Ящеры древней Перми. К загадке чудских бляшек
Читать весь цикл статей: Кама: река жизни. Заметки краеведа
Аннотация серии статей

Есть «Москвоведение», почему бы не быть «Камоведению»? В основе Москвоведения - Московский мегаполис (хотя первичной все-таки является Москва-река); во втором случае - река Кама, а потом уж окружающие территории. Из краеведа-регионоведа, каким меня считали в Татарстане, я в предлагаемом читателю цикле статей становлюсь «камоведом». К исследованиям меня звала Кама - река, полная загадок и неожиданностей. Интерес проявился не только к камским берегам, что составляют Нижнее Прикамье, где сформировалась Нижнекамская городская агломерация с центром в Набережных Челнах, но шире и больше - к речному камскому бассейну. Мои «Камские статьи» рассказывают челнинцам и другим россиянам о великой реке, о тех сведениях, которые содержатся о ней в мировой науке. Интерпретация, конечно, авторская, - краеведческая!

С другой наукой о древностях - палеонтологией - связано самобытное искусство аборигенов камских берегов, которые в народе (да и науке) получили незамысловатое название «чудь» - чудаки.

Представители  народа  чудь В краеведческой газете «Отчий край» (Набережные Челны) известные ученые нашего края − доктор исторических наук К. И. Корепанов и доктор технических наук Б. Л. Кузнецов выступили со статьей, объединившей их научные интересы: Кронида Ивановича − как археолога, Бориса Леонидовича − как металлурга. Тема была – история древней металлургии на берегах Камы. Вот что заинтересовало ученых: «Одной их неразгаданных загадок нашего края является судьба народа, который вошел в историю под названием «пермская чудь», «заволоцкая чудь» и т.д.

Этот странный народ поселился по берегам Камы во II-I вв. до н.э. Одной из особых достопримечательностей древнего народа было бронзовое литье. Основным видом литья были бляшки, зачастую чудские бляшки изображали реликтовых ящеров, современников динозавров, вымерших на земле задолго до чудов. Откуда у чудов знания древнейшей истории нашей земли?

Фигура  человеколося стоящего на ящере Одним из первых исследователей чудского литья Прикамья был академик Анучин, так описывавший изображения: "Несомненно, что среди приуральской чуди было широко распространенно представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогами и напоминающими отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями и щитками вдоль спины, и оканчивающимися более или менее коротким хвостом". "Этот стиль совершенно необычаен, ...не знает себе подобного нигде в мире".

Правда, и возник он в очень своеобразной стране, сочетавшей тонкую роскошь сасанидского серебра с первобытной грубостью диких охотников» - такую яркую характеристику дал пермскому звериному стилю известный русский археолог А. А. Спицын, познакомившись с одной из первых коллекций древностей, найденных на территории Пермского края. Эта коллекция была создана известными уральскими горнопромышленниками Строгановыми.

Образцы  звериного литья В XIX веке находки пермского звериного стиля рассматривались учеными как подтверждение, что когда-то давно на территории Прикамья существовала загадочная страна Биармия, населенная сказочно богатым народом, почитавшим Золотую бабу. А местное население считало их чудскими, называя предметы культового литья «чудскими богами», и стремилось от них избавиться, признавая за ними волшебную силу. Разгадка тайны пермского звериного стиля — вот что двигало, зачастую, исследователями, когда они начинали заниматься образцами этого древнего искусства.

Вот еще одна яркая характеристика, данная известным ученым А.В. Шмидтом: «Выполнены они в особенном, очень странном стиле. Кажется, будто эта фигуры созданы больным воображением исступленного волшебника-шамана, старавшегося воплотить кошмарные образы своих духов-помощников. Нигде, кроме Приуральского края, нет подобных изображений, в которых мешается в единое целое лосиная голова, человеческое лицо, птичьи крылья. Очевидно, в Приуралье сложились какие-то особенные условия, вызвавшие рождение этого стиля».

Образцы чудского зверинного  литья Художественные достоинства культового литья Прикамья в свое время привлекли и Николая Рериха, Он использовал мотивы пермского звериного стиля не только при создании эскизов и декораций, но и в декоративно-прикладном искусстве, призывая обращаться к образам своей старины. Действительно, дошедшие до нас остатки материальной культуры этого полуфантастического народа свидетельствует о наличии у него культа ящера. Обожествление ящеров очень характерно для древнего племени, жившего в Приуралье по берегам Камы.

В последнее время это явление, проникновение художников этого народа, населявшего берега Камы, тех кого называли чудью, в доисторическую палеонтологию, связывают с деятельностью тех же чудских металлургов.

Медерудные холмы у  берегов камы Русский ученый − академик Лепехин - сообщал такие сведения о добыче руды чудскими горняками: «жившая тут "чудь" только самую лучшую руду отбирала»; «лазя под землей наподобие кротов, отковыривала лучшую руду…». Еще в 30-х гг. XIX в. при проходке горных выработок в медистых песчаниках были найдены остатки древних пресмыкающихся, и, изученные профессором Ефремовым, были названы им «фауной медистых песчаников». Зверообразные пресмыкающиеся поучили название дейноцефалов – «страшноголовых ящеров».

«Встреча» чудских горняков с останками ископаемых ящеров произошла в подземных горизонтах медистых песчаников при добыче руды. И на своих бляшках они отобразили эти знания, полученные задолго до нас.

Образец  чудского литья Фигура человека стоящего на  ящере Образец литья

Продолжение следует

Статья просмотрена: 6765
Рейтинг статьи: 6
Bookmark and Share
Страны: Россия
Анатолий  Дубровский
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 3 )
 Федорченко
Интересная, увлекательная, познавательная статья, но почему такая короткая? А дальше! Спасибо.
 полюс
А формы для литья из какого металла?
 Семикова
Хочется узнать, в каких работах Рериха отразилась культура Прикамья.
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо