Тот, кто нам мешает - тот нам поможет!
Аннотация серии статей

Отношение к психологии неоднозначно. В повседневной жизни можно обойтись и без нее. Ошибки, которые совершает человек, исправляются временем, либо перестают считаться таковыми. Экспедиции, - непродолжительный период времени, расписанный по часам, включающий большую нагрузку, риск, могут потребовать знаний в области особенностей возраста, потребностей, поведения и много другого. Нужны эти знания, как правило, руководителю. Уходя в экспедицию, надо быть готовым к тому что придется прощать поступки, которые от обиды, усталости или непонимания, или просто от смены обстановки и ситуации, можно счесть за предательство. Чувствовать и не упускать решающий момент. Конкретные ситуации можно разобрать и до начала экспедиции, - есть примеры, которые повторяются постоянно. Сюрпризы тоже случаются, особенно, когда происходит неожиданный сбой. Но бывают случаи, когда благополучный исход зависит не только от физической подготовки и технического обеспечения, но и от знания природы человека. Во многом это зависит от самообладания руководителя и его умения убеждать. Статьи по психологии, которые представляет Энциклопедия, написаны психологом по образованию, офицером МЧС. Читатели могут присылать вопросы и конкретные ситуации, в которых специалист попробует разобраться вместе с вами.

Неформальный лидер в группе - кто он? Каковы причины и последствия его появления для формального лидера и группы в целом? Какую модель поведения с «соперником» стоит выбирать формальному лидеру?

Серый кардиналГенерал, чьё войско пересекало некую страну, далеко опередил его и в какой-то момент, совершенно заблудившись, очутился в крошечной деревушке. Жители тут же окружили его, и он начал отдавать им приказы. Он отдавал распоряжения о конюшне, о воде, о попоне, но никто не сдвинулся с места.
— Если вы сию же минуту не подчинитесь, — завопил генерал, — я поступлю с вами со всей строгостью! Цепь Командования!
— А что такое Цепь Командования? - спросил деревенский староста.
— Ну, я говорю полковнику, он — майору, тот — капитану, этот — лейтенанту. Лейтенант — сержанту, в чьём распоряжении взвод солдат. Они поставят вас к стенке и расстреляют.
— Ну вот, теперь ты, наконец, сказал что-то дельное, — произнёс староста. — Этот сержант — действительно обладает властью. Пока же мы видели только тебя.

Вот если бы нам с самого начала довелось иметь дело с твоим сержантом — это что-нибудь да значило бы.

В феврале 1959 года на севере Свердловской области в горах пропали девять туристов-лыжников под руководством Игоря Дятлова. До сегодняшнего дня не разгадана тайна их гибели. Очередная попавшаяся на глаза статья по этой теме вызвала понятный интерес. Корреспондент брал интервью у полковника медицинской службы в отставке, доктора медицинских наук, профессора В. Г. Воловича, в частности, изучающего поведение людей в экстремальных ситуациях. Взгляд надолго задержала фраза: «Экспедиции распадаются чаще всего по причине появления неформального лидера. Масса случаев есть, когда в группе появлялся человек, считающий, что он знает больше, чем начальник».

Проблему лидерства на странице психолога мы уже рассматривали ранее, существование же неформального лидерства было упомянуто вскользь. Между тем, это весьма интересный феномен! Формальным лидером, как отмечалось ранее, выступает руководитель или начальник, то есть лицо, занимающее главную роль в экспедиции. Одной из функций формального лидера является управление рабочим процессом, контроль над остальными людьми. Сочетание формального и неформального лидера в одном человеке – явление крайне редкое, практически невозможное. Психологический портрет неформального лидерства: потенциал, потенциал, потенциал! Неформальный лидер – человек, не имеющий официальных полномочий и должности руководителя, но по причине стечения нескольких факторов (личные качества, модель поведения, опыт и др.) занимает в коллективе положение «серого кардинала». Появление неформального лидера может происходить по разным причинам. Например, если в лице «официального» лидера выступает человек нервозный и психически неустойчивый, не способный руководить людьми без конфликтов, то неизбежно появление лидера неформального. Его задача – успокоить коллектив, снять атмосферу напряженности и нервозности, устранить конфликты и наладить отношения между людьми. Получая от коллектива признание и уважение, неформальный лидер берет на себя властные полномочия, Формальный лидер в своей деятельности руководствуется нормативными документами (положениями, инструкциями, правилами и т.д.), заботится лишь о выполнении обязательного объема работы точно в срок. Неформальный лидер в своей деятельности делает ставку на людей и отношения между ними. В трудную минуту он способен разрядить обстановку, создать в коллективе позитивную атмосферу.

Национальную британскую экспедицию в Антарктиду с 1898 года отстаивал Клемент Маркхэм, благодаря протекции которого главой похода стал лейтенант Королевских ВМФ Роберт Скотт. Ему пришлось самому подбирать себе команду. Командир предпочитал опираться на военных моряков, как привычных к дисциплине, на борту были установлены военные порядки. Э́рнест Ге́нри Ше́клтон (англо-ирландский исследователь Антарктики, участник четырёх антарктических экспедиций, тремя из которых командовал), был утверждён на место третьего помощника командира экспедиционного барка «Дискавери». Когда началась зимовка, для развлечения команды Шеклтон стал издавать юмористический журнал. По свидетельству некоторых сослуживцев, Шеклтон стал самым популярным членом команды, будучи общительным человеком. Есть также мнение, что на зимовке оформилось скрытое противостояние между формальным и неформальным лидерами команды — Скоттом и Шеклтоном. Скотт приказал провести медицинское обследование Шеклтона (оказавшееся, по словам биографа, «неубедительным») и решил отправить Шеклтона обратно в Британию. Но, по свидетельствам очевидцев, между Скоттом и Шеклтоном произошёл крупный конфликт, связанный с тем, что Скотт не мог смириться с популярностью ирландца в команде и хотел от него избавиться, так как, обладая авторитарным характером, не смог наладить отношений с волевым и свободолюбивым Шеклтоном. Внешне Скотт и Шеклтон остались в хороших отношениях. На публике они демонстрировали полную сердечность. Но, по словам тех же свидетелей, Шеклтон испытывал к Скотту скрытую неприязнь, а уязвлённое самолюбие его требовало вернуться в Антарктику и превзойти успех бывшего начальника.

Как бы хорошо не складывались отношения и работа группы при наличии двух лидеров, рано или поздно между ними возникнут противоречия. Борьба формального и неформального лидера может перерасти либо в открытый конфликт, итогом которого, возможно, станет смещение с должности неформального лидера. В этом случае, работа коллектива резко ухудшится. Второй вариант – это выдвижение твердого и решительного неформального лидера, который сможет одержать победу в столкновении с лидером формальным и занять его место. Зачастую, люди становятся неформальными лидерами без всякого умысла таковыми стать. Они просто являются теми, кто они есть по своей сути, и это само по себе делает их влиятельными в своем кругу. На сегодняшний день ни психология, ни социология не дают единой классификации неформальных лидеров. Поэтом их классификация весьма условна:

«Дирижер». Идеален для взаимодействия с руководителем, который ориентирован на результат, но не желающий излишне демократизировать взаимоотношения с группой. Лидер-дирижер охотно управляет тенденциями в группе, ни на шаг не отходит от заданной руководителем «партитуры». Его мотивация — чувство собственной значимости, ведь на него полагается руководитель. Главный тезис: «Если бы не я — страшно и подумать, что бы могло произойти…» Обычно бывает исполнительным и дружелюбным. Умеет организовать работу людей, заражая их собственной жаждой достижения цели. «Дирижеры» сдают позиции там, где надо самому принимать принципиальные решения, а не организовывать работу в рамках поставленной задачи.

 «Рубаха-парень». Душа компании, общительный и обаятельный, он отлично подходит для организации отдельных людей в группе на выполнение задач, которых они предпочли бы избежать — он «излучает» положительные эмоции, и даже самая нудная задача становится радужной, отказать ему практически невозможно. Его личная мотивация — чувствовать, что ему позволено общаться с руководителем «на равных». «Рубаха-парень», чувствуя себя обделенным вниманием руководства, может сформировать негативное отношение коллектива к начальству, даже сам не стремясь к такому результату.

 «Серый кардинал». Крайне полезная для честолюбивого руководителя фигура. Охотно создает продуманные, эффективные стратегии решения поставленной задачи с учетом личностных особенностей каждого члена коллектива. Обычно «занудлив», но помнит все обо всех в мелочах, на которых легко сыграть, манипулируя человеком. При этом «серый кардинал» не претендует на лавры организатора, предпочитая всю жизнь оставаться на вторых ролях в глазах окружающих, но знать, что на самом деле он является «первой скрипкой». «Серый кардинал» представляет более существенную опасность — если его идеи не оценены по достоинству непосредственным руководителем, он может пойти в обход с жалобами напрямую к вышестоящему начальству. И зачастую он вполне способен логически обосновать свои претензии, что чревато проблемами, как для непосредственного руководителя экспедиции, так и для членов.

«Бунтарь». Самым опасным в экспедиции, как правило, является «бунтарь». У такого человека врожденная потребность бунтовать против существующей несправедливости. Он обладает талантом эту несправедливость найти в чем угодно. Обожает ставить условия, организовывать забастовки и т. д. Бунтарь постоянно борется за права всех и каждого, но при логическом обосновании ущемляемых прав руководства — так же рьяно отстаивает эти права перед группой. Если ярко выраженного «бунтаря» оставить без дела (не озадачить решением вопросов вселенской справедливости на благо экспедиции), он вполне способен приложить свои таланты не в пользу руководителя. «Бунтари» устраивают забастовки, и прочие протестные мероприятия не всегда обосновано.

Слабый человек беспокоится, как оценят его, и притягивает оценки к себе. Сильный лидер притягивает к себе внимание, после чего раздает оценки всем окружающим. Лидер — в активе и наступлении. Комментарии к своим действиям слабого человека — это его оправдания. Когда свои действия комментирует сильный лидер — это пояснение и дополнительный инструктаж. Неформального лидера формальный должен постоянно держать в поле зрения. Бесконтрольный неформальный лидер может стать причиной снижения эффективности работы группы, а иногда — привести к возникновению серьезных конфликтов. Лидерам не стоит бороться с «серыми кардиналами». Бороться им нужно с собой. Настоящий лидер должен быть искренне рад любому проявленному (даже не в его пользу) лидерскому потенциалу. Для него это должно стать ценным опытом. Как правило, неформальные лидеры – это люди, которым не «все равно». Настоящий лидер способен увидеть истинные причины «неповиновения» коллектива «между строк». Как правило, люди всегда следуют за более сильной личностью, чем они сами. Формальному лидеру стоит проявлять эмпатию (сопереживание) и помогать человеку, претендующему на роль неформального лидера, реализовать себя. Скорее всего, в этом случае руководитель группы приобретет самого верного союзника!

Уважаемые читатели!

В качестве приложения к странице психолога, предлагаем Вам принять участие в психологическом практикуме. В конце каждой из публикуемых на страницах Энциклопедии статей по психологической помощи экспедиционерам и путешественникам, Вам будет предложена психологическая задача, с возможными вариантами ее решения. Выберете верный, на Ваш взгляд, вариант. По итогам практикума будет определен победитель! При определении победителя, будет учитываться активность, проявленная в течение всего периода проведения практикума! Срок ответов по каждому заданию - месяц, до появления следующей статьи. 

  Страничка психолога в Энциклопедии теперь будет иметь собственную эмблему. Это стилизованная буква Пси из древнегреческого алфавита. Иллюстрация автораЧто означает символ Ψ? В IX веке до н.э. греки ввели в алфавит новые буквы: Ω (омега), Υ (ипсилон), Φ (фи), Χ (хи) и Ψ (пси). Предполагается, что внешний вид буквы Ψ символизирует трезубец бога моря Посейдона, культ которого в то время был широко распространен в Древней Греции. Он символизирует разделение мира на три сферы: земную, небесную и духовную, и является союзом трех первоэлементов - воздуха, воды и земли. По одной из версий, использование греческой буквы ψ для обозначения термина "психология" первыми стали применять студенты философских ВУЗов для удобства записи лекций по психологии. Подобное сокращение применяется не только у нас в стране, но и за рубежом.  

Итак, психологический практикум № 5

Рассказывают, что в древней Японии было два несравненных оружейных мастера. Мастер Мурамаса делал мечи, устоять перед которыми не было никакой возможности. А мастер Масамунэ — мечи, которые защищали жизнь того, кто их носил. Однажды решили сравнить — чьи же мечи лучше. Их опустили в ручей, по которому плыли опавшие листья. Листья, которые прикасались к клинку Мурамаса, оказывались рассечены надвое. А клинок Масамунэ листья попросту оплывали, не касаясь его. Лучшими признали мечи Масамунэ.

 

Дополнительная информация к циклу статей

Терентьева НатальяЯ - Терентьева Наталья Владимировна. Родилась 23 декабря 1974. Работаю в МЧС, майор. Образование: 

  • Квалификация: воспитатель в дошкольных учреждениях. Специальность: дошкольное воспитание (Московское педагогическое училище №7).
  • Квалификация: психолог. Специальность: психология (Московский психолого-социальный институт).

Замужем, имею двух детей. Интересы: чтение. Хобби: стихи. О проекте Всемирная Энциклопедия Путешествий и Школе Следопытов, частью которой является Клуб юных полярников, узнала от коллеги и активной его участницы Марии Семиковой. Ранее опыта подобной деятельности не имела. Но в делах руководствуюсь девизом: "Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег был сооружен любителем. Профессионалы построили "Титаник". Заинтересовала  возможность концептуально нестандартной подачи знаний по психологии.

Статья просмотрена: 10775
Рейтинг статьи: 0
Bookmark and Share
Страны: Россия
Наталья Терентьева
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 28 )
 Семикова
Наталья, изложенное наверно касается людей взрослых. А если участники дети. Правила сохраняются?
 Терентьева
По своему педагогическому опыту, могу сказать, что это применимо для групп разного возрастного диапазона. С учетом незначительных нюансов, в каждом конкретном случае. Самый активный, шумный ребенок может стать твоим лучшим помошником. Главное правильный подход к личности подростка.
 Кирьянов
Очень интересная и полезная статья. Особенно про типажи в коллективе. у меня была проблема,когда я впервые стал начальником небольшого геологического отряда,а в нем были люди старше меня и я старался с ними советоваться и обсуждать все мои предполагаемые действия. И постепенно потерял лидерство в группе. Хорошо,что быстро "поумнел" и понял, что надо научиться принимать решения самому и советоваться лишь в тех случаях,когда это действительно необходимо. Особенно это проявляется в Антарктиде,где замкнутое пространство и нужно часто принимать быстрые самостоятельные решения без "новгородского вече". И еще важно не иметь "любимчиков" в коллективе,которым позволено больше других и оставаться со всеми равным в общении и поступках
 Терентьева
Спасибо, Владимир! Тема межличностных отношений людей очень многогранна! И бесконечна интересна!
"Не следует робеть из опасения наделать ошибок: самая большая ошибка — это лишать себя возможности приобрести опыт". (Вовенарг)
 Семикова
Мне известен класс, в котором из 25 учащихся 17 лидеров. Тяжеловато им. Как они могут существовать вместе?
 Терентьева
Так не бывает по определению! Случается, что коллектив состоит из нескольких групп, одна из которых ведущая. Может состоять из 3-5 человек, как правило. Она, так сказать, "задает тон". Вероятно, что в том коллективе о котором ты говоришь, именно такая ситуация, плюс, гиперактивные дети, многие с ярко выраженной индивидуальностью.
 Семикова
Наталья, если кто-то мешает Вам, Вы начинаете бороться или уходите в сторону?
 Терентьева
Мне нельзя помешать! Мне можно не помочь!
 Семикова
Мне нравятся Ваши статьи. Это правда. Вы будете продолжать писать статьи для Энциклопедии?
 Терентьева
Статьи разные. Мне иногда самой что-то в них не очень нравится!Сложно раскрыть тему кратко, если она многогранна. В августе будет еще одна, а дальше...?
 Семикова
А может и не надо раскрывать тему кратко? Чем полнее , тем интересней. В большом объеме появляются собственные мысли, суждения. Всё что может отличить от других, показать опыт. Вы хорошо работаете с первоисточниками. У Вас есть собственное мнение. Да и практика со временем обязательно придет. Продолжайте. С удовольствием буду читать.
 Терентьева
Предложений о дальнейшем сотрудничестве не поступало.
 Семикова
Наталья, не понимаю. Вы уже в Энциклопедии. Вас уже читают. Какие предложения? Обратите внимание на количество просмотров. Психолог всегда востребован. Клуб "Центральный полюс" Вас целиком поддерживает. Дерзайте. Ошибайтесь. Идите вперед как все.
 Федорченко
Как хорошо в своё время сказал дедушка Крылов: "За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку!". А почему вдруг две закадычные подружки и коллеги перешли на "Вы"? В прошлых комментариях к другим статьям этого не было. Тронула фраза Марии: " В большом объеме появляются собственные мысли, суждения." А в малом объёме, стало быть, ничего, кроме компиляций не появляется? Ну и ну. Как говорится "приплыли".
 Семикова
Ирина, именно благодаря Вам мы научились правильно выражать себя в том, что называется комментариями. Как Вы правильно заметили, мы коллеги. Коллеги на службе в МЧС и коллеги как авторы Энциклопедии. Мы и Ваши коллеги тоже. И если хотите Ваши друзья. Похвалы удостаиваем друг друга только тогда, когда это того заслуживает. В данном случае и вы можете согласиться, что статья написана неплохо.
 Федорченко
Статья не написана, а скомпилирована, если Вы хотите знать моё мнение. Согласиться с тем, что она написана неплохо, я не могу. Госпожа Терентьева вовсе не моя коллега. Авторы не могут быть коллегами (если они, конечно, не соавторы). Друзья могут быть хорошо знакомыми людьми, интересными друг другу. К госпоже Терентьевой у меня нет никакого личного интереса, к её "творчеству" подавно. К Вашим трудам по практической работе с детьми отношусь с уважением. Надеюсь, что мои советы по ознакомлению Ваших питомцев с творчеством прекрасных авторов: Богомоловой, Воронина, Печенегова (которые я давала Вам в личной переписке) пригодятся Вам в работе.
 Федорченко
В подтверждение того, что статья скомпилирована, даю ссылку в качестве примера. http://zhiznivkus.ru/samorazvitie/liderstvo/formalnyj-i-neformalnyj-lider-sxodstva-i-razlichiya.html
Йети съел этот комментарий
 Федорченко
Ну и страсти... А у нас еще обсуждают возможность легализации огнестрельного оружия!!!
 Печенегов
Тема статьи, безусловно, очень интересна. Но раскрыта, на мой взгляд, формально, поверхностно и не очень убедительно. Начал читать с приятным ожиданием услышать мнение глубоко уважаемого мною профессора В.Г. Воловича. Увы, ничего подобного не обнаружил в статье. Не думаю, что классификация различных индивидуумов в составе экспедиции заимствована у знаменитого ученого. Не увидел ничего и об упомянутом Игоре Дятлове. Для чего тогда их упоминать? Только для того, чтобы узнать, что по мнению В.Г.Воловича «Экспедиции распадаются чаще всего по причине появления неформального лидера...»? Это давно и до него было известно. Думаю, что он не возразил бы мне.
Категорически не согласен с тезисом: «Сочетание формального и неформального лидера в одном человеке – явление крайне редкое, практически невозможное». Допускаю, что автор не очень удачно сформулировала свою мысль. Возможно, мне крупно повезло, но я много экспедиций провел под руководством человека, который счастливо сочетал в себе официальный статус формального лидера с безусловным неформальным лидерством. Был душой и сердцем команды. Бывали в моей практике и случаи, когда формальный лидер, пусть даже самый опытный участник команды, по своему поведению и принимаемым решениям не находил полной поддержки у остальных участников. Возникали потенциальные кандидатуры неформальных лидеров, назревали тенденции к формированию фракций в команде. И не исключено, что в таких продолжительных по времени экспедициях, как у Амундсена, Скотта, Шеклтона и др., это могло бы привести к развалу команды. Вспомните романтическую историю, описанную Ж.Верном в романе «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» об экспедиции к Северному полюсу. А ведь Ж.Верн не изобрел подобную ситуацию. Он глубоко вникал в суть проблемы и отнюдь не из популярных книжек по психологии. Я глубоко убежден, и Вы, конечно, не будете мне возражать, что проблема совместимости формального и неформального лидерства в экспедиции, как, впрочем, и в любом коллективе, настолько сложна и многопланова, что не следует её даже пытаться раскрыть в статье на три странички.
По классификации персонажей: Считаю, что образы «дирижеров» и «серых кардиналов» кем-то придуманы (надуманы). По крайней мере, в моей практике таковые не встречались.
Извините, но никакой оценки статье давать не хочу, поскольку считаю её лишь кратким введением в сложнейшую тему. Понравился комментарий Владимира Кирьянова. В нем есть конкретика и жизненные реалии.
Йети съел этот комментарий
 Терентьева
Я благодарна Вам за Ваш комментарий. Ваши замечания конструктивны, четко сформулированы, аргументированы и корректны. Поясню, именно версия В.Г. Воловича (на мой взгляд, весьма неожиданная), о причинах гибели экспедиции Дятлова, подсказала тему статьи.
 Печенегов
Спасибо Вам за понимание! Учитывая значимость темы, считаю, что было бы полезно подготовить цикл статей с использованием интересных фактов из мемуарных и документальных источников.
О версии В.Г.Воловича причины гибели группы И.Дятлова ничего не слышал. В цикле однообразных телепередач А. Малахова она внятно не прозвучала. Было какое-то упоминание о неком «постороннем» человеке в группе. Но без подробностей. Я сам лично склоняюсь к «техногенно-политической» версии причины катастрофы.
 Терентьева
Еще раз спасибо! Вы практически поняли мою идею. Именно так я пытаюсь делать. Обозначив тему, с использованием интересных фактов из мемуарных и документальных источников, пытаюсь раскрыть ее актуальность для участников разных экспедиций. Цитаты стараюсь дословно переносить, дабы не потерять их смысловую нагрузку. А иногда это настолько остроумно и с юмором написано самим автором,что жаль передавать мысль своими словами.
У Воловича другая версия (http://russiantourism.ru/interview/interview_2005.html Интервью с Воловичем В.Г.), фраза о неформальном лидере была сказана не об экспедиции Дятлова.
 Узбеков
Ирек Узбеков 4.07.2013 в 23:33 (ссылка)
Скомпилирована статья или написана - вопрос плагиатологический ;-) Читателю же интересно само содержание, мне кажется.
Про содержание. Со всем уважением к великому путешественнику В.Г.Воловичу, в его книгах я тоже чувствую яркую апологию военно-авторитарной схеме построения взаимоотношений в автономных группах. При наличии мощного авторитета это "работает". Как только авторитет пошатнётся или появится другая властная личность в группе - конфликта не избежать.
По своему опыту и как участника подростковых походов, и как их руководителя и организатора, и как привлечённого инструктора, могу сказать, что в подобных группах анти-лидеры (или альтер-лидеры, как их ни называй) в основном выделяются не как альтернатива руководителю, а как вожаки. Я практиковал смену вожаков в группе в зависимости от занятий. В итоге в моих группах более половины ребят, получив опыт лидерства, реализовывали его потом "в жизни". И это я считаю главным результатом занятий с ними.
Показался смазанным конец статьи. Хотелось некого итога, резюме.
Да,и давным-давно прочитал и до сих пор пользуюсь книгой Э.Э.Линчевского "Психологический климат туристкой группы". Рекомендую для интересующихся: просто, наглядно, практично.
 Печенегов
Спасибо за ссылку! Надо посмотреть. Кстати, я посмотрел упомянутое в статье интервью В.Г.Воловича. Вот выдержка из него:
- В группе Дятлова мог появиться неформальный лидер? Известно, что в этот поход пошел Семен Золотарев, который был намного старше всех, прошел войну, имел награды.
- Понимаете, группа Дятлова не состояла из случайных людей, поэтому неформальное лидерство в данном случае исключено. Если бы мы знали, что в поход собрались случайные люди, тогда мы бы получили еще один ключик к разрешению этой задачи. Но мне кажется, что решение задачи в том, что возникло какое-то воздействие. Возможно, было взорвано некое устройство, и последствия этого взрыва так подействовали на психику ребят. А ссора вряд ли могла стать причиной их смерти. Люди-то были морально устойчивы и подготовлены к экстремальным условиям.
Йети съел этот комментарий
 Терентьева

Во многих источниках, отмечается, что Золотарев был включен в группу в последний момент. Его возраст, если не ошибаюсь, в районе 40. Да, можно быть к 21 году очень опытным туристом, но эмоциональный опыт приходит только вместе с жизненным опытом и никак иначе. В такой ситуации конфликт более чем вероятен. Противостояние опыта и амбиций молодости. Хотя, эту версию отрицают безапелляционно! В личных дневниках участников описаны мелкие каждодневные стычки. Но если их помножить на ежеминутную необходимость собранности и напряжения....Популярна версия Ракитина.
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо