В рамках проекта «Святые пути планеты», получившего недавно эгиду Энциклопедии, планируется рекогносцировочная автомобильная экспедиция по заповедным озерам Тувы, Монголии и Иркутского края. Район был выбран из-за большого количества как древних, так и современных сообщений о непонятных явлениях, происходящих в их водах и на берегах.
Время от времени случайные наблюдатели видят странных, огромных змееподобных существ, которых можно принять как за что-то реальное, так и за плод воображения. Иногда летящие над гладью озер или плывущие по «зеркалу вод» птицы внезапно пропадают под водой. Местные жители находят рыбу со следами порезов очень крупных зубов, слышат по ночам невероятные звуки. В народном фольклоре озерные чудовища оставили ещё больше следов, чем в реальности. Но, существование загадочных подводных существ не доказано научно.
А это значит, что до поры мы относим их к существам мифическим – мифозоям. Центральная Азия и Монголия – край чудес природы и бескрайних дорог. Можно смотреть на эти замечательные ландшафты не переставая, находясь в состоянии постоянного эстетического шока. Вроде - вот уже всё, наступило пресыщение красками и формами, как вдруг изменится погода, сдвинется горизонт, наползут, или исчезнут тучи, и нахлынет опять, и опять восторг до неба. Только попав сюда, начинаешь понимать величие древнейшего натуралистического культа Неба и Земли, универсальной религиозной системы, регулировавшей в далеком прошлом все сферы жизни общества. Под влиянием мировых религий культ природы утратил свою целостность, части его были переосмыслены и адаптированы, либо перешли в разряд народных верований. Однако, небо, горы и степь по-прежнему остались полны символами и предзнаменованиями, совершенно закрытыми для европейского понимания реальности.


Раньше считалось, что каждое существо, растение, форма ландшафта или атмосферное явление имели собственную волю и сознание, а также характерный вид – антропоморфный (греч., от anthropos - человек и moprhe - вид (научн.), - человекообразный), зооморфный (религ. - основанный на представлении богов в образах животных) или фитоморфный (прием о́бразного уподобления, переноса форм растительного мира на изображения иных существ). Все это мифологическое биоразнообразие выстраивалось в строгую иерархию между Небом и Землей, выполняя свое функциональное предназначение. Человек попадал в эту систему как существо, зависимое от сил и явлений природы, которое благодаря обладанию разумом должно было осознанно следовать велениям Неба и Земли, чтобы пребывать с ними в гармонии. Нарушение вселенского закона равновесия неизменно каралось засухами, наводнениями, эпидемиями и пр., не говоря уже о личных несчастьях. При этом большая часть одухотворенных существ, форм ландшафта и явлений природы, с точки зрения анимистического мировоззрения, были и остаются враждебными по отношению к человеку.


Интересующие нас змееподобные озерные чудовища относятся к классу хтонических (подземных) духов. В индуизме и буддизме их именуют «наги» (санскр. «наг» - «змей», монг. «луу»), они сходны с китайскими драконами, хотя, наверное, это все-таки разные мифобиологические виды. Считается, что наги обитают в пещерах и водоёмах, являясь их извечными духами-хранителями, буквально «локальными божествами». Нагов изображают в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Для людей прошлого, обладавших анимистическим мировоззрением, озера с обитающими в них существами не были чем-то необыкновенным. Мало ли какие чудеса ниспосылают нам небеса и рождает земля. Но соваться к ним без нужды не рекомендовалось, поэтому посещение озер, где водятся недоброжелательные духи, табуировалось, и запрет этот передавался из поколения в поколение.
Вероятно, большинство услышанных рассказов об озерных чудовищах являются отголосками этих старых запретов. Данный вывод подтверждается тем обстоятельством, что многие озера почитаются местными жителями, как святые. Однако культы, связанные с существами, обитающими в этих водоёмах, сравнительно молоды по сравнению с убежденностью в существование чудовищ. Возможно, когда-то они почитались, как божества, но поклонение им, по крайней мере, в Центральной Азии и Монголии, постепенно прекратилось, оставив лишь следы в народных верованиях.
Конечно, основной научный интерес представляет материальное подтверждение существования загадочных животных. А вот с этим-то как раз и проблема. Одно время СМИ пестрили сообщениями о находке в якутском озере Лабынкыр челюстей неизвестного чудовища, но непосредственные участники экспедиции назвали распространяемые слухи «полным бредом». Не лучше обстоят дела и на других озерах – рассказов много, а фактов нет. Только в Монголии на озере Хяргаз-нур найдены на песчано-галечниковой косе следы выползания (?) из воды каких-то крупных, если не сказать гигантских, существ. Широкие продольные борозды и валы по их краям наблюдают на берегах этих водоёмов каждый год, и в разных местах. Слышат со стороны воды по ночам и странные громкие протяжные звуки. Местные жители утверждают, что в озерах водится «кит» и это его зычный рев иногда по ночам оглашает окрестности.


Отсюда и цель автомобильной экспедиции: попытка раскрыть тайну озера Хяргаз-нур. Для этого предполагается обследование берегов озера, сбор биологического материала (в том числе, возможно и кости) и детальная регистрация загадочных следов, которая, может быть, объяснит их происхождение. В задачи экспедиции входит сбор дополнительной историко-религиозной информации, как на Хяргас-нуре, так и на других озерах, в которых согласно сообщениям тоже обитают чудовища.
В экспедиции примут участие:
Доктор исторических наук, религиовед Валентин Огудин (руководитель экспедиции).
- Кандидат биологических наук, почвовед, специалист по Монголии Наталья Суханова.
- Путешественник, писатель, автор книг «Неизвестный Кыргызстан» и «На высших этажах планеты», член-корреспондент Академии Всемирной Энциклопедии Путешествий Сергей Дудашвили.

Увидим мы русское «лох-несское чудовище»? Не факт. Но то, что мы на месте, с крупнейшими специалистами в области религиовединия, истории, мифологии, сможем исследовать интереснейшие, загадочные места, - факт. В ходе экспедиции будет снят фильм, который на CD получат все участники экспедиции, по результатам будет написана и издана книга, и каждый из участников экспедиции станет членом авторского коллектива. Уникальная экспедиция и уникальные люди – это то, что Вы получите, присоединившись к нам в путешествии к монстрам заповедных озер Центральной Азии.
Цели и задачи экспедиции:
- Попытка раскрыть тайну озера Хяргаз-нур. А так же провести параллель между легендами и мифами, родившимися вокруг озер Тувы, Монголии и Иркутского края.
- Сбор дополнительной историко-религиозной информации, - как на Хяргас-нуре, так и на других озерах, в которых, согласно сообщениям, тоже обитают чудовища.
- Выявление и регистрация ландшафтных культовых объектов, расположенных вокруг озер.
- Осмотр наскальных изображений, поиск изображений озерных чудовищ.
- Сбор опросных сведений среди местных жителей для выяснения, с какой целью были созданы культовые сооружения, какие ритуалы и когда на них проводятся, имеют ли они отношение к озерным чудовищам.
- Аудиозапись ночных звуков в расчете на то, что озерное чудовище подаст свой голос.
Сроки проведения экспедиции:
уточняются
Программа экспедиции по дням:
Встреча экипажей и участников экспедиции в Абакане. Предварительно мы выбираем место встречи в местном гостевом доме, где планируем провести сбор всех участников и обсудить планы экспедиции.
- Переезд в село Бельтирское (Хакасия) –шаманский обряд очищения участников экспедиции на святом месте, получение благословения шамана на путешествие.
- Переезд к святому озеру Сут-холь (Тува). Путь лежит через Саянский горный перевал, на границе Хакасии и Тувы.
- Экспедиционные работы на живописном горно-таежном озере Сут-холь. Расспросы местных жителей о горе Сумбер-Уула, к которой во время всемирного потопа пристал плот местного Ноя. Осмотр места поклонения духу-хозяину озера и других достопримечательностей. Попытка разобраться с происхождением древней легенды о чудовищном быке, обитающем в водах озера.
- Переезд к поселку Хандагайты далее к пограничному пункту Боршо (Монголия), переход границы. Переезд к поселоку Улангом.
Переезд к поселку Баян-Ульгий и далее к озеру Хотон-нур.
- Экспедиционные работы на озере Хотон-нур. Расспросы местных жителей о чудовищных рыбах, обитающих в озере. Посещение места поклонения духу-хозяину озера. Осмотр старинных наскальных изображений на Оселковой горе, на предмет поиска наскального изображения озерного чудовища. Посещение хуннского захоронения с каменными изваяниями, взирающими на 60-метровую дорогу, обрамленную каменными стелами. По желанию Рыбалка.
- Переезд к озеру Хяргаз-Нур.
- Экспедиционные работы на озере Хяргас-нур. Поиск и регистрация следов выползания чудовищ на берега озера. Расспросы местных пастухов.
- Посещение места поклонения духу-хозяину озера.
- Переезд на озеро Угэй-нур. Дорога пролегает через массив Хангайских гор, называемый за редкую красоту Монгольской Швейцарией.
Экспедиционные работы на озере Угэй-нур. Расспросы местных жителей о чудовище, напоминающем хищную корову, согласно поверьям обитающем в озере. Посещение места поклонения духу-хозяину озера. Переезд в Харахорин (Каракорум), средневековую столицу Монгольской империи.
- Осмотр Харахорина и его окрестностей. Посещение монастыря Эрденэ-зуу, ознакомление со скульптурными изображениями «каменных черепах», послуживших одним из прообразов озерных чудовищ.
- Переезд из Харахорина на священное озеро Хубсугул.
- Экспедиционные работы в районе Хубсугульского национального парка. Расспросы местных жителей о чудовищном быке, обитающем в озере. Посещение места поклонения духу-хозяину озера. Осмотр знаменитых святых мест – «Сторукого дерева шаманов» и пещеры Даин-Дээрхийн, дух-хозяин которой некогда был могучим шаманом, соперничавшим с самим Чингисханом.
Переезд на пограничный пункт Ханх (Монголия) переход границы в Россию.
- Переезд от поселок Монды в Иркутск.
- Переезд от Иркутск на озеро Байкал, далее на остров Ольхон и озеро Шара-Нур.
- Экспедиционные работы на озере Шара-нур. Расспросы местных жителей о чудовищном желтом змее, обитающем согласно поверьям в озере. Посещение места поклонения духу-хозяину озера. Завершение экспедиционных работ.
- Возвращение в Иркутск. Подведение итогов Экспедиции. Прощальный вечер, который пройдет в уютной обстановки за просмотром слайд шоу.
- Разъезд участников автомобильной экспедиции.
Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий
Мифозои – фантастические существа, упоминающиеся в мифах, легендах, сказках многих народов. Так их назвала О.М. Иванова-Казас, известный профессор-эмбриолог, сугубо из интереса создавшая зоологическую классификацию необыкновенных существ. Среди них описаны разнообразные гибриды людей с животными (зверолюди, рыболюди, птицелюди, змеелюди, насекомолюди и, наоборот, – людозвери, людорыбы, людоптицы и пр.), а также животных с животными (звероптицы, зверорыбы, змеептицы и др.). По сути, к мифозоям следует отнести и тотемных животных/
Тотемные животные часто выступали в роли мифологических прародителей того или иного рода людей, а также зооморфных и антропоморфных обитателей местностей и водоемов, яркими представителями которых являются реликтовые гоминоиды и водяные чудовища. Знаю, мне тут же возразят криптобиологи, считая их реальными животными. Но по их собственному утверждению криптобиология появилась на стыке биологии и мифологии, занимаясь изучением животных, чье существование считается недоказанным или маловероятным. Поэтому, понятие «мифозой», примененное к любому, пока не пойманному, но хорошо известному по слухам существу, можно считать вполне приемлемым.




ЗАПИСАТЬСЯ В ЭКСПЕДИЦИЮ "По следам мифозоев. Озерные чудовища Центральной Азии" exp@planetguide.ru
|