Ну что тут скажешь! Князь, 365 комнат без бацилл для одной-единственной женщины… Просто братья Гримм… Андерсен… Но современные нам «россияне» не хотят верить, что за свои деньги можно лечить посторонних людей, что можно быть выше стяжательства, что самооценка может заключаться не в гонке за яхтами и количеством работающего на тебя офисного планктона, который сегодня с успехом заменил крепостных крестьян.
Смецкой продолжал расширять и улучшать парк, окружающий архитектурный комплекс санаториев. Теперь тут росли и цвели деревья со всего мира. Гордостью Николая Николаевича стали эвкалиптовые аллеи, наполнявшие воздух целебнейшими ароматами. Эвкалипты же, потребляющие огромное количество воды, естественным образом осушали малярийные болота Сухума. Росли в гигантском парке, окружавшем оба «замка» сизо-голубые кокосы из Америки с яркими оранжевыми плодами; перед зданиями санатория были высажены древнейшие растения земного шара — цикосы, а также американские агавы, цветущие раз в жизни; около «Красного» корпуса вдоль склонов растет чернодревесная акация. Общая площадь декоративных парков, разбитых Смецким на месте малярийных болот, составила 240 гектаров, что, в конечном итоге, абсолютно изменило экологическую ситуацию в районе Сухуми.
Однако интересы Смецкого были настолько разносторонни, что он не ограничивался деятельностью по созданию парков и санаториев, изменению климата и экологии. Он стал крупнейшим меценатом Сухума того времени. Еще раз приведу цитату Николая Николаевича (уже упоминалась в предыдущей части):
|
Нам показалась привлекательной мысль приложить свои силы и средства к этой дикой, мощной по природным данным стране и способствовать приобщению ее к Русской культуре. |
|
Смецкой становится выдающимся организатором абхазской экономики, начинателем оптовой торговли на Черноморском побережье Кавказа, одним из виднейших деятелей всего Кавказа в области дендрологии, научного растениеводства, виноградарства, виноделия и т.д. Он принимал финансовое участие в строительстве учебных заведений, первой городской больницы, родильного и ночлежного приютов, оказывал содействие Сухумскому Обществу сельского хозяйства, будучи почетным его членом. При участии Смецкого был устроен бульвар от дачи «Синоп» до Сухумской крепости, по которому можно гулять и сегодня. Смецкой безвозмездно отдал для нужд города источники питьевой воды из своего Эшерского имения. При этом Смецкой не преследовал никаких коммерческих целей, а лишь поставил перед собой благородную задачу – использовать благодатный климат Абхазии (и изменить его в лучшую сторону) для лечения людей.



Он привозил семена и саженцы из Франции, Италии, Испании, Греции, Канады, Мексики, США. Не будучи профессиональным ботаником и дендрологом, но благодаря правильной агрономии и хорошему уходу, на благодатной абхазской земле нашли свою вторую родину многие экзотические для наших мест растения из Юго-Восточной Азии, Японии, Северной Америки, Австралии, Гималаев.
Все они были акклиматизированы и уже при жизни Николая Николаевича давали семена. В результате возникает уникальная коллекция тропической флоры, - около 850 видов растений. Дендрарий Смецкого считался лучшим на Кавказе, одним из самых богатых в Европе по видовому составу. Сад приобрел мировую известность. Перед строительством «Красного» корпуса Николай Николаевич приобретает в Агудзере, на берегу моря еще один небольшой участок земли. В 1905 году он строит там «Меблированный дом Агудзера» на сто человек, - для круглогодичного отдыха и климатического лечения. В санатории имелась огромная, роскошная зала, четыре гостиных комнаты, пять крытых веранд, читальня, ванное здание, во все комнаты был проведен водопровод и водяное отопление. В уже упоминавшемся «Иллюстрированном практическом путеводителе по Кавказу» (1910) санаторий «Агудзера» описывается довольно подробно:
|
Не доезжая "Гульрипша", вправо от Драндского шоссе, ведет дорога в "Агудзеру", куда от Сухума 10 верст. В прекрасной местности недалеко от моря на земле того же Смецкого и на его же средства (2 млн. руб.) сооружен санаторий "Агудзера", который не только заслуживает полного к себе внимания, но, несомненно, не раз вызовет самую горячую признательность всех тех малоимущих, которые лишь благодаря добрым начинаниям г-на Смецкого, пришедшего к ним на помощь, получат возможность за крайне дешевую плату воспользоваться всеми благами одного из очаровательных уголков Черноморского побережья.
Прекрасное двухэтажное каменное здание на высоком фундаменте вмещает до 70 комнат со всеми удобствами, рассчитанных на 100 человек. (Сейчас в здании размещен Сухумский физико-технический институт) Здание окружено парком площадью 30 десятин, засаженным пальмами и цветущими растениями; в недалеком расстоянии от санатория, на берегу моря, находится роскошный парк в 33 десятины, засаженный хвойными, эвкалиптами, пальмами и др. вечнозелеными растениями; парк этот также предоставляется г. Смецким всем здесь живущим. Комнаты сдаются только помесячно, причем тяжело больные не принимаются. "Агудзера" соединен телефоном с конторой имения, с "Гульрипшем" и Сухумом. Заведует санаторием доктор Е. И. Доброзраков.
В 1908 г. сооружена в древнерусском стиле и освящена во имя св. Георгия церковь, а в 1909 г. открыта школа, помещающаяся в прекрасном, специально сооруженном здании. Как церковь, так и школа сооружены Смецким на его земле и содержатся на его же средства.
|
|
Интересна была ценовая политика Смецкого. Палаты в санаториях Николая Николаевича обходились вдвое дешевле, чем в других санаториях Сухума. В одном из источников указывается, что цена за комнату с освещением, прислугой и ванной для одного лица составляла - восемь рублей, для двоих — двенадцать, а для троих — пятнадцать рублей. Однако, увы, за кадром осталось – на какой срок была действительна эта цена – за весь курс, за месяц? Есть и более точные сведения, - полный пансион в «Белом» корпусе в месяц стоил 60 рублей (что составляло половину от действительных затрат - разницу Николай Николаевич покрывал из собственного кармана.). В «Красном» цена была выше - 125 руб. в месяц (и также половину затрат покрывал сам Смецкой). В любом случае, стоимость пребывания в санатории была невысокой, лечение было доступно даже малообеспеченным людям.
Финансовая справка:
Месячное жалованье внетабельного канцеляриста, то есть чиновника, не достигшего даже нижнего чина табели о рангах - коллежского регистратора, - составляло 37 рублей 24,5 копейки. Согласно "золотому стандарту", тогда рубль содержал в себе 17,424 доли чистого золота, то есть 0,774235 г в пересчете на метрические меры. Значит, зарплата канцеляриста равна 28,836382575 грамма золота. Разделим этот вес на золотое содержание рубля. Например, не так давно (21 мая 2012 года) по курсу Центробанка РФ грамм золота стоил 1.602 рубля 73 копейки. Это значит 0,00062393541 грамма золота в рубле. То есть зарплата внетабельного канцеляриста может быть приравнена к 46.216 рублям 93 копейкам современных денег! Несложные вычисления на калькуляторе позволят установить, что русский дореволюционный рубль был равен примерно 1.240 современным. Квалифицированный рабочий в 1905 - 1907 годах зарабатывал от 50 рублей в месяц. Это примерно 62.000 современных рублей. Столько же платили членам ЦК РСДРП. Старший дворник получал 40 рублей (49.600 нынешних рублей), но нужно учесть, что в то время дворник – это был полицейский чин! Так что на полный пансион в санаториях Смецкого (царские условия) денег даже у простого народа хватало, пусть и с некоторым напряжением. Но ведь речь шла о жизни и смерти, чахотка считалась тогда неизлечимой болезнью!
Оригинал справочного материала
Рядом был расположен недорогой ресторан. Смецкой вначале не предполагал превращать и лечебницу в Агудзере в санаторий для туберкулезных больных, но в Сухуме, особенно зимой, отдыхающих тогда было еще мало. Однако зимой в построенном здании поселились несколько больных туберкулезом, и Николай Николаевич решил превратить лечебницу в санаторий для туберкулезников с 8-месячным сезонным лечением и совсем низкой платой за лечение и отдых. Здание было рассчитано на сто человек. После постройки «Красного» корпуса в Гульрипше Смецкой пишет:
|
Когда я приступил к строительству санатория №2, я имел уже значительный опыт и мог выработать самостоятельный план. Санаторий в четыре этажа с электрическим лифтом, жилые комнаты все на юг и одинаковой величины; сзади идёт односторонний коридор шириной пять аршин, окнами на север. Веранды, чтобы не затенять помещения, стоят отдельно, служа продолжением здания; из каждого коридора вход на веранду. Работа произведена тщательно, из хорошего материала, хорошими специалистами. |
|


Интересны комменты в Интернете к разрозненным статьям о деятельности Смецкого, жизнь которого сегодня мифологизирована из-за отсутствия информации до такой степени, что иногда истории вызывают смех сквозь слезы. Вот, что пишет один из комментаторов, не знающий истории вопроса, но видевший руины волшебного дворца (а на самом-то деле – санатория). Комментатор излагает местные слухи о том, что построен «дворец» лично для жены «князя» Смецкого:
|
Ее муж не хотел покоряться судьбе. Услышав от одного из врачей: "Чтобы жена выздоровела, она каждую ночь должна спать на новом месте, где воздух чист от бацилл", - он выполнил совет с истинно княжеским размахом. Купил южнее Сухуми участок земли на побережье и построил дом-дворец из 365 комнат. А вокруг насадил удивительный сад, привезя со всего света диковинные цветы и деревья, чтобы его любимая, глядя в окна своих бесчисленных спален, видела прекрасный мир, который ее ждет. Построен дворец был в 1913 году по проекту Ивана Сергеевича Кузнецова. ...Она каждый день жила в новой комнате для постоянного максимального присутствия солнечного света, а, есть версия, - для отсутствия в комнате бацилл. И он-таки победил смерть!
Женщина выздоровела и, говорят, дожила до 90 лет. Такова сила Любви.
|
|
Ну что тут скажешь! Князь, 365 комнат без бацилл для одной-единственной женщины… Просто братья Гримм… Андерсен… Но современные нам «россияне» не хотят верить, что за свои деньги можно лечить посторонних людей, что можно быть выше стяжательства, что самооценка может заключаться не в гонке за яхтами и количеством работающего на тебя офисного планктона, который сегодня с успехом заменил крепостных крестьян.
В Абхазском государственном архиве сохранилась смета расходов, понесенных Смецким при постройке и оборудовании всех трех зданий: на постройку обоих корпусов в Гульрипше он истратил три миллиона рублей, а на санаторий в Агудзере — 2 миллиона рублей. Напоминаю, это – чудеса архитектуры, по своим архитектурным достоинствам, с моей точки зрения, ничуть не уступающие сказочным, шедевральным, рыцарским замкам сумасшедшего баварского короля Людвига (строившего их на государственные деньги и лично для себя).
Финансовая справка:
Обращаясь к несложным математическим действиям, сообразно расчетам золотого эквивалента рубля 1905 и 2012 годов, можно понять, что на сегодняшние деньги затраты Смецкого на санатории для туберкулезных больных составили, соответственно, 5 млрд 820 млн и 2 млрд 480 млн рублей, то есть в совокупности 8 млрд 300 млн рублей (по курсу ЦБ на 14.12.2013 это составляет $252.538.314). Однако не надо забывать, что стоимость и доллара, и рубля тогда и сейчас была абсолютно разной. В 1897 году стоимость доллара равнялась 1,94 рублям, а это значит, что расходы Смецкого по курсу того времени составляли более $4 млрд 278 млн. А если совсем просто, то эти деньги по курсу 1905 года были равны чуть меньше (на 38 кг) шести с половиной тоннам золота. При этом давайте поймем, что Смецкой не яхты себе покупал, не драгоценности для жены за государственный счет, не катался в Куршавель и не участвовал в политических игрищах! Не отмывал деньги в офшорах! Ничего не крал у государства и пенсионеров! Не скупал недвижимость на Лазурном берегу в Ницце… Он просто обустраивал свою Родину и вкладывал деньги в здоровье людей России. За свой счёт. (Справка подготовлена автором материала).
Более того: стоимость путевок для малоимущих россиян не давала возможности содержать санатории и Смецкой каждый год доплачивал на содержание больных от 30 до 40 тысяч рублей, - огромные по тем временам деньги!
К 1913 году Николай Николаевич построил уже три санатория, которые в общей сложности могли вместить шестьсот человек, больных туберкулезом. Им же были посажены декоративные парки общей площадью 240 га, которые впоследствии он все время расширял. Николай Николаевич был истинным сыном XIX века, представителем лучшей части русской интеллигенции и дворянства: просветитель и гуманист — он не только сажал парки и строил, он неутомимо пропагандировал свои успехи в пересадке и акклиматизации заморских растений, полезных для оздоровления людей и способных осушить малярийные болота Абхазии. В 1912 году Смецкой везет в Москву, на выставку «Русская Ривьера», коллекцию выращенных им пальм, кактусов, агав и других деревянистых, древесных и кустарниковых пород, произрастающих в Сухуме. Участвуя в таких выставках, Николай Николаевич старался ознакомить широкий круг людей с исключительными возможностями культивирования в стране новых видов растений, причем не для общего пафоса и абстрактной красоты. Основной целью Смецкого было ни много, ни мало – изменение климатических условий любимого им края и оздоровление, лечение людей. Посаженные им парки должны были выполнять санитарно-гигиеническую функцию — превратить малярийный край в роскошный парк с субтропической растительностью, который в сочетании с прекрасным сухумским климатом должен был стать одним из лучших курортов мира для легочных больных.
Им были высажены 50 видов пальм, 80 видов эвкалиптов, более 50 - акаций, свыше 30 - камелий, большая коллекция хвойных, обширные насаждения цикадей и единственная в своем роде коллекция кактусов. На участке в 13 десятин (более тринадцати гектаров – А.Ф.) вырос хорошо плодоносящий мандаринник. Родственница Николая Николаевича Ольга Дмитриева вспоминает, что
|
Устройство парка производилось лично владельцем, который почти ежегодно посещал юг Европы и Северную Африку, подбирая и приобретая там наиболее интересные новые растения и коллекции. Этот декоративный парк считался единственным в Европе по площади и разнообразию насаждений. И известен был не только европейским специалистам, но и широкой публике, так как его описания помещались в популярных журналах на английском, французском и немецком языках. |
|
Главным садовником в нем был крупный специалист по растениеводству Д. С. Цеквава. Известный советский дендролог С. Г. Гицкум отметил, что заслуга Смецкого состоит в том, что он сумел создать парк, в котором растут редкие субтропические деревья и кустарники, поражая своей мощью и экзотичностью даже равнодушных к красоте природы людей. Парк получил название «Субтропическая флора» (это название носил в свое время сад Аполлона Введенского, с которым мы встречались во второй части этого цикла статей – А.Ф.). То, что осталось от этого уникального парка и поныне находится на территории Сухумского физико-технического института.
Прекрасный дендрарий лечебно-курортного назначения Смецкой создает и в районе Гульрипша и Агудзеры, где в 1895 г. за семь тысяч рублей покупает у князя Эристави 1.400 десятин земли, которая, за исключением трех десятин, засеянных кукурузой, находилась под лиственным лесом. Как и в Сухуме, Николай Николаевич приступил к его расчистке и посадке новых субтропических культур. Здесь главным специалистом по плодоводству, виноградарству и парко-декоративному строительству становится крупный эксперт того времени А. И. Бишкевиус.
Впоследствии он писал, что «хозяин выписывал семена и саженцы из-за границы, а я занимался освоением, размножением и разработкой агротехники всех выписываемых экзотов». В Гульрипшском имении Смецкой провел большие работы по виноградарству и плодоводству. В своем «Описании работ, произведенных мною в Абхазии» Николай Николаевич писал: «Я культивировал в небольшом количестве все честные сорта с целью сохранить их с низкой обрезкой на американском подвое, при котором лоза не повреждается. По этому способу было засажено 48 десятин и еще 12 по местному способу. Фруктовый сад на 80 десятин был засажен европейскими сортами плодов».





Современным отечественным «олигархам» от политики и экономики, не имеющим практически никакого представления о культуре, воспитании и истории собственной страны, пытающимся самоутвердиться за счет приобретенной (а, если говорить честно, - украденной у народа и государства) собственности, «захапанной» в основной своей массе исключительно криминальным путем, вряд ли понятны поступки этого человека. В 1907 году Смецкой обратился в Городскую Думу Москвы с просьбой принять от него в дар санаторий Гульрипш («Белый» корпус). В 1914 году он безвозмездно отдает в распоряжение Красного Креста для лечения инвалидов Великой войны (так тогда называлась Первая мировая) «Красный» корпус. В 1915 году Смецкой обращается в Министерство просвещения с просьбой принять в дар санаторий для лечения учителей и учащихся.
Продолжение следует
Содержательная часть данной части цикла статей основана на материале К. Вельяшевой (оригинал материала)
Всё своё отрочество мой муж прожил в Абхазии. В его рассказах о тех годах (до 1952 года) я постоянно слышала волшебные слова: Гульрипш, Агудзера... И все рассказы были связаны с райскими уголками, в которых ему довелось побывать. Он рассказывал о волшебных садах, парках, дворцах, которые для мальчика росшего в послевоенные голодные и нищие годы казались частью сказок 1001 ночи. В то время эти красоты ещё не были загажены, разворованы. разрушены. .. Спасибо за статью и воспоминания.
Что касается самой статьи.. Передавать, что видишь, и придавать этому значение - работа журналиста. Искать доказательства и суть - симптом писателя. Статья органично переходит из одного в другое, образуя качественную публицистику. Хороший урок.
Спасибо за заботу
Информация уникальна, но настолько растянута, что читать, чем дальше, тем сложнее. Много повторов. Для массового читателя она непреодолима. Надо отбирать содержание материала, чтобы сложилась целостность восприятия.
Спасибо за интересное и глубокое исследование любопытной страницы нашей истории!