Кто не любовался Камой, её берегами… тот не знает красот природы…
Читать весь цикл статей: Кама: река жизни. Заметки краеведа
Аннотация серии статей

Есть «Москвоведение», почему бы не быть «Камоведению»? В основе Москвоведения - Московский мегаполис (хотя первичной все-таки является Москва-река); во втором случае - река Кама, а потом уж окружающие территории. Из краеведа-регионоведа, каким меня считали в Татарстане, я в предлагаемом читателю цикле статей становлюсь «камоведом». К исследованиям меня звала Кама - река, полная загадок и неожиданностей. Интерес проявился не только к камским берегам, что составляют Нижнее Прикамье, где сформировалась Нижнекамская городская агломерация с центром в Набережных Челнах, но шире и больше - к речному камскому бассейну. Мои «Камские статьи» рассказывают челнинцам и другим россиянам о великой реке, о тех сведениях, которые содержатся о ней в мировой науке. Интерпретация, конечно, авторская, - краеведческая!

Русский писатель С.Т. Аксаков, родиной которого был Камский бассейн (её левый приток - река Белая) писал: «Полная краса всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает…» Река Кама и её берега - яркий пример такой красы.

Река Чусовая,  приток Камы"Кама, бесспорно, одна из замечательных русских рек. Вряд ли с нею сравнится другая река по красоте берегов, обрамленных живописными предгорьями Урала, среди сурового величия северного леса" ("Иллюстрированный путеводитель по реке Каме…», 1915 год). "Кто не видел тамошних лесов, не любовался Камой, не дышал там воздухом, каким летом пьянят тамошние озера, тот не знает красот природы", - Д.Н. Мамин-Сибиряк. А вот мнение автора первого путеводителя по Каме (Н. Фирсов): "Любуешься и не налюбуешься на простую, но величественную красоту берегов многоводной Камы. Вековой дремучий лес, среди которого пихты ...тянутся к небу, неотразимо манят под свою таинственную сень. Природа словно совершает священнодействие. Как-то невольно уходишь от прошлого мира, от повседневных дрязг, чувствуешь, что мир снисходит на тебя, душа становится восприимчивее ко всему хорошему, ко всему доброму, что ты преобразился…"

О камских берегах любопытные слова сказал Г.И. Успенский: «Широким и глубоким, сильным и спокойным потоком течет эта река в крепких, прочно ограждающих неизменность течения реки берегах. Здесь даже левый берег несравненно выше и несравненно крепче держится на своем месте, чем левый берег Волги; благодаря его чрезмерной низменности бедная Волга-матушка измучилась в поисках своей прямой дороги… Не так поступают с Камой ее верные стражи, крепкие, твердо знающие "свое дело" берега. И справа и слева берега эти высоки (с правой стороны даже иногда очень высоки), и не песчаны и бледны, как на милой, измученной Волге, а красноваты, иногда даже тёмнокрасны, что говорит о массах железных руд, дающих этим берегам особенности цвета и твердости. Твердые, крепкие берега гладко и правильно отшлифованы неизменным в долгие годы течением Камы, иногда поражают своей тонкой отделкой, то есть удивительной правильностью линий, проложенных по красной почве резцом твердой, не менявшей своего направления струи. Красноватые берега холмисты, мягко волнообразны, а растительность, покрывающая их, так же радует взгляд некоторыми особенностями. Какая-то отчетливость, тщательность в обрисовке, как самого растения, так и его цвета невольно почему-то напоминают произведения "добросовестнейших", трудолюбивейших художников, тщательно старающихся изобразить на картине все, что надо, непременно в самом точном виде, в самом подлинном цвете.

Кама поздней осеньюКама - объект пристального интереса художников. Прежде всего, красота и величие Камы нашли отражение в творчества великого живописца И.И. Шишкина, одного из наиболее известных русских художников, чьё имя стало символом России наряду с именами Пушкина и Толстого, Чайковского и Мусоргского, Репина, Левитана и многих других. Уникальный мастер русского пейзажа Иван Шишкин родился на берегу Камы в городе Елабуге Вятской губернии. Величественная природа родного края, вековые леса, раскинувшиеся по берегам, с детства были источником его постоянного интереса.

Вот некоторые, наиболее крупные работы И. И. Шишкина, этюды к которым он писал на Каме: «Овраг в еловой роще», «Лесная глушь», «Ночь на Каме», «Обрыв», «Кама близ Елабуги», «Разливы рек, подобные морям», «На окраине соснового бора в Елабуге», «Корабельная Афанасовская роща близ Елабуги», «Шмелевка. Ветреный день», «Мельница в поле», «Лесная речка», «Сосновый бор», «Мачтовый лес в Вятской губер­нии» (в народе называемой «Три медведя»), «Богатый лог», «Святой ключ близ Елабуги», «Рожь» и др.

Рылов. Лебеди над  Камой. ФрагментМешков. Закат  на Каме

Под влиянием морских картин И.К. Айвазовского создана одна из самых ранних картин И.И. Шишкина «Ночь на Каме». Её считают немного наивным, подражательным, исполненным в традициях академического романтизма. Но «морская стихия» была сродни мощи камской струи – посчитал начинающий пейзажист. Великий И.Е. Репин говорил: «Громче всех, - раздавался голос богатыря И.И. Шишкина: как зеленый могучий лес он заражал всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корёжить свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством от грубого обращения автора выходит всё изящней и блистательней».

Иван Шишкин. Лесные просторыИ.Н. Крамской о Шишкине: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями…И когда он перед натурой, он точно в своей стихии, тут он смел, и ловок, не задумывается, как, что и почему …тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом… Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа». Под влиянием картин Шишкина был и автор, знавший красоту и мощь природы Алтая и других примечательных мест Сибири, то есть мне было с чем сравнивать, я был покорен красотой и мощью прикамских пейзажей И.И. Шишкина.

Любопытно, что своё знаменитое историческое полотно «Покорение Сибири» В. Суриков начинал с эскиза под названием «За Волгой, на Каме» написанным под влиянием неоднократных посещении Камы в период с 1900 по 1907 гг. О картине Аполлинария Васнецова «Кама» (1895 г.) искусствоведы говорят «Если позволительно сравнение живописи с музыкой, то «Каму» можно сравнить с торжественной симфонией, посвященной русской природе. Немного мы знаем пейзажей, равных «Каме» по эпичности и силе воздействия на зрителя». Циклы пейзажей создает знаменитый русский и советский художник И. Мешков, побывав на Каме. Живым поэтическим чувством наполнена его картина "Камские просторы" (1950), где над отливающей сталью водой плывут лиловые туманы, а по береговым крутоярам поднялись могучие ели...

Кама в верхнем теченииВишера, приток  Камы

Камские впечатления породили многие темы будущих картин будущего художника Константина Васильева (по воспоминаниям современников): «Ехали … на пароходе по Волге до камского устья, а дальше по Каме. Получилось увлекательное путешествие. Весь путь следования парохода Костя гулял по палубе, упиваясь речным ветром, с ненасытным любопытством глядя по сторонам. Дедушка встретил их в Набережных Челнах на моторной лодке и перевез на противоположный, более дикий, скалистый берег. Дальше ехали на телеге, и Костя смотрел на торжественный ряд сосен среди бескрайних хлебов, на поблекшее от зноя небо, на ласточек, стригущих воздух над самой землей. Смотрел и запоминал… Косте запомнились на всю жизнь и пригодились потом в его творчестве красоты того памятного леса. Обладая удивительно цепкой зрительной памятью, он позже воспел их в своих пейзажах».

К. Максимов. Вечерняя  тишина (на Каме)Художником, писавшим реку и автором литературных очерков о Каме был Кондрат Евдокимович Максимов - пейзажист, мастер натюрмортов. Родился в 1894 году, в деревне Шишкино Вятской губернии. В 1914-1917 учился в Казанской художественной школе. Жил и работал в Соколках на Каме, на знаменитом лесосплавном рейде, позднее в Казани. Народный художник Татарстана. Известен «хвойными» пейзажами. Художник считал: «Сосновый лес очень труден для кисти, ведь надо сделать так, чтобы хвоя чувствовалась, чтобы ею «пах­ло» в комнате, где висит картина».

Много писал с натуры, работая на берегах Волги и Камы: «Сосновый бор. Дорога на Каму», «Потревоженная тишина», «Тихий вечер на Каме», «Берег у Тар­ловки», «Ивы на бере­гу Камы», «Кызыл-Тау. Первый снег», «Со­сновый лес. Дорога на Каму», «Шалаш на берегу р. Ик», «Старые ивы на берегу Камы», «Утро на Каме», «В окрестностях Набережных Челнов», «Камские просторы», «Тучи над Камой», «Плот» и множество других. Одна из последних картин художника - «В родной стихии», написанная в возрасте 87 лет, изображает седобородого художника, сидящего с этюдником в гуще леса.

Продолжение следует

Статья просмотрена: 7585
Рейтинг статьи: 5
Bookmark and Share
Страны: Россия
Анатолий  Дубровский
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо