Волны разбивались о мои ноги и вдруг там, где я стояла, только что подбежавшая волна принесла небольшую ракушку. Я подняла ее и стала разглядывать - она была такой необычной, - у самого основания проглядывались прожилки синего, потом они плавно переходили в нежно-фиолетовый и заканчивались ослепительной белизной. А снаружи рифленая поверхность вобрала в себя ярко-оранжевые краски с переливами перламутра. Это бесценный подарок седого океана. «Благодарю», - благоговейно шепчу я и из глаз выкатывается слезинка, она падает в воду.
В маленьком городке на берегу океана было много туристов и паломников. Жители ежедневно выходят на берег в надежде, что сегодня торговля всякой всячиной пойдет более бойко. Тут продают и покупают дары океана: ракушки и огромные раковины, которые используют в индийских храмах, как своеобразный музыкальный инструмент: при дуновении раздается протяжный трубный звук и вибрации воздуха еще долго звенят в воздухе; нити разноцветных жемчужин: черные, белые, розовые, голубые с перламутровым отливом; коралловые бусы; самоцветы...
Длинные ряды торговцев, чьи прилавки неизменно привлекают широким выбором сувениров, от резных деревянных шкатулок до уникальнейших самобытных изделий из перламутра, гранита, камня. Глаза разбегаются от обилия необычных товаров, но все скупить невозможно. Приобрела наиболее интересные для меня вещи, которые теперь красуются на полке: женщина, несущая на голове чашу, сделанная из ракушек; деревянный слон с вырезанным внутри маленьким слоненком, - без единого шва; панно из шерсти и изделия из знаменитого тончайшего орисского серебра. Теперь часто смотрю на этот маленький кусочек Индии в моем доме и вспоминаю волшебную поездку.
Местные торговцы жемчугом давно привыкли к наплыву гостей и быстро знакомились, обменивая товар на вещи не отечественного производства. Несмотря на этот стихийный базар, где можно купить всё - от овощей и фруктов до одежды, - самое важное ждало впереди. Пробившись сквозь плотное кольцо уличных торговцев, я подошла к океану и застыла в немом восхищении. Передо мной предстала величественная картина – океан я увидела впервые. И то, что представляла в воображении раньше, не шло ни в какое сравнение с увиденным.
Это было настолько притягивающее зрелище, что я понимала завороженно сидящих на пластмассовых креслах пожилых и молодых людей, часами смотрящих на играющие волны. Однажды прочитала, что в этой жизни беспрерывно можно смотреть на три вещи: огонь, воду и, если не ошибаюсь, небо. Точно. У берега океана, сидя на прокаленном солнцем песке, я сидела часами, смотря на волны с курчавыми пенистыми макушками, которые наперегонки бежали к берегу, обрушиваясь на прибрежный песок. Мелодия воды разносилась на многие километры, всюду звучала по-разному, в зависимости от внутреннего состояния океана. Благоговение, - вот какое чувство вызывал океан. Неудивительно, что индусы, медленно подходя к воде, сначала падали ниц, как бы приветствуя, а потом осторожно черпали в ладони воду и брызгали себе на голову, только после всех этих процедур аккуратно и медленно входили в воду. Они не плавали, а как бы принимали омовение, не спеша, с наслаждением погружались в воду и вставали, потом еще и еще. Я не видела людей в купальных костюмах, - в Индии принято купаться в одежде, и женщинам, и мужчинам.
Дети забавлялись, играя с океаном. Не спеша, подбираясь все ближе и ближе, они, с приближением волны, взвизгивая, убегали, но, порой не успевали и волны их настигали, обдавая пенистой свежестью. Они, захлебываясь, кричали и смеялись. Мое внимание привлек пухленький малыш лет шести-семи. Если остальные, вдоволь наигравшись, разбегались, этому мальчонку скучно не было. Он был полностью поглощен процессом игры с волнами. Ожидая прихода волнистых барашков, он замирал и ждал, когда вода подберется близко к нему, потом, весело вскрикивая, отбегал.
Несколько раз волна окатывала его теплым душем, и он неуклюже плюхался на песок, громко хохоча. Не успев вовремя встать, малыш вновь подвергался мягкой атаке и уже в который раз лежал, продолжая смеяться. Вставал и вновь был в процессе игры… Родители, наблюдавшие за ним издалека, не мешали, счастливо улыбаясь. Океан играл не только с детьми, но и со взрослыми. Приближающиеся волны встречались недалеко у берега и по-своему приветствуя друг друга, сливались в одну, нарастившая мощь новорожденная волна бежала к берегу и обдавала горячим дыханием всех, находящихся у порога в водное царство океана. И для океана все были равны, как дети: взрослые и малыши.
Я не умею плавать, но вода манила меня к себе и шептала: иди сюда, не бойся. Я тихонечко ступила в воду. Мягкая нега обволокла ступни, океан обдал теплотой и я ощутила нежные, ласкающие объятия волн. Невольно поймала себя на мысли, что постоянно улыбаюсь, мне хорошо. И почему же раньше не заходила в воду? Океан меня принял с такой нежностью и теплотой, в душе воцарилась огромная благодарность. Я почувствовала: Океан - Живое существо, это ощущалось, он общался со мной. Можно ли передать словами то, что испытываешь, можно ли описать дыхание Живой энергии…
Мне кажется, иногда облекаемая в слова материя исчезает, и что-то в этом мире принимается без слов, незримо, и никак нельзя вогнать эту некую субстанцию в какую-то форму, облечь в словесные рамки, может потеряться сама суть происходящего… Так было и здесь. Теперь и я поняла, что испытывает каждый индус, приближающийся к океану. Действительно, благоговение, признание величия мощи и необъятности энергии, красоту. И еще -восхищение. Не хотелось выходить из воды, волны обрушивали пенящийся водопад и брызги миллионов капелек воды, отражаясь в жарких лучах солнца, переливались всеми цветами радуги, создавая водно-праздничный фейерверк. Когда я уже привыкла к воде, внезапно появившаяся волна с легкостью повалила меня, перевернув, как игрушку, и я, смеясь, попыталась встать во весь рост. Но не тут-то было, - новая волна снова сбила меня с ног и вновь перевернула, потом ещё и ещё, я не ощущала своего веса, самой себе казалась пушинкой. И вдруг осознала: он играет со мной, ласково, бережно закрутил в водовороте, переворачивает с ног на голову и я не могу увернуться, хочу отползти поближе к берегу, но цепкая рука Океана тянет назад. И я сдалась. И почувствовала себя младенцем в воде, а шум волн представился материнской колыбельной. В такие минуты растворяешься и исчезаешь, и становишься одним целым с океаном, останавливаются мысли, нет движений, просто Океан и - крохотная капелька в этой могучей стихии.
Солнце медленно катилось за горизонт, а вода все также оставалась обволакивающе-теплой. Пришло время уходить, но не могла вылезти из воды, не хотелось терять эту только что установившуюся связь единения с безграничными водными просторами. Удивительно, я почувствовала, как вода начинает настойчиво подталкивать к берегу. Подумав, что показалось, я вновь прошла чуть дальше в манящее водное пространство. Но вместо того, чтобы, как еще недавно, тянуть меня дальше в свои недра, я опять почувствовала эту волну, подгоняющую меня к берегу.
«Хорошо, хорошо», - тихо шепчу я и вылезаю из воды. Буквально через несколько минут моя одежда высыхает на горячем ветру и, накинув длинный нежно-газовый шарф, плетусь к отелю, который расположен совсем рядом. Улыбка не сходит с лица и мне в ответ улыбаются индусы. По-моему, они поняли, что испытала я, побывав в тесном общении с Океаном, они-то давно знают своего доброго большого друга.
В номере, даже при работающем вентиляторе, не очень-то уютно. Не спится. Тишина. Уже глубокая ночь. Бреду на балкон, оттуда открывается волшебный вид на ночной океан. Сажусь и смотрю вдаль. Он буйствует. Волны огромны и уже не миролюбивы, как днем, что-то явно тревожит Океан. Огни прибрежных ларьков давно погасли, я вижу только иссиня-черную даль, но зато отчетливо слышу ночное пение океана, - оно отличается от дневного настроения, ему уже скучновато… Он великолепен в любое время суток, в любое настроение, только человеку нельзя забывать об осторожности.
Ведь глубины его тяжелых вод таят в себе и немало опасностей, а его бескрайние недра хранят множество тайн. Когда пришло время уезжать из полюбившегося городка, я побежала к океану. Нашла место, где никого не было, подошла к воде.
- Я не прощаюсь, я обязательно вернусь, потому что, побыв здесь один раз, возвращаешься еще и еще. Спасибо за теплое гостеприимство.
Волны разбивались о мои ноги и вдруг там, где я стояла, только что подбежавшая волна принесла небольшую ракушку. Я подняла ее и стала разглядывать - она была такой необычной, - у самого основания проглядывались прожилки синего, потом они плавно переходили в нежно-фиолетовый и заканчивались ослепительной белизной. А снаружи рифленая поверхность вобрала в себя ярко-оранжевые краски с переливами перламутра. Это бесценный подарок седого океана. «Благодарю», - благоговейно шепчу я и из глаз выкатывается слезинка, она падает в воду.
Ноги подкашиваются, я падаю на колени, кланяюсь воде. С опущенной головой прохаживаюсь по берегу. Пропеченый песчаный покров серебрится от искрящихся на солнце миллиардов песчинок, отражая настроение природы сегодня; то тут, то там проглядывают миллионы ракушек самых причудливых форм: средние, мелкие и крохотные. На память собираю и их, растягивая удовольствие пребывания рядом с колыхающимся громадным водным полотном. Но они не такие, как именной подарок Океана, они - для моих родных и друзей.
Продолжение следует