Аннотация серии статей

Отношение к психологии неоднозначно. В повседневной жизни можно обойтись и без нее. Ошибки, которые совершает человек, исправляются временем, либо перестают считаться таковыми. Экспедиции, - непродолжительный период времени, расписанный по часам, включающий большую нагрузку, риск, могут потребовать знаний в области особенностей возраста, потребностей, поведения и много другого. Нужны эти знания, как правило, руководителю. Уходя в экспедицию, надо быть готовым к тому что придется прощать поступки, которые от обиды, усталости или непонимания, или просто от смены обстановки и ситуации, можно счесть за предательство. Чувствовать и не упускать решающий момент. Конкретные ситуации можно разобрать и до начала экспедиции, - есть примеры, которые повторяются постоянно. Сюрпризы тоже случаются, особенно, когда происходит неожиданный сбой. Но бывают случаи, когда благополучный исход зависит не только от физической подготовки и технического обеспечения, но и от знания природы человека. Во многом это зависит от самообладания руководителя и его умения убеждать. Статьи по психологии, которые представляет Энциклопедия, написаны психологом по образованию, офицером МЧС. Читатели могут присылать вопросы и конкретные ситуации, в которых специалист попробует разобраться вместе с вами.

Люди объединяются в группы, имея общие интересы и цели. Но каждый член любой группы прежде всего индивидуальность, имеющая свои мысли, взгляды, ценности, установки и жизненный опыт. Вследствие этого, неизбежно возникновение недопонимания, противоречий и конфликтов разной степени «накала». Какие факторы лежит в основе любого конфликта? Схема развития конфликтов и варианты выхода из них. Обо всех психологических нюансах и тонкостях ситуации конфликта.

Мир в твоей душе. Иллюстрация автораУ ворот города сидел старик. К нему подошел путешественник. Было видно, что юноша пришел издалека.
– Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе? – спросил юноша у старика. – А какие люди жили в городе, который ты покинул? – спросил у него старик.
– Это были злые и эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними.
– Здесь ты, юноша, встретишь таких же.

Некоторое время спустя другой путешественник задал старому человеку тот же вопрос:
– Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только что приехал и не знаю местных обычаев.
Старик вновь ответил вопросом на вопрос:
– А что за люди жили в городе, откуда ты пришел?
– Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне было нелегко оставлять их.
– Здесь ты найдешь таких же.
Купец, который привез в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику:
– Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответы…
– У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашел ничего хорошего там, откуда пришел, он и здесь его не найдет. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Каждый видит в окружающих людях только то, что имеет внутри себя.

Притча

Увлеченные люди, объединяются в группы, имея общие интересы и цели. Но, каждый член любой группы, прежде всего, индивидуальность, имеющая свои мысли, взгляды, ценности, установки и жизненный опыт. Иными словами: «Под каждой крышей - свои мыши». Если мы говорим об экспедиционной группе, то остается только посочувствовать ее руководителю и пожелать удачи и терпения, так как именно ему придется учитывать все особенности «индивидуального зверинца» в голове каждого ее члена. Более того, синтезировать это в продуктивную деятельность. Искусно лавируя между разбросом мнений, мягко гася стычки и назревающие конфликты, твердо пресекая «бунт на корабле». Ни одна хроника экспедиций, (полярные, космические и т.д.), не обошлась без истории конфликта - (возникновение между людьми в коллективе непонимания, отсутствия согласия, столкновение несовместимых или противоречивых сил).  Разнились только причины, но развивались они все по классической схеме. В основе любого конфликта лежат:

  1. Противоположные позиции сторон по какому-либо вопросу;
  2. Разные цели и средства для достижения этих целей;
  3. Несовпадение интересов конфликтующих сторон.
  • Все начинается с каких-либо предпосылок (предконфликтной ситуации), которая вызывает в одном или в нескольких личностях напряженность в отношениях и такое положение может сохраняться довольно долго. Инцидент, это завязка конфликта, является последней каплей, переполнившей чашу.
  • Эскалация (расширение) конфликта, подразумевает его нарастание, увеличение напряженности и силы удара, которыми стороны обмениваются. Но может быть и так, что период активной конфронтации сменяется временным затишьем.
  • Кульминация. Наступает в виде «взрывного» эпизода (одного или нескольких). В момент кульминации воюющие стороны совершают действия, наносящие серьезный ущерб делу, которым они занимаются. Если конфликт затяжной, и накопившиеся отрицательные эмоции, не находят разрядки, они способны разрушать самих конфликтующих.

Завершается конфликт тогда, когда стороны приспосабливаются к сосуществованию друг с другом, не наступая оппоненту на «больную мозоль». Постконфликтная ситуация всегда оставляет след в душах конфликтующих: горечь, утрата веры в себя, разочарование, иногда чувство гордости за свою принципиальность. Это так называемые деструктивные и конструктивные последствия конфликта. И в зависимости от этих характеристик конфликт считается либо конструктивным, способствующим перемене дел к лучшему, либо деструктивным, оказавшим отрицательное влияние на участвовавших в нем людей. Единой формулы человеческих отношений не существует, те или иные качества человека - величина не постоянная. В зависимости от обстоятельств, от поведения других людей, от самочувствия они могут меняться в очень широком диапазоне. Но не в каждой экспедиции есть штатный психолог. И людям приходится интуитивно находить выходы в сложных ситуациях межличностных конфликтов.

  ...Везде воды по колено. Даже в жилой палатке чувствуется противная сырость. А настроение плохое из-за дождливой и ветреной погоды... Интересно, что каждый из нас не подает вида и старается шутками показать свое, якобы хорошее настроение. У нас установился такой обычай: если у кого-либо на душе кисло, то переживать втихомолку и не портить настроение другим.  

И. Д. Папанин, «Жизнь на льдине»

Американский исследователь Антарктиды Ричард Бэрд тоже вспоминал, что в самые трудные дни, когда человек чувствовал себя особенно утомленным и унылым, неожиданное проявление доброты и душевной ласковости озаряло окружающий мрак лучами теплоты и света, и это было стилем дружного экспедиционного коллектива.

Иногда конфликт бывает «во благо». К. Борхгревинк, зимовавший в 1899 году в Антарктиде: «...Не знаю, как могли бы мы перенести долгую полярную ночь, если бы у нас не возникали эти маленькие стычки...», В. Волков: «Сказать, что все у нас шло гладко, без срывов, без споров — будет неправдой. Всякое случалось. Были обиды, споры до хрипоты... Но не было разлада».

  Впервые мы так «беседовали» друг с другом. И когда накал полемики достиг наивысшего значения, когда, казалось, на палубе «Ра» вот-вот должны замелькать кулаки, вдруг все умолкли. Вдруг открылось, всем сразу и каждому в отдельности, какая нас волнует чепуха, на какую дрянную мелочь — на окурки, на грязные тарелки — мы размениваем нашу экспедицию, наш славный корабль, нашу мужскую общность, рожденную в суровой работе, под свист ветра и рев океанских валов. Каждый взглянул на соседа и усмехнулся невесело и смущенно, и грянул хохот, целительный, очищающий, как майская гроза.  

Ю. Сенкевич

Юмор является сильнейшей эмоциональной разрядкой. Ее характер и исход, почти целиком зависят от того, какие подобрались люди, какая цель их объединяет, насколько они тактичны, умны. Тот же, К. Борхгевинк отмечал, что в жизни и работе полярного исследователя юмор играет существенную роль и что наилучшим образом чувствует себя тот, у кого есть изрядный запас его.

Подытожить хотелось бы словами психолога Кейта Кинана: «Будьте терпеливы и не давайте себе спуску. В итоге вы заметите не только перемену в своем собственном поведении, но и в отношении к вам других людей. К вам начнут прислушиваться, с вами будут советоваться и считаться. Ругани, склок и конфликтов в вашей жизни станет меньше не потому, что вы перестанете общаться с людьми или поубиваете их всех. А потому, что вы научитесь всегда добиваться целей и решать проблемы, сохраняя при этом свое и чужое достоинство».

Уважаемые читатели!

В качестве приложения к странице психолога, предлагаем Вам принять участие в психологическом практикуме. В конце каждой из публикуемых на страницах Энциклопедии статей по психологической помощи экспедиционерам и путешественникам, Вам будет предложена психологическая задача, с возможными вариантами ее решения. Выберете верный, на Ваш взгляд, вариант. По итогам практикума будет определен победитель! При определении победителя, будет учитываться активность, проявленная в течение всего периода проведения практикума! Срок ответов по каждому заданию - месяц, до появления следующей статьи. 

  Страничка психолога в Энциклопедии теперь будет иметь собственную эмблему. Это стилизованная буква Пси из древнегреческого алфавита. Иллюстрация автораЧто означает символ Ψ? В IX веке до н.э. греки ввели в алфавит новые буквы: Ω (омега), Υ (ипсилон), Φ (фи), Χ (хи) и Ψ (пси). Предполагается, что внешний вид буквы Ψ символизирует трезубец бога моря Посейдона, культ которого в то время был широко распространен в Древней Греции. Он символизирует разделение мира на три сферы: земную, небесную и духовную, и является союзом трех первоэлементов - воздуха, воды и земли. По одной из версий, использование греческой буквы ψ для обозначения термина "психология" первыми стали применять студенты философских ВУЗов для удобства записи лекций по психологии. Подобное сокращение применяется не только у нас в стране, но и за рубежом.  

Итак, психологический практикум № 2

У величайшего мастера стрельбы из лука всегда было множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из них, что тот видит. Первый ученик ответил:
– Учитель! Я вижу дерево и мишень на нем.
Второй ученик произнес:
– Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц.
Третий сказал:
– Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень.
Наконец мастер подошел к последнему ученику и спросил:
– А что видишь ты?
– Прости, Учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, вижу только «???».
Мастер повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал:
– Знайте: только такой человек может добиваться Цели!

 
Дополнительная информация к циклу статей

Терентьева НатальяЯ - Терентьева Наталья Владимировна. Родилась 23 декабря 1974. Работаю в МЧС, майор. Образование: 

  • Квалификация: воспитатель в дошкольных учреждениях. Специальность: дошкольное воспитание (Московское педагогическое училище №7).
  • Квалификация: психолог. Специальность: психология (Московский психолого-социальный институт).

Замужем, имею двух детей. Интересы: чтение. Хобби: стихи. О проекте Всемирная Энциклопедия Путешествий и Школе Следопытов, частью которой является Клуб юных полярников, узнала от коллеги и активной его участницы Марии Семиковой. Ранее опыта подобной деятельности не имела. Но в делах руководствуюсь девизом: "Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег был сооружен любителем. Профессионалы построили "Титаник". Заинтересовала  возможность концептуально нестандартной подачи знаний по психологии.

Статья просмотрена: 9037
Рейтинг статьи: 2
Bookmark and Share
Страны: Россия
Наталья Терентьева
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 15 )
 Семикова
Наташа. Я очень рада, что ты продолжаешь заботиться о нас и участвуешь в проекте Школа Арктики и Антарктики. Ребятам интересны твои статьи. Уверена что эти знания им пригодятся.
Клуб юных полярников ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПОЛЮС.
 Федорченко
Хочется больше примеров или каких-то шаблонов действий. Например, при экспедиции на судне "Фрам" под руководством Нансена, он определил, что необходимо тщательно продумать план работ - научных наблюдений, рацион (даже шоколад с собой взял). Проецируя его мысли, например, на нашу армию, понимаешь, что это верное решение, т.к. труд изгоняет всякую дурь.
Верные поступки в экспедиции, так же применимы на работе и вообще универсальны. Поэтому, Ваши мысли о том, как предотвратить конфликт и разногласия для меня были бы очень интересны.
 Федорченко
А больше всего интересно, вот что: если с мужчиной можно договориться, то с взбалмошной женщиной крайне трудно...... И что делать, если ты холерик, раздражающий тебя объект никак не унимается и ты уже доведена до состояния помножить ее на ноль?
 Терентьева
Оля, сложно советовать, что либо не зная ситуации изнутри.Постарайтесь свести общение с таким человеком к минимуму.Что-то вроде "ДА. НЕТ. БОЛЬШОЕ СПАСИБО." При общении избегайте трансляции собственных эмоций, то есть убирайте интонации.На сколько возможно судить из Ваших слов, дама обладает демонстративным, провоцирующим поведением. Самым большим наказанием для таких людей является равнодушное отношение к их персоне. Выражаясь Вашими словами, "умножайте на ноль".
 Печенегов
Целиком и полностью согласен с высказываниями И.Д.Папанина и Ю.А.Сенкевича. Нельзя не согласиться и со словами психолога Кейта Кинана: «Будьте терпеливы и не давайте себе спуску....". Но это самое сложное и трудное, и не каждому под силу. Тому, кто не способен на это, лучше не принимать участия в сложных, тем более экстремальных, экспедициях.
 Федорченко
А что делать, если один из членов экспедиции проплачен и отказаться от него никак не получится, при этом он не обладает качеством умения молчать? Например, как Полонский, который до сих пор в Камбодже.
 Печенегов
Я имел ввиду исключительно добровольные сообщества, в частности, спортивные и научно-исследовательские экспедиции. В турах всё возможно, приходится мириться и терпеть остальным участникам.
 Чиликов
мне кажется статье немного не хватает конкретики по выходу из конфликтных ситуаций. Например, в какой момент её развития лучше принимать меры, как конфликт становится непреодолимым (и бывают ли такие) и т. д.
 Терентьева
Константин, я согласна, тема не раскрыта в полном объеме. Но, к сожалению, необходимо было уложиться в определенные рамки ( 3 страницы текста).
 Журавлева
Спасибо, Наталья! Очень интересно, читаем всей семьей!
 Кош
Andrei Кош 3.04.2013 в 15:19 (ссылка)
Побольше конструктива!!!!
 Хохряков
Интересную книгу читал на тему того как себя вести во время конфликтов и какие есть способы взглянуть на конфликт со стороны у Н.И. Козлова. "Как относится к себе и к людям". А вообще, думаю, что нужно ввести конфликтологию в перечень обязательных предметов для высшего образования.
 Горбатов
Очень интересная информация. К сожалению я раньше как-то не задумывался над тем как приходится людям в экспедициях и подобных ситуациях, поэтому мысли в статье - для меня почти октровения. Конечно очень интересны высказывания выдающихся людей, которые приведены в статье. Спасибо!
 Sulimova
Yana Sulimova 3.04.2013 в 17:21 (ссылка)
Есть о чем подумать, многое взять на вооружение, информация что надо!! Спасибо огромное, Наталья!)
 Терентьева
Искренне благодарю всех, уделивших внимание статье и оставивших комментарии! Спасибо!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо