Загадка лидера: Колумбово яйцо
Аннотация серии статей

Отношение к психологии неоднозначно. В повседневной жизни можно обойтись и без нее. Ошибки, которые совершает человек, исправляются временем, либо перестают считаться таковыми. Экспедиции, - непродолжительный период времени, расписанный по часам, включающий большую нагрузку, риск, могут потребовать знаний в области особенностей возраста, потребностей, поведения и много другого. Нужны эти знания, как правило, руководителю. Уходя в экспедицию, надо быть готовым к тому что придется прощать поступки, которые от обиды, усталости или непонимания, или просто от смены обстановки и ситуации, можно счесть за предательство. Чувствовать и не упускать решающий момент. Конкретные ситуации можно разобрать и до начала экспедиции, - есть примеры, которые повторяются постоянно. Сюрпризы тоже случаются, особенно, когда происходит неожиданный сбой. Но бывают случаи, когда благополучный исход зависит не только от физической подготовки и технического обеспечения, но и от знания природы человека. Во многом это зависит от самообладания руководителя и его умения убеждать. Статьи по психологии, которые представляет Энциклопедия, написаны психологом по образованию, офицером МЧС. Читатели могут присылать вопросы и конкретные ситуации, в которых специалист попробует разобраться вместе с вами.

А кто вообще ездит в экспедиции? Просто группа людей, или команда? Зависит ли успех экспедиции от поставленной цели? Модели людских взаимоотношений и существуют ли классические модели? Подчиняются ли они психологическим законам или люди выстраивают их сами? Можно ли перенести модель взаимоотношений из городской среды в путешествие и экспедицию? А можно ли вернувшись, сохранить создавшиеся отношения и нужно ли это? Сложно ли существовать продолжительное время в замкнутом коллективе? Какие психологические факторы испытывают участники экспедиций? Об этом речь пойдет в представленной вашему вниманию статье.

Лидерство. Иллюстрация автораОднажды заносчивый человек сказал Христофору Колумбу:
— Ну, и что особенного ты сделал для истории? Ну, поплыл. Открыл чего-то там. Я бы тоже так мог.
Колумб не стал спорить, взял вареное яйцо и попросил собеседника поставить его на стол так, чтобы оно не падало. Собеседник ставил яйцо и так, и сяк, — однако яйцо падало. Тогда Колумб слегка ударил яйцом по столу и заставил его стоять на сломе скорлупы.
— Ах, вот оно что! — скривился человек. — Я тоже так смогу!
— Сможешь, — ответил Колумб. — Но только ты уже не будешь первым, кто это сделал. (Притча)
Принято считать, что в экспедиции едут люди, которые любят ощущать чувство настоящей свободы. Пример тех путешественников, которыми движет жажда свободы - отдельная тема. Интерес, прежде всего, представляют те, чьи походы вносят вклад в научные исследования.

Успешные команды становятся первыми, осуществляют прорыв, создают новое, превосходят ожидания и выполняют невозможное. Доверяют друг другу и обладают высокой степенью сотрудничества, связаны общей целью.  Еще Макаренко отмечал, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации. Но это не единственное условие. В экспедициях огромная, подчас решающая роль отводится лидеру. «Лидер» - это всеми признанный авторитет, постоянно регулирующий общий тонус команды. Невозможно заранее предвидеть все возможные ситуации, осложнения, кризисы, с которыми предстоит столкнуться участникам экспедиции.

Обычно лидером становится тот, кто стоит во главе, начальник экспедиции. Возможно появление неформального лидера. Который в силу своих волевых, моральных и организационных качеств имеет авторитет. Самый лучший вариант — когда формальный и неформальный лидер это один человек. В случаях, когда лидерство «по должности» и «по призванию» не совпадает, то возможно возникновение, неожиданные ситуации и конфликтов.

История множества экспедиций, зимовок - это широкий спектр «моделей» человеческих взаимоотношений, которые устанавливаются в крохотном, изолированном, находящемся в трудных условиях коллективе. Как бы хорошо технически ни была организована экспедиция, успех невозможен без духа товарищества, сплоченности, взаимопомощи. Психологические исследования, проводившиеся среди сотрудников полярных гидрометеорологических станций, выявили, что на всех без исключения имелись нарушения в сфере взаимоотношений. Это было, в частности, следствием отсутствия отбора и подготовки людей. Подбор людей - важнейшая часть организации любого дела. Особенно это относится к экспедициям, в которых люди в течение долгого времени должны будут работать вместе, и когда нет возможности обновить состав и заменить оказавшихся непригодными.

Какая бы ни была по срокам экспедиция - полторы недели или полтора месяца - сценарий отношений между членами экспедиции обычно получается один и тот же, но развитие всех отношений происходит в ускоренном темпе по сравнению с «земными».  Экспедиционная группа, прошедшая универсальные этапы формирования, должна представлять собой союз единомышленников, спаянных и вдохновленных сознанием важности выполняемой цели.

Во время длительных экспедиций люди подвергаются воздействию многих отрицательных факторов, которые могут вызвать истощение нервной системы. Специфическим психогенным фактором, действующим в условиях групповой изоляции, является информационная истощаемость партнеров по общению. То есть, отсутствие тем для бесед при недоступности средств связи с «большим миром» (газет, радио, телефона, телевидения и т.д.).

Невероятную сложность представляет и необходимость находиться постоянно в условиях «публичности», невозможности уединения. При невозможности удовлетворения потребности в уединении, в условиях групповой изоляции, наблюдаются две формы защитных механизмов. Первая из них — полная открытость душевного мира перед другими участниками группы. Второй формой компенсаторных механизмов, при невозможности остаться наедине с самим собой, является периодическое ослабление контактов с окружающими (аутизация). Человек полностью «уходит в себя», погружается в собственный мир.

Экспедиции в условиях холодного климата, особенно в сочетании с факторами удаленности, влияют не только на физиологию, но и на психику. Сложные метеорологические условия, передвижение на большие расстояния, переохлаждение,  потенциально опасные ситуации - создают для участников команды напряжение, которое может привести к психологическим стрессам у людей, что отражается, в первую очередь, на деятельности и микроклимате.

Окончание экспедиции также имеет свои особенности. Одни находятся в приподнятом настроении, удовлетворенные достижениями коллектива; другие огорчены предстоящим расставанием с людьми, с которыми они наладили дружеские и творческие отношения. Некоторым удается остаться хорошими друзьями и после экспедиции. Кто-то, встретившись после, не находит общих тем. Но такой сценарий, скорее, свойственен членам временных групп. Которые были сформированы для решения конкретной задачи. Чем ближе к завершению работы, чем ближе достижение поставленной перед группой цели, тем больше ее члены начинают думать о том, что данная группа скоро прекратит свое существование, о новых перспективах своей работы в другом коллективе. Производительность работы группы в этот период может заметно снижаться.

Безусловно, все вышесказанное, лишь незначительный анализ сложностей,  испытываемых  членами всех экспедиций. Но анализ литературы по данной тематике, включающей в себя изданные статьи известных путешественников, позволяют сделать выводы о том, что практически для всех экспедиций данные проблемы были актуальны. Наблюдения самих участников подтверждают данные психологических исследований, проводимых в разное время учеными, занимавшимися проблемами психологии личности, психологией групп, психологией деятельности и т.д. Данные выводы, с незначительными корректировками, свойственны коллективам разных возрастных категорий.

Уважаемые читатели!

В качестве приложения к странице психолога, предлагаем Вам принять участие в психологическом практикуме. В конце каждой из публикуемых на страницах Энциклопедии статей по психологической помощи экспедиционерам и путешественникам, Вам будет предложена психологическая задача, с возможными вариантами ее решения. Выберете верный, на Ваш взгляд, вариант. По итогам практикума будет определен победитель! При определении победителя, будет учитываться активность, проявленная в течение всего периода проведения практикума! Срок ответов по каждому заданию - месяц, до появления следующей статьи. 

  Страничка психолога в Энциклопедии теперь будет иметь собственную эмблему. Это стилизованная буква Пси из древнегреческого алфавита. Иллюстрация автораЧто означает символ Ψ? В IX веке до н.э. греки ввели в алфавит новые буквы: Ω (омега), Υ (ипсилон), Φ (фи), Χ (хи) и Ψ (пси). Предполагается, что внешний вид буквы Ψ символизирует трезубец бога моря Посейдона, культ которого в то время был широко распространен в Древней Греции. Он символизирует разделение мира на три сферы: земную, небесную и духовную, и является союзом трех первоэлементов - воздуха, воды и земли. По одной из версий, использование греческой буквы ψ для обозначения термина "психология" первыми стали применять студенты философских ВУЗов для удобства записи лекций по психологии. Подобное сокращение применяется не только у нас в стране, но и за рубежом.  

Итак, психологический практикум № 1

Трое путников, шли по незнакомой дороге. Проходя вдоль реки, они услышали отчаянные крики. Подбежав к берегу, они увидели тонущих детей. Двое бросились их спасать. Третий путник, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги.
- Разве тебе безразлична судьба детей? - спросили его.
Он ответил: «???» и был совершенно прав.

 
Дополнительная информация к циклу статей

Терентьева НатальяЯ - Терентьева Наталья Владимировна. Родилась 23 декабря 1974. Работаю в МЧС, майор. Образование: 

  • Квалификация: воспитатель в дошкольных учреждениях. Специальность: дошкольное воспитание (Московское педагогическое училище №7).
  • Квалификация: психолог. Специальность: психология (Московский психолого-социальный институт).

Замужем, имею двух детей. Интересы: чтение. Хобби: стихи. О проекте Всемирная Энциклопедия Путешествий и Школе Следопытов, частью которой является Клуб юных полярников, узнала от коллеги и активной его участницы Марии Семиковой. Ранее опыта подобной деятельности не имела. Но в делах руководствуюсь девизом: "Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег был сооружен любителем. Профессионалы построили "Титаник". Заинтересовала  возможность концептуально нестандартной подачи знаний по психологии.

Статья просмотрена: 16135
Рейтинг статьи: 0
Bookmark and Share
Страны: Россия
Наталья Терентьева
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 79 )
 Семикова
Наташа, здравствуй. Отличное фото! И для меня оно немного неожиданно, поскольку привыкла видеть тебя более серьезной и в военной форме. Поздравляю тебя с началом большого и нужного дела. Статья твоя очень понравилась. Психологический практикум необходим. Спасибо за участие в проекте.
 Терентьева
Спасибо,Машенька!
 Чиликов
Очень интересный текст! Спасибо автору
 Терентьева
Благодарю Вас за положительную оценку!
 Федорченко
Крутая идея! Отправила ссылки девчонкам на работе, будем ждать продолжения!
 Журавлева
А рисунок пси Вы сами нарисовали?
 Sulimova
Yana Sulimova 4.03.2013 в 18:02 (ссылка)
Очень интересный текст и очень актуальная, я считаю, тема на сегодняшнее время!! Спасибо!
 Терентьева
Вам тоже спасибо!
 Федорченко
К сожалению, Владимир Солдатенков не может зарегистрироваться на нашем портале - он временно лишен компьютера и прислал свой коммент через соцсеть Одноклассники (он является одним из 13.000 членов группы Всемирная Энциклопедия Путешествий на Одноклассниках). Вот его коммент: "С подростками в походе выходного дня не соскучишся,не говоря уже о категорийных.Очень рад и благодарен нашим ,,отцам-основателям" за появление компетентного специалиста-психолога,да ещё с опытом работы в МЧС.
Йети съел этот комментарий
 Терентьева
Обязательно учту Ваши ожидания от содержания статей в будущем! Спасибо,за положительную оценку работы!
 нерсесова
Спасибо!!!
Очень инетересно!
Знать тонкости взаимоотношений, будь то в команде, или с соседями по даче, всегда полезно.
А вот интересно, путешественник Николай Конюхов сможет быть в команде? )))
 Терентьева
Спасибо за оценку! Простите, не поняла кого вы имеете ввиду Николая Конюхова - автора концепции кумулятивно-факторных причин в психологии. Или Федора Конюхова - путешественника?
 нерсесова
Простите, конечно, Фёдора!!!!!
 Терентьева
Хороший вопрос! Ждите статью по этой теме!Но если коротко,то нет.
 Печенегов
Очень интересно будет познакомиться с мотивацией Вашего мнения о Федоре Конюхове. Какой бы она ни была, я считаю, что Ваше утверждение слишком категорично. Безусловно, стихия Федора – одиночные путешествия. Но он неоднократно участвовал и в командных экспедициях (велопробеги, полярные экспедиции). Так в 1988 году прошел с международной командой Дмитрия Шпаро по маршруту Северная Земля – Северный полюс – Канада. Правда, были конфликты с руководителем экспедиции. Но, это отдельный разговор. Мне лично причины этих конфликтов известны и понятны.
В составе команды «Арктика» Федор принимал участие в первой автономной лыжной экспедиции к Северному полюсу в 1989 году. Как участник этой экспедиции, могу сказать, что Федор был не только бесконфликтен на протяжении долгого пути (65 дней) по дрейфующим льдам до полюса, несмотря на суровые метеоусловия, сложную ледовую обстановку и неблагоприятные драматические события на маршруте. Более того, он внес значительный полезный вклад в поддержание позитивного психологического климата в команде и, бесспорно, был одним из неформальных лидеров группы. Чаще других шел в авангарде, выбирая оптимальный путь движения в лабиринтах торосов.
Что касается, рассмотренных психологических факторов, рассмотренных в статье, то они, конечно, полезны для людей, встающих на тропу путешествий, однако давно известны даже начинающим организованным и образованным туристам.
Однако в комплексе всех психологических проблем в коллективах, задача, безусловно, актуальна. Она полезна не только для путешественников. Ваши рекомендации и профессиональный опыт будут полезны и для других коллективов в «повседневной» жизни. Известный всему миру, путешественник Яцек Палкевич много сделал в этом направлении.
Одно не принципиальное замечание по лексике изложения. Мне кажется, словосочетание «ездит в экспедиции" не очень удачно, и его следует заменить. Например, «отправляется» в экспедиции.
Спасибо! С интересом буду ждать продолжения!
Йети съел этот комментарий
 Терентьева
Терентьева

Наталья Терентьева 9.03.2013 в 18:47 (ссылка)
Спасибо, Сергей, и за "не принципиальное замечание" в том числе. По поводу Ф.Конюхова - мое утверждение, что он не сможет работать в команде отнюдь не так категорично, как Вам могло показаться. Имелось ввиду,что предпочтение все таки, на мой взгляд, и опираясь на многочисленный материал об этом человеке, он отдает именно одиночным экспедициям. Вдаваться в психологические тонкости нет смысла. Кстати, его лидерские качества в статье не рассматривались! Что касается ранее проводимых исследований, я не претендую на звание "первооткрывателя" и истины в последней инстанции!
И еще маленькое, не принципиальное замечание, к мнению прилагаются доводы и аргументы. Мотивация- побуждение к действию. И обратите внимание на раздел семантики, в части тавтология. Спасибо! С уважением.
 Терентьева
И еще, вводный текст к статьям не моего авторства, а публикующего их.
 Печенегов
Уважаемая Наталья! Простите, но я всего лишь ответил на Ваш комментарий: «Хороший вопрос! Ждите статью по этой теме! Но, если коротко, то нет». Стало быть, я поторопился, и Ваше мнение вовсе не так однозначно? Это меняет дело. К вопросу о "психологических тонкостях"... Разве желание или нежелание, неспособность работать в команде не определяются психологическими особенностями человека? Про лидерские качества Ф.Конюхова было упомянуто лишь в доказательство возможной совместимости его с командой. Допускаю и несовместимость в большинстве случаев. Вопрос сложный.
То, о чем Вы сказали в статье, не вызывает сомнений или критики. Я такого не говорил. Даже наоборот отметил актуальность и ценность поставленной Вами задачи. Что касается моих слов относительно известных "постулатов", поверьте, я не хотел сказать ничего худого. Не следовало мне об этом вообще говорить. Все и так понимают, что это лишь вводная часть Ваших профессиональных рекомендаций. Мне крайне неловко за невольно допущенную бестактность! Прошу меня извинить!
Не вдаваясь в тонкости семантики, позволю возразить Вам. Мотивация – это, действительно, «побуждение к действию». Но вполне правомерны понятия: мотивация поступков, решений, суждений (мнений) и др. Всё это - разновидности «побуждения к действию»! Или не так? Мотивация, в свою очередь, базируется на анализе доводов, аргументов и фактов. Где Вы нашли тавтологию? Возможно, я и ошибаюсь.
С Уважением, С.П.
 Терентьева
Отличия специалиста от философа. Специалист старается узнать всё больше о всё меньшем, и в конце концов знает всё ни о чём. Философ узнаёт всё меньше о всё большем, и в конце концов знает ничего обо всём!
 Терентьева
Волк - одиночка.Статья Владимира Снегирева http://veter.turizm.ru/40/index.shtml
 Терентьева
http://veter.turizm.ru/40/index.shtml Волк-одиночка. Статья Владимира Снегирева.
 нерсесова
Я так и думала!!!)))
 Федорченко
"Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь" - по этому поводу хорошо сказал дедушка Крылов: " Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад. Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит. Тот завсегда других упрямей и вздорней; Он лучше дело все погубит И рад скорей Посмешищем стать света..."
 Терентьева
Некоторые люди гуляют под дождем, другие просто мокнут.Выбор всегда за вами!
 Федорченко
А я, гуляя под дождём беру зонтик, так что гуляю, но не мокну. Почему-то Вы не указали такой совсем простой, удобный и полезный вариант.
 Терентьева
Весьма мудро! Непременно возьму на заметку! Благодарю!
 Соколов
...Век живи - век учись... Совет предков.
 Семикова
Нет, нет. Хочу отметить, что некоторые моменты, вызвавшие споры и недоразумение, следует списать на меня, поскольку вводная часть это моих рук дело. Наталья, эрудированный специалист и за ней практически не водится ошибок. Рекомендую и дальше знакомиться с ее статьями. Они несомненно будут полезными. Хотелось бы чтоб читатели не забывали, что эта и дальнейшие статьи делаются для детской аудитории. То что известно взрослым об экспедициях и о жизни, еще не вполне изучено детьми. Лучше поддержать автора в его благородном деле.
 Терентьева
Маша,оставь!Люди которые дают советы, походят на дорожные столбы, которые дорогу указывают, но сами по ней не ходят.
 Максюта
С интересом прочёл статью Н.Терентьевой. Хотя большинство положений
кажутся известными (сам додумался или где-то прочитал), но когда
они собраны в одном месте и "таргетированы", это впечатляет. Пока
читал, всё время сопоставлял с собственным экспедиционным опытом.
Правда, то, что в статье называется "экспедицией" в моём толковом
словаре называлось бы "поход", но многое совпадало. Буду ждать
продолжения серии, особенно из-за того, что в дело
вступил Печенегов - этот настоящий Путешественник без страха и
упрёка. Если он не потеряет интерес к комментированию, если участники
"дискуссии" будут меньше обращать внимания на "разделы семантики
в части тавтологии", у нас есть шанс получить что-то необычное -
гибрид высокой теории с обширной практикой. (Вот бы им вообще
объединиться! Но я понимаю, что это просто фантазия.)
 Терентьева
Благодарю,Вас Валерий за комментарий! Я не продолжила полемику с г-ном Печенеговым по одной простой причине. Поле для полемики слишком обширно и не вписывается в формат комментариев. В данном случае, важны не только слова,но и интонационный посыл.Спасибо.С уважением!
 Печенегов
Насколько мне известно, в ВЭП нет ограничений на формат комментариев. Зато принято корректное обращение с комментаторами, даже, если они пишут не только дифирамбы. Спасибо Вам, Наталья, за ссылку на статью В.Снегирева! Знакомый персонаж. В свое время (в 1988 году) он с подачи Дмитрия Шпаро сделал всё возможное, чтобы перекрыть кислород команде "Арктика", планирующей повторную попытку штурмовать Северный полюс в автономном режиме. В результате его общения с сильными мира ТОГО, маршал Куликов запретил выход в Арктику полковнику Чукову - руководителю команды "Арктика". Неблаговидная роль господина Снегирева (кстати, автора и других заказных "разоблачительных" пасквилей в адрес "Арктики") не позволяет вполне доверять фактам, изложенным в журнале "Вольный Ветер".
А про "интонационный посыл", пожалуйста, поподробнее, без намеков и семантических нюансов.
 Терентьева
Сергей, я не считаю себя вправе судить о людях, которых не знаю, анализировать их поступки, подоплека коих, мне также не известна. В анонсе страницы психолога я честно констатировала, что тема для меня нова. В глазах человека непосвященного, что Ваше мнение, что мнение Снегирева имеют равное право на существование. По поводу интонационного посыла: "Между "вот тебе" и "на тебе" - большая разница!"
 Печенегов
Я вовсе не утверждаю, что Снегирев целиком и полностью не прав в своей публикации. Я просто сомневаюсь в его правдивости на основании выше изложенных фактов. Я не был свидетелем тех событий. Слышал версию инцидента от Федора. Она немножко иная. Знаю многие его слабости, в том числе, и некоторые из тех, на которые указал Снегирев. Однако, Федора я знаю больше с хорошей стороны, нежели с плохой. Я ему больше доверяю. Одним словом, в этом вопросе у нас нет особых противоречий. Не проводить же расследование. Про «посыл» так и не понял. Тупой доцент! Я люблю разгадывать ребусы, но это не тот случай! Я всегда стараюсь относиться к своим оппонентам уважительно и корректно, без высокомерия, поучений и ёрничанья. Даже, если оппонент не прав, или не льстит.
А вообще-то, пожалуй, соглашусь с Вами - эти вопросы следует обсуждать в личной переписке, чтобы не перегружать форум. Вряд ли кому-то интересны наши диспуты.
 Печенегов
Спасибо, Валерий, за комплимент! Конечно же, я намерен и в дальнейшем читать публикации специалиста по психологии. Возможно, буду и комментировать. А как же иначе? Ведь мне автором отведена роль философа, пусть и необразованного, но всё же. А это к чему-то обязывает... Тема сама по себе чрезвычайно интересна и полезна. Не обязуюсь, правда, писать дифирамбы без достаточных на то оснований. Как говорится, "ковер покажет".
 Максюта
Да есть ли здесь вообще повод и причина для полемики?!
Все мы знаем, что человек - существо , слишком сложное
и угловатое, чтобы полностью вписаться к какие бы то ни
было формулы. Какой-нибудь угол обязательно вылезет за
границы типичного и научного. Но в этом и прелесть
человеческих отношений. Поэтому так интересно читать о
реальных экспедициях.
 Терентьева
Очень приятно,когда человек, не пытаясь апеллировать терминами, "ухватывает" суть!
 Соколов
"....дорожные столбы, которые дорогу указывают, но сами по ней не ходят".... " В данном случае, важны не только слова,но и интонационный посыл".
...Задумался!...Об этом самом "посыле"... На первый раз списал на полемический задор.
 Терентьева
Валерий, здравствуйте. Создалось впечатление, возможно ошибочное, что Вас одолевает желание о чем - то поговорить, но Вы не знаете с чего начать.
 Максюта
Спасибо, Наталья, но впечатление действительно ошибочное.
 Печенегов
Уже весело! Смешалось всё в доме Облонских.
 Соколов
Понял и оценил!... Красиво!...Но... зачем?
 Печенегов
Валерий! Это я к тому, что Вы ответили на вопрос, заданный Валерию Соколову.
 Терентьева
"Отлегло"! Я Вас не ошиблась!
 Богомолова
Уважаемая Наталья, хотела в комментарии на Вашу статью написать, что действительно важно детям (на взрослых она не тянет), идущим в поход, быть готовыми к трудностям общения. Прочитав Ваши ответы на очень дружелюбный и вежливый ответ настоящего великого путешественника, прекрасного человека, столкнувшегося в путешествиях на практике с такими трудностями, какие Вам, Наталья и не снились, потерявшего в экспедициях двоих друзей, поняла, к сожалению, что психолог, Вы, Наталья не настоящий. Вы начитались статей, прошли курсы, не знаю, может даже диссертацию написали, но, я думаю, психологу надо пытаться понять человека и уж, во всяком случае, не отвечать с места - в карьер агрессивно человеку на малейшее замечание.
Так что не уверена теперь, что Ваши советы будут детям полезны.
 Терентьева
Тамара, любое мнение имеет право на существование! Но, даже в этом случае, спасибо! Я даже согласна на звание "ненастоящего" психолога. Для меня - верх не профессионализма "понимать" человека через комментарии! Я отвечала на комментарии, а не консультировала на приеме! Если Вы обратили внимание комментарии далеко отклонились от темы статьи!
 Соколов
Респект,Тамара!
 Печенегов
Дорогая Тамара! Я знаю давно Ваше неизменно доброе отношение ко мне. Спасибо! Но не надо таких громких эпитетов, возвеличивания! Великих назначает история. Я же не из тех людей, которые попадают в историю. И никогда к этому не стремился. Вы ставите меня в крайне неловкое положение.
Но о том, каким бывает психологический и моральный климат в разных походных коллективах, и от чего он зависит, познал не понаслышке и не из книжки, а за сорок лет странствий по белу свету.
 Воронин
Честно говоря, хотел отмолчаться, но трудно удержаться от искренней благодарности Наталье за то, что в комментариях после некоторого перерыва опять можно встретиться с Тамарой Богомоловой, Ириной Михайловной, успел соскучиться по Сергею Михайловичу и, конечно же, рад появлению Валерия Максюты. Наталья, портал ВЭП о путешествиях, про путешественников и все что связано с этой темой, все авторы имеют определенный опыт в этой области. Ваша статья, как мы видим, не прошла не замеченной - это здорово! У меня предложение: в мае с 4 по 9 я с группой поеду на катамаранный сплав по паводковой воде на речку Лоймола (южная Карелия), конечно, если Вас отпустят с работы и домашние. Поверьте, лучшего полигона для проверки отдельных положений, затронутых выше, трудно найти, несмотря даже на "игрушечность" этого предприятия.
 Chulkova
Lyudmila Chulkova 11.03.2013 в 23:32 (ссылка)
Уважаемая Наталья! Прочитала Вашу статью, такое впечатление, что она составлена по страницам учебника психологии и содержит истины, известные не только психологам, но любому человеку, которому случалось ходить в походы или просто работать в коллективе. Я понимаю, что это вступительная статья для того, чтобы получить "возможность концептуально нестандартной подачи знаний по психологии" и, не боясь, начать делать то, что Вы делать не умеете (это Ваши слова, не мои). Это уже серьёзно. Согласна с Тамарой Б., что настоящий психолог никогда не станет отвечать в подобном тоне человеку, опыт и знания которого могут дать Вам гораздо больше, чем все годы обучения в МПСИ. И ещё, Вы пишете, что "понимать человека через комментарии" Вы, как профессионал, не можете, значит ли это, что ВЭП открывает запись к Вам на приём для консультаций?
 Терентьева
Здравствуйте, Сергей! Благодарю Вас за предоставляемую возможность! Вынуждена отказаться. Сын заканчивает школу, впереди поступление! Искреннее спасибо, за спокойный комментарий!
 Воронин
Наталья, прошу прощения. Выпала случайно суть моего предложения: приглашаю принять участие в сплаве.
 Терентьева
Я Вас поняла,Сергей! Но, обстоятельства не в мою пользу! Извините, еще раз, спасибо!
 Семикова
Друзья! Мы находимся не только на страничке автора, но и на территории детского проекта. Многочисленные усилия, затраченные на комментарии относительно самой статьи, вполне могли бы послужить основой создания каждым из вас собственных работ для блага и пользы детского проекта Следопыты. В нем не так много авторов, как хотелось бы. У каждого из вас есть опыт, который может пригодиться детям. Было бы здорово, если бы Энциклопедия стала кладезем мудрости и опыта для подрастающего поколения. Если бы любой подросток мог зайти сюда в поисках необходимой информации, обратиться за советом. Каждый из вас может дать им хороший урок.
Ваше внимание очень необходимо детям и их наставникам!
 Федорченко
Огромное спасибо трём НАСТОЯЩИМ героям нашего времени, познавшим все трудности путешествий в коллективе наяву, а не по учебникам - двум Сергеям и Тамаре-великолепной! То, что Вы написали в ВЭП является настоящей школой для начинающих путешественников. Ваши советы бесценны, поскольку они от людей, переживших все проблемы бытия в походе и познавших их на собственном опыте. Вы знаете, о чём пишете. Вы - рыцари без страха и упрёка. Вы никогда не прятались за обстоятельствами...Спасибо! Это по-настоящему СВОЙ бесценный опыт, а не компилляция из учебников. Кто-то хорошо сказал: "Образование-то у Вас есть, а есть СВОИ мысли?"
 Федорченко
Мария! Пусть дети читают не теоретические статьи ни о чём, а статьи настоящих путешественников, в которых и есть тот кладезь мудрости, о котором Вы пишете. Не совсем понятно, почему Вы употребляете сослагательное наклонение по поводу ВЭП: "...если бы Энциклопедия стала кладезем мудрости и опыта для подрастающего поколения." ВЭП уже давно и прочно стоит на ногах и материалы, которые здесь печатаются много лет могут быть интересны и понятны подрастающему поколению, если внимательно читать хотя бы то, что пишут наши настоящие путешественники - практики, делясь своим богатейшим опытом.Посоветуйте им начать со статей Печенегова, Воронина, Богомоловой и многих других - там настоящая жизнь и приключения, о которых мечтают дети. И они-то вовсе не столбы, как изволила о них написать автор данной статьи в своём недобром комментарии.
 Баталова
Наталья, а какое у вас мнение о причинах загадочной гибели группы туристов Дятлова на Северном Урале, в 1959 году, как это связано с психологией или действительно их НЛО напугало?
 Семикова
Уважаемая Ирина. Пусть теорией будет то с чего начинается практика. Теоретическая подготовка не менее важна, особенно для детей, так как возможность для ее практического применения есть пока не у каждого из них. Это задел на будущее. Пусть тот, кто хорошо знает теорию, получит право передать свои знания другим и не будет за это сильно нами наказан. Наталья Терентьева единственный человек на сегодняшний день, который взялся за сложнейший труд проведения конкурсов так необходимых и детям, и родителям, и Энциклопедии. Давайте пожелаем ей удачи и будем болеть за нее, как за свою коллегу, неравнодушную к судьбе Энциклопедии.
 Максюта
В этой дискуссии мне больше всего нравится подход Марии Семиковой - спокойный и конструктивный. Где ещё, если не на страницах
ВЭП можно встретить одновременно и практиков, и теоретиков
экстремальных ситуаций? Вот, где сфера интереснейших и
полезнейших обсуждений - и для осмысления прошлого, и
в назидание будущим путешественникам. А что касается
всяких столбов, то мне кажется, что они заслуживают только
одного: чтобы какая-нибудь прохожая собачка подняла на
них заднюю ножку и побежала дальше.
 Книжникова
Уважаемая Наталья!
А комментарии читать оказалось интереснее статьи. Они корректные, доброжелательные, написаны людьми опытными и знающими предмет обсуждения. Их рассказы в ВЭПе всегда читаю с большим удовольствием, ведь всё, о чем они пишут, чем делятся с нами, читателями, очень достоверно и пережито ими. И здесь они оставили свои комментарии, за которыми видно людей, не равнодушных к затронутой Вами теме. Вы, правда, пишите что "верх не профессионализма "понимать" человека через комментарии!" А я почему-то поняла их. Хотя что с меня взять, я ведь не профессионал...
И фраза про "дорожные столбы, которые дорогу указывают, но сами по ней не ходят" относится явно не к ним!.
Йети съел этот комментарий
 Федорченко
Жалко, у нас нет технической возможности оценить пользу статьи, - то есть вызванное ей (статьей) обсуждение, - социальную активность посетителей сайта. Думаю, жюри литературного конкурса Энциклопедии рассмотрит рекомендацию о введении подобной номинации и статья Натальи Терентьевой будет реальным претендентом на победу в ней! Кто столб, а кто собачка, которая на него пописала, не так-то уж и важно, - я, например, и столбом могу побыть, если собачке полегчает. Важно то, что материал дебютанта ресурса planetguide.ru не оставил равнодушными даже матерых волков Энциклопедии и всех раскачал на жесткие, бескомпромиссные дебаты. А статьи, где тишь, да гладь, да Божья благодать, конечно, читать приятно, но интереснее, мне кажется, там, где есть возможность зубодробительной схватки мнений. Наталье Терентьевой, как человеку, впервые вступившему на путь открытой полемики, пожелаю больше выдержки и боевого азарта.
Йети съел этот комментарий
 Федорченко
Как и запланировано, статьи будут выходить раз в месяц, в первый понедельник месяца. Не забываем про психологический практикум, - конкурс действует! Энциклопедия приз победителю выдаст!
Йети съел этот комментарий
 ?????????
????? ????????? 12.03.2013 в 23:01 (ссылка)
Удивительно, как «дипломированный специалист» умудрилась так настроить заведомо тактичных и воспитанных людей.
Мне страшно представить ее в «походе со сложной группой»
Там дело до рукоприкладства дойдет, с таким «психологом».
 Семикова
Уважаемые коллеги и гости сайта. Мы с вами рискуем попасть под возрастное ограничение, прописанное законом для средств массовой информации. Всем вам известно что сегодняшние телеэфиры, а также печать устанавливают определенные возрастные рамки: 6+, 12+ и т.д. Если подобное ограничение затронет и детский проект Следопыты, то никто из нас, к сожалению, не сможет писать комментарии, будь они положительные или отрицательные. Очень прошу вас, не лишайте нас и себя слова и будьте снисходительны к тому, что печатается для детей.
Руководитель клуба юных полярников.
 Федорченко
Не думаю, что высказанные Марией опасения хоть как-то относятся к теме. Первоначально, - да, - рубрика"Советы психолога" рассматривалась, как часть "следопытьего" проекта. Но ближе к публикации стало ясно, что к Школе Следопытов колонка психолога в том виде, в котором она увидела свет, не относится. В связи с этим и были заменены аннотации к статьям. Маше рекомендовал бы изучить законодательную базу, чтобы не попадать в смешное положение, публикуя комменты, подобные тому, на который я отвечаю.
 Федорченко
А что, Мария, Вы предлагаете в угоду запрета критики отменить свободу слова вообще? И для этого запугиваете нас всех своей должностью? Как-то очень уж громогласно Вы подписались. Дождитесь, когда Вас признают и похвалят так, как почти во всех комментариях хвалят не РУКОВОДИТЕЛЕЙ, а просто скромных, воспитанных и воистину талантливых и опытных путешественников - первопроходцев. Уважение и почёт нужно заслужить. Они не раздаются с должностями. Хорошо бы у Вас хватало скромности не пытаться подменять собой администрацию сайта и не обобщать всех словом "МЫ". Отвечайте за себя и пишите о себе.
 Федорченко
А мне статья понравилась, не всегда хочется читать такие произведения как, например "Архипелаг Гулаг", иногда хочется чего-то легкого...
 Федорченко
Еще очень понравилась Мария Семикова, понравилась своей добротой!
 Федорченко
А Наталья Терентьева, молодец! Затронула тему, которая очень всех интересует!
 Семикова
Уважаемая Ирина. Я подписалась должностью лишь затем, чтобы показать свою принадлежность к детскому сообществу и обратить внимание, почему собственно, меня так волнует эта тема. В скором времени состоятся публикации моих ребят. Конечно я переживаю. А самая лучшая похвала для меня это детская улыбка.
 Терентьева
Мое обращение адресовано особо "благодарным" читателям. Господа, я ознакомилась со всеми "лестными комментариями " и пришла к выводу, что люди, из-за которых вы устроили мне публичную обструкцию действительно очень достойные и порядочные! Я не знакома с ними лично, но именно они оказались в этой нелепой ситуации "на высоте"! Ни одного оскорбительного эпитета в мой адрес! Никаких личностных нападок! Я не берусь судить, по вышеуказанной причине об их профессиональных достоинствах, но их морально-нравственные качества убеждают, что именно такие люди и подставляют первыми плечо! И уж никак не ради льстивых и угодливых восхвалений! Кстати, они то читали статью, а не комментарии!
Отдельная благодарность людям, не побоявшимся высказаться благосклонно о материале или отметить его положительные моменты! Спасибо!
 Книжникова
Вы, Наталья, решили, что изящно лягнули меня, намекнув, что я не читала статью? Или хотите продемонстрировать "верх профессионализма" и показать, что действительно не понимаете комментарии и человека через комментарии? У меня написано: "А комментарии читать оказалось интереснее статьи". Где здесь сказано, что я не читала статью? Как раз наоборот, и двоякого толкования даже не предполагается, даже непрофессионалами...
 Федорченко
К сожалению, наша автор замечательных статей ВЭП Натстеп Буль не может сама разместить свой комментарий, т. к. у неё проблемы с перерегистрацией. Она прислала свой комментарий через социальную сеть "ВКонтакте", т. к. является членом группы ВЭП в этой сети. Вот её комментарий: "Мне кажется, что если бы материал вышел под заголовком: "Как я помогаю детям с организацией их поездок и экскурсий" его можно было бы прочитать с некоторым интересом. На мой взгляд, ничего нового и особо интересного в статье сообщено не было ( начиная с "притчи" о яйце) Хотелось бы больше конкретики, примеров, как помощь психолога перед поездкой (экскурсией) помогла детям разрешить к.-л. конкретную конфликтную ситуацию. Это было бы интересно. И, конечно, сравнивать уважаемых всеми людей с путевыми столбами... Правда, уровень многих наших психологов, увы, ещё не достаточно высок. Ещё, мне кажется, немного смешно предлагать здесь такие (тоже детские?) тесты. Я бы с интересом прочла о групповых поездках, походах, экскурсиях, работа в которых принесла реальную пользу от работы Н. Т."
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо