а то и тройное смысловой дно, отсылки и намеки, которые даже человеку неплохо образованному не всегда по зубам... Но Энциклопедия намеренно публикует непростые статьи этого автора, так как преподавание гимнастики ума - это именно то, чем Владимир Владимиров в совершенстве занимает посетителей Энциклопедии.
 Владимиров
Краткое содержание первой части. Главный герой случайно встречается на Монтмартре со своим другом детства - художником модернистом. Тот знакомит его со своими работами и предлагает помочь в составлении искового заявления в страховую компанию на картину, утраченную в результате пожара в Центре современного искусства им. Помпиду. Герой соглашается и получает аванс на представительские расходы.
 Hjälm
Alina Hjälm 3.05.2012 в 12:01 (ссылка)
Есть писания - что царапают сердце,
что "на раз"! - наизнанку душу! -
"сносят крышу" и мозг выносят -
и мгновенно его сушат!
Есть - текут ручейком нежным -
гладят теплой ладошкой сердце,
так звучат, словно блюз весенний,
или Осени рыжей скерцо...

Есть, читаешь и понимаешь -
как красиво - "словосплетение" -
лишь красиво - и это - всё -
никакого душеволнения!

А Владимир - волной - в брызги!!!
а Владимир - с вершин - в пропасть!!!
а Владимир - набрав скорость -
как на санках с горы - с визгом!!!
как на лыжах - крутой слалом -
с самолета - прыжок в небо -
а душа - словно крошка снега -
на ветру не весомой стала!
сердце к звёздам рванет вздохом
выдыхаешь - меркнет во взгляде -
понимаешь - вот так надо! -
понимаешь - "ведь пишет- неплохо!"
 Владимиров
ПРЕКРАСНЫЕ СТИХИ АЛИНЫ НЕЛЬЗЯ КОММЕНТИРОВАТЬ. Я СКАЖУ ЕЙ ТОЛЬКО: - СПАСИБО, ЗА ВАШЕ ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ТВОРЧЕСТВО!!!-
 Владимиров
"Для материализации идеи в образе вербального формата, известного как поэтический, необходим талант!"
 Николаенко
Ваши рассказы – покруче детективов! Инрига есть! Остается распутать клубок загадок. А до выхода второй части «Химеры» знаю, что буду набирать в поисковике: «философский камень, химера, символизм, абстракционисты, модернисты»... Моя любознательность вновь встрепенулась! Спасибо!!! Кстати, хотя большинство людей и считает философский камень химерой, выдумкой, а всё же в XX веке трансмутация была проведена — золото было получено из других элементов в процессе работы ядерного реактора! :))
 Владимиров
. Поучительный сюжет для этого пересказа был изложен моим давним приятелем господином N на прогулке с собаками, в окрестном с городом К. весеннем лесу. Но, склонный к детективно-авантюрному фантазированию, я чуть-чуть приукрасил рассказ флером романтичной привлекательности и сократил несущественные подробности и второстепенные диалоги перед публикацией на сайте
 Галиакбарова
Спасибо,есть над чем подумать,гимнастика для ума.
 Владимиров
Причудливость и тайный смысл идеи,
сокрыты в образах оккультных служб,-
Так, разве это – не та, праздная химера,
что выше повседневных нужд?
 Ролдугин
Юрий Ролдугин 30.04.2012 в 00:33 (ссылка)
Начало необычное, уверен, что сюжет еще не "закручен". А тема-то актуальна! (хотя не могу спрогнозировать дальнейшее развитие событий). Но что-то неординарное явно должно быть.
 Владимиров
Наш герой во второй части рассказа мог себе позволить вволю поабстрагировать во взаимоотношениях с выделенными им из объективной реальности личностями, и создать еще одну программу квалификации, но уже персональных взаимосвязей Люси – Мурзилкин – Ник… или « L -M - N », а если еще и учесть, что действие рассказа началось в городе "К", то по- русски это вся эта упрощенная конструкция будет звучать, как « КЛМН ».
 Владимирова
С автором нужно постоянно держать свои "уши востро". Когда дошла до фразы" -...я встречался всего лишь с одной легендарной личностью, которой всегда и во всем выпадал "Орел", - то сразу поняла, что речь идет об Эрасте Петровиче Фандорине Бориса Якунина. А раз делается намек на эту легендарную личность, то жди от ВВ кульбита из подвохов. Стоит вернуться в начало и снова внимательно перечитать и детально изучить фото. Познавательной философией читателя слегка убаюкивают, чтобы тот пропустил добрую часть ключевых фактов и фраз. Не выйдет, господин "Хитроумов", ваш фокус не удастся! Будьте бдительны!!!
 Владимиров
Оля, спасибо, что угадала мою туманную ссылку на господина Фандорина, явный недочет, принимаю. А насчет хитроумия, автору пока еще очень далеко до самого хитроумного из смертных - Одиссея, но я старательно у него учусь.
 Владимирова
С нетерпением жду продолжения!
Йети съел этот комментарий
 Владимиров
Продолжение и окончание будут опубликованы 19-го мая и 23-го июня, по согласованию с Главным редактором сайта.
 Владимиров
Прошло семь лет после публикации моего рассказа в апреле 2012 года, вчера сгорел один из главных символов Парижа - Собор Парижской Богоматери. Что это - случайность или же осознанные действия тех темных сил, которых я, лишь вскользь упомянул в своем повествовании?
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо