Часть 2. Подробнее о ступах и не только
Читать весь цикл статей: Непальские заметки
Аннотация серии статей

Эта сказочная страна расположилась у подножия Гималаев. Страна тайн и загадок, снискавшая себе славу, страна, где люди находят истину и обретают покой. С незапамятных времен древние философы этого государства несли людям свет и мудрость, распространяя по миру истину. Все здесь располагает к размышлениям о смысле жизни и ее бренности - великолепный природный ландшафт, благостная атмосфера, вечно-снежные остроконечные пики горных гряд и, наконец, тысячелетняя история и культура древнего народа. Это Непал. Страна величественных Гималаев и живописнейших долин. Манящая к себе путешественников, туристов, дервишей и паломников со всего мира. В Непале переплелись древние мировые религии. И сегодня здесь помнят и празднуют знаменательные даты индуизма, буддизма, ламаизма, древней тибетской религии «бон», джайнизма и других религиозных практик. Но самое важное, - здесь обитают удивительно прекрасные люди, ценящие бесценное наследие своего народа. Посетив однажды Непал, уже никогда не забудешь чарующую природную красоту этой волшебной страны. Сюда хочется возвращаться вновь и вновь.

Кто ты? Зачем ты здесь? Какова миссия твоя? В чем смысл жизни? И ради этих ответов стоит потратить немало усилий, чтобы что-то понять… Кажется, такие места заставляют все чаще задумываться об истинном предназначении человека на этой земле…

Непальские заметкиЧасто всю территорию Непала сравнивают с гигантской лестницей, простирающейся от изумрудных низин к заоблачной выси. И не случайно. Непал с давних времен привлекал внимание странствующих риши, садху, саньясинов, - т.е. тех, кто отрекся от суеты бренного мира и посвятил свою жизнь познанию глубоких тайн Вселенной. Само расположение страны благоприятствует постижению внутреннего смысла бытия. Глядя на высоченные пики горных вершин, невольно осознаешь себя крохотной частицей этого громадного замысла Великого Архитектора.

  Внимание: в конце материала - фильм Вячеслава Красько "Как самому поехать в ...Непал???"  

А созерцая человеческие творения - ступы, понимаешь, что тут есть реальный диалог местного населения с Непостижимым. Буддийские ступы - впечатляющие достопримечательности Непала. Большие и малые, они разбросаны по всей стране, как и храмы, древние монастыри, старинные памятники культуры. Жители трепетно относятся к богатому культурному и, особенно, архитектурному, наследию своей страны. С 1968 года ЮНЕСКО оказывает содействие в сохранности множества исторических памятников Непала, старинных построек, древних разрушенных городов.

Непальские заметкиРеставрационные работы помогли сохранить  культурологическую сокровищницу страны. Прообразом ступ служили могильные холмы - курганы, в которых были погребены аскеты, святые. Тела усопших, погребаемых в позе лотоса, засыпали землей. Конусообразные курганы-усыпальницы места считались святыми, сюда приходили паломники. В Индии, Тибете и Непале эта форма использовалась при создании старинных храмов, ступ. И обязательно на четырех сторонах ступ - лотосовидные глаза Будды. Часто ступы являются хранилищем праха святых и священных ритуальных предметов. С трех часов утра начинается шествие паломников, набожных жителей, монахов к ступам и храмам. Ступы украшены нитями с нанизанными на них разноцветными флажками, на которых написаны священные буддийские мантры. Замысел древних архитекторов всегда, кроме внешней красоты зданий и их гармонии с окружающей природой, нес в себе и тайный смысл.

Например, если посмотреть с высоты на ступу Бодхнатх, то можно разглядеть заранее продуманную форму мандалы - мистического символа Вселенной. Ступу окружает тройной круг построек, отделяющих ее от городских зданий. Тройная окружность символизирует колесо перевоплощений, бесконечность циклов жизни и смерти - наш бренный мир бушующих страстей и желаний. А ступа воплощает идею Бесконечного и Вечного, постоянного и неизменного. Ступа символизирует освобождения от колеса сансары, выход из цепи бесконечных перевоплощений, освобождение духа. Ступа украшена молитвенными флагами, где каждый цвет имеет определенный смысл: белый символизирует облака, голубой - небо, зеленый - воду, желтый - землю, красный - огонь. На эти разноцветные ленты нанесены мантры и, когда флаги развеваются, то молитвы, начертанные на них, возносятся в небеса. Непальцы верят, что молитвы обязательно будут услышаны и все просьбы будут исполнены. Ну, может быть, в следующих перерождениях… Трогательно наблюдать, как еще до рассвета женщины и мужчины воскуривают благовония, зажигают свечи, подносят подношения, звонят в ритуальный колокол и читают молитвы. На их лицах - благоговение, они полностью отдаются медитативному действу. Зрелищно.

Непальские заметкиНемного расскажу о ступе Сваямбуднатх. Она находится в западной стороне Катманду и привлекает внимание большого числа туристов. Этот храм до 1980-х был местом подпольной практики Учения Будды. Тогда король Непала пользовался неограниченной властью и, будучи фанатичным индуистом, запретил буддизм и все буддистские практики, а монахов заставлял возвращаться в мир, высылал из страны и сажал в тюрьмы. Гора Сваямбу в то время (начиная с 50-тых годов XX века) была диким местом, где можно было скрытно вести монашеский образ жизни и практиковать учение Будды.

Постепенно, под давлением общественности, благодаря ненасильственному сопротивлению буддистов (составляющими основную массу населения Непала) король был вынужден отменить запрет и даже разрешил правительству построить ступу у подножья горы Сваямбу. Здесь находится и своеобразный сувенирный городок. Лавочники предлагают все, что душа пожелает: от «поющих» чаш разных размеров до предметов обихода. Здесь можно найти и пугающие маски демонов, которые используют для устрашения нечисти; необходимую для домашнего алтаря посуду; изображения Будды из любого материала -металла, гипса, глины, дерева; национальные музыкальные инструменты; резные поделки и вообще всякую всячину. Увидев ступу, сразу вспомнила книги Мулдашева и стала разглядывать место поклонения. Ступа оштукатурена и побелена. За внешним обликом ступы тщательно следят и она всегда имеет величественный вид. Из центра полусферы ввысь поднимается четырехугольное основание, на гранях - глаза Будды. Башня увенчана пирамидальной вершиной, на самом верху - изящный позолоченный зонтик. Вокруг главной ступы множество поменьше и здесь же расположены храмы. Рядом - действующие монастыри.

Непальские заметки. С сайта cheaptrip.ruСтупа находится на большом холме. Город виден, как на ладони. По местной традиции, ступа – место поклонения. Но туристов ступа Сваямбуднатх привлекает необычным месторасположением. Здесь часами сидят и смотрят на всю долину Катманду. Вид потрясающий. Разноязычный говор, крики торговых зазывал, звуки колоколов, ритуальных чаш, звон монет - все это больше напоминает восточный базар, чем место паломничества. Но местные жители с пониманием относятся к туристам. Им не понять, не раскрыть, не прочувствовать сакральность этого места.

Это - лишь для осознающих. Видела, в каком смирении обходили непальцы ступу, как прикладывали голову к изображениям Будды на стенах, читали шепотом молитвы и смиренно вели себя. За ними можно было наблюдать часами. Молча, неторопливо они совершали все положенные действия и не спеша покидали место. Кто-то садился и созерцал изображения Будды и глаза Всевидящего. Устанавливался безмолвный диалог...

Непальские заметкиМое внимание привлекли орлы, безостановочно кружившие над куполом ступы. Удивительно. Мы находились там часа три, не меньше, и все это время гордые птицы как будто специально совершали молчаливый ритуал облета святого места. Многочисленные ступени к ступе - своеобразная лестница. Шаг за шагом, ступень за ступенью... Как и человек развивается на духовном пути. Впереди - много этих крутых ступенек. Ступу Сваямбуднатх называют еще Храмом обезьян. Здесь их очень много. Приветливых, и не очень, смиренных и задиристых, постоянно следящих за людьми.

Не знаешь, что ожидать от них в следующую минуту. Вроде - сидит тихо и не обращает на тебя никакого внимания, но вдруг резко подскочит и вырвет пакет, или фрукты. Но местные их не боятся, отгоняют грубыми окриками. Иностранцы более пугливы. А обезьянки - хитрые, разбираются сразу, кто приезжий, и подкрадываются к чужестранцам… Тоже необычное явление. В Индии и Непале привыкаешь к тому, то люди умеют гармонично сосуществовать с животным миром, уважая право на жизнь всех представителей нашей планеты…

Непальские заметки. С сайта svali.ruОтсюда не хочется уходить. Сидишь, и не замечаешь времени. Ощущение, что в гостях у невидимых хозяев поднебесья: и близко к небу, и орлы над головой, а облака - плывут рядом. Пространство дарит состояние умиротворения, необъяснимого блаженства. Неудивительно. Намоленная атмосфера, присутствие служителей монастырей, распевающих мантры - все это отражается в сознании незримо, неуловимо, неосязаемо. Но душой чувствуешь эту благость. Все друг другу улыбаются и дарят положительные вибрации. Подобное состояние часто испытываешь в святых местах.

И приходит на ум: жизнь - большое путешествие, впечатления которого вбирает наша душа для дальнейшего духовного совершенствования. Сколько уроков преподносит нам судьба, какие проверки устраивает тут и там, сколько посылает людей и моментов, и как порой сложно выходить из разных ситуаций с достоинством, честью, чтобы потом не корить себя ни за что. Но, зачастую, все же делаем ошибки, маленькие и большие, из-за которых мельчает душа наша, размениваем себя на ничтожные проступки, не замечаем важных и нужных знаков судьбы; и дальше мчимся, сломя голову. Куда, зачем, для чего? Мало, кто может ответить вразумительно. Нелепо торопимся «жить». «По-человечески». И слово-то это потеряло тот первоначальный возвышенный смысл, который подвигал человека разумного на прекрасные творения, доблестные деяния, воодушевлял на высокие поступки и вдохновлял на великие шедевры. Утратило слово красоту божественную. Сегодня его часто применяют, когда оправдывают свои низменные поступки, объясняя себе и другим, находя тысячи лазеек, чтобы возвысить себя, любимого, над другими людьми. Украшает себя человек не качествами душевными, а мишурой тяжеловесной, значимой для общества: машинами, домами, состоянием. И идет негласное соревнование: у кого лучше; у кого больше; у кого шикарнее, красивее; кто богаче всех на свете… Как в детстве, застряли на этапе взросления. В песочнице и копошимся, не поднимая головы.

Непальские заметки. С сайта Green-travel.bizСолнце ярко светит, облака играют меж собой, птицы поют, небо сияет. И кружится земля с небом в вечно-чарующем вальсе, блаженствуя в космической энергии и в изобилии разливая озаряющий свет вокруг. Им нет дела до людей, они творят, созидают, поют вечную оду Божественному. Но они откроют дверь любому, кто твердо решит войти в их загадочную обитель мудрости. Но редко поднимают головы люди в суете земной, столько всего надо успеть. И не ведаем мы главного, что скоро призовут нас всех к ответу. И что тогда на вопрос безмолвный мы пролепечем?

Что хотели быть, как все: не отстать в эстафете за материальными призами; стремились себя возвеличить мнимыми богатствами, которые и имеют только ценность на земле нашей грешной; что окутывали себя, как куколки в кокон - бремя эфемерных званий, титулов, наград; что озабочены были новинками технического прогресса и любыми путями приобретали лакированный блеск, почитаемый обществом; гонялись, сломя голову, за внешним, забывая о внутреннем, и постепенно, раз за разом, утрачивали в этой неравной схватке лучшие качества высокой души. Потому что… А причин - миллиард. Поистине, человеческая природа таит в себе так много закоулков, так много тайн… Разгадать ее нелегко. Человек оправдает любое свое или чужое гнусное действие во благо себе и сам же поверит в этот домысел, и убедит кого угодно.

Непальские заметки. С сайта  Goodfon.ruИ поверят, может быть, другие. В каждом человеке есть мерило души и именуют его совестью. Совесть. Это она остается всегда наедине с человеком. Ее не обманешь, от нее не утаишь, ее не введешь в заблуждение, не спрячешь, от нее не убежишь. Она всегда в человеке есть. Только умудряются некоторые особи заглушить ее хламом ненужных вещей, задвинуть ее на задворки, запрятать в потаенные глубины души. Но душа - божественный храм совести всегда прорастает и даже сквозь железобетонную твердь тщеславной человеческой природы. Всему есть время.

Рано или поздно, но приходит момент, когда не может просто душа томиться в глубоких недрах, в темноте и прорывается наружу, и излучает свет, и сияет. И это самое прекрасное в человеке - пробуждение, осознание себя, как частицы целого; как единого с миром и Вселенной. И тогда сразу преображаешься и становишься осознанным. Меняешься не только сам, меняется мир. И уже новое мировосприятие будет диктовать новую модель поведения в отношениях с людьми, животными, природой и окружающим миром. На Востоке говорят, когда ученик готов - приходит Учитель. Осмелюсь перефразировать на свой лад: когда человек открыт, ему открывается вся Вселенная; когда он внимает - ему глаголет сама природа, когда он осознан - с ним беседует сам Всевышний; когда он готов - ему открывается сакральное знание. Но ко всему этому необходимо стремиться, идти по нелегкому пути к истине, не сворачивая, видя пред собой ясную цель - стать осознанным, глубоко понимающим законы жизни, быть в ладу с самим собой, достичь гармонии в душе, наконец, просто познать самого себя. Кто ты? Зачем ты здесь? Какова миссия твоя? В чем смысл жизни? И ради этих ответов стоит потратить немало усилий, чтобы что-то понять… Кажется, такие места заставляют все чаще задумываться об истинном предназначении человека на этой земле…

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Риши (иногда рши; санскр. ऋषि, ṛṣi IAST — «провидец», «мудрец») — мудрецы в индуизме, которым боги открыли ведийские гимны.

Садху (sādhu) — термин, которым в индуизме и индийской культуре называют аскетов, святых и йогинов, более не стремящихся к осуществлению трёх целей жизни индуизма: камы (чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и даже дхармы (долга). Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) через посредство медитации и познания Бога. Садху часто носят одежды цвета охры, которые символизируют отречение.

Санньясины отказываются от имущества и становятся странствующими монахами, живут подаянием, беспрерывно пребывая в духовной работе, которая зависит от конкретной традиции и божества-покровителя практикующего. Их задача — заниматься миссионерской деятельностью. Санньясины не общаются с женщинами и ходят в шафрановых (оранжевых) одеждах.

Ступа (санскр. स्तूप, stūpa IAST, «макушка, куча земли, камней, земляной холм», тиб. чойтэн, монг. суварга(н)) — буддийское архитектурно-скульптурное монолитное монументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Первоначально ступа представляла собой реликварий, а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей.

Аскет. Аскеза (от греч. ασκεσις  — «упражнение»), аскетизм — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур.

Мандала (санскр. मण्डल — круг, диск; тиб. དཀྱིལ་འཁོར, Вайли dkyil 'khor; монг. мандал) — сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках.

Бхавачакра (санскрит: Bhavacakra; деванагари: भवचक्र; пали: भभचक्क bhavacakka, «колесо взаимозависимого происхождения»), Колесо́ бытия́ (тиб. སྲིད་པའི་འཁོར་ལོ་ srid pa’i 'khor lo) — воплощение сансары в буддистском представлении, в форме круга (мандалы), буддийское учение о причинности (пратитья-самутпада), которое Будда постиг под древом бодхи. Изображённое на мандале колесо трактуется как двенадцатичленная формула бытия, включающее в себя помимо символического изображения 12 звеньев взаимозависимого происхождения также пять местопребываний буддийской космологии и другие астрологические или космологические структуры. На изображениях колесо, символизирующее бхавачакру, сжимает клыками и лапами бог смерти Яма Дхармараджа в виде черепахи. Это значит, что законы причинности действуют в сфере страстей (кама-дхату). В центре круга изображают свинью, змею и петуха, хватающих друг друга и являющихся символами невежества (авидья), гнева и похоти, источников страдания и, следовательно, перерождений (если особь была захвачена вихрем страстей, её ждёт перерождение). В круге вокруг них изображают добродетельных людей, чей путь устремлён на небеса, и фигуры недобродетельных людей, которых, связанными, демоны тащат в ад.

Мантра (санскр. मन्त्र, «орудие осуществления психического акта», в ином толковании — «стих», «заклинание», «волшебство») — священный текст в индуизме, буддизме и джайнизме, как правило требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих.

Непальские заметкиНепальские заметки

Продолжение следует

Всемирная Энциклопедия Путешествий

в рамках совместного проекта с известным путешественником и гуру Вячеславом Красько рекомендует цикл его фильмов "Как самому поехать в ...Непал???"


Статья просмотрена: 3588
Рейтинг статьи: 3
Bookmark and Share
Страны: Непал
Аймира  Урустемова
Источник изображений: Из архива автора и открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо