Северные воздушные экспедиции Осоавиахима под руководством Г.Д. Красинского (1927-1929 г.г.)
Читать весь цикл статей: Полярные экспедиции «врагов народа»
Аннотация серии статей

В книгах исследователей Арктики и Антарктики В.Ю. Визе и М.И. Белова по цензурным соображениям 1940-50-х годов отсутствуют данные о двух десятках важных экспедиций, возглавлявшихся известными полярниками, причисленными потом к «врагам народа». Среди них следует упомянуть Б.А. Вилькицкого, Н.И. Евгенова, М.М. Ермолаева, Н.И. Коломейцева, А.В. Колчака, Г.Д. Красинского, Б.В. Лаврова, Ф.А. Матисена, Н.Н. Урванцева, П.К. Хмызникова и некоторых других. О них мы расскажем на страницах Энциклопедии в кратком курсе истории Российской Арктики. Он включает около ста выдающихся экспедиций и рассчитан на 10 лет публикации.

С 1926 по 1929 год к острову Врангеля, куда была переселена колония чукчей и эскимосов с побережья Чукотского полуострова, не смогло подойти из-за сложной ледовой обстановки ни одно судно. Радиостанции на острове не было, запасы продовольствия, боеприпасов и медикаментов заканчивались, поэтому для связи с переселенцами решено было использовать авиацию, хотя до этого самолёты там не летали.

К экспедиции Красинского Фото photo.ukamo.orgПервая воздушная экспедиция

К рейсу парохода «Колыма» из Владивостока в устье р. Лены в навигацию 1927 года была приурочена Первая Северная воздушная экспедиция Осоавиахима. Задача: посещение о. Врангеля и выполнение рекогносцировочного полёта от Булуна до Иркутска. Для экспедиции выделили самолёты: пассажирский «Юнкерс» Ю-13 и трёхместную летающую лодку-биплан «Саватя-16». Максимальная скорость Ю-13 - 200 км/час, продолжительность полёта – пять часов.

У «Савати», соответственно, - 180 км/час и 3,5 часа.  Экипаж «Юнкерса»:  пилот Е.М. Кошелев, механики Г.Т. Побежимов и В.Н. Журович. Экипаж «Савати»: пилот Э.М. Лухт и механик Ф.М. Егер. Руководителем экспедиции назначили Г.Д. Красинского – особоуполномоченного Совета Труда и Обороны по Северному морскому пути, большого энтузиаста применения авиации в Арктике. В июне самолёты, сопровождаемые механиками, были отправлены по железной дороге из Севастополя во Владивосток. Бочки с семью тоннами авиационного бензина из Качуга перевезли по р. Лене в Булун. 21 июня известный капитан П.Г. Миловзоров вывел пароход «Колыма» из бухты Золотой Рог. На его палубе вместе с грузами для полярных факторий находились оба разобранных самолёта. Первые льды встретили у мыса Сердце-Камень на Чукотке. В середине июля обогнули мыс Северный (ныне мыс Шмидта) и стали на якорь неподалёку от чукотского селения и фактории. Пришвартовав к борту парохода большую льдину, спустили на неё самолёты и приступили к их сборке. Однако взлететь смог только «Юнкерс», а «Саватю» из-за поднявшегося шторма пришлось поднять на борт.

Доставка самолётов на  пароходе Колыма. Фото photo.ukamo.orgЭкспедиция Осоавиахим. Фото mycoll.ru

Первый полёт совершил на о. Врангеля пилот Кошелев, доставив для поселенцев снаряжение, боеприпасы и медикаменты. На другой день в бухте Роджерса произвёл посадку самолёт Лухта. Лётчики почти трое суток провели у островитян. Затем самолёты были подняты на борт парохода и проследовали до бухты Тикси. Здесь осуществили повторную выгрузку и «Колыма» ушла обратно во Владивосток. Собранные самолёты выполнили несколько полётов вдоль р. Лены для поисков речного каравана, а затем приводнились у своей новой базы – посёлка Булун. Через несколько дней буксир «Красная звезда» доставил авиатопливо, и самолёты смогли вылететь в Якутск. Промежуточные посадки в Джарджане, Жиганске и устье Вилюя позволили дозаправиться топливом. 13 августа самолёты подлетели к Якутску. В здании цирка, вместившем полторы тысячи человек, прошло торжественное собрание по этому поводу. Здесь же участники перелёта были награждены Грамотами Якутского ЦИКа, специальными нагрудными знаками «Открывателю воздушного пути Якутии от ЯЦИК», шкурами белых медведей и песцов. Во ВЦИК было направлено ходатайство о награждении их орденами Красного Знамени.

Экспедиция Красинского. Фото znanie.podelise.ruМорская авиация, самолет Ю-13. Фото vsehpozdravil.ru

Из Якутска в Иркутск путь воздушной экспедиции пролегал через Исить, Олёкминск, Мачу, Усть-Кут, Жигалово и Качуг. Много было поломок, непредвиденных остановок, плохой погоды, но в целом экспедиция завершилась успешно.

Вторая воздушная экспедиция

Летающая лодка Дорнье-Валь. Фото navy.suНа следующий год Г.Д. Красинский организовал под флагом Осоавиахима Вторую Северную воздушную экспедицию – от Владивостока через Архангельск до Ленинграда вдоль побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. В ходе перелёта планировались воздушные географические исследования в районе Медвежьих островов, доставка почты и медикаментов на о. Врангеля, посещение Северной Земли. Замысел был грандиозным. На всей трассе Севморпути действовало всего шесть полярных станций, откуда можно было получить сводки погоды и помощь в случае аварии.

Для экспедиции закупили в Италии летающую лодку «Дорнье-Валь», получившую персональное имя «Советский Север». При скорости 150 км/час она могла преодолеть без посадки 1 800 км. В состав экипажа вошли: руководитель Г.Д. Красинский, командир самолёта А.А. Волынский, второй пилот Е.М. Кошелев, штурман (лётчик-наблюдатель) Н.Н. Радзиевич и бортмеханик С.И. Борисенко. Самолёт вылетел из Владивостока 16 июля 1928 года. Миновав Сахалин, он взял курс на Камчатку. Первый в истории отечественный перелёт через Охотское море занял 9 часов. Следующая посадка была в устье р. Анадырь.

Неустойчивая погода преследовала авиаторов, тем не менее, 17 августа они приводнились в лагуне у посёлка Уэлен. Далее экспедиция взяла курс на мыс Северный вдоль Чукотского побережья, но из-за плохой погоды была вынуждена сесть в Колючинской губе. Трое суток авиаторы провели на безлюдном берегу, пережидая 10-бальный шторм. Стихия так изуродовала самолёт, что крылья деформировались, а оба правых подкоса вывернуло из башмаков. К утру машину понесло ветром к галечной косе и выбросило на юго-восточный берег губы. Перелёт был закончен. Покинув разбитый самолёт, экипаж три недели добирался через тундру и горные цепи до мыса Дежнёва, откуда на пароходе «Ставрополь» отбыл во Владивосток.

Третья воздушная экспедиция

3-8. После окончания полярной экспедиции. Фото s39.radikal.ruВ 1929 году Осоавиахим организовал новый перелёт от мыса Дежнёва до Булуна. В состав экспедиции вошли лётчик О.А. Кальвица, бортмеханик Ф.Ф. Леонсард и уполномоченный Наркомторга Г.Д. Красинский. Планировалось выяснить возможности вывоза пушнины, заготовляемой факториями Госторга, а также посетить о. Врангеля. Для перелета была выбрана одна из модификаций гидросамолёта «Юнкерс-13». Обычно все дальние перелёты сопровождались сухопутными и морскими экспедициями, которые организовывали места посадок, сооружали склады горючего и запчастей.

Теперь же впервые решили обойтись без них, используя ранее заложенные базы. Разобранный самолёт в сопровождении механика отправили по железной дороге во Владивосток. Кальвица и Красинский прибыли туда пассажирским поездом. Самолёт погрузили на пароход «Лозовский», который отправился в путь 30 июня. Посетив Петропавловск-Камчатский, судно взяло курс на Чукотку. В бухту Лаврентия прибыли 23 июля. На этом морское путешествие закончилось. Здесь самолёт установили на поплавки. Однако попытка перелететь в Уэлен и далее на мыс Северный оказалась нелёгкой. То погода, то сильный встречный ветер. Кроме того, самолёт на стоянках атаковали плавучие льды. В конце концов добрались до мыса Северный, откуда совершили полёт на о. Врангеля и пообщались с начальником острова Г.А. Ушаковым.

Далее путь лежал на устье Колымы. Опять туман по трассе, вынужденные посадки и холодные ночёвки в кабине самолёта. 8 августа прилетели в Нижнеколымск, провели организационное заседание ячейки Осоавиахима и в тот же день стартовали в Среднеколымск. Через два дня вернулись  обратно. Попрощавшись с Колымой, самолёт вылетел к устью Алазеи. Низкие тяжёлые тучи, сильный проливной дождь по-прежнему сопровождали экспедицию. Приводнения в неизвестных районах приводили к частым посадкам на мель. После старинного посёлка Русское Устье, расположенного на берегу р. Индигирка, залетели на о. Большой Ляховский, полярную станцию на котором возглавлял Н.В. Пинегин.

Далее последовали посадки в селе Казачьем в низовьях р. Яны, откуда перелетели в посёлок Булун. Здесь пришлось перебирать и чистить мотор, крепить расшатавшийся пропеллер. Тем не менее, при попытке выполнить полёт вдоль р. Лены вал мотора сломался и пропеллер улетел в воду. Стало ясно, что воздушная часть экспедиции закончилась. К счастью, у крайней точки запланированного маршрута. 11 сентября самолёт погрузили на баржу, которую буксир «Полярный» неспешно потянул вверх по Лене к далёкому Якутску. На время перехода авиаторы переквалифицировались в лесорубов и грузчиков дров для ненасытной топки паровой машины. Через неделю рядом с баржей приводнился гидроплан лётчика Галышева, который забрал Кальвицу и увёз в Якутск. Красинский и Леонгард остались на барже сопровождать самолёт.

18 сентября Кальвица выступил на объединённом заседании ЦИК и Совнаркома ЯАССР с подробным отчётом об экспедиции. За 41 лётный час экипаж самолёта преодолел 5,5 тыс. км, изучив условия полётов и посадок от мыса Дежнёва до устья р. Лены. С учётом прошлогоднего полёта самолёта «Советский Север» было разведано побережье Тихого и Северного Ледовитого океанов протяжённостью 10,5 тыс. км. Полученный опыт полётов лёг в основу организации регулярных воздушных линий в этом регионе.

*          *          *          *          *

Как видим, Г.Д. Красинскому принадлежит роль организатора воздушных полётов в Восточном секторе Арктики. Можно сказать, что он опередил время, замахнувшись на перелёт из Владивостока в Архангельск вдоль побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Вдоль трассы Севморпути ещё не было полярных станций, населённых пунктов, морских портов, которые можно было использовать как вспомогательные базы. Потеряв в 1928 году один самолёт, участники воздушных экспедиций всё-таки доказали возможность дальних полётов в Арктике и определили первоочередные задачи. В этом их неоспоримая заслуга.

Георгий Давыдович Красинский родился в 1890 году. Уже в юношеские годы стал участвовать в революционном движении, за что подвергался арестам и ссылкам. После революции возглавлял бюро внешних сношений Центросоюза, в 1922 году был назначен особоуполномоченным Совнаркома по Северному морскому пути. Руководил несколькими морскими экспедициями из Владивостока в устья Колымы и Лены. При поддержке Комсеверопути и Осоавиахима организовал описанные выше воздушные экспедиции.

С образованием в 1932 году Главного управления Севморпути Г.Д. Красинский перешёл в эту структуру. Работал плодотворно, но в 1938 году был репрессирован вместе с большой группой высшего руководства ГУСМП. Припомнили его меньшевистское прошлое и причислили к «врагам народа».

Литература:

  1. Красинский Г.Д.  «Пути Севера. Северные воздушные экспедиции 1927-1928 г.г.». – М., 1929.
  2. Негенбля И.Е. «Над безграничной Арктикой». – Якутск, 1997.
  3. Почтарёв А.Н., Горбунова Л.И. «Полярная авиация России. 1914-1945 г.г.». – М., Паулсен, 2011, с.91-99.
  4. Шевелёв М.И. «Арктика – судьба моя». – Воронеж, МОДЭК, 1999, с. 22.
  5. Ларьков С.А., Романенко Ф.А. «Враги народа» за полярным кругом». – М., Паулсен, 2010, с. 138-161.
Дополнительная информация к циклу статей

Автором данного цикла является наш удивительный автор - Юрий Бурлаков. Юрий Константинович - выдающийся исследователь русского Севера, родился 24 апреля 1942 года в г. Ставрополе, где в 1959 году закончил школу с золотой медалью. Уже будучи членом краеведческого кружка в Доме пионеров, принял участие в трёх экспедициях по Северному Кавказу (Уруп - 1956 г., Архыз - 1957 г., Теберда - 1958 г.), участвовал в раскопках остатков четвертичной фауны в Косякинском карьере, организованных Зоологическим музеем АН СССР. Как ни странно, Юрий Бурлаков не пользуется компьютером, не имеет электронной почты, не регистрируется ни на сайтах, ни в соцсетях. Поэтому его великолепные очерки и циклы статей будут выходить на страницах Энциклопедии от имени нашего Отдела информации.

Ю.К. Бурлаков  Ю.К. Бурлаков

В 1959 году Юрий Бурлаков поступил на геологический факультет Ленинградского университета, который окончил в конце 1964 года по специальности геолог-съемщик-поисковик. Во время учебных и производственной практик принимал участие в экспедициях по Памиру (1961 г.), Тянь-Шаню (1962 и 1963 гг.), Чукотке (1964 г.). По распределению попал в Верхне-Индигирскую экспедицию Якутского геологического управления (п. Усть–Нера Оймяконского района ЯАССР. Работал геологом, начальником партии на съёмке геологической карты масштаба 1:200.000 в верховьях р. Индигирки (бассейны рр. Куйдусун, Нера и Мома).

В 1990-1993 гг. работал во вновь образованной Ассоциации полярников, в 1994-2002 гг. - в аппарате Государственной Думы РФ, помощником заместителя председателя Думы А.Н. Чилингарова. За это время принял участие в пяти морских экспедициях по арктическим архипелагам, Северному морскому пути и на Северный полюс: 1991 г. - теплоход «К. Еланская» на Шпицберген и ЗФИ, 1991 и 1992 гг.- атомоход «Советский Союз» по Севморпути и на Северный полюс, 1993 г. - атомоход «Ямал» на Северный полюс, 1996 г. - норвежское НИС «Лансе» на ЗФИ.

С 1991 г. по 2002 г. ежегодно участвовал в весенних воздушных спортивных и туристических экспедициях на Северный полюс. Осенью 1999 г. принял участие в экспериментальном рейсе тяжелого вертолета Ми-26 на Северный полюс без дозаправки. Зимой 1995/1996 и 2001/2002 гг. побывал в Антарктиде со спортивной командой «Метелица» и при организации полета на Южный полюс легкого самолета Ан-3.

В 1997-2007 гг. ежегодно участвовал в летних поисках и раскопках остатков мамонтовой фауны по линии Международного мамонтового комитета (1997-2000 гг. – на Таймыре, 2001-2005 гг. – на севере Якутии, 2006-2007 гг. – на Ямале).

Всего за 1956-2007 гг. записал на свой счет около 30 экспедиций. С 2001 года увлекся изучением истории исследования и освоения Российской Арктики. За последние годы опубликовал две книги и около полусотни статей в сборниках, журналах и газетах по исторической, географической и палеонтологической тематике. На общественных началах является редактором полярной литературы московского издательства «Паулсен». Участвует в работе Ассоциации полярников (в 2002-2012 гг. был её вице-президентом), Полярной комиссии Московского отделения Русского географического общества, Международного мамонтового комитета (в качестве консультанта по палеогеографии). К увлечениям можно отнести коллекционирование минералов и полярной филателии. Любит собак, темное пиво и строганину из сиговых рыб.

Статья просмотрена: 3650
Рейтинг статьи: 4
Bookmark and Share
Страны: Россия
Отдел Информации
Источник изображений: Из открытых источников, ничьи права не нарушены
Специально для Всемирной Энциклопедии Путешествий
↓ Комментарии ( 1 )
 Печенегов
Дорогой Юрий Константинович! Спасибо тебе за неизбывную любовь к Арктике, за большой труд по поиску интересных страниц истории её освоения! Знать первая любовь не забывается! В биографию Севера вписана яркой строкой и твоя биография. Жду от тебя обещанных страниц воспоминаний о наших приключениях и злоключениях в Чили и Антарктиде. В конце ноября исполнилось 20 лет со дня десанта в Чили участников Антарктической экспедиции "Антарктида и человек". Вспоминаю, как мы отрывались в эти декабрьские дни, предшествующие экспедиции, в штормящем Тихом океане близ Вальпараисо, а потом ездили в гости к Магеллановым пингвинам. Не теряю надежды получить от тебя заметки личных воспоминаний. Поделимся с читателями ВЭП. Вчера Иван Кужеливский послал мне ссылки на фильмы об арктических и антарктических экспедициях с его участием. В том числе и фильм "Антарктида-1995". Успехов! Обнимаю!
Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям энциклопедии
Авторизуйтесь на главной странице если у Вас уже есть аккаунт
Зарегистрируйтесь, если у Вас ещё нет аккаунта на портале Всемирной Энциклопедии Путешествий
тел +7 (925) 518-81-95
Сайт является средством массовой информации.
Номер свидетельства: Эл № ФС77-55152.
Дата регистрации: 26.08.2013.
7+
Написать письмо