Проблема, поднятая результатами исследования, оказалась очень острой и важной. Результаты опроса заинтересовали Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Сербия в РФ д-ра Славенко Терзича и 20 марта 2013 года были доложены на встрече Посла с представителями сербского туристического бизнеса, прошедшей в Посольстве Сербии в Москве, на которой выступили и представители Энциклопедии. Был поднят вопрос о популяризации Сербии и её туристических возможностей, улучшению имиджа Сербии в России силами Всемирной Энциклопедии Путешествий.
При подготовке материала для Научно-практической конференции «Проблемы и практика развития туризмологии», которая состоялась в Белграде по случаю 50-летия туризмологии в Сербии, в ноябре 2012 был проведён опрос студентов экономического факультета Российского университета дружбы народов 1-4 годов обучения для выявления реального туристического имиджа Сербии в среде студенчества. Проблема отсутствия внятного представления о Сербии, как об объекте путешествия, о её туристических возможностях, брендовых и имиджевых характеристиках,
была понятна на интуитивном уровне, но решено было провести исследование и оценить реальную картину. В опросе приняло участие более 200 человек, - граждан России, наибольшую часть из них составили студенты 17-19 лет (табл. 1):
|
юноши |
девушки |
всего |
возраст |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
17 лет |
23 |
10,9 |
29 |
13,7 |
52 |
24,6 |
18 лет |
26 |
12,3 |
59 |
28,0 |
85 |
40,3 |
19 лет |
21 |
10,0 |
38 |
18,0 |
59 |
28,0 |
20 лет |
4 |
1,9 |
3 |
1,4 |
7 |
3,3 |
21 год |
4 |
1,9 |
4 |
1,9 |
8 |
3,8 |
Всего |
78 |
37,0 |
133 |
63,0 |
211 |
100,0 |
Проблема, поднятая результатами исследования, оказалась очень острой и важной. Результаты опроса заинтересовали Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Сербия в РФ д-ра Славенко Терзича и 20 марта 2013 года были доложены на встрече Посла с представителями сербского туристического бизнеса, прошедшей в Посольстве Сербии в Москве. Был поднят вопрос о популяризации Сербии и её туристических возможностей, улучшению имиджа Сербии в России. Присутствовавший на встрече в Посольстве Президент Всемирной Энциклопедии Путешествий Александр Федорченко любезно согласился предоставить возможности информационного сайта Энциклопедии для публикации серии статей о Сербии, начав с обнародования результатов данного опроса. Идея был поддержана г-ном Послом.


Согласно данным проведённого анкетирования, абсолютное большинство респондентов (204 чел., или 96,7%) никогда не были в Сербии, 7 человек посещали страну, из них 5 единожды, 1 – дважды и 1 - регулярно.
Приступая к анализу результатов опроса, отметим: Российский университет дружбы народов в целом, и экономический факультет в частности, поддерживают тесные связи с сербскими коллегами. С 1995 действует Соглашение о сотрудничестве между РУДН и Университетом города Ниш. Студенты экономического факультета РУДН регулярно, начиная с 2006, участвуют в Международной летней школе экономики экономического факультета Университета Ниша. А сам РУДН регулярно посещают Послы Сербии в России (2009 – д-р Елица Курьяк, 2013 – д-р Славенко Терзич).
В университете действует сербское землячество, которое проводит выставки и участвует в общеуниверситетских мероприятиях. На факультетах работают преподаватели, неравнодушные к Сербии, интересующиеся происходящими там событиями, любящие эту страну. Таким образом, студенты университета в определённой степени имеют доступ к информации о Сербии, и к полученным результатам анкетирования следует относиться с некоторой долей условности. В том числе и поэтому, для минимизации этого фактора, наибольшую группу опрошенных, составили студенты первого года обучения. Опросный лист состоял из четырёх основных блоков вопросов:
- Выявление качественных критериев, с которыми ассоциируется Сербия у студентов
- Выявление географических названий;
- известных событий;
- готовность студентов поехать в туристическую поездку в Сербию.
Проведя анализ результатов опроса, можно сделать вывод, что для многих опрошенных студентов Сербия остаётся неизвестной страной, так называемой «Terra Incognita». Большая часть респонденты испытывали трудности при ответе на вопросы. Так, при выявлении качественных критериев затруднились дать ответ от 12 до 21 (т.е. до 10%) респондентов, не вспомнили ни одного географического объекта так или иначе связанного с Сербией 75 человек (36%), ни одного известного события, связанного с Сербией – 108 студентов, т.е. 51%.
Для выявления качественных характеристик Сербии студентам было предложено выбрать антиподы из девяти пар критериев: безопасная – опасная, богатая – бедная, дружелюбная – враждебная, красивая – некрасивая, интересная – неинтересная, полная жизни – скучная, либеральная – консервативная, чистая – грязная, разнообразная – однообразная (табл. 2).

В целом студенты воспринимают Сербию положительно (возможно, не последнюю роль сыграли положительные характеристики преподавателей и студентов университета, уже побывавших в Сербии). Так, страна описывается как «красивая», «интересная», «дружелюбная». Почти половиной студентов Сербия воспринимается как бедная страна (самый низкий показатель в паре качественных критериев). Многие студенты считают её консервативной, скучной и опасной. В последнем случае, возможно, негативное влияние оказала ситуация с Косово и кровопролитный распад Югославии.
При ответе на вопрос: «С какими географическими названиями у Вас ассоциируется Сербия?» около 1/3 студентов, как уже отмечалось выше, затруднились с ответом или указали объекты не связанные с Сербией. Остальные студенты вспомнили от 1 до 3 названий, в общей сложности число которых составило 250 (табл. 3):
Географические названия |
Частота упоминаний |
% |
Белград |
56 |
22,4 |
Черногория |
54 |
21,6 |
Косово |
46 |
18,4 |
Европа, Восточная Европа, ЕС |
31 |
12,4 |
Хорватия, Македония, БиГ, Словения |
21 |
8,4 |
Югославия |
20 |
8,0 |
Балканы, Балканский полуостров |
10 |
4,0 |
Ниш, Нови-Сад |
6 |
2,4 |
Приштина |
2 |
0,8 |
Османская империя, Австро-Венгрия |
2 |
0,8 |
Воеводина |
1 |
0,4 |
Златибор |
1 |
0,4 |
Всего |
250 |
100,0 |
Среди наиболее часто встречающихся географических ассоциаций, связанных с Сербией, выделяется столица страны Белград и Черногория – одна из республик, входившая ранее в Союзное государство, культурно и исторически наиболее близкая к Сербии. Значительная часть при упоминании Сербии вспоминают Косово, а также то, что эта страна расположена в Европе, или стремится в Европейский Союз. Третью группу ассоциаций составляют названия югославского прошлого Сербии – либо сама Югославия, либо республики, входившие ранее в состав СФРЮ (Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Словения). Среди городов страны, кроме столицы, 5 раз был упомянут город Ниш, один раз – Нови-Сад, 2 раза – Приштина. Два студента вспомнили Воеводину и Златибор. Исходя из этого, следует сделать вывод, что курорты, города, реки, горы Сербии, а также другие географические объекты страны широкому кругу граждан России практически не известны.


При ответе на вопрос: «С какими событиями, информация по которым доступна в СМИ и литературе, у Вас ассоциируется Сербия?» ситуация обстоит ещё хуже – большая часть опрошенных ничего не вспомнили, а наибольшая часть имеющихся ассоциаций носят негативный характер (табл. 4):
События |
Частота упоминаний |
% |
Конфликт или ситуация в Косово |
33 |
23,1 |
Война, в т.ч. гражданская |
27 |
18,9 |
Распад Югославии, в т.ч. отделение Черногории |
24 |
16,8 |
Евровидение |
15 |
10,5 |
Политическая нестабильность, смена гос. строя |
7 |
4,9 |
Первая мировая война |
6 |
4,2 |
Хулиганы, бандиты |
6 |
4,2 |
Война за независимость, сепаратизм |
4 |
2,8 |
Музыкальные фестивали, концерты, кино |
4 |
2,8 |
Спорт, футбол |
4 |
2,8 |
Вступление в ЕС |
4 |
2,8 |
Этнические конфликты, геноцид |
3 |
2,1 |
Экономическая разруха |
2 |
1,4 |
Гаагский суд |
2 |
1,4 |
Косовская битва |
1 |
0,7 |
Создание Югославии |
1 |
0,7 |
Всего |
143 |
100,0 |

Большинство опрошенных из известных событий указали конфликт в Косово, распад Югославии, войну, нестабильность, кризис и другие негативные процессы, носящие разрушительный характер. Среди позитивных, создающих положительный имидж, событий были указаны участие Сербии в Евровидении, проведение отдельных спортивных и культурных мероприятий, носящих международный характер. Но таковых ответов было явное меньшинство. Внутренние культурные и туристические события Сербии опрошенным студентам не известны
(единожды встретилось упоминание музыкального фестиваля EXIT). Результатом сложившейся ситуации могут быть ответы студентов на вопрос: «Если бы Вам предложили поехать в туристическую поездку в Сербию по приемлемым для Вас цене и срокам, то Вы бы…?» (табл. 5):
Готовность поехать в Сербию туристическую поездку |
Число |
% |
Сразу бы согласились |
70 |
33,2 |
Сразу бы отказались |
30 |
14,2 |
Изучили бы программу поездки, а потом приняли бы решение |
108 |
51,2 |
Нет ответа |
3 |
1,4 |
ВСЕГО |
211 |
100,0 |
Абсолютное большинство опрошенных хотели бы изучить программу поездки, её содержание и условие и после этого дать свой ответ.
Такова ситуация логична, тем более, что в результате опроса выявлена масштабная проблема отсутствия в России доступной для широкого круга граждан информации о туристических возможностях Сербии. Лишь малая часть (14,2%), даже при благоприятной цене и сроках, не готовы посетить Сербию, а около 1/3 молодых россиян готовы дать положительный ответ, что делает эту страну весьма притягательным объектом для туризма российских граждан при соответствующей рекламе и наличии притягательного положительного туристического образа.
Всемирная Энциклопедия Путешествий, экономический факультет Российского университета дружбы народов и Посольство Республики Сербия в РФ просят Вас принять участие в опросе:
На мой взгляд, туристическим компаниям Сербии под эгидой министерства туризма, при патронаже Посольства Сербии в России необходимо провести объективный аналитический анализ сложившейся ситуации и сделать надлежащие выводы.
Стимулирование регулируемых туристических потоков является системной задачей и без участия государственных структур, увы, такая проблема- не решаема.
Удачи, Владимир Владимиров к.т.н.