Абхазия - коротко o главном. Легенды и мифы
Читать весь цикл статей: Абхазия - коротко o главном
Аннотация серии статей

Немного об авторах и самой книге. Роджер Джесси - англичанин, несколько лет назад приехавший в Абхазию как турист, и решивший поселиться в этой стране постоянно. Он преподает в Абхазском Госуниверситете. Перевел на английский язык несколько книг об Абхазии, что дало ему возможность теснее познакомиться с историй страны, ее традициями. Идея создания книги возникла из любви Роджера к составлению всякого рода списков по любому поводу. Республика Абхазия становится объектом все более пристального интереса со стороны мирового сообщества. В этой книге мы хотели показать страну с разных сторон, включив в наше исследование материалы по 10 темам (традиции, достопримечательности, растительность, кулинария и т.д.) и затем 10 наиболее значимых, с нашей точки зрения, разделов в каждой из тем. Хотя такой выбор дает только поверхностные сведения, мы надеемся, что читатель почувствует интерес к удивительной древней стране - Абхазии и у него появится желание к дальнейшему исследованию. Максим Гвинджия - абхаз. С 1999 он работал в МИДе Республики Абхазия, с апреля 2010 года по октябрь 2011 - в качестве министра. Его увлечение историей древних цивилизаций (особенно культурами майя и инков) помогли ему писать об Абхазии. Галина Джесси - белоруска, гражданка России, супруга Роджера Джесси.

В греческой легенде Язон с командой аргонавтов отправился в легендарную Колхиду за золотым руном, висевшим на ветке дуба и охраняемым драконом. Когда аргонавты, преодолев все препятствия, достигли цели, царь Колхиды Аетес сказал, что для того, чтобы получить руно, Язон должен усмирить огнедышащего быка и на нем вспахать поле Ареса, а потом засеять его зубами дракона, из которых немедленно вырастали вооруженные воины. Дочь Аетеса, волшебница Медея, влюбилась в Язона и помогла ему... Язон вернулся в Грецию с золотым руном и обворожительной Медеей.

Б, Джопуа, АпсныСОТВОРЕНИЕ АПСНЫ

Давным-давно Бог разослал всем народам повеление явиться к нему до полудня: “Я буду раздавать земли”. Собрался в путь и Абхазец. Он уже оседлал коня, как вдруг увидел у ворот усталого запыленного путника. Что было ему делать: принять путника и опоздать к раздаче земель, или нарушить закон гостеприимства? Когда Абхазец, наконец, отпустил Гостя, солнце уже было высоко. Как он ни погонял своего коня, к назначенному сроку все равно не успел.

“Где же ты был? – спросил Бог с огорченным видом, – я уже раздал все земли”. “У меня был Гость, я не мог отпустить его, не накормив и не напоив, не подняв все полагающиеся тосты”. “Ну что ж, – сказал Бог, – раз ты решился пожертвовать своей долей, чтобы соблюсти закон гостеприимства, то я отдам тебе во владение тот уголок земли, который приберег для себя. Он называется Апсны - страна души”.

  ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ  MYTHS AND LEGENDS
  1. Сотворение Апсны
  2. Золотое руно
  3. Эпос о нартах
  4. Праматерь
  5. Гиганты
  6. Мифология о кузнецах
  7. Карлики “aцаны”
  8. Миф об Абрскиле
  9. Легенда озера Рица
  10. Ажвейпш
  1. The creation of Apsny
  2. Golden fleece
  3. Narts epics
  4. The first mother
  5. Giants
  6. Blacksmith mythology
  7. Dwarfs ‘atsans’
  8. The myth of Abrskil
  9. The legend of Lake Ritsa
  10. Azhveipsh

ЗОЛОТОЕ РУНО

Ясон и дракон, охраняющий Золотое руноСогласно древнегреческой легенде, Ясон, сын царя греческого города Иолкос, был вынужден отправиться на корабле Арго в легендарную Колхиду за Золотым руном, висевшим на ветвях дуба и охраняемым вечно бодрствующим драконом. Когда аргонавты, в числе которых были Геракл и Орфей, преодолев на своем пути все препятствия, достигли цели, царь Колхиды Эет согласился отдать руно, если Ясон усмирит огнедышащего быка и вспашет на нем поле, которое затем засеет зубами дракона. Эти условия были невыполнимы - быка нельзя было усмирить, а из зубов дракона немедленно вырастали воины, убивавшие пахаря. Дочь Эета, волшебница Медея, влюбилась в Ясона и помогла ему спастись от огнедышащего быка, дав греку чудодейственную мазь, дала совет, как спастись и от волшебных воинов. В результате Ясон вернулся в Грецию с золотым руном и обворожительной Медеей. Кончилась, впрочем, эта история трагедией.

Ясон засевает поле зубами драконаПутешествие на Арго

НАРТЫ

Л. Бутба. Мифы и легендыСогласно сказаниям, нартское общество организовано в материнский род, включающий сто братьев и их единственную сестру, рожденных одной матерью. Охота и скотоводство - главное занятие мужчин. У них водятся табуны диких лошадей, стада коров и овец. Нарты совершают походы “для добывания славы”, а иногда и с единственной целью дойти до неизведанных земель, “где еще не ступала нога человека”. Однако со временем их стала одолевать зависть и ревность к младшему, любимому и более удачливому брату, нарту Сасрыкве.

Решив его погубить, братья обратились за помощью к ведьме и по ее совету попросили Сасрыкву разбить правой ногой камень на лету, чтобы доказать свое превосходство. Его нога сломалась в колене, его единственном слабом месте, и братья оставили его, истекающего кровью. Божество Лдзаа-Ныха взяла Сасрыкву на небо, где он засиял лучезарной звездой. 

Братья А. и М. Белецкие. Эпос нартов. Ведьма с братьями-нартамиБратья А. и М. Белецкие. Эпос нартов. Сасрыква

ПРАМАТЕРЬ

Фигурка (два вида) из раскопок в ПицундеВо многих ранних культурах существует образ богини-матери - символа плодородия, идеала женской красоты, о котором можно судить по находкам археологов, как эти фигурки:

  • Венера Виллендорфская из Австрии, изготовленная из известняка 24-26 тыс. лет тому назад;
  • фигурка (два вида) из раскопок в Пицунде;
  • хеттская золото-серебряная статуэтка из Хасаноглы 2100 года до н.э.;
  • Абхазская Венера, найденная при раскопках в Эшере, недалеко от Сухума.

В абхазских мифах - это всемогущая мать ста сказочных богатырей-нартов Сатаней-Гуашьа, без солнца греющая, без луны сверкающая, которая воплощает черты идеальной женщины. Она выступает как глава рода, устроительница семейного очага, чародейка и мудрая прорицательница, предсказывающая будущее, нестареющая и бессмертная наставница народа.

Абхазская ВенераХеттская золото-серебряная статуэтка из Хасаноглы 2100 года до н.э.Венера Виллендорфская из Австрии

ГИГАНТЫ

Гиганты символизируют огромную первобытную силу. Они не обязательно хорошие или плохие, однако значительно сильнее, чем обычные люди. Часто они выполняют тяжелую, но рутинную работу, подобно Атланту, держащему мир на своих плечах. В мифах об абхазских великанах нартах, младший брат Сасрыква встретил пахаря, который посадил героя на свою ладонь и опустил в миску, чтобы показать ему, что есть создания в мире посильнее нартов. Когда Сасрыква должен был раздобыть огонь для спасения своих замерзающих братьев, ему пришлось прыгать через оба уха мирно спящего у костра гиганта, чтобы украсть горящую головню. Гигант проснулся и Сасрыква должен был заманить это сильное, но глупое существо в замерзающее озеро.

А. и М. Белецкие.Эпос нартовНе мифическая, а реальная Крепость великанов, - как называют ее в народе, которая находится недалеко от ГагрыА. и М. Белецкие.Эпос нартов

МИФОЛОГИЯ О КУЗНЕЦАХ

Нартский кузнец АйнарВулкан был римским богом огня и кузнечного ремесла. Гефест, его эквивалент в греческой мифологии, как полагают, происходит из Малой Азии, где железные рудники появились во времена хаттов-хеттов. Хетты поклонялись богу огня и грома Тишубу. На барельефах он изображался с перунами в одной руке и с топором в другой. В абхазской мифологии образ нарта Сасрыквы тоже возник как каменный барельеф, а через 9 месяцев его отделил от камня и закалил, окунув в расплавленное железо, нартский кузнец Айнар, который имел клещи и молот вместо рук и наковальню вместо ноги.

В абхазских верованиях с кузнечным ремеслом связан бог Шьашэы, которому 14 января в абхазский национальный праздник “День сотворения мира” приносятся в жертву животные. Наковальня, клещи и молоток вместе называются “тремя руками”. Кузница в Абхазии считается сакральным местом.

АЦАНЫ

Г. Дочия, АцаныСогласно легенде, ацаны (низкорослые существа) были первыми обитателями земли. Они были такими маленькими, что даже на папоротники взбирались с помощью лестницы. Жили они привольно и беззаботно в альпийских лугах, где разводили коз и охотились. В то время не было ни холода, ни жары, ни ветра, ни болезней, ни смерти. Это было общество всеобщего счастья и благополучия. У ацанов не было ни царей, ни другого рода правителей. Но когда они перестали признавать Бога, он разозлился на ацанов из-за их нечестивости. Сначала подул ветер, и ацанам было очень странно видеть, как у козла, стоявшего на вершине горы, вдруг заколебалась борода. С неба начал падать ватный снег. Потом снег загорелся. В пожаре ацаны и погибли. В высокогорных районах и поныне встречаются развалины каменных оград, называемых “ацангуры” - ограды карликов, строительство которых предания связывают с мифическими ацанами.

Здесь жили ацаны?Ацангуары в урочище Беш

МИФ ОБ АБРСКИЛЕ

След стопы АбрисклаРожденный от прекрасной девушки и демона Абрскил стал героем всей страны, любимцем народа и грозой соседних племен. Но постепенно гордыня все более и более овладевала его душой. Не видя себе равного среди людей, Абрскил возомнил себя равным Богу. Ангелы поймали Абрскила и заточили его в пещеру у подножья неприступной горы Эрцаху. Его верный конь-араш гложет и гложет железную цепь в надежде освободить сына духа гор... Цепь становится тонкою, как шелковая нить, но мучительная жажда начинает томить животное. Конь пьет воду из источника, который журчит по дну пещеры – это слезы измученного Абрскила. Когда же араш вновь принимается лизать цепь – он находит ее такою же толстой, как и прежде... Черная пасть пещеры и поныне извергает тяжелое горячее дыхание истомленного коня и изнемогающего человека. На скале возле пещеры можно увидеть отпечаток ступни Абрскила, равный росту 5-летнего ребенка.

Братья А. и М. Белецкие. Абрскил сражаетсяГора ЭрцахуБратья А. и М. Белецкие. Абрскил в заточении

ЛЕГЕНДА О РИЦЕ

Озеро РицаЖила-была прекрасная девушка Рица на берегу широкой спокойной реки. У Рицы были три брата. Братья уходили на весь день в горы на охоту, а Рица готовила им еду, пасла стадо и пела. Однажды милую песню Рицы услышали два брата-разбойника. Помчался один из них, не разбирая дороги, на чарующий голос и увидел девушку сказочной красоты. Звериная страсть вспыхнула в злом сердце. Он бросился к Рице и сжал ее в своих объятиях. Рица забилась в его руках и стала взывать о помощи. Услышал это горный сокол и стрелой бросился к братьям.

Гнев запылал в сердцах братьев и помчались они стремглав, надеясь выручить свою сестру. Но было уже поздно. Тогда один из братьев метнул свой богатырский щит в насильника. Щит упал поперек реки и запрудил течение. Вода хлынула на берег. Увидела Рица как огромное озеро разливается у ее ног. Смертельная тоска заполнила сердце девушки. Не смогла она перенести позора, горестно вскрикнула и бросилась в озеро, а братья окаменели от горя и до сих пор пристально вглядываются в водную гладь.

АЖВЕЙПШ И СОВА

Братья А. и М. Белецкие. АджвейпшДавным-давно жил-был правитель зверей и птиц, покровитель охотников Ажвейпш. Любой охотник знал, что если убьешь дичь белого цвета, прогневаешь владыку Ажвейпша. Наверно поэтому к белым животным в Абхазии всегда было уважительное отношение. Легенда повествует, что у Ажвейпша была вздорная жена, и однажды она стала требовать, чтобы муж построил ей дом из костей животных, чтобы все ей завидовали. Когда Ажвейпш созвал всех своих подопечных, чтобы сообщить им эту весть, только сова осмелилась сказать, какая это глупая затея. Чтобы наградить ее за смелость, Ажвейпш приказал птицам и зверям каждый день приносить сове по птице. При этом, добавил Ажвейпш, после того, как сова съест птицу, та сразу же попадет на небо. Вот почему при виде совы, птицы кричат: “Ешь меня, ешь меня!” Они уверены, что если их съест сова, они сразу отправятся на небеса.

Продолжение следует

Статья просмотрена: 12624
Рейтинг статьи: 5
Bookmark and Share
Страны: Абхазия
Галина Джесси
Галина Джесси, 11.08.2013 в 08:00
Источник изображений: Из архива автора и открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 3 )
 полюс
А когда и кем были созданы иллюстрации?
 Федорченко
Спасибо за прекрасную статью. Она одновременно и интересна и поучительна. Сколько мудрости в легендах и мифах, и в тех, кто делится с нами тем, что сотворил народ. Каждая история заставляет задуматься и, как говорится, "намотать на ус".
 Федорченко
Захотелось перечитать статью. Вспомнилось, что в детстве у меня одной из любимых была книга "НАРТЫ" большого формата с прекрасными иллюстрациями... Где-то она теперь?...
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо