Экскурсия по отвесной стене: Гроты Лэнмэня
Читать весь цикл статей: Путешествие в Китай
Аннотация серии статей

Между путешествием и туристической поездкой есть много общего и лишь одно различие. Турпоездка - вид досуга, отдыха, этакий soft teach. Путешествие же - это путь познания. И этот путь редко похож на турпоездку. Вот жизненный путь человека, это, ведь, тоже путешествие длинною в жизнь. А рождение и смерть? Тоже путешествие и в прямом, и переносном смысле. Первое - из тепла и темноты материнского лона в неведомый и опасный белый свет. Второе, - недаром называют "последний путь", то есть путешествие в неведомое, откуда еще никто не нашел дороги назад… Словом, когда человек затевает путешествие, он хочет не просто посмотреть мир, а еще и взглянуть в собственный, внутренний, - с необычного ракурса. С чем ассоциируется слово турпоездка? С морем, отелями, экскурсионными автобусами, пьяненькими мужчинами и нарядными женщинами, воспринимающими как сбывшуюся сказку факт, что не они, а им подают еду… А путешествие? Это движение туда, где all inclusive не уместен. Где «капитан, обветренный как скалы, вышел в море, не дождавшись нас…» Нас, тех, кто не путешествует, а отправляется в турпоездку…

Гроты Лунмэня по-китайски называются 龍門石窟, что буквально переводятся, как «Каменные пещеры у Драконовых ворот» — комплекс древних буддийских пещерных храмов. От станции идем к ним пешком по хорошей парковой дороге, а потом – по набережной с гранитным парапетом вдоль реки И. Парапет набережной упирается в арку и обрывается прямо в реку. Видимо, этот узкий проход в древности и сторожил дракон. Позже, - по моему пониманию, - китайские власти из дракона сделали чучело, а на место его лежбища поставили проходную в музейный комплекс.

Зал ожидания на вокзале СианяВ Лоян мы уезжали утренним скоростным поездом. Вокзал в Сиане, откуда мы ехали, похож скорее на здание аэропорта, нежели на традиционный ж/д вокзал. Расположен за городом, архитектура в стиле хайтек. Внутри всё, как в аэропорту. И билеты - не как в электричке, а именные, с указанием места. Пока пили в зале ожидания капучино, обнаружили: у нас с женой билеты не только не рядом, но и в разных вагонах. А выходим не на конечной, а на транзитной станции, где поезд стоит в режиме электрички. Угроза потерять жену (потеряться без жены), заставляет меня беспокоиться не на шутку.

Зато в поезде данный факт сподвигает меня к прямому общению на китайском. Ну и что, что я его не знаю! Когда-то один мой знакомый попал в чеченский плен. Пробыл там не слишком долго - около трёх месяцев, - но стал неплохо понимать местное наречие. Причем, других языков он не знал, даже английского в объеме совдеповского стандарта высшей школы. Учили его просто. Обращались к нему на чеченском, а если он адекватно не реагировал – били… У меня ситуация, видимо, запустила схожие резервы лингвистического потенциала. В результате моих объяснений с китайским хлопцем, тот отправился на моё место в шестой вагон, а я расположился на его - в четвёртом, - в уютном соседстве с супружницей. Ехать недолго, хотя и далеко. Два с лишним часа, со скоростью до 200 км/час (это видно на вагонном мониторе, как и информацию о станциях, которая дублируется по-английски). Словом, китайцу в какой-нибудь курганской электричке ориентироваться куда сложнее, чем русскому в монорельсовом экспрессе Сиань-Шанхай. Раньше эти экспрессы мчались еще быстрее, до 250 км/час, но после ряда крушений скорость ограничили.

С любопытством наблюдаем, что происходит в вагоне. Мы впервые без сопровождающих и в чисто китайском нетуристическом пространстве. Вагон - с креслами вроде авиационных, но все же более вместительными, - заполнен практически до отказа. Но теснота и суета как-то не заметна, китайцы ведут себя «по-среднеевропейски». Заметна ли какая-то специфика? Хм… Ну, в вагонах предусмотрена этакая хоззона, где помимо воды и туалетов, есть еще что-то вроде стойки и крана с кипятком. Там пассажиры активно заваривают лапшу. Довольно много молодых мам с детьми. Вот одна из них, начинает прямо в кресле переодевать младенца. Использованный памперос она куда-то спрятала, а влажные салфетки после использования бросает прямо на пол, в проход. Именно бросает, а не роняет. Поступок странный, если учесть, что в вагоне чисто. Проблема решается просто, через минуту-другую появляется уборщица и наводит порядок, хотя мне и показалась, что служительница посмотрела на молодую мать укоризненно.

Примечательны виды за окном, они принципиально отличны от того, что обычно наблюдаешь из окна вагона на родине. А что обычно наблюдаешь из окна вагона на просторах необъятной России? Наши необъятные просторы это - бескрайние поля с березовыми перелесками перемежающимися слегка или сильно руинизированными сооружениями непонятного технического назначения, при этом вы почти никогда не отметите на этих сооружениях признаков полезной (трудовой) деятельности. В Китае всё наоборот. Никаких полей и перелесков. Если земля, то вся в квадратиках возделанных агрокультур, теплиц, фруктовых плантаций. Если промзона, то чадит и, аж вибрирует от гуда работающих механизмов. Меня, как экономиста всегда интересовал вопрос: имеет ли экономический кризис, равно как и экономический бум, видимые невооружённым глазом признаки?

Когда мы переезжали Янцзы, - а река там очень широка и опутана сетью каналов, - то водное пространство было усеяно движущимися плавсредствами. Это и огромные сухогрузы класса река-море, а разнокалиберные баржи и даже малюсенькие джонки, везущие катушки кабеля, поддоны кирпича и ящики с хурмой…. Словом, своим видом водный простор демонстрировал не просто трудовые будни реки, а что-то вроде сцены начала высадки десанта союзников в Нормандии. Сегодня, в 2014 году, когда наши власти вещают об отсутствии или преодолении кризиса в экономике, обратите внимание на количество судов, если будете переезжать какую-нибудь большую российскую реку. Что вам придет в голову? Скорее всего Гоголевское: «…редкая птица долетит до середины Днепра…», потому что кроме птиц, да рыбацких резиновых лодок, по нашим и не нашим «Днепрам» до середины добираться особо и некому… За такими размышлениями и наблюдениями время в пути прошло незаметно.

План храмового комплекса ЛунмэньПрибываем на место. Станция в 12 километрах от Лояна. Нас ждет автобус, но вначале мы должны осмотреть еще одно китайское чудо света, внесенное ЮНЕСКО (2000 г.) в список мирового наследия. Жители Лояна гордятся им уже больше тысячи лет. Это Гроты Лунмэня. По-китайски они называются 龍門石窟, что буквально переводятся, как «Каменные пещеры у Драконовых ворот» — комплекс древних буддийских пещерных храмов. От станции идем к ним пешком по хорошей парковой дороге, а потом – по набережной с гранитным парапетом вдоль реки И. (Она имеет и иные названия: «Ихэ» и ещё как-то) Река довольно широка, течет между невысокими лесистыми холмами, на которых размещены красивые виллы в традиционном китайском стиле, что делает окрестный пейзаж идиллическими. Дорога приводит нас к массивной каменной арке с воротами и турникетами, мимо которых не пройти.

Справа арка примыкает к отвесной скале холма, а слева парапет набережной упирается в арку и обрывается прямо в реку. Видимо, этот узкий проход в древности и сторожил дракон. Позже, - по моему пониманию, - китайские власти из дракона сделали чучело, а на место его лежбища поставили проходную в музейный комплекс. Нам раздают билетики и преемник дракона - турникет - пропускает нас на территорию комплекса.

Вход в гротовый комплексДостояние человечества

Скальные храмы - это километровая отвесная стена максимальной высотой метров сто. Она вся изрыта гротами, нишами, украшенными скульптурами, барельефами и т.п. Впечатление это дело рук человеческих на мой русский глаз производит сильное. Во-первых, красиво и величественно, во-вторых, масштабы, как всегда, меня поражают утилитарной бессмысленностью содеянного. Это сколько же сил и времени нужно было потратить монахам, чтобы, рискуя жизнью, продолбить в отвесной скале столько камня, причем не просто продолбить, а создать десятки тысяч произведений искусства!

  Историки утверждают, что работы в Лунмэне с различными перерывами, начиная с V века, продолжались не менее семисот лет. В результате было создано 2345 пещер и ниш, более ста тысяч изображений Будды, а также стел и изречений. Современные потомки уже ничего не добавляли, только рушили. Особенно расстарались в годы культурной революции.  

Гроты и ниши с площадками соединены между собой тропами и ступенями, также вырубленными в скале. Кроме того, на стене же построены современные деревянные лестницы и балконы с перилами. Ходить по ним местами - занятие не для слабонервных и боящихся высоты. Но те, кто ходит, совершают очень своеобразную пешеходную экскурсию по отвесной стене…

Совремнное сооружение на гротах...Самая большая скульптурная группа комплексаЛестница Лунмэня

Большинство гротов и ниш - маленькие, порой на одного человека, есть и крошечные, сантиметровые, есть и большие. Самый большой грот, вернее, ниша, - с 17-метровой фигурой Будды Вайрочаны, статуя которого олицетворяет собой чистое сознание. С двух сторон Вайрочаны стоят архаты и бодхисатвы, помогающие донести до простых смертных глубины буддийского учения. До меня, простого смертного, они глубин не донесли. Но что такое чистое сознание, глядя на семнадцатиметрового колосса, я представил. Площадка перед огромной скульптурой небольшая, и, глядя на улыбающееся лицо Вайрочаны, кажется, что Будда подпирает головой скалу и небо, а сам ты висишь над зеркалом реки, которая не просто река И, а река ВРЕМЕНИ.

Лодка, на которой можно было проплыть обратный путь...Комплекс и вид на реку

Два часа прогулки по вертикальной стене пролетели, как одно мгновенье. Мы - на противоположной стороне комплекса. Нежаркое октябрьское солнце быстро клонится к горизонту. Мы порядком устали. Возвращаться нам предложено двумя способами: по выбору. На кораблике по реке за $10 или своим ходом. Мне хочется на кораблике, чтобы взглянуть на стену с гротами издали. Но баба Зина (почтенная пенсионерка из туристической группы, уже известная читателю по предыдущим рассказам Виктора Барабанова о его путешествии в Поднебесную – ) желает сэкономить и будет возвращаться пешком. В этом случае у нас неинтересная перспектива ждать ее не меньше получаса у автобуса.

На дальнем плане мост, через который меня не пустилиМост через реку И

С обеих сторон комплекса через реку переброшены мосты, на противоположной стороне тоже видны небольшие скальные выходы с гротами, а вдоль берега - такая же набережная. Спрашиваю у экскурсовода, нельзя ли перейти мост и вернуться по противоположному берегу. Заверяю его, что мы с женой ходим быстро и вернемся в назначенное время без опозданий. Оказывается, нельзя. Проход через мост закрыт. Почему закрыт, он объяснить не может. Но действительно, перед входом на мост опущен шлагбаум, вдоль которого важно расхаживает знакомый мне уже по Пекину автоматчик с желтой кобурой на животе. У меня рождается ощущение, что все мои попытки сделать что-то ненормативное, не зарегулированное туроператором, пресекает не экскурсовод, а непосредственно вооруженные силы КНР, боеспособность которых, возможно, самая высокая в мире. Решаю на прорыв не идти, чтобы не проверять меткость китайского Ворошиловского стрелка, хочется вечером еще посмотреть Лоян и полакомиться на ужин чем-нибудь лоянским.

Холмы реки ИНабережная реки И, ведущая к ЛунмэнюСейчас ходить здесь достаточно комфортно, а каково было строителям..Мини-БуддыЛунмэнь, центральная частьЛетопись веков

Под ручку с женой, по набережной, неспешно, любуясь на гроты, которые уже перестало освещать солнце, ушедшее за холм, и которые глядели на нас сквозь спускающийся сумрак таинственно и печально, мы возвращаемся к автобусу…

Вид на гроты с реки700 лет трудов

Продолжение следует

Статья просмотрена: 2283
Рейтинг статьи: 5
Bookmark and Share
Страны: Китай
Виктор Барабанов
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 3 )
 Перегуд
Слава Перегуд 14.01.2015 в 09:27 (ссылка)
Мне книжку надо прочитать "Год смерти Рикардо Рейса", а там все время дождь идет, блин. А здесь, то на поезде едешь, то по музею гуляешь. А нафига?
 Барабанов
Слава! Этот роман Сарамаго кажется мне одним из лучших, А в твоем риторическом вопросе "А нафига?" есть сермяжная правда. Отвечаю. Пишу для себя, чтобы не забыть, ну и борюсь с подлецами, типа, Альцгеймера. Зачем публикую? Чтобы не потерять)))
 Лось
Hикита Лось 19.02.2015 в 09:03 (ссылка)
Слава, прочитала?
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо