Аннотация серии статей

Отношение к психологии неоднозначно. В повседневной жизни можно обойтись и без нее. Ошибки, которые совершает человек, исправляются временем, либо перестают считаться таковыми. Экспедиции, - непродолжительный период времени, расписанный по часам, включающий большую нагрузку, риск, могут потребовать знаний в области особенностей возраста, потребностей, поведения и много другого. Нужны эти знания, как правило, руководителю. Уходя в экспедицию, надо быть готовым к тому что придется прощать поступки, которые от обиды, усталости или непонимания, или просто от смены обстановки и ситуации, можно счесть за предательство. Чувствовать и не упускать решающий момент. Конкретные ситуации можно разобрать и до начала экспедиции, - есть примеры, которые повторяются постоянно. Сюрпризы тоже случаются, особенно, когда происходит неожиданный сбой. Но бывают случаи, когда благополучный исход зависит не только от физической подготовки и технического обеспечения, но и от знания природы человека. Во многом это зависит от самообладания руководителя и его умения убеждать. Статьи по психологии, которые представляет Энциклопедия, написаны психологом по образованию, офицером МЧС. Читатели могут присылать вопросы и конкретные ситуации, в которых специалист попробует разобраться вместе с вами.

В основе любой деятельности человека лежит Мотивация. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Проще говоря, человек сам себе должен четко ответить на вопросы: «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?» в том или ином его действии. В частности, в предлагаемой Вашему вниманию статье сделана попытка найти ответ на вопрос: «Каковы личностные мотивации каждого из членов группы, отправляющейся в длительную экспедицию?».

Мотивация. Иллюстрация автораОдин человек часто ходил по делам через кладбище и днём и ночью, и это не вызывало у него дискомфорта. Как-то поздним вечером он свалился в свежевырытую могилу. Накрапывал дождь, и после нескольких неудачных попыток выбраться, он решил подождать до утра, когда придут землекопы. Сел в уголке и уснул. Проснулся в полной темноте, оттого, что ещё кто-то свалился в эту же могилу и пытается выбраться. Первый сказал: "Бесполезно, приятель, отсюда не выбраться!" В ответ он услышал топот быстро убегающего человека. Мораль: в отличие от первого у второго был сильная мотивация!
Всегда интересовало, какая мотивация лежит в основе желания людей отправляться в длительные экспедиции. Что заставляет их покидать комфортный домашний мирок и идти навстречу трудностям, лишениям и… Вот это «И» - самый интригующий момент.

Что каждый из них хочет найти для себя. Понятно, что любая экспедиция организовывается с определенной целью, направлена на выполнение четко сформулированных задач, но не меньший интерес, с точки зрения психологии, представляют личностные мотивации каждого из членов команды. (Мотивация — процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации).

С сайта igor-grek.ucoz.ruМотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Анализ человеческих потребностей — работа американского психолога Абрахама Маслоу и знаменита больше под названием «Пирамида потребностей Маслоу». Она отражает одну из самых известных теорий мотивации. С древних времен люди путешествовали, воюя, налаживая торговые связи между странами; просто ради утоления жажды познания нового. В доисторические времена наши предки, «путешествуя», в основном руководились внешней мотивацией.

Иначе - объективными причинами, главной из которых было – выживание.

  Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них.  

Абрахам Маслоу

Маслоу отмчал, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы. С точки зрения Маслоу потребности в безопасности и физиологии удовлетворяются в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте. Потребность же в самоактуализаци (стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей) удовлетворяется годам к 50-ти.

Важной мотивацией к путешествиям является стремление к открытию нового, к победе. Иногда это стремление к риску. Человек проверяет себя, собственные силы. Он хочет ощутить, что этот мир "для него", что вокруг всегда есть много возможностей для радости. Тот, кто способен эти чувства осознавать ярче именно в процессе путешествия, стремится к ним больше. Как пример можно привести отрывок из книги Е. Окладниковой о ее супруге, А. П. Окладникове, советском археологе, историке, этнографе:

  … Экспедиции являлись для него не только окном в неизведанные глубины истории человеческой культуры, но и тем окном, которое “Бог открывает человеку, когда для него закрыты все двери”. Каждый год путешествия для него начинался ранней весной и заканчивался поздней осенью. Каждое такое путешествие было самостоятельной, отдельной жизнью, наполненной открытиями, но неизменно сопровождаемой лишениями и невзгодами странствий. Почему он так стремился, буквально рвался в поле? Пребывание внегородской суеты и измельчания человеческой души, в условиях любой степени урбанизации, исполняет человека мужеством. Оно открывает перспективу быть самим собой. В поле можно было наплевать на карьерные притязания, погоню за бюрократическим успехом, избавиться от всего дешевого, обыденного и такого лишнего…  

Для кого-то романтика дорог становится главной целью жизни. Возможно, именно в этом путешественники и находят смысл, пытаясь себя реализовать.

60-е годы прошлого столетия стали эпохой освоения космоса. Люди искали ответы на вопросы, тысячелетиями ожидавшие ответа. Такая мотивация на полет, несомненно, была у каждого из членов первых космических экспедиций не из-за того, что они какие-то особенные, а оттого, что они были первыми и понимали интерес всех землян – «что там»? Роскосмос, НАСА и ESA в отдалённой перспективе ставят своей целью полёт на Марс. Анализируются возможные последствия, а также непредвиденные обстоятельства, с которыми могут столкнуться космонавты, участвующие в столь длительной экспедиции. Большую роль играет также этический вопрос о том, можно ли посылать космонавтов на Марс с учетом того, что они никогда больше не увидят Землю. Но уже сейчас есть добровольцы, которые готовы отправиться в столь опасное путешествие во имя науки. Кто они, эти люди, как можно объяснить их тягу к экстремальным путешествиям? Представители психосоциального направления считают это одним из видов адаптивного поведения, которое помогает самореализоваться. Приверженцы психоаналитического направления считают, что увлечение вызвано преобладанием стремления к смерти над стремлением к жизни. Психологи, которые придерживаются генотипического подхода, предполагают существование некоего экстремального гена, с которым передаётся тяга к рискованным поступкам, расширяющим границы жизни и заставляющим преодолевать страх. Адреналин, получаемый ими в этом процессе, несравним для них ни с каким удовольствием в мире. Именно так они снимают стрессовое состояние от других видов деятельности.

Классическая пирамида потребностей Маслоу. С сайта ljplus.ruУ каждого своя история. У каждого человека есть свой ответ на вопрос, "зачем" он путешествует. И не всегда человеком осознается истинная мотивация его тяги к путешествиям. На самом деле, у всех она одна – самореализация. Когда человек что-либо делает, в том числе и путешествует, он встречается с препятствиями. Преодолевая их, он испытывает эмоции! Это, пожалуй, самая важная цель - ведь в это время человек ощущает всю полноту жизни! Если человека все устраивает в том, что и как происходит, то почему бы нет?

У каждого своя дорога к счастью, качество которого весьма индивидуально!

Уважаемые читатели!

В качестве приложения к странице психолога, предлагаем Вам принять участие в психологическом практикуме. В конце каждой из публикуемых на страницах Энциклопедии статей по психологической помощи экспедиционерам и путешественникам, Вам будет предложена психологическая задача, с возможными вариантами ее решения. Выберете верный, на Ваш взгляд, вариант. По итогам практикума будет определен победитель! При определении победителя, будет учитываться активность, проявленная в течение всего периода проведения практикума! Срок ответов по каждому заданию - месяц, до появления следующей статьи. 

  Страничка психолога в Энциклопедии теперь будет иметь собственную эмблему. Это стилизованная буква Пси из древнегреческого алфавита. Иллюстрация автораЧто означает символ Ψ? В IX веке до н.э. греки ввели в алфавит новые буквы: Ω (омега), Υ (ипсилон), Φ (фи), Χ (хи) и Ψ (пси). Предполагается, что внешний вид буквы Ψ символизирует трезубец бога моря Посейдона, культ которого в то время был широко распространен в Древней Греции. Он символизирует разделение мира на три сферы: земную, небесную и духовную, и является союзом трех первоэлементов - воздуха, воды и земли. По одной из версий, использование греческой буквы ψ для обозначения термина "психология" первыми стали применять студенты философских ВУЗов для удобства записи лекций по психологии. Подобное сокращение применяется не только у нас в стране, но и за рубежом.  

Итак, психологический практикум № 3

В волчьей стае Старый Вожак решил назначить себе преемника. Он подошел к самому смелому и сильному Волку и сказал:

- Я старею, поэтому назначаю тебя Новым Вожаком стаи. Но ты должен доказать, что достоин. Поэтому возьми лучших Волков, сходи на охоту и добудь еды на всю стаю.
- Хорошо, — сказал Новый Вожак и ушел с шестью волками на охоту.

Целый день его не было. И, только когда наступила глубокая ночь, стая увидела семерых волков, гордо несущих добытую еду. Все были целы и невредимы.

- Расскажи мне, как все было, — попросил Старый Вожак.
- О, это было легко. Мы искали добычу, а потом увидели десятерых охотников, идущих с добычей. Мы напали на них, разорвали в клочья, а добычу взяли себе.
- Молодец. Завтра пойдешь еще раз.

На следующий день 6 волков и Новый Вожак опять пошли на охоту. Весь день их не было. И вечер. И ночь. И утро. Лишь на следующий день на горизонте показался один волк. Это был Новый Вожак — весь в крови, с изодранной шерстью, хромой и еле живой.

- Что случилось? — спросил Старый Вожак.
- Мы зашли далеко в лес и долго искали добычу и увидели троих охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, но они оказались сильнее нас. Они убили всех моих воинов, один я кое-как смог спастись.
- Но как же так?! — удивился Старый Вожак, — Вчера вы с легкостью победили десятерых охотников, а сегодня не смогли справиться с тремя?!
- Да, но вчера это была просто группа из десяти охотников, а сегодня это были "???"

 

Дополнительная информация к циклу статей

Терентьева НатальяЯ - Терентьева Наталья Владимировна. Родилась 23 декабря 1974. Работаю в МЧС, майор. Образование: 

  • Квалификация: воспитатель в дошкольных учреждениях. Специальность: дошкольное воспитание (Московское педагогическое училище №7).
  • Квалификация: психолог. Специальность: психология (Московский психолого-социальный институт).

Замужем, имею двух детей. Интересы: чтение. Хобби: стихи. О проекте Всемирная Энциклопедия Путешествий и Школе Следопытов, частью которой является Клуб юных полярников, узнала от коллеги и активной его участницы Марии Семиковой. Ранее опыта подобной деятельности не имела. Но в делах руководствуюсь девизом: "Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег был сооружен любителем. Профессионалы построили "Титаник". Заинтересовала  возможность концептуально нестандартной подачи знаний по психологии.

Статья просмотрена: 13425
Рейтинг статьи: 0
Bookmark and Share
Страны: Россия
Наталья Терентьева
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 38 )
 Федорченко
Психологический практикум кажется несколько наивным, но первоначально эти вопросы планировались для детей. Редакция решила вопросы не заменять, так как на planetguide.ru сейчас проходит тестирование схемы интерактивных соцопросов.
 Семикова
А всегда ли мотивации хватает на всё путешествие целиком? Что делать, если после старта мотивация перестает работать?
 Терентьева
Маш, значит мотивация у человека была слабой, а цель - ошибочной. Как пример ( для группы):
Цель - восхождение на Эверест;
Мотив- достичь вершины за более короткий срок, чем группа, ранее совершившая восхождение ( к примеру);
Мотивация - групповая (доказать, что более подготовлены, сильны и т.д.);
личностная - разная.
Сомневаюсь, что у всей группы пропадет мотивация. Подобные цели - вынашивают годами, а если найдется такой член группы, это уже будет на совести того, кто ее формировал. Слабое звено!
 Семикова
В чём может заключаться мотивация подростков, когда речь идет об участии в походах, в спортивных соревнованиях, в школьных конференциях? В каждом отдельном случае. Может ли она возникнуть у ребят самостоятельно без инициативы взрослых?
 Терентьева
Ну если по-умному:Ведущей деятельностью в подростковом (пубертатном) возрасте становится личностное общение со сверстниками. Огромное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, группе, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за правилами и идеалами, принятыми в его группе. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Мир делится на «своих» и «чужих». Происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» в разных социальных ролях. Подростки пытаются понять себя и свои возможности (самопознание). Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная. Внутренний кризис самооценки подростка происходит в связи с ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.
Противоречие подросткового возраста в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности.Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей ( даже если понимает их правоту). Необходимо идти им навстречу и не мешать получить свой собственный опыт (разумеется, в рамках разумного! Направляя ненавязчиво).
 Семикова
Мотивацию скольких заинтересованных сторон должен заключать начинающий проект, чтобы иметь успешное развитие? И что это за стороны. Если есть мнение по проекту Школа Арктики и Антарктики, хотелось бы его выслушать.
 Терентьева
Надеюсь, стиль предыдущего комментария тебя не удивил.Мне так проще.
Количество заинтересованных лиц, на мой взгляд не регламентируется. Главное - стоящая идея! И грамотная ее подача, с учетом возраста детей. Им должно быть интересно, весело и все "по- взрослому". То есть, это уже не должно быть игрой, это должны быть задачи! Формулировать их можно совместно или уже готовые выносить "на голосование". Безусловно, контролировать должен взрослый (УК мы должны чтить), но работу по реализации идей отдать в их руки. В качестве лидеров - самые активные, помошники - разумные "тихони". С внутренней иерархией они разберутся сами.
 Семикова
Как выбрать командира экспедиционной группы из числа подростков? Существует ли набор определенных качеств, при помощи которого без труда можно определить кто из ребят надолго займет это место? Что делать если мотивация взрослого руководителя группы не совпадает с мнением участников подростков в выборе командира, их сверстника?
 Терентьева
Вопрос почему не совпадают мнения риторический. Разные ценностные ориентации. Они только ищут ответы на глобальные жизненные вопросы, взрослые уже на все себе ответили.
 Семикова
Вопрос, который интересует давно. Наблюдается некая последовательность, ставшая "традицией". Путешественники, альпинисты, спелеологи, водные туристы, нередко выбирают профессию спасателя. На чем основана подобная мотивация? Ведь на самом деле, ступая на эту дорогу, они лишаются возможности путешествовать как прежде из-за полного остутствия свободного времени. Они всё таки находят какой-то отголосок своих увлечений в профессии?
 Терентьева
Разумное приложение приобретенных навыков. Много общего.
 Семикова
Существует ли искусственная мотивация? Если да, то для чего её создают.
 Терентьева
Телевизионная реклама привлекающая цветом, звуками и образами - искусственно создаваемая мотивация.
 Семикова
В чем мотивация отдыхающих, стремящихся уехать далеко от дома. Можно ли назвать это путешествием?
 Терентьева
Отдыхающие, скорее туристы. Путешественник отличается от туриста тягой к познанию чужой культуры. Не просто ротозейским взглядом подивиться достопримечательностям, а примерить жизнь в чужой стране на себя, пообщаться с аборигенами.
 Семикова
А мотивация путешественников публиковаться в СМИ, писать книги. В чем она?
 Терентьева
Лучшая - поделиться эмоциями от увиденного. Худшая - "засветиться" на ниве псевдожурналистики. Мое личное мнение!
 Семикова
А в чем причина создания ассоциаций путешественников? И на каком этапе начинают появляться мотивы, побуждающие к объединению. Или роль ассоциаций в другом?
 Терентьева
Маш, я опасаюсь судить о мотивах создателей ассоциаций, смею предположить, что это общность интересов. И, полагаю, возможность обмена взаимополезным опытом, появление в рамках ассоциации новых креативных проектов, объединений.
 Семикова
Хочется узнать одинакова ли мотивация фотографа и художника, создающих свои работы во время путешествий. И почему они пользуются разными инструментами. Может фотограф это "ленивый" художник?
 Терентьева
Это разные люди! На откуп фотографу отдается только выбор лучшего ракурса в отображении действительности. Художник переносит на полотно скорее то что чувствует, чем, то, что видит, а уж как он чувствует и видит, это непредсказуемо! Можно видеть как Айвазовский, а можно как Дали.
 Семикова
Как определить серьезность своих мотиваций? Может мы заблуждаемся, желая чего-то?
 Терентьева
Один юноша спросил у Сократа, жениться ли ему на красавице? Сократ ответил: " В обоих случаях ты будешь сожалеть!" Иногда достижение цели опустошает.
 Семикова
Откуда может взяться мотивация к путешествиям, если никто из окружения никогда этим не занимался? Что может произвести сильное и неизгладимое впечатление?
 Терентьева
А откуда в семьях потомственных крестьян появлялись дети, желавшие поступить в театральный? Примеров много! Повлиять может что угодно! Книга, спектакль, личная встреча с незаурядным человеком.
 Семикова
Сохраняется ли мотивация к путешествиям на всю жизнь? Если сохраняется, то наверно что-то в ней все таки меняется?
 Терентьева
Думаю, что да. Накопленный многолетний опыт накладывает отпечаток на мировоззрение. В свете этого мотивы, цели имеют свойство трансформироваться.
 Семикова
В чем заключается мотивация к экстриму? Я имею ввиду желание отправиться в экстремальное путешествие. И второй вопрос, если в ходе планомерной экспедиции возникла экстремальная ситуация, как сказывается на выходе из нее изначальная разность мотиваций участия в ней членов группы. А членов команды? Или у команды не может быть различий мотиваций.
 Терентьева
Иногда тяга к экстриму вопрос физиологии. Люди, в силу профессии, находившиеся ежеминутно " на грани" и по каким - либо обстоятельствам вынужденные уйти из нее, испытывают "адреналиновый голод". Это к вопросу о том, почему уходят в спасатели, промышленный альпинизм и т.д.
В экстремальной ситуации всю группу объединяет мотивация одна на всех - выжить!
В этом случае - только хорошая подготовка, слаженность действий коллектива и "толковый" авторитетный лидер. На мой взгляд!
 Семикова
А в чем кроется мотивация к исследованию пещер? Для кого это делается? Вершину хоть издали увидеть можно, а пещеру только проникнув в нее и посторонних зрителей там быть не может.
 Терентьева
Мотивация может быть разной, цели тоже. Для кого - то научные изыскания, для кого-то разновидность экстрима. Кстати, движение диггеров, набирающее обороты, очень родственно, на мой взгляд.
 Семикова
А у метеорологов, вулканологов что сильней профессиональный зов или желание путешествовать? Они обретают профессию ради путешествий по миру? Если б они заранее знали, что будут жить возле одного вулкана и всю жизнь исследовать его, то согласились бы на это?
 Терентьева
Мне кажется, что это настолько специфичные сферы деятельности, что это скорее очень продуманный выбор. Но, безусловно, навыки работы в экстремальных условиях они должны иметь.
 Федорченко
Фотография № 2 потрясла, почему Вы решили вставить именно ее?
А вот рисунок с песиком и котом, забавный и мне очень понравился.
 Терентьева
Было отослано 2 варианта прилагаемых иллюстраций. Отбирала не я. Для ослика морковка, которую он не может"догнать", мотивация к движению вперед.
 Терентьева
Или, простите, я не поняла, вы имели ввиду "шуточную" пирамиду потребностей.
Долго колебалась, но к сожалению, весьма отражает действительность. Не думала, что это кого-то оскорбит! Сожалею!
 Федорченко
Из личной переписки (Маш-Наташ), заменяющей собой комментарии к статье, вынесла, что автор не очень-то владеет информацией описываемой в компилированном из учебников материале. Байка про осла и морковку вообще ни о чём. Вот, что такое СТИМУЛ: (от лат. Stimulus - побудительная причина) - побуждение к действию, возбуждение; стимулировать - возбуждать, волновать, побуждать.
- одно из средств заинтересовать, побудить к деятельности, к инициативе, вызвать активность у субъекта деятельности, у членов коллектива. В период античности - заостренная с одного конца палка, которой, тыкая в круп, подгоняли везущего поклажу, поднимающегося в гору мула или осла.. Впрочем, осёл тут действительно, упоминается. Разъяснение взято из Википедии.
 Шебзухов
Нежданная встреча
Владимир Шебзухов

"А Ларчик просто открывался."
И.А.Крылов «Ларчик»


Собрал вожак волков.
Казалось бы, привычно,
Что вновь вести готов,
Всех на охоту лично.

Но с грустью заявил
О старости своей.
Его, чтоб заменил --
Моложе и сильней!

Из стаи молодой
Предстал пред ним собрат.
«Что стаю за собой
Ты поведёшь, я рад!»

Благословенный волк,
Со стаей в лес умчался.
Был от охоты толк,
Что не случалось часто.

Охотничий рассказ
Услышал волк-старик --
Охотников зараз
Сразили семерых.

На следующий день
Вожак, с охоты, грустный,
Тут хочешь, верь не верь,
Совсем один вернулся…

Поведал, что троих
Вдруг повстречала стая.
Как удалось от них
Ему сбежать, не знает!

Волк старый удивлён…
Ведь семерых сразили.
Спросил, не лжёт ли он,
Что трое победили!

Признал вожак печально
Разгадку тайны сей –
«Мы просто повстречали…
Трёх преданных друзей!»
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо