Усть-Ленские гидрографические экспедиции Ф.А. Матисена и Н.И. Евгенова (1920—1921 гг.)
Читать весь цикл статей: Полярные экспедиции «врагов народа»
Аннотация серии статей

В книгах исследователей Арктики и Антарктики В.Ю. Визе и М.И. Белова по цензурным соображениям 1940-50-х годов отсутствуют данные о двух десятках важных экспедиций, возглавлявшихся известными полярниками, причисленными потом к «врагам народа». Среди них следует упомянуть Б.А. Вилькицкого, Н.И. Евгенова, М.М. Ермолаева, Н.И. Коломейцева, А.В. Колчака, Г.Д. Красинского, Б.В. Лаврова, Ф.А. Матисена, Н.Н. Урванцева, П.К. Хмызникова и некоторых других. О них мы расскажем на страницах Энциклопедии в кратком курсе истории Российской Арктики. Он включает около ста выдающихся экспедиций и рассчитан на 10 лет публикации.

Для своих перемещений Исполатов воспользовался историческим вельботом с яхты «Заря», который в 1903 году использовал А.В. Колчак при поисках Э.В. Толля. Пролежавший на берегу восемнадцать лет, вельбот, видимо, сильно одряхлел и был разбит штормом у мыса Муостах. Спутники Исполатова не пострадали, но в бухту Тикси им пришлось возвращаться пешком.

Федор Андреевич Матисен. С сайта pribaikal.ruСпустя всего три месяца после расстрела А.В. Колчака, в феврале 1920, из Иркутска к устью Лены отправилась первая гидрографическая экспедиция под руководством Ф.А. Матисена. Того самого, который в начале века был командиром яхты «Заря» в Русской полярной экспедиции Э.В. Толля. Ближайшими помощниками Матисена стали бывшие флотские офицеры Н.И. Евгенов, Н.П. Исполатов, П.К. Хмызников и Ю.Д. Чирихин (имевшие серьезные основания быть подальше от новой власти). Совещание по проведению экспедиции прошло 22.04.1920, после чего началось её снаряжение. А 17 мая первая партия выехала из Иркутска к Качугу на лошадях. Далее двигались сплавом по Лене. В Жигалове и Киренске пополнили запасы снаряжения и наняли рабочих. На реке в те времена царил сумбур. Пароходов катастрофически не хватало, а, между тем, затон в Киренске был заполнен неотремонтированными судами.

От Жигалова карбас тащил пароход «Киренск», а затем - «Соболь». На остановках пассажиры и команда бегали в деревни выменивать продукты. Основной валютой выступал листовой табак. 8 июня гидрографы прибыли в Якутск. Здесь Матисена ждала телеграмма из Омска о ликвидации в составе экспедиции угольной партии, - теперь в ней осталась только гидрографическая партия. Зафрахтовав баржу «Внучка» грузоподъемностью 98 тонн, приспособили её под жилье. На попутные рыболовецкие баржи «Белку», «Ольгу» и «Надежную» погрузили вельбот, продовольствие и шестнадцать быков с запасом сена. 16 июня пароход «Лена» потянул весь этот караван вниз по Лене.

Федор Андреевич Матисен. С сайта pribaikal.ruФедор Андреевич Матисен. С сайта yakutskhistory.netЧлены экспедиции Толля лейтенанты А.В.Колчак, Н.Н.Коломийцев, Ф.А.Матисен у борта шхуны Заря. С сайта polarpost.ru

Немало времени у пассажиров отнимала погрузка дров на частых стоянках у берега, и только 27 июня караван подошел к острову Столб, откуда начинались основные протоки дельты Лены. На вершине скалистого острова установили триангуляционный знак и оставили памятную записку. Пока капитан Н.С. Горовацкий развозил на «Лене» рыбаков по сезонным участкам-пескам, Евгенов пытался выполнить на шлюпке опись этого района, но помешали сильное течение и туман. 2 июля вернувшаяся «Лена» высадила Хмызникова с четырьмя рабочими на мысе Крест-Хомо для топосъемки Быковской протоки. Базой экспедиции выбрали остров Дашка, где к северному берегу причалили «Внучку» и выпустили на свободный выпас быков. Матисен, комиссар В.Н. Колычев, матрос П. Величкин и проводник В. Расторгуев отправились в залив Сого на поиски каменного угля. Бухту Тикси еще покрывал лед и пришлось воспользоваться арендованными у эвенов оленями. 15 июля, когда были обнаружены первые выходы каменного угля, Матисен посчитал историческим днем. Ведь именно из-за отсутствия топлива трагически оборвалась в 1902 году экспедиция Э.В. Толля на Новосибирские острова.

Во время похода Матисена Евгенов занимался промерами залива Неёлова и прокладкой триангуляции на Быковском полуострове. 15 июля вернулся заболевший Матисен — у него начались сердечные приступы и пульс временами падал до 40 ударов. Все это время Евгенов руководил экспедицией и выполнял наиболее ответственные работы. К 20 июля было построено одиннадцать триангуляционных знаков и начаты наблюдения на них.

25 июля вскрылась бухта Тикси и туда перебросили отряд Хмызникова. Матисен настолько оправился от болезни, что смог перейти на «Лену» для общего руководства походом. В заливе Сого набрали несколько мешков угля для анализа, а оттуда перебрались в залив Булункан для рекогносцировки и описи. Переночевав рядом с остовом памятной для Матисена яхты «Заря», брошенной здесь восемнадцать лет назад, с промером пошли к острову Бруснева. Затем наступила очередь залива Неёлова, островов Муостах и Караульные камни. Появился навигационный знак на мысе Косистом, плавучее ограждение на Быковском фарватере. Евгенов с Андреевым провели барометрическое нивелирование на самой высокой в округе горе Артыдьях. 6 сентября «Лена» покинула дельту Лены. Путь до Якутска занял месяц. В Киренск пришли 22 октября, а в Иркутск — зимним путем, по льду — только во второй декаде декабря.

***

Н.И. Евгенов. С сайта lexicon.dobrohot.orgВ марте 1921 Н.И. Евгенову предложили возглавить гидрографическую экспедицию в устья рек Лены и Оленёка. Она являлась продолжением прошлогодней экспедиции Матисена, который к тому времени скончался в Иркутске от тифа. Из прежнего состава с Евгеновым отправились П.К. Хмызников, Н.П. Исполатов (начальники описной и промерной партий) и Ю.Д. Чирихин. Из новичков можно отметить географа С.Г. Пархоменко, студентов Иркутского университета Н.П. Попова и П.Е. Шашкина, завхоза С.Т. Ползунова, фельдшера И.О. Конапчука и художника А.В. Елисеевнина. Экспедиция формировалась на базе Лена-Байкальского управления водного транспорта (так стало называться Восточно-Сибирское управление). Вместо «Лены» на этот раз Ленское пароходство выделило для экспедиции винтовой пароход «Сынок», требовавший ремонта и неукомплектованный командой. На решение этих проблем в Киренске затратили неделю.

На место капитана удалось уговорить швейцарского подданного Ф.К. Шрека, до этого плававшего помощником капитана в верховьях Лены. 10 июня почтовый пароход потащил вниз по реке баржу «Внучка», на которой разместилась промерная партия Исполатова. Через пять дней вслед направился «Сынок», кое-как завершивший ремонт. В Якутске приняли на борт продовольствие, вельбот и пять лодок для промерных работ, проверили хронометры. От места разветвления проток дельты Лены экспедиция пошла на север и посетила остров Сагастырь, где в 1882 году была построена первая русская полярная станция. Выхода этой протоки в море не нашли, видимо, за прошедшие годы ее занесло аллювием. Пришлось направиться по самой западной Оленёвской протоке. Она оказалась достаточно глубокой, за исключением барж, где на малых глубинах повредили винт.

Н.И. Евгенов. С сайта taimyrplus.netН.И. Евгенов. С сайта apxeo.net

31 июля караван направился вдоль морского побережья к устью реки Оленёк. Здесь участники экспедиции посетили могилу участников Великой Северной экспедиции — лейтенанта В.В. Прончищева и его жены Татьяны Федоровны. Судовой плотник поставил здесь новый крест и ограду. «Сынок» поднялся вверх по Оленёнку на 50 верст, обнаружив полную его пригодность для судоходства. В устье притока Балкалаха Пархоменко обнаружил два пласта бурового угля. 7 августа вышли в обратный путь на Лену и через неделю добрались до Быховской протоки. Месяц назад Исполатов организовал метеостанцию в селении Быково и теперь здесь высадили художника Елисеевнина, который помимо этюдов, должен был заняться водомерными наблюдениями.

Шхуна Заря. С сайта sea-wave.ruИнтересно, что для своих перемещений Исполатов воспользовался историческим вельботом с шхуны «Заря», который в 1903 году использовал А.В. Колчак при поисках Э.В. Толля. Пролежавший на берегу восемнадцать лет, вельбот, видимо, сильно одряхлел и был разбит штормом у мыса Муостах. Спутники Исполатова не пострадали, но в бухту Тикси им пришлось возвращаться пешком. 5 сентября караван отправился вверх по Лене. По дороге «Сынку» дважды пришлось ремонтироваться и только 23 сентября экспедиция прибыла в Якутск.

В 70 км от Киренска пароходу и баржам пришлось стать на зимовку. Через месяц, с установлением зимней дороги, обозами дотянулись до Иркутска. Экспедиция прошла успешно и, казалось, чекисты оставили Евгенова в покое. В 1926—1931 гг. он возглавлял морскую часть Карских товарообменных операций, сыгравших значительную роль в освоении Северного морского пути. В 1932 году Николай Иванович возглавил Особую Северо-Восточную полярную экспедицию Наркомвода, которая позволила резко увеличить объем морских транспортных перевозок из Владивостока в восточный сектор Арктики (о ней мы думаем рассказать позже). В общей сложности Евгенов совершил в Арктике более 20 морских походов и совершенстве изучил трассу Севморпути. Но в 1938 году этот большой ученый был арестован и отправлен в лагерь. Ему припомнили происхождение, сотрудничество с Колчаком, дружеские отношения с эмигрировавшими офицерами-гидрографами, в частности — с Б.А. Вилькицким. Вначале он работал на лесоповале, позже стал наблюдателем на метеостанции в Котласе, давая прогнозы по вскрытию северных рек.

Освободили Евгенова в 1947 году. Вначале он был утвержден профессором кафедры океанологии Ленинградского гидрометеорологического института, а затем стал работать старшим научным сотрудником Ленинградского отделения Государственного океанографического института. Скончался Евгенов в 1964 году, похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Литература

  • Евгенов Н.И. Краткие предварительные данные о работах Усть-Ленской гидрографической экспедиции 1921 года / Зап. по гидрогр. — Л., 1922.
  • Евгенов Н.И. Экспедиция к устьям рек Лены и Оленёка / Тр. Якутской комиссии АН. — Л., 1929.
  • Попов С.В. Гидрограф Н.И. Евгенов. — Якутск, Кн. изд., 1988.
Дополнительная информация к циклу статей

Автором данного цикла является наш удивительный автор - Юрий Бурлаков. Юрий Константинович - выдающийся исследователь русского Севера, родился 24 апреля 1942 года в г. Ставрополе, где в 1959 году закончил школу с золотой медалью. Уже будучи членом краеведческого кружка в Доме пионеров, принял участие в трёх экспедициях по Северному Кавказу (Уруп - 1956 г., Архыз - 1957 г., Теберда - 1958 г.), участвовал в раскопках остатков четвертичной фауны в Косякинском карьере, организованных Зоологическим музеем АН СССР. Как ни странно, Юрий Бурлаков не пользуется компьютером, не имеет электронной почты, не регистрируется ни на сайтах, ни в соцсетях. Поэтому его великолепные очерки и циклы статей будут выходить на страницах Энциклопедии от имени нашего Отдела информации.

Ю.К. Бурлаков  Ю.К. Бурлаков

В 1959 году Юрий Бурлаков поступил на геологический факультет Ленинградского университета, который окончил в конце 1964 года по специальности геолог-съемщик-поисковик. Во время учебных и производственной практик принимал участие в экспедициях по Памиру (1961 г.), Тянь-Шаню (1962 и 1963 гг.), Чукотке (1964 г.). По распределению попал в Верхне-Индигирскую экспедицию Якутского геологического управления (п. Усть–Нера Оймяконского района ЯАССР. Работал геологом, начальником партии на съёмке геологической карты масштаба 1:200.000 в верховьях р. Индигирки (бассейны рр. Куйдусун, Нера и Мома).

В 1990-1993 гг. работал во вновь образованной Ассоциации полярников, в 1994-2002 гг. - в аппарате Государственной Думы РФ, помощником заместителя председателя Думы А.Н. Чилингарова. За это время принял участие в пяти морских экспедициях по арктическим архипелагам, Северному морскому пути и на Северный полюс: 1991 г. - теплоход «К. Еланская» на Шпицберген и ЗФИ, 1991 и 1992 гг.- атомоход «Советский Союз» по Севморпути и на Северный полюс, 1993 г. - атомоход «Ямал» на Северный полюс, 1996 г. - норвежское НИС «Лансе» на ЗФИ.

С 1991 г. по 2002 г. ежегодно участвовал в весенних воздушных спортивных и туристических экспедициях на Северный полюс. Осенью 1999 г. принял участие в экспериментальном рейсе тяжелого вертолета Ми-26 на Северный полюс без дозаправки. Зимой 1995/1996 и 2001/2002 гг. побывал в Антарктиде со спортивной командой «Метелица» и при организации полета на Южный полюс легкого самолета Ан-3.

В 1997-2007 гг. ежегодно участвовал в летних поисках и раскопках остатков мамонтовой фауны по линии Международного мамонтового комитета (1997-2000 гг. – на Таймыре, 2001-2005 гг. – на севере Якутии, 2006-2007 гг. – на Ямале).

Всего за 1956-2007 гг. записал на свой счет около 30 экспедиций. С 2001 года увлекся изучением истории исследования и освоения Российской Арктики. За последние годы опубликовал две книги и около полусотни статей в сборниках, журналах и газетах по исторической, географической и палеонтологической тематике. На общественных началах является редактором полярной литературы московского издательства «Паулсен». Участвует в работе Ассоциации полярников (в 2002-2012 гг. был её вице-президентом), Полярной комиссии Московского отделения Русского географического общества, Международного мамонтового комитета (в качестве консультанта по палеогеографии). К увлечениям можно отнести коллекционирование минералов и полярной филателии. Любит собак, темное пиво и строганину из сиговых рыб.

Статья просмотрена: 2962
Рейтинг статьи: 1
Bookmark and Share
Страны: Россия
Отдел Информации
Отдел Информации, 26.04.2015 в 01:10
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 0 )
У этой статьи нет ещё ни одного комментария
Напишите комментарий и Вы будете первым
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо