День-1. На полпути к цели
Аннотация серии статей

Цикл мини-статей - заметки из экспедиции, проходившей в экваториальной Африке (Уганда) с 13 по 29 декабря 2014 года. Одним пальцем они набирались на смартфоне в далекой и практически лишенной Интернета Уганде. Экспедиция Энциклопедии и Сергея Лагоды - комплексная. Спортивная: первопрохождение водопада Мерчисона (43 метра), - то есть сверхэкстремальная. Научная - практическое применение отечественных разработок по отпугиванию крокодилов и бегемотов, представляющих в Африке реальную опасность для любителей рафтинга. Второй эксперимент - в области пионерной разработки по очистке воды от бактерий и вирусов, а также личинок паразитов. Цель Энциклопедии в этой интереснейшей экспедиции - популяризация туризма в потрясающих, уникальных природных парках Уганды.

Катамаран оказался не по зубам Катарским авиалиниям. 98 килограмм они одномоментно оформить не могут. Предложили распилить на две части. Это, конечно, не входит в наши планы:))) Теперь катамаран отправится в Уганду грузовым рейсом, а нам придется немного переверстать маршрутный лист экспедиции...

Александр Федорченко в аэропорту Доха.Москва-Доха (Катар). Как ни удивительно, но мы уже на полпути. Пересадка в столице Катара занимает более семи часов. Аэропорт потрясает: это целый город. Причем необычайно огромный и спроектированный таким образом, что здесь невозможно заблудиться. Все продумано до мелочей. Сильное впечатление производят комнаты отдыха - залы, где можно поспать или отдохнуть в специальных удобных полулежачих креслах (залы раздельные - для мужчин и женщин). Абсолютно бесплатно. Необыкновенная чистота. Снуют электрокары - внутренняя (внутри здания аэропорта) служба такси. Аэропорт Дохи - огромный перевалочный пункт. Именно здесь концентрируются основные гигантские пассажиропотоки из Европы и Азии в Африку, и наоборот. Но - никакой толчеи, никаких спящих на полу людей, ничего, что не было бы доведено до абсолютного порядка. И - вершина всего ...туалеты.

Где-то я встречал утверждение, что именно по состоянию туалетов определяется цивилизационное состояние страны. Мы все привыкли к наличию двух раздельных туалетных комнат в учреждениях: для мужчин и для женщин. Ну, в последнее время стали появляться и туалеты для инвалидов, - но это, скорее, исключение, чем правило. В аэропорту Дохи я в стандартных комплексах туалетных комнат насчитал... пять вариантов.

  1. Для мужчин
  2. Для женщин
  3. Для инвалидов
  4. Для инвалидов, которые не могут совершать определенные действия самостоятельно (то есть в туалетной комнате им надо присутствовать вместе с помощником (медсестрой или сопровождающим)
  5. Для родителей с детьми

Туалетные комнаты - огромные, необычайно чистые (в каждой дежурит уборщик и после посещения человеком кабинки тут же наводит там порядок). В самих кабинках - обязательное наличие гигиениеских шлангов с водой телесной температуры. Впечатление, что на сиденье унитаза можно садиться без специальной бумажной прокладки. Но на такой эксперимент я не отважился.

Однако в аэропорту меня поразило, и даже произвело самое тягостное впечатление то, что это чудо современной мегаархитектуры и мегаудобства не имеет собственного лица, - никакого национального колорита. Нет здесь понимания того, где, собственно, находишься. Это - нечто среднее между позорным Шереметьево и среднеевропейским Мюнхеном. А ведь аэропорт, как ни крути - ворота в страну, ее культуру, в выражение самосознания народа, души страны. В общем мне понятно: стандартизация и глобализация скоро сделают путешествия самым ненужным занятием.

Водопад Мерчисона. Водяной котел сверхуМы летим покорять водопад Мерчисона, но, как ни странно, вообще без катамарана. Один, из-за которого мы чуть не отменили экспедицию, оказался не готов к испытанию 43-метровым гигантом Уганды. А второй оказался не по зубам Катарским авиалиниям. 98 кг они за один раз оформить не могут. Предложили распилить на две части. Это, конечно, не входит в наши планы:))) Теперь катамаран отправится в Уганду грузовым рейсом, а нам придется немного переверстать маршрутный лист экспедиции... И, судя по всему, в Танзанию мы уже не попадаем.

Проблему "отказного" катамарана, без которого наша поездка в Африку теряла всякий смысл, блестяще решила капитан МЧС Маша Семикова, - огромное ей спасибо. В Домодедово остался и бензогенератор, который теперь придется арендовать, или покупать, в Уганде. Бензогенератор руководитель экспедиции Сергей Лагода забыл зарегистрировать во время оформления багажа. А о том, возможно ли вообще провезти на катарском пассажирском самолете нестандартный груз (сдутый и упакованный в чехол катамаран весом в центнер) Лагода просто не подумал узнать. На самолет сели не в последний момент, а уже после его наступления, - когда уже закончилась не регистрация, а посадка.

С сайта goodfon.ruОгромное спасибо экипажу, согласившемуся ждать и в результате даже пропустившему очередь на взлет. Дело в том, что Лагоду при прохождении личного досмотра начали арестовывать. Он не сдал в багаж ножик, - наподобие тех, которые показывают в фильмах с участием Шварценеггера или Сталлоне. Нож руководитель экспедиции решил... пронести в салон самолета в ручной клади. Хорошо, что сотрудники службы безопасности и полицейские отнеслись с пониманием к моему экспрессивному спичу и Лагоду отпустили без наручников. Нож, конечно, пришлось оставить у них.

Многообещающее начало экспедиции! Перед вылетом с напутствием позвонил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Уганда в России д-р Мозес Эбук. Посмеялись над моим предложением назвать наш квадрокоптер «Эбук-1» в честь Посла, так много сделавшего для того, чтобы экспедиция состоялась.

Мозес ЭбукЭнтеббе. Ботанический сад. Рудольф помогает изучать квадрокоптер

Ну, в общем, никакой экзотики кругом, среднеевропейский стандарт. Посмотрим, что сегодня ближе к вечеру предложит Африка.

Дополнительная информация к циклу статей

Материалы из экспедиции публикуются дважды: так как в тропических джунглях Уганды нет Интернета, информация сначала отсылались в редакцию planetguide.ru без фотографий. После возвращения экспедиции статьи были дополнены фотографиями и теперь выходят в том виде, в котором мы изначально хотели представить их на суд посетителей нашего ресурса. Все материалы по экспедиции - здесь: Merchison falls - попытка покорения самого мощного водопада планеты

Парк Rwenzori Mountains. Восхитительные тропические джунгли высокогорья

Команда экспедиции:

Сергей Лагода над водопадом Мерчисона Александр Зорин

Борис Газазян Александр Федорченко. Парк Rwenzori Mountains. Меня перепутали с деревом

А также - катамаран Лагода

Всемирная Энциклопедия Путешествий благодарит за помощь, без которой экспедиция была бы невозможна:

  • Посольство Республики Уганда в РФ и лично Чрезвычайного и Полномочного Посла д-ра Мозеса Эбука, действительного члена Всемирной Энциклопедии Путешествий;
  • Нашего партнера в Республике Уганда, - крупнейшую компанию по организации туров, экспедиций и сафари - Africa Great Explorations (A.G.E) Safaris (страничка на Facebook), а также Uganda Tourism Board (UTB).

Александр Федорченко
Источник изображений: Автор статьи
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 16 )
 Барабанов
Александр, прочел с удовольствием. Подробности о туалетах в аэропорту Дохи воспринял не только как реминисценцию, но и поддержку моих пассажей на эту тему в публикациях на ВЭП, за которые меня изрядно критиковали ветераны ВЭП. В качестве критического замечания отмечу, что фото не полностью соответствуют тексту, так фото №1 это - просто ваши ноги, а можно было бы снять те же ноги при использовании санузла, что было бы более информативно. Кроме того, фото участников экспедиции я бы перенес в последующие части, а здесь разместил бы фото унитазов, во всем их дохском разнообразии. С нетерпением жду, когда начнутся приключения в местах, где путешественникам-экстремалам туалетом служили джунгли Уганды.
 Федорченко
Да, Виктор, туалетная тема существенно снижает рейтинг статей. Вот уже как минимум три человека поставили минусы. Видимо, они никогда не отправляли нужду (конкретизирую: малую и большую) в человеческих условиях и даже мысль об этом им глубоко неприятна. А я вот воспел туалетные комплексы аэропорта г. Дохи и рад, что людям там все делать удобно, что есть места, где думают об инвалидах и детях, которым в таком интимном деле, да к тому же не дома, очень сложно. Кстати, Маяковский, чье творчество почему-то активнейшим образом обсуждается в комментариях к МОЕЙ статье, в туалетную тему вдавался самым глубоким, научным, исследовательским образом. Не говоря уже про то, что обращаясь к потомкам, которые по его убеждениям, обязательно будут рыться в "окаменевшем дерьме", Маяковский с любовью описывает чувства литейщика Ивана Козырева, который вселяется в новую квартиру. С чувством глубокой гордости железный поэт железной революции описывает, что особенно поразило тронутого заботой Советской власти пролетария:

Но больше всего
понравилось —
это:
это
белее лунного света,
удобней,
чем земля обетованная, ...
(правда, это о ванне). Но общий стиль и мысль понятна. Вывод тоже правильный:
Очень правильная
эта,
наша,
советская власть.
 Печенегов
Александр!Я согласен, что диспут по Маяковскому здесь совсем не уместен. Приношу свои извинения! Поэтому предлагаю все комментарии на эту тему удалить.
 Печенегов

Я планов ваших люблю громадье,
Размаха шаги саженья…
Обидно, однако, сказать вам - «adieu»,
В кабинке сидя без движенья.
Мне кажется, что в термине «сверхэкстремальная» присутствует некоторая тавтология. Ведь extreme (крайний, экстремальный, чрезвычайный, чрезмерный, глубокий) уже предполагает предаварийный вариант. Правда, в высшей математике есть понятие – «maximum maximorum», но это несколько иной случай.
Что касается критериев «цивильности» страны, то мне известны и другие варианты. В длительном перелете Москва – Сантьяго в 1995 г. я на своем опыте убедился, что первым признаком цивилизованной и экономически развитой страны можно считать состояние «отстойника» для пассажиров на промежуточных пунктах авиамаршрута. Если в аэропорте "Белфаст" Северной Ирландии мы лицезрели громадный зал с массой баров и кафэшек, то в Гаване теснились в крохотном тамбуре с обшарпанными стенами. Я даже и не помню, чтобы там были туалеты. Но зато там был магазин «дьюти фри» с обилием бутылок рома «Негро».
Спасибо, Александр за интродукцию эпохальной экспедиции! Будем с нетерпением ждать продолжения.
 Печенегов
Дополнение, не имеющее отношение к статье:
Когда писал комментарий, подумал: а имеет ли право быть в литературном русском языке грамматическая конструкция Вл.Вл.М. – «Я планов наших люблю громадье, Размаха шаги саженья…»? Не правильнее ли было бы сказать – «…Размаха шагов саженья»? Но править классика не решился. А что думает на этот счет современная филологическая наука?
 Федорченко
Выскажу свое мнение по поводу размаха шагов и шагов размаха. Тут две большие разницы. Так сказать, два мира, два Шапиро. В случае, описанном известным поэтом, речь идет о шагах РАЗМАХА, то есть о том, что РАЗМАХ широко шагает. Это, грубо говоря, позволяет определить стиль эпохи, - РАЗМАХ движется, поглощает все. А в случае, о котором говорит комментатор, суть поэтического образа будет существенно понижена, ведь в таком случае речь пойдет всего лишь о больших шагах ("размах шагов"), Тут политический смысл! Поэт даже представить себе не мог, что лодка не только его личного семейного счастья разобьется о быт, но и весь пароход "СССР" пойдет на дно от того же самого симптома.
 Печенегов
Оригинальная трактовка! Красивый поэтический образ! Круто! Даже для Маяковского. Только это не меняет дела, поскольку тогда одно из двух последующих слов следует признать лишними. Либо «Размаха шаги», либо «Размаха саженья». В крайнем случае, как заметила Нина Коржавина, – «Размаха шаги саженьи». В этом случае и поэтов, и обывателей, пожалуй, всё устроит.
 Федорченко
Ответ про "сверхэкстремальную". Никакого противоречия и тавтологии здесь нет. "Экстремальная" - это когда люди проходят порог какой-нибудь пятой категории сложности (всего их шесть). Это - экстрим. А вот когда люди собираются пройти водопад 43 метра высоты, который за 2014 лет ни у одного человека даже мысли не вызвал о том, чтобы такое сотворить, то тут экспедиция сверхэкстремальная. Но - размах был на рубль, удар - на пятак, даже, можно сказать, бесплатно. Ничего не прошли, на первом же тренировочном проходе чуть все не погибли. На этом и покончили с темой и катались, как туристы. Но замысел - был! Подготовка - была! Сделать - собирались реально! В общем, читайте по пятницам: "Уганда: к водопаду Мерчисона и горным вершинам Ровензори". Начиная с 6 части (когда начнутся реальные события) везде будут видео.
 Печенегов
Позволю себе не согласиться с этим разъяснением. Экстремальный – это крайний,
чрезмерный и т.п. (см. выше). И вовсе не относится к какой-то категории сложности рафтинга или иного вида экстрима. Тогда можно утверждать: вот этот «крайний», а вот этот «крайнее крайнего», а вот этот «супер экстра крайний». И так до бесконечности. При этом, разумеется, никто не будет отрицать, что прохождение 43-метрового «водопада» связано со значительно большим риском для жизни, нежели прохождение рядовых порогов. «Водопад» в кавычках потому, что такие водопады в принципе не проходятся. С них можно только упасть, свалиться. И неизбежно разбиться! По-видимому, речь всё же идет о суперсложном пороге с большим углом падения, но отнюдь не прямым, когда говорят о водопаде.
 Печенегов
С опозданием заглянул в Википедию и посмотрел, что из себя представляет водопад Мерчисона. Да очень сложный, очень опасный, но, тем не менее, состоит из каскада водопадов, каждый из которых требует, конечно, чрезвычайных мер по обеспечению безопасности прохождения.
 Федорченко
Сергей, в памятке туристу-воднику (или аналогичном документе) регламентировано все, вплоть до погоды и высоты волн при прохождении порогов. Какой порог какую сложность представляет. И, безусловно, 5 кс и 6 кс - это экстрим. Никто, думаю, не поспорит. А 43 метра... Тут уж извините. Рекомендую вспомнить Луку Мудищева: "Не меньше, чем семивершковый! / Я меньшему не дам ... посуду пакостить свою!" Так что вопрос со сверхэкстремальной темой считаю закрытым. Сразу отвечу и на тему про водопад Мерчисона. Ему посвящена отдельная глава моего повествования (№7, кажется) и там есть все: фото, видео, экстра-монтаж и гениальный текст. Там никаких каскадов нет. Тупо Белый Нил шириной с Волгу вваливается в 7-метровый проход в скале и - вниз. Есть параллельно с ним водопад Угуру, туда идет 5-10% воды Белого Нила.
 Печенегов
А кто спорит с Лукой? Речь идет только о терминологии, а не о сверхсложности Мерчисона. О "памятках" поговорим сегодня в дороге. Выезжаю.
 Коржавина
Владимир Маяковский. Двухтомник. Издательство "Художественная литература".1988 г.
"Я планов наших люблю громадье, размаха шаги саженьи." (что логично). Буква Я появилась, вероятно, для рифмы со следующей строчкой: "Я радуюсь маршу, которым идем в работу и в сраженья".
Простите, что вклинилась...
 Печенегов
Да, этот вариант, безусловно, более правильный, хотя и весьма специфический по словообразованию от сущ. "сажень". Но это в стиле Маяковского. Он в этом истинный был гений!
 Максюта
Да вернитесь вы в Уганду, или хотя бы в Доху, зануды.
 Любушин
Мужики, я угораю от вашего литературного диспута))) Читаю с большим интересом)
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо